ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способ качественного фонаСпособ качественного фона используется для передачи явлений, имеющих сплошное или массовое распространение, и показывает качественное подразделение территории (районирование) на однородные участки по тем или иным природным или социально-экономическим признакам (рис. 8).
Для изображения на карте явления по какому-либо признаку вначале разрабатывается классификация, согласно которому картографируемая территория делится на однородные участки. Для некоторых карт, например геологических, почвенных, разработаны типовые классификации, шкалы для раскраски и индексы. Разработка классификаций является весьма ответственной задачей, от выбора классификации может быть различное отображение картографируемого явления. Способ качественного фона может применяться только при условии распространения картографируемого явления по всей изображаемой на карте территории (повсеместность распространения). Например, этим способом можно отобразить климатические зоны земного шара, так как комплекс явлений, характеризующих климат (температура, осадки и т.п.) наблюдаются в любом месте земной поверхности. Но методом качественного фона нельзя показать распространение какого-либо отдельного вида животных или растений, размещение отдельного вида полезных ископаемых, в общем, все те явления, которые не имеют повсеместного распространения. Способ качественного фона неприемлем при картографировании явлений, которые хотя и распространены по всей изображаемой на карте территории, но различаются в этих пределах лишь по количественным показателям. Например, невозможно составить карту осадков, пользуясь способом качественного фона, хотя осадки имеют сплошное распространение по территории. Качественные различия можно выделять по одному признаку, как, например, на политико-административных картах, где в основу деления положена административная принадлежность территории или характеристика населения по национальной принадлежности. Но гораздо чаще качественные различия (районирование) производится по совокупности многих показателей (составление ландшафтных, климатических карт, карт специализации сельского хозяйства). Способ качественного фона широко применяется на картах природы (геологические, почвенные, геоботанические, физико-географического районирования и др.) и некоторых социально-экономических картах (сельскохозяйственное и другое районирование). При составлении карт способом качественного фона границы участков наносятся либо на основе различных картографических и литературных источников, по аэроснимкам или на основе наблюдений и измерений в натуре, то есть в процессе полевых съемок (почвенных, геологических и т.д.). На одних картах четко разграничиваются качественные различия между картографическими объектами (например, границы политико-административного деления), на других, где смена одного типа другим происходит постепенно через переходную полосу. Преимущества способа качественного фона: легко сочетается с другими способами, т.к. при использовании прозрачных красок, все остальные графические построения карты читаются почти так же, как и выполненные на листе чистой бумаги; на одной карте можно показать много явлений, используя для этого цвет, штриховку, индексы или оцифровку, а также, размещенные по территории карты (например, название народов). Использование качественного фона при картографировании явлений рассредоточенных на больших площадях, но малых по количественной величине (например, на карте народов СНГ, малые народности – эвенки, ханты и др.) и явлений, сосредоточенных на меньших площадях (например, украинцы, белорусы и др.) может привести к зрительной переоценке «удельного веса» малых народностей в населении СНГ. В этих случаях следует применять сильные (для отображения украинцев и белорусов) изобразительные средства (различную насыщенность цвета). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|