Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция №12.Конфликты в туристской деятельности.




Часа

1.Стили конфликтного поведения в туристской деятельности.

2.Методы разрешения конфликтных ситуаций.

 

В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями» (Краткий психологический словарь.)

Виды конфликта

 

Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от:

А) вовлеченных в него субъектов:

— внутриличностные;

— межличностные;

— межгрупповые;

— между отдельным человеком и группой.

Б) исхода:

— деструктивные;

— конструктивные.

В) вовлеченных организационных уровней:

— горизонтальные (при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня);

— вертикальные (при вовлечении в конфликт представителей различных организационных уровней).

Г) длительности протекания:

— кратковременные;

— затяжные.

Д) источника возникновения:

— субъективные (личные качества, индивидуальные особенности участников конфликта);

— объективные (экономические, технологические, организационные факторы).

Стратегии конфликтного взаимодействия

В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации:

1) путь «борьбы», направленной на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого;

2) уход от конфликта;

3) ведение переговоров с целью найти приемлемое для обеих сторон решение возникшей проблемы.

Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия (авторы У. Томас и Р. Килмен) берет за основу степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и на сохранение взаимоотношений, и на основании этих двух переменных выделяет пять видов стратегий (см. схему).

1. Доминирование стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранению взаимоотношений.

2. Уступчивость в противоположность конкуренции означает принесение собственных интересов в жертву ради поддержания взаимоотношений.

3. Уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, из-за чего, собственно, и произошел конфликт

4. Компромисс, характеризующийся тактикой второстепенных уступок.

5. Сотрудничество когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и сохраняющей взаимоотношения между ними.

 

 

Типы конфликтных личностей

 

 

Типы конфликтных личностей (по С. М. Емельянову)

Тип конфликтной личности Поведенческие характеристики
Демонстративный Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо
Ригидный Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям
Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков
Сверхточный Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям.Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе
«Бесконфликтный» Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков, как своих, так и окружающих

 

Существуют различные подходы как к описанию типологии конфликтных личностей, так и к описанию их поведения в конфликтах. Тем не менее общим является признание наличия особенностей в проявлениях определенных типов личности в трудных межличностных ситуациях и непосредственно в ситуациях конфликтного взаимодействия.

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов является наличие у человека акцентуаций характера,которые проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт или их сочетания и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Другой, не менее частой личностной причиной конфликтов является тип темперамента. В частности, холерический тип темперамента человека может приводить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик отличается неустойчивым, подвижным типом нервной системы. В то же время он быстрее остывает и переходит к неконфликтному типу взаимодействия.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.

Представленные выше характеристики встречаются наиболее часто. Однако они не дают полного представления обо всех возможных типах конфликтной личности.

Психологом В. В. Синеоком исследовано влияние акцентуации характера на конфликтность курсантов-летчиков. Установлено, что выраженной формой акцентуации характера конфликтной личности курсанта является эксплозивная форма. Для бесконфликтных курсантов характерна психастеническая форма акцентуации личности. Психастеникам свойственна высокая тревожность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах.

Интересные результаты получены после сравнения стратегий поведения конфликтных и бесконфликтных курсантов-летчиков в ситуациях противодействия. У конфликтных курсантов нет ярко выраженной стратегии поведения в трудных ситуациях социального взаимодействия. Наблюдается некоторое преобладание компромиссной стратегии и относительно редкое поведение, связанное с уходом от конфликта.

Для бесконфликтных курсантов характерны типы поведения, основанные на уступках, в ущерб своим интересам. Преобладают стратегии приспосабливающегося и сотрудничающего поведения. Заметно реже других ими используется стратегия соперничества. Такое поведение в предконфликтных ситуациях, очевидно, обеспечивает этим индивидам лучшее взаимодействие с окружающими.

 

 

Вопросы для рубежного контроля №1

1.Понятие о предмете и задачах психологии туристской деятельности

2.Роль психических процессов в выборе туристского маршрута

3.Виды психических процессов.

4. Понятие о психике

5. Что такое панпсихизм?

6. Что такое антропопсихизм?

7. Что такое биопсихизм?

8. Что такое мозгопсихизм?

9. Что такое нейропсихизм?

10.Ощущение и восприятие

11.Память и внимание

12.Мышление и воображение

13.Структура психики

14.Функции психики

15.Сознание и психика

16.Понятие о личности

17. Теории личности

18. Темперамент

19. Способности

20. Характер.

21. Акцентуация характера.

22.Типы акцентуации.

23.Шизоид

24.Эпилептоид

25.Истероид

26.Параноид

27.Гипертим

28.Циклоид

29.Психастеноид

30.Конформный тип

31. Неустойчивый тип

32.Педантичный тип

33.Экзальтированный тип

34.Лабильный тип

35.Застревающий тип

36. Основные факторы туристской мотивации

37. Виды туристской мотивации

38. Туристские мотивы.

 

 

Вопросы для рубежного контроля №2

 

1.Типология туристов поГ.Гасу

2. Типология туристов по возрасту

3. Типология туристов по группам

4. Типология туристов по ролям в группе

5.Виды туризма

6.Факторы формирования туристского интереса

7.Теории мотивации в туризме

8. Теория Д.Шварца

9.Теория З.Фрейда

10.Теория А.Маслоу

11. Психотехнологии в рекламетуристских услуг

12. Психология рекламного воздействия

13. Психотехнология разработки рекламного текста

14. Психотехнология разработки рекламного слогана

15. Психотехнология разработки рекламного листовок

16. Особенности рекламы в газете

17. Особенности рекламы в журнале

18. Особенности рекламы на радио

19. Особенности рекламы на телевидении

20.Щитовая реклама

21.Транзитная реклама

22.Психолингвистика рекламы

23. Воздействие цвета в рекламе

24.Гипнотическая реклама

25.Реклама и покупательское поведение в туризме

26. Особенности психических процессов в рекламе

27. Современные подходы в рекламе туризма

28. Психологические особенности презентации туристских услуг

29. Визуальные средства рекламы

30. Управленческая деятельность в туризме

31. Организационная структура управления

32. Управленческая культура

33. Руководство и лидерство

34. Власть и авторитет руководителя

35. Стили управления

36. Функции управления

37. Понятие о конфликте

38.Стили конфликтного поведения в туристской деятельности

39. Методы разрешения конфликтных ситуаций

40. Сетка Томаса-Киллмена

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных