Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стадия 5. Обобщение.




Как и в случае с другими экзистенциально-гуманистическими направлениями, логотерапия уделяет много внимания обобщению и поддержке перемен в поведении. Предполагается, что вы можете попросить клиента обдумать интервью и через не­сколько дней вновь поговорить с ним (даже по телефону).

 

НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Красота и сила экзистенциально-гуманистической традиции основывается на вере в человека, в возможность его роста, в бесконечное разнообразие его опыта. Однако некоторые наив­ные психологи восприняли из всего этого только “бесконечность возможностей” и ведут клиента к деструктивно­му, замкнутому циклу существования.

В Стендфорском университете изучались 17 групп встреч общей численностью 20 человек. Основной результат заключает­ся в том, что для одной трети результат положительный, для второй — без изменений, для третьей части результат был явно отрицательным. Важнее то, что результатом этих коротких встреч было: 1 тяжелый случай и 17 отрицательных перемен. Среди них были случаи попыток самоубийств и госпитализации в психиатрические клиники. Лидеры групп встреч были разбиты на категории по стилю поведения, и выяснилось, что все, кроме одного случая, исходят от трех-пяти лидеров, которые можно назвать “стимуляторами агрессии”. Эти люди любят вызывать конфронтацию между членами группы. Они склонны к автори­тарности, ищут немедленного самораскрытия и выражения глу­боких чувств, их мало заботят мысли членов группы. Один из лидеров (три тяжелых случая) говорил так: “Я вижу, что боль­шинство группы не хочет что-то делать, поэтому я шел вперед и хорошо проводил время” (Я лом и Либерман, 1971)

Эти исследования, конечно, не определяют характер всех групп встреч, и мало что говорят о психологах экзистенциально-гуманистической направленности. Просто мы хотели еще раз подчеркнуть, какой вред может принести даже хорошая теория, если ее применять без учета человеческой натуры. Индивиду­альная терапия гуманистической традиции представляет вели­чайшие ценности человечности. В то же время некоторые “новейшие” терапии приклеивают на себя этикетку экзистенци­ально-гуманистических и развивают крайнюю степень зависи­мости клиента от психолога, вплоть до того, что поощряют сек­суальные связи между психологом и клиентом. Психоанализ и бихевиоризм, которые часто обвиняют в манипуляторстве и отсутствии гуманизма, имеют строгие этические нормы, высокий уровень профессионализма, чего не скажешь о некоторых не­контролируемых формах экзистенциального гуманизма.

Нельзя оставить без внимания, что экзистенциально-гума­нистическая терапия постоянно делает упор на индивидуальный рост клиента. Хотя в теории уделяется достаточно внимания отношениям с другими (промежуточная сфера), на практике мы всегда прежде всего имеем дело с индивидуумом, с тем, что он хочет, меньше обращая внимание на отношения со средой. Вот как говорил основоположник гештальт-терапии Перлс: “Вы де­лаете по-своему, я — по-своему. И если случайно наши пути пересекутся — что ж, тем лучше”. Можно критиковать его за нежелание вступить во взаимоотношения, за неумение преодо­леть рамки собственного Я. Разнообразие жизни, которое под­черкивается экзистенциальной традицией, может привести к проблеме отчуждения личности от других.

Как и психодинамическая теория, экзистенциально-гума­нистический подход является вербальным по своей природе. Занимаясь проблемой смысла жизни, внутренней удовлетворен­ностью человека, эта терапия неизбежно многословна, а потому больше подходит представителям верхнего и среднего классов. Позитивная философия Карла Роджерса может встретить пони­мание у небелых клиентов, но, поскольку у ее методов медлен­ная отдача, мало непосредственного действия и она не умеет рассматривать сиюминутные проблемы, то она часто не подхо­дит для этих групп. Кроме того, существенным недостатком с точки зрения небелого клиента является игнорирование отно­шений личности — окружение.

Учитывая все эти проблемы и трудности, что же делает эк­зистенциальный гуманизм полезным для начинающего психо­лога? Пожалуй, главным вкладом Роджерса было его стремление к эмпатии, тщательное выслушивание клиента и его готовность предоставить интервью для исследования с помощью звукозапи­си или фильма. Методы внимания (глава III) взяты большей частью из его классификации, которую он сделал еще в своих ранних работах.

Качественные условия (глава VI) — теплота, уважение, кон­кретность — тоже берут свое начало из теории Роджерса. Мето­дическая ценность этой теории в том, что он научил нас внима­тельно слушать клиента, быть открытым во время интервью.

Только так мы и можем расти, только так мы поймем свои воз­можности, которые могут обогатить жизнь других людей.

Работы Фрица Перлса дали нам ряд эффективных техник, которые можно использовать не только в гештальт-терапии, но и в сопряжении с другими теориями.

Теория Виктора Франкла с его сбалансированными метода­ми выслушивания и воздействия занимают центральное место в экзистенциально-гуманистической традиции. У Элизабет Лукас, его ученицы, мы находим полезное обсуждение работ Франкла. Этот подход открыто и честно ведет разговор о проблемах чело­веческой души, преодолевая их через действия личности и с помощью поддержки психолога. Все эти теории всегда заняты поиском позитивного в человеческом опыте и развивает взаимо­отношения личности и его окружения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных