Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Результаты ассоциативного эксперимента с русскими личными именами.




 

Ниже приводится фрагмент ассоциативного эксперимента с русскими мужскими личными именами. Результаты публикуются для ознакомления. Эксперименты с женскими именами (150 имен), и русскими фамилиями также не публикуются. Имена, не давшие реакций, не указываются. Список имен взят из книги: [Суперанская, 1990]. Число опрошенных – 50 человек. Можно утверждать, что эти эксперименты лишь подтвердили выводы, высказанные в работе [Чернобров, 1995]:

Установлено, что источником фоновых знаний служит почти исключительно телевидение.

Эксперимент показал, что в большинстве случаев реакции на заглавную форму имени и на его дериваты различны.

В английском языке, в отличие от русского, дериваты личных имен зачастую слабо связаны с исходной формой, что особенно характерно для США, где некоторые дериваты практически превратились в отдельные имена. Реакции информантов это подтверждают.

Реакции русскоязычных информантов более разбросаны и эмоциональны, в целом более слабы.

В “Словаре ассоциативных норм русского языка” несколько гипотез функционирования памяти. Мы назовем их так:

1. Гипотеза частоты употребления;

2. Гипотеза фреймов;

3. Гипотеза наглядных образов;

4. Гипотеза свернутых дескрипций;

5. Гипотеза минимальных фонетических различий. См. статью [Любимов, 1977, с.26-29].

Мы несколько изменили названия гипотез, приведенных автором, не затронув их сути. Обсуждение проблемы функционирования памяти и продвижение в его изучении – это компетенция профессионалов психологов и физиологов. Поэтому мы будем называть приведенные предположения гипотезами образования ассоциативных полей.

Эксперимент не дал основания предпочесть какую-либо из приведенных гипотез, он лишь позволил утверждать, что все они имеют право на существование, и объяснить механизмы какой-либо одной гипотезой невозможно.

 

132. Лавр – лавр, лавровый венец, лавровый лист – 9; победа 5; слава 2; суп; love – 2, дерево – 2; лавра, зеленый.

133. Лаврентий – Берия – 5; Лаврентьев (Академгородок) – 3, поп.

134. лазарь – лазарет; лазер – 4; Библия, воскрешение Лазаря – 5 светящийся, свет – 3.

135. Лев – лев – 9; сильный, сила, храбрость, ярость – 7; знак Зодиака; мохнатый, лохматый – 4; Толстой – 4; грива – 2; лещенко – 3; Троцкий.

136. Леонид – Агутин, Якубович – 3; Брежнев – 2.

137. Леня – Агутин –2; лень.

138. Лука – Библия 6; лук – 5; «На дне» – 4; неправда, враки, лукавый – 2, лукошко – 2, майонез – 4; мука – 2.

139. Лукьян – Лукьян, вечно пьян; лка наелся; деревня – 3; болото; лукошко лук, лукавый

140. Людовик – людоед; король – 8; XIV – 3, лисёнок Людовик (сказка); Франция – 3.

141. Мавр – лавр; силач, Отелло 8; чудовище, злой, негр – 2.

142. Макар – Чудра –5; макарена – 2; макароны – 3; Макаревич – 3; «все шишки валятся – 2; телят не гонял – 2; пистолет; Макаренко.

143. Макс – Фактор – 3; максимум – 5; современное молодежное имя – 2; машина, большой, кличка; бакс; кефир «Биомакс».

144. Максим – Максимилиан; имя хуже, чем Макс; пулемет, кофе.

145. Максимилиан – еще лучше, чем Макс; Южная Америка, Мексика, сериалы – 3; максимальный; лис (см. Людовик).

146. Марат – март – 2; революция.

147. Мартын – мартышка – 4; обезьяна 2, гусь, («Путешествие Нильса с дикими гусями») – 2; Мартынов (Лермонтов).

148. Матвей – деревня – 2, Кот Матвей («Приключения Маши и Вити») 3 тулуп; Матвиенко.

149. Матфей – Библия – 10.

150. Мелентий – лента, милениум – 5.

151. Мефодий – церковь; книги; азбука – 5; Кирилл – 6; миф.

152. Мирон – Моронов – 6; Миронова; Нерон – 3, мир.

153. Митрофан – марафон, «Недоросль» 7, микрофон, профан – 2; деревня, церковное имя; кафтан.

154. Михаил – Архангел – 4; Горбачев, медведь – 5, мишка.

155. Миша – медведь – 7; Гриша, Маша – 3; «Мишка, где твоя сберкнижка»; конфеты, игрушка, «Мишка на севере», маленький 3 мягкий – 2.

156. Михей – пушистый. Михей и Джуманджи 5, мех.

157. Модест – Мусоргский – 3, модель, модный.

158. Моисей – Библия – 9; пророк – 2.

159. Мокей – лакей; ОК, мокрый – 4.

160. Назар – базар – 3, хазар; Назарет – 2, Дума («Свадьба в Малиновке») – 2.

161. Наум – ум, умный – 6; мозги, «на ум» – 2; ученый.

162. Нестор – Махно; летописец 3; летопись, Нестор Петрович («большая перемена», фильм) 6, Днестр, мудрый

163. Никанор – нор, победитель, норка.

164. Никита – Хрущёв – 4, Никит (сериал), Михалков – 2.

165. Никифор – кефир – 3; Никифр-светофор – 2.

166. Никодим – дым; никотин, хвастун, Налим Никодим (мультфильм) – 2; монах – 2.

167. Николай – царь – 6; революция – 3 «сиди дома, не гуляй», победитель, Угодник – 2.

168. Коля – колоть – 3; острый –2; оля – 2; колокольчик.

169. Нифонт – не фонтан; монах.

170. Олег – вещий – 7; Игорь – 2; Табаков – 2.

171. Оскар – приз – 2; Уайльд – 5; оскал – 2.

172. Остап – Бендер – 9.

173. Павел – Корчагин – 3; победа – 2; Флоренский – 2; Павлик Морозов – 2. Апостол.

174. Паша – любимчик (песня Пугачевой «Любимчик Пашка») – 2; «какаша» – 2; фильм – 2; баба – 2; Есенин (современный музыкант) – 2.

175. Панкрат – Панкратов-Черный – 5.

176. Петр – Петр I – 6; Чайковский – 2; апостол.

177. Петя – петушок – 3; сказка – 2.

178. Платон – философ – 6; Сократ – 2; Платонов – 2.

179. Поликарп – много рыб.

180. Порфирий – Иванов – 5; старое имя – 2.

181. Прокопий – Прокопович – 2; Прокопьевск (город в Кемеровской области) – 2.

182. Прохор – хорохориться – 2; проктер энд гэмбл (Procter and Gamble) – 2; Громов – 2;

183. Руслан – Аслан – 2; Руслан и Людмила – 8.

184. Роман – песнопевец – 2; роман; римский.

185. Ренат – Артур – 2; жёсткий – 2; армянин – 2.

186. Родион – Рудик – 2; Раскольников – 6; Газманов – 3.

187. Савва – святой – 2; Морозов – 4.

188. Савелий – Крамаров – 3; осовел – 2.

189. Святослав – священник – 2 князь – 3; Мудрый; свет – 3.

190. Семен – Семен Семенович – 2; Семен Полоцкий – 3; глупый.

191. Сёма – кот – 2; сопляк.

192. Серафим – Саровский – 2; ангел – 3; святой – 2.

193. Сидор – «как сидорову козу» – 4; напиток (сидр) – 2.

194. Симеон – Полоцкий – 8.

195. Сафон – легенда (Сафо и Лесбос) – 2; сарафан – 2; сифон.

196. Спиридон – аспирин – 2; скипидар – 2; пирамидон.

197. Станислав – святой, орден Св. Станислава – 2; Станиславский – 2; князь – 2; католик – 2.

198. Степан – Разин – 3; русский – 2.

199. Степа – «дядя Степа» – 5; кот – 2.

200. Тарас – Бульба – 9.

201. Терентий – тетерев – 3; герой сказок – 2.

202. Тимофей – шумный – 2; кот – 3; китаец – 2.

203. Тимоша – кот – 2; попугай – 2; черемша.

204. Тимур – Гайдар – 2; Амур – 2; «Тимур и его команда» – 7.

205. Тит – Ливий – 3; «Тит, иди молотить»

206. Тихон – Вячеслав Тихонов (Штирлиц) – 3; тихий – 2; митрополит – 2.

207. Трифон – Тришка – 2; грифон – 3.

208. Устин – бабка – 2; сварливый – 2; Устинья – 2.

209. Фадей – Фадеев – 3; старость – 2; рыжий – 2.

210. Федор – кот – 4; царь – 2; Достоевский – 2.

211. Федя – «Надо, Федя!» (из фильма); «съел медведя» – 2; медь.

212. Федот – кот – 2; азот – 2; «икота, сойди на Федота» – 2; «Федот, да не тот» – 2.

213. Федул – обман – 2; «губы надул» – 4.

214. Федосий – святой – 4; Печерский – 2; город – 2

215. Феофан – Прокопович – 5; Грек – 3; затворник – 2.

216. Феофил – святой отец – 2; филфак – 2; Филиппок – 2.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заключение книги мы посвятим перспективам и основным тенденциям гуманитарного образования в XXI веке.

1) Прагматизация обучения. Образование в последнее время становится все более и более утилитарным. Положительная сторона этой ситуации заключается в том, что создание мотивации к изучению иностранных языков уже не представляет больших трудностей. Необходимо максимально приблизить содержание обучения к практическим нуждам студентов, по возможности, не в ущерб глубине и систематичности преподаваемого материала.

Раньше считалось очевидным преподавание объективно важных и значимых знаний. Теперь все яснее становится важность преподавания субъективно важных для человека или группы людей знаний. Требуется изменение содержания обучения языку с учетом культурно-специфических знаний и ассоциаций носителей языка и культуры.

Наши собственные психолингвистические исследования связаны с выявлением вербальных ассоциаций. Эти ассоциации зафиксировали именно субъективно важные для носителей языка сведения. Такая информация не обязательно носит индивидуально-личностный характер. Большая часть этих фоновых знаний является социально-культурными. Без знания и учета фоновой информации полностью адекватная коммуникация невозможна. Фоновая информация должна занимать более заметное место в системе преподаваемых студентам знаний. Это тем более очевидно в условиях продолжающегося проникновения западной массовой культуры в Россию. Однако, эксперименты в частности показали, что сближение культурных фонов в русском и английском языках никогда не приводит к их полному совпадению. Разговоры о потере языковой и культурной самобытности нашей страны представляются совершенно безосновательными.

2) Вторая тенденция: систематичность обучения. Система — это устойчивая взаимозависимая и взаимодействующая структура, свойства и действие которой несводимы к сумме свойств и действий составляющих ее элементов. Таким образом, систематизация — это не просто упорядочение, выявление структурных связей, функциональных зависимостей, формализация, но и достижение результата, когда целое действует эффективнее суммы своих частей. Более систематизированный подход к преподаваемым студентам знаниям будет способствовать не только и не столько лучшему запоминанию материала из-за его взаимосвязанности. Целостная психофилософски ориентированная система знаний студентов — это принципиально иной, более высокий уровень мышления и понимания.

Яснее всего такая системность видна в углублении межпредметных связей в обучении. Эти связи должны быть не только тематическими, но и представлять собой попытку синтеза знаний, полученных студентами из различных учебных курсов. Такой поход требует постоянной работы преподавателя с материалом общекультурного и философского плана. На непрофилирующих факультетах необходима координация планов и содержания лекций и семинаров с преподавателями основных дисциплин, в особенности гуманитарных.

Возможно, и сами преподаватели отдельных дисциплин не всегда осознают, что их «отдельный» предмет – это органическая часть целостной системы знаний о мире. Каждый преподаватель стремится подчеркнуть особенный предмет читаемого им курса. Особенный, отличный от других предмет исследования всегда считался в научных кругах основным конституирующим элементом той или иной дисциплины. Междисциплинарные исследования часто вызывали скепсис и обвинялись в эклектизме и поверхностности. Сейчас постепенно, преодолевая немалое сопротивление, утверждается комплексный, синтетический подход к обучению.

3) Третья, все усиливающаяся тенденция в обучении иностранным языкам – это учет индивидуального психологического типа учащихся. Можно не соглашаться с конкретикой той или иной психологической типологии, например, модной в последнее время соционики, но полностью игнорировать типологические особенности мышления учащихся невозможно.

Более высокий уровень применения психологической типологии в образовании – учет психологического типа самого автора той или иной научной теории.

4) Четвертая тенденция – компьютеризация обучения. Вспомним дискуссии об искусственном интеллекте в 60-е годы или настойчивые призывы к компьютеризации образования в середине 80-х годов. Теперь можно сказать, что участники этих дискуссий зачастую не могли предугадать путей развития электроники и информатики на 40-50 лет вперед. Например, большие надежды, возлагавшиеся на программы машинного перевода, пожалуй, не оправдались. Вообще, применение методов чистой математики в лингвистике распространено сейчас не так широко, как прогнозировали в начале компьютерной эры. Напротив, никто не мог предсказать, что к концу века в нашей стране не будет ни технических, ни политических препятствий к пользованию всемирной информационной сетью.

Можно предположить, что перечисленные тенденции сохранятся, но жизнь показывает, что даже краткосрочное прогнозирование – достаточно неблагодарное занятие в нашем стремительно меняющемся мире.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных