Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2.4 Психическое развитие ребенка младшего возраста. Новорожденность. Младенчество




Младенческий возраст — (в отечественной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 года.

Зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно.

Младенчество подразделяется на 3 этапа:

1). новорожденность;

2). 1-ое полугодие жизни;

3). 2-ое полугодие жизни.

 

1). Этап новорожденности охватывает 1 – 2 месяца жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.

Новорожденность является возрастным кризисом (длится около 4-6 недель после рождения).

Новорожденность – это переходный этап между двумя стабильными периодами: периодом внутриутробного развития и периодом младенчества, длящийся от рождения до 1 года.

То, что новорожденность является переходным периодом, подтверждают следующие факты: дети, рожденные недоношенными (8 – 9 месяцы беременности), и дети, рожденные переношенными (10 – 11 месяцы беременности), отличаются лишь незначительно в своем здоровье от детей, родившихся вовремя. Недоношенные и переношенные дети очень быстро догоняют в своем развитии нормальных детей.

В период новорожденности происходит приспособление ребенка к жизни вне утробы матери.

К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития, но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная чувствительность.

При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения, новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека.

В период новорожденности в поведении большую роль играют безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс – рефлекс, осуществляемый на основе постоянной, генетически обусловленной нервной связи между воспринимающими элементами нервной системы и исполнительными органами.

 

У новорожденного обнаруживаются безусловные рефлексы:

1. сосательный,

2. оборонительный,

3. ориентировочный.

 

Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие рудиментарные рефлексы:

1. рефлекс Моро,

2. ладонный рефлекс (хватательный),

3. рефлекс переступания,

4. рефлекс ползания,

5. рефлекс Бабинского и др.

 

К концу новорожденности дети начинают держать голову, а 25% — самостоятельно переворачиваться.

В период новорожденности происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми. При правильном воспитании со 2 – 3-й недели возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемые обращением взрослого человека, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце 1-го — начало 2-го месяца появляется первая «социальная» улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода новорожденности.

 

Благополучное течение новорожденности зависит:

1. от степени развития плода к моменту рождения,

2. наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов,

3. от условий воспитания.

 

Главное условие воспитания на этапе новорожденности — создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов.

Комплекс оживления

Комплекс оживления начинает формироваться с 3 недели жизни.

Комплекс оживления это совокупность положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого).

Появление комплекса оживления характеризуют:

1. улыбка,

2. вокализация ребенка,

3. двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса) и предшествующие этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия,

4. учащенное дыхание,

5. блеск глаз,

6. радостные вскрики,

7. смех и т. п.

Комплекс оживления складывается постепенно, начиная с 3-й недели жизни. Сначала отмечается замирание или сосредоточение при звуках, зрительная фиксация объекта (предмета или лица человека), затем появляется улыбка, к которой позже присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На 2-м месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается уже весь комплекс оживления. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до 3-4 месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.

 

При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается.

Слабая выраженность каких-либо. компонентов комплекс оживления может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.

 

2). 1-е полугодие жизни — этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью.

Ведущая деятельность эмоциональное общение ребенка со взрослым.

На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления.

 

Основные психологические новообразования — аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности).

Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных