При Правительстве РФ проф. Шохин E. И.
Академия менеджмента и рынка
Институт финансового менеджмента
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
под редакцией академика
Академии менеджмента и рынка
E. С. Стояновой
Издание пятое, переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством
образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений,
обучающихся по специальностям
«Финансы и кредит», «Менеджмент»,
«Бухгалтерский учет и аудит»
Москва
Издательство «Перспектива»
УДК 336
ББК 65.9(2)262
Ф59
Научно-издательский совет: В. П. Грошев, Э. M. Короткое, M. В. Никорук, E. А. Стоянов
Авторы: проф. Стоянова E. С. (Введение; часть I, глава 3; часть II, главы 1, 2, 3; часть III, главы 1, 2, 3; часть IV, глава 2; прак- тикумы; приложения); доц. Крылова T. Б. (Часть I, глава 1); проф. Балабанов И. T. (Часть III, глава 4, параграфы 1, 3, 4, 5, 6); доц. Быкова E. В. (Часть II, глава 2; часть III, глава 2; практикумы); проф. Кукукина И. Г. (Часть II, глава 2; прак- тикум); магистр Масленченков Ю. С. (Часть IV, глава 1); проф. Бланк И. А. (Часть III, гл. 2); доц. ВащенкоТ. В. (Часть I, глава 2; часть III, глава 4, параграф 2; приложения).
Рецензенты:
кафедра «Менеджмент и статистика фирм» Московского
Государственного университета экономики, статистики и
Информатики (зав. кафедрой д-р эконом, наук проф.
Ильенкова С. Д.) и зав. кафедрой «Финансы предприятий и
финансовый менеджмент» Финансовой Академии
при Правительстве РФ проф. Шохин E. И.
Финансовый менеджмент: теория и практика:
Ф59 Учебник / Под ред. E. С. Стояновой. — 5-е изд., перераб. и доп.— M.: Изд-во «Перспектива», 2003. — 656 с.
ISBN 5-88045-036-8
Базовый профессиональный курс управления финансами предприятия, охватывающий комплекс проблем финансо- вого менеджмента в соответствии с российскими и меж- дународными программами изучения данной дисциплины, ориентированный на практическое применение в условиях отечественного рынка.
Для студентов, аспирантов, преподавателей экономиче- ских вузов, руководителей, финансовых менеджеров, эко- номистов и бухгалтеров предприятий, аудиторов и консуль- тантов, банковских работников.
ББК 65.9(2)262
ISBN 5-88045-036-8
©Авторский коллектив, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000,2001,2002,2003
© Издательство «Перспектива», 1996, 1997, 1998, 1999, 2000,2001,2002,2003
© Академия менеджмента и рынка, Институт финан- сового менеджмента, 1996, 1997, 1998, 1999,2000, 2001,2002,2003
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................. 7
ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА..................................................................... 19
ГЛАВА L УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ - ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА........................ 21
1.1. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента..................................................................... 21
1.2. Основные показатели учета и отчетности, используемые в финансовом менеджменте.
Анализ денежных потоков................................................ 33.
1.3. Основные финансовые коэффициенты отчетности.. 62
ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА....................................................................... 84
2.1. Простые ставки ссудных процентов........................... 86
2.2. Простые учетные ставки.................................................... 90
2.3. Сложные ставки ссудных процентов.......................... 92
2.4. Сложные учетные ставки............................................. 99
2.5. Эквивалентность процентных ставок
различного типа.......................................................... 103
2.6. Учет инфляционного обесценения денег
в принятии финансовых решений............................ 109
2.7. Аннуитеты..............,..................................................... 116
2.8. Дивиденды и проценты по ценным бумагам. Доходность операций с ценными бумагами.................................. 132
ГЛАВА 3. ТЕРМИНОЛОГИЯ И БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА....................................... 138
ЧАСТЬ П. ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСО- ВОГО МЕХАНИЗМА ПРЕДПРИЯТИЯ................................. 147
ГЛАВА L ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА. ФИНАН- СОВЫЙ РИСК........................................................................ 149
1.1. Эффект финансового рычага (первая концепция). Рациональная заемная политика............................... 149
1.2. Эффект финансового рычага (вторая концепция). Финансовый риск....................................................... 163
1.3. Рациональная структура источников средств предприятия................................................................. 165
з
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА. ПРЕД- ПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК................................................ 182
2.1. Классификация затрат предприятия............................ 182
2.2. Операционный рычаг. Принципы операционного анализа. Расчет порога рентабельности и «запаса финансовой прочности» предприятия......................... 189
2.3. Предпринимательский риск. Взаимодействие финансового и операционного рычагов и оценка совокупного риска, связанного с предприятием......... 208
2.4. Углубленный операционный анализ........................... 212
ПРАКТИКУМ....................................................................... 219
ГЛАВА J. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ. ДИВИДЕНДНАЯ
ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОДСТВА.................................................................... 235
ЧАСТЬ III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИВНО-ТАКТИ- ЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.................... 241
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖ- МЕНТА..................................................................................... 243!
1.1. Инвестиционная стратегия предприятия..................... 243
1.2. Инвестиционный анализ............................................... 247
ГЛАВА 2. ТАКТИКА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА..264
2.1. Финансы маркетинга.
Основы принятия ценовых решений........................... 264
2.2.,* Комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами предприятия.................................................................. 307
2.2.1. Чистый оборотный капитал и текущие финансовые потребности предприятия....................................... 307
2.2.2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств — важнейший способ снижения текущих финансовых потребностей............................................................ 314
2.2.3. Выбор политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами.......................................................:......... 325
2.3. Критерии принятия финансовых решений по управлению оборотным капиталом............................. 329
2.3.1. Углубленный анализ собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей.................... 329
2.3.2. Деловые ситуации и финансовые решения............. 336
2.4. Управление основными элементами оборотных активов........................................................................... 347
2.4.1. Формирование запасов............................................ 347
2.4.2. Управление дебиторской задолженностью............ 352
2.4.3. Управление денежными активами.......................... 356
2.5. Совмещение операционного анализа с расчетом
денежных потоков в управлении оборотным
капиталом..................................................................... 361
ПРАКТИКУМ....................................................................... 368
ГЛАВА 3. СОЧЕТАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА...................................... 383
3.1. Основная дилемма финансового менеджмента: либо рентабельность, либо ликвидность.............................. 383
3.2. Интерференция долго- и краткосрочных аспектов политики предприятия.................................................. 387
3.3. Финансовое прогнозирование....................................... 406
3.4. Общий бюджет предприятия: структура и принципы составления................................................................... 409
3.5. Анализ и планирование движения денежных средств.416 ПРАКТИКУМ....................................................................... 434
ГЛАВА 4. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ............................................ 439
4.1. Финансовый риск как объект управления................... 439
4.2. Основные методы оценки риска.................................. 446
4.3. Сущность и содержание риск-менеджмента............... 454
4.4. Организация риск-менеджмента.................................. 460
4.5 Стратегия риск-менеджмента...................................... 468
4.6 Приемы риск-менеджмента......................................... 476
ПРАКТИКУМ.................:™.................................................... 486
ЧАСТЬ IV. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕ- НЕДЖМЕНТА......................................................................... 501
ГЛАВА L ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕН- ТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.,.......................................... 503
1.1. Предмет финансового менеджмента в коммерческом
банке.............................................................................. 503
1.2 Управление финансовой устойчивостью коммерческого банка.............................................................................. 528
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО БИЗНЕСА................................................................................. 601
2.1. Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла..601
2.2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса........................................................................... 605
2.3. Особенности инвестиционного анализа для малого предприятия................................................................... 612
2.4. Рыночная оценка взносов в уставный капитал малого предприятия. Оценка стоимости малого бизнеса......................................................................... 615
2.5. Выпуск акций и их размещение. Дивидендная политика...................................................................... 618
ПРАКТИКУМ......................................................................... 620
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................... 629
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Справочник основных формул
финансового менеджмента.............................................. 631
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблицы дисконтирования и компаундинга................................................................. 643
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................... 652
ВВЕДЕНИЕ
Широкое признание финансового менеджмента российскими учеными и практиками, введение этой дисциплины в учебные планы ведущих высших экономических учебных заведений со- ставляет главнейшее содержание нового этапа развития отечест- венной науки управления финансами предприятия. Речь идет, по существу, о принципиальном качественном изменении этой нау- ки, сумевшей — сегодня это можно с глубоким удовлетворением констатировать — дать адекватные ответы на самые жгучие воп- росы, поставленные жизнью:
• Как рыночная среда меняет логику функционирования фи- нансового механизма предприятия?
• Как управлять финансами предприятия на основе этой но- вой логики? Каковы рыночные критерии принятия финан- совых решений?
• Как сочетать стратегию и тактику, долго- и краткосрочные аспекты жизнедеятельности предприятия в новых условиях?
• Какие ограничения на управление финансами накладывает (но и какие новые возможности приносит) инфляционная среда?
• Какие существуют легальные методы финансового маневри- рования в целях нейтрализации последствий тяжелого нало- гообложения?
Вопросы эти можно множить и множить, но научная коррект- ность и этика требуют высветить главное: отечественная школа фи- нансового менеджмента состоялась благодаря наследию русских ученых-рыночников (и не только дореволюционных!), многовеково- му опыту зарубежных финансистов, оформленному в глубочайшим образом проработанную и красивейшую из наук — финансовый ме- неджмент, и, наконец, благодаря подвижничеству сегодняшних рос- сийских исследователей, не только доказавших, что изящный «им- портный» финансовый менеджмент применим к деятельности российских хозяйствующих субъектов, но и осуществивших необ- ходимую адаптацию основных положений зарубежных школ фи- нансового менеджмента к условиям рынка и действующему зако- нодательству по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообло- жению, а также восполнивших целый ряд пробелов, до сих пор су- ществовавших в зарубежной финансовой науке. Так, удалось
выявить и сформулировать особенности и принципы финансового менеджмента в условиях высокой инфляции, и даже «примирить» американскую и западноевропейскую школы финансового менед- жмента, проповедующие различные концепции эффекта финан- сового рычага. «Примирение» это стало возможным при опреде- лении так называемого критического значения нетто-результата эксплуатации инвестиций (часть II, параграф 1.3).
Итак, новый сложный этап формирования рыночной эконо- мики в России породил потребность в обучении как практиков бизнеса, так и студентов вузов финансовому менеджменту — науке управления финансами предприятия, направленной на достижение его стратегических и тактических целей. Последние же индиви- дуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в сложных условиях российского налогового климата могут иметь различные интересы в вопросах регулирования массы и динами- ки прибыли, приумножения имущества акционеров, контроля за курсовой стоимостью акций, дивидендной политики, повышения стоимости предприятия, но все эти и многие другие аспекты дея- тельности предприятия поддаются управлению с помощью уни- версальных методов, наработанных рыночной цивилизацией и о&ьединенных в науке финансового менеджмента в стройную и неоценимо полезную в практическом отношении систему.
Сразу же отметим в этой связи два важнейших момента.
Во-первых, предложенное определение финансового менедж- мента, Как может заметить эрудированный Читатель, несколько от- личается от принятой в странах развитого рынка дефиниции. Аме- риканские и западноевропейские коллеги определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой при- были на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли — возможны варианты. В ус- ловиях же российского рынка надо, как говорится, «брать шире»: финансовый менеджмент дает необходимый набор методов для достижения тех целей, которое данное предприятие само перед со- бой ставит. Главное — выбрать методы, соответствующие этой це- ли, а не противоречащие ей, и суметь их применить.
Во-вторых, вопреки мнению оппонентов, мы воспринимаем финансовый менеджмент именно с позиции критериев принятия финансовых решений, признавая, что главные принципы и методы финансового менеджмента носят универсальный характер, и соли- даризируясь тем самым с основными мировыми школами финан-
сового менеджмента. Одновременно, как уже говорилось, мы на- стаиваем на необходимости адаптации этих универсальных прин- ципов и методов к особенностям российского рынка. Оппоненты же считают иначе. В последнее время появилось несколько учеб- ников и учебно-практических руководств под вошедшим в моду названием «Финансовый менеджмент», зачастую содержащих не- мало полезных наставлений (об общем менеджменте, об организа- ционно-правовых формах предприятий, о приватизации, о различ- ных финансовых инструментах и т. п.), но основного содержания и главных методов финансового менеджмента совершенно не рас- крывающих. По существу, эти книги представляют собой доброт- ные мини-энциклопедии по юридическим и общеэкономическим основам предпринимательской деятельности, рынку ценных бу- маг, началам финансового анализа, налогообложения и даже бух- галтерского учета, не дающие, однако, Читателю современной фи- нансовой теории, признаваемой и применяемой всем Мировым экономическим сообществом. Не прививают такие учебники и практических навыков управления финансами предприятия. Чет- кое же и современное определение финансового менеджмента по- могает не только сориентироваться в выборе литературы, но и сде- лать выбор между набором сведений из сопредельных финансо- вому менеджменту дисциплин и собственно финансовым менедж- ментом, соответствующим общепринятым международным требова- ниям к образованию финансиста. Повторяем, мы полностью отдаем себе отчет в том, что механическое копирование и использование зарубежных моделей управления финансами фирмы «один к одно- му» в российских условиях не только неприемлемо, но и невоз- можно. Поэтому, убедившись на собственном опыте в действенно- сти и практической ценности универсальных методов финансово- го менеджмента для российских предприятий, мы сосредоточили свои научные и практические усилия на развитии отечественной школы финансового менеджмента, а педагогическую деятельность — на внедрении теоретических основ и практических аспектов фи- нансового менеджмента в учебный процесс.
Обладая «ноу хау» финансового менеджмента, владея логикой функционирования финансового механизма предприятия не толь- ко на уровне науки, но и как искусством, финансовый менеджер осуществляет свои важнейшие профессиональные обязанности:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|