ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
А. В. БРУШЛИНСКИИ Призыв к прочному союзу психологии и этики весьма актуаленНа мой взгляд, обсуждаемый доклад Б. С. Братуся очень интересен и весьма существенен для уяснения перспектив дальнейшего развития психологической науки именно теперь — на рубеже двух веков. Я целиком согласен — в принципе — с основной идеей автора: о необходимости систематически и глубоко раскрыть и реализовать взаимосвязь между психологией и этикой. Уже некоторые основоположники и классики социологии и психологии справедливо усматривали эту взаимосвязь в самом фундаменте социальной психологии и вообще психологии. Например, французский ученый Э. Дюркгейм — один из основателей социологии, оказавший огромное влияние и на психологическую науку, — полагал, что предметом социологии (и, добавим, социальной психологии) является социальное. С его точки зрения, оно состоит прежде всего из коллективных представлений больших общностей людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, символов и т.д., общих для всех членов данного сообщества и потому обеспечивающих его единство. Такие представления существуют в форме символов, понятий, моральных предписаний, религиозных верований и т.д. Следовательно, для Дюркгейма социальное и моральное неразрывно взаимосвязаны и даже тождественны друг другу, чем и определяется предмет социологии и социальной психологии в их единстве с этикой, изучающей мораль. Приведу еще один пример. Основоположник субъектно-деятельностной теории в психологии С.Л. Рубинштейн (на которого справедливо ссылается и Б.С. Братусь)[12] уже в своих "Основах общей психологии" (М., 1940 и 1946) следующим образом раскрыл фундаментальную взаимосвязь психологической науки и этики. Человек (субъект, личность) и его психика формируются и развиваются в процессе и в результате (изначально практической) деятельности — игровой, учебной, трудовой и т.д., т.е. социальной по своей сути. Тем самым человек включается во все более сложную систему отношений с другими людьми. Когда моральное содержание таких отношений приобретает ведущее значение, деятельность выступает в новом качестве — как поведение (т.е. в нравственном, а не бихевиористском смысле слова)... Тогда "единицей" поведения является поступок (а действие есть "единица" деятельности). Таким образом, уже в исходных основаниях психологической науки заложена ее органическая связь с этикой. Многие психологи внесли большой вклад в систематическую разработку психолого-этических проблем: Ж. Пиаже (Швейцария), Л. Колберг (США) и др. Очень интересные исследования в этой области ведут сейчас отечественные психологи К.А. Абуль-ханова-Славская, М.И. Воловикова, В.В. Знаков, О.П. Николаева, С.Г. Якобсон и многие др. (не говоря уже о прежних работах самого Б.С. Братуся). Таким образом, глубоко и во многом по-новому обоснованный призыв Б.С. Братуся к прочному союзу психологии и этики мне представляется весьма актуальным. Многие из его конкретных аргументов в пользу такого союза тоже, на мой взгляд, должны быть поддержаны (например, очень существенные соображения о важности и трудности определения "психологической нормы" в развитии личности, о специфике психологии в системе наук и др.). Вместе с тем его некоторые другие аргументы нуждаются, по-моему, в дополнительном обосновании. Это прежде всего идея о том, что личность для психолога "есть особый психологический инструмент, орудие, принадлежащее человеку, служащее ему, как и другие инструменты и орудия". Такое орудийное, инструментальное понимание личности является, по-видимому, новым обобщением очень широко и издавна у нас распространенного положения о том, что именно средства (например, речевые знаки как средства, по Л.С. Выготскому), выступающие в качестве инструментов, суть главные, "производящие" причины психического развития людей. В свою очередь, данное положение возникло у нас как весьма неточный "перенос" в психологию и гиперболизация известной идеи К. Маркса о принципиально важной роли орудий в трудовой, производственной деятельности людей. На мой взгляд, здесь требуется следующее уточнение. Любые средства, орудия, инструменты и т.д. в принципе не могут быть самодовлеющим фактором в жизни человека, потому что они возникают и используются только "внутри", в составе целостного взаимодействия субъекта (индивидуального, группового и т.д.) с объектом (с природой, с обществом, с другими людьми и т.д.). И уж тем более таким орудием не является личность. Личность — это всегда субъект (хотя он не сводится к личности, поскольку им может быть и группа людей, и все человечество в целом). Человек объективно выступает в разных, но взаимосвязанных качествах: как субъект, как личность, как организм и т.д. (но никогда — как орудие! — далее для самого себя). Именно и только человек, субъект, личность создает орудия, инструменты и другие средства своей деятельности и с их помощью поднимается на все более высокие ступени развития. А потому сама личность не может быть низведена до уровня орудия, инструмента и т.д. в вышеуказанном смысле слова. Я бы считал необходимым уточнить и другой вывод, сделанный в обсуждаемом докладе: "для все большего количества людей становится характерным именно этот диагноз — психически здоров, но личностно болен". Такое противопоставление психики и личности может привести к отрыву первой от второй и, значит, к пониманию психики как субъекта. (А если встать на точку зрения автора доклада, то нельзя не признать, что личность, лишенная психики, т.е. оторванная от нее, не в состоянии быть даже орудием для человека.) Соответственно, я бы скорректировал и более общий, исходный тезис о человеке: "Человек — единственное существо, которое только по факту своего рождения не принадлежит еще к своему роду, роду человеческому". Когда процитированным тезисом выражается бесспорная мысль о том, что у людей нет инстинктов и они "обречены" быть свободными, то я, конечно, целиком согласен с этим. Но все же, на мой взгляд, новорожденный человеческий младенец уже по факту своего рождения является не животным, а человеком, хотя еще только начинающим свой жизненный путь, т.е. он уже принадлежит к роду. Более того, с моей точки зрения, еще до рождения такого младенца (в конце внутриутробного периода) у него возникают самые первые, простейшие психические явления — чувственные впечатления. Иначе говоря, уже изначально его психика представляет собой неразрывное единство природного и социального[13]. Любое психическое явление у человека содержит в себе хотя бы элементарный "отношенческий" (и, стало быть, оценочный) аспект. Это отношение к людям, предметам, событиям и т.д., которое выражает оценку их значимости для данного индивида. Ясно, что в такой оценочной (оценивающей) функции отношения субъекта к другим людям коренятся истоки морали и науки о ней (этики), изучающей межличностные взаимоотношения. И теперь в заключение несколько слов непосредственно о самой этике. Б.С. Братусь обсуждает, быть может, важнейший для данной науки вопрос о ее нормативности. По этому поводу издавна и до сих пор существуют, как известно, многие очень разные точки зрения. Я разделяю ту из них, согласно которой этика исходно не является нормативной: первично она изучает не то, что должно быть, а то, что есть в реальных подлинно человеческих отношениях. И лишь вторично она обращает раскрываемые таким образом закономерности в правила и нормы поведения людей, в нравственные требования к человеку. Изначальная ненормативность этики еще более сближает эту науку с психологией. В целом — повторяю — интересная статья Б.С. Братуся, резко заострившая проблему такого сближения, очень нужна и полезна как своими убедительно обоснованными положениями, так и дискуссионными идеями. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|