Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖиЗНи 1 страница




Несмотря на пространность данной главы, мы более чем убеж­дены в том, что за рамками нашего рассмотрения осталось мно­жество интересных и ценных случаев применения социальной психологии на практике — не только в затронутых нами на этих страницах сферах индустриальной психологии, образования и медицины, но и в области права, бизнеса, урегулирования конф­ликтов и международных отношений (см. Fisher, 1982; Oskamp, 1984). Тем не менее мы верим, что с помощью отобранного нами материала нам удалось подчеркнуть практическую полезность более общих теоретических идей и достижений, обсуждавшихся на про­тяжении этой книги. Мы хотели бы закончить ее, напомнив чита­телю о возможностях применения этих идей в повседневной жизни.

Мы полагаем, что центральные принципы социальной психо­логии и примеры их приложения к настоятельным проблемам реаль-

25 - 658


386 Глава 8

ной жизни могут послужить выработке своего рода интеллектуаль­ного катехизиса, способного направлять наши реакции на собы­тия, свидетелями которых мы являемся лично, а возможно даже, и на сообщения, получаемые нами из вторых рук. Этот катехизис предостерегает нас против построения скороспелых умозаключе­ний о людях и о смысле их поведения. Вместо этого, сталкиваясь со словами и поступками, которые при первом рассмотрении сви­детельствуют о величайшей глупости, продажности или доброде­тели (т.е. с поведением, предполагающим наличие исключитель­ных личностных качеств любого рода), мы должны приказать себе сделать паузу и внимательно рассмотреть ситуацию. Каковы детали непосредственной ситуации, в которой поведение имеет место? Как интерпретирует ситуацию действующий в ней человек? Каков более широкий социальный контекст или социальная система, в которой действовали участники ситуации? Говоря более конкрет­но, какие объективные черты ситуации, субъективные интерпрета­ции или соображения о напряженных системах могли бы позво­лить рассматривать исключительные, на первый взгляд, поступки как менее исключительные и более согласующиеся с тем, что под­сказывает нам опыт наблюдения обычного поведения обычных людей (включая и нас самих)? Мы просто обязаны задаваться по­добными вопросами, видя, как любимый нами человек делает глу­пый, на первый взгляд, выбор в сфере работы или человеческих отношений. Мы обязаны задаваться ими даже тогда, когда презира­емый нами человек действует явно достойным презрения образом.

Социально-психологическая точка зрения требует от нас не только задавать конкретные и зачастую непопулярные вопросы, но и рассматривать предварительные, часто противоречащие друг другу “рабочие гипотезы”. Столкнувшись с информацией о том, что отдельные индивиды или группы людей не реагируют на по­буждения или другие, мощные, на первый взгляд, ситуационные факторы, мы всякий раз обязаны всерьез заподозрить, что имею­щаяся у нас информация о той или иной ситуации ошибочна или неполна либо что нам не удалось адекватно оценить расхождение между нашим собственным видением ситуации и тем, какой она предстает в глазах участвующих в ней людей.

Когда же (что случается слишком часто) люди оказываются не в состоянии изменить старым привычкам перед лицом более чем убедительной необходимости это сделать, мы обязаны всеми си­лами противиться искушению отнести их неспособность измениться на счет свойственной им косности, глупости либо темных, низ-,


менных побуждений. Вместо этого мы обязаны более глубоко заду­маться о динамике сил, служащих поддержанию статус кво. Мы должны рассмотреть неявные функции, выполняемые существую­щими способами поведения, равно как и препятствующие изме­нениям незримые силы. И наоборот, когда внешне незначитель­ные события порождают значительные изменения в поведении, мы не должны чересчур поспешно или бездумно прибегать к ха­рактерологическим объяснениям подобной изменчивости. Вместо этого нам следует вновь обратиться к уже знакомым нам трем ки­там: к ускользающим из поля зрения деталям ситуации, к недо­оцененным различиям в интерпретации или субъективном смыс­ле, и к нарушениям динамического равновесия социальных сил, которые, не будучи вполне нами осознаны, помогали до сих пор поддерживать статус кво.

Описанные нами более конкретные исследовательские резуль­таты и теории могут служить дальнейшим руководством к дей­ствию. Последователи Курта Левина не перестают напоминать нам, что если добиться позитивных изменений индивидуального или коллективного поведения оказывается трудно, то мы должны за­думаться о той роли, которую играют уже существующие группо­вые стандарты и другие сдерживающие силы, а также и о канальных факторах, которые можно было бы использовать для фасилита-ции и облегчения связи между позитивными аттитюдами или цен­ностями, с одной стороны, и позитивными поступками — с дру­гой. Приверженцы теории диссонанса и самовосприятия продол­жают напоминать нам о том, что если нашей целью является “интернализация”, а не “внешнее подчинение”, то, пытаясь осу­ществлять социальный контроль, мы должны быть сдержанны и умны, а иногда даже и непрямолинейны. Они открывают нам гла­за на то, что отдавать ребенка в музыкальную школу лучше после, а не до того, как он сам попросит об этом, а для того, чтобы обеспечить выполнение работы, требуется не более чем “достаточ­ное количество” угроз и побуждений. Они также учат нас не требо­вать от людей изменения стиля своего поведения, побуждая их вместо этого поступать в соответствии с наиболее позитивными аспектами их же собственных убеждений, ценностей и представ­лений о себе. Теоретики социального научения напоминают нам о потенциальной ценности (или об издержках) демонстрации лю­дям, на которых мы хотим повлиять, конкретных социальных мо­делей. И что, возможно, наиболее важно, теоретики атрибуции призывают нас создавать ощущение владения ситуацией у тех, кто

25*


388 Глава 8

нуждается в нашем содействии, т.е. предлагать им помощь так, чтобы их ощущение собственной эффективности и самооценка не притуплялись, а наоборот, возрастали, придавая им мужества при­нять на себя ответственность за собственную судьбу.

Те принципы, которые были преподаны нам социальной пси­хологией на протяжении последних 60 лет, имеют широчайшие социальные, политические, равно как и личностные следствия. Экономист и политолог Томас Сауэлл (Thomas Sowell, 1987) ут­верждал, что на протяжении столетий друг другу противостояли два противоположных взгляда на природу человека и общество. Он определяет эти взгляды как “ограниченный” и “неограниченный”. “Ограниченный” взгляд предполагает, что человеческая природа и основные направления общественной жизни относительно фик­сированы и с трудом поддаются изменению, что результаты наме­ренного вмешательства с целью достичь подобных изменений не­предсказуемы и обычно включают непредвиденные негативные последствия, сводящие на нет либо перевешивающие эффект по­зитивных результатов. “Неограниченный” взгляд означает, что природа человека в высшей мере пластична и податлива и что мы знаем законы индивидуальной психики и социальных систем до­статочно хорошо для того, чтобы быть в состоянии планировать социальные программы, способные привести к надежному улуч­шению условий человеческого существования. Нам представляет­ся, что социальная психология достаточно ясно определяет свою позицию в данном вопросе, частично разделяя позицию привер­женцев ограниченного, а частично — неограниченного взгляда на социальную реальность.

Приверженцы “ограниченного” взгляда, безусловно, правы в своем утверждении, что результаты целенаправленных социальных воздействий трудно предсказать. Правы они также и в определе­нии причины этого, т.е. в том, что сегодняшнее состояние обще­ственных наук не отвечает (мы пошли бы дальше, заявив, что, возможно, и никогда не будет отвечать) задаче предвидения по­следствий новых социальных проектов. Сейчас социальные психо­логи регулярно сталкиваются с тем, что было чрезвычайно ред­ким явлением в течение всего XX в. — с возможностью системати­чески обнаруживать, что их предсказания о последствиях той или иной социальной ситуации были ошибочны. Занимаясь лаборатор­ными исследованиями, в своих гипотезах мы гораздо чаще бываем безнадежно неправы, чем бесспорно правы, и быть правыми на­половину уже представляется нам неким достижением. Когда же


Применение социальной психологии на практике 389

мы перемещаемся'из лабораторий в условия прикладного иссле­дования, список наших достижений отнюдь не пополняется, а если вообще претерпевает изменения, то в худшую сторону.

Вместе с тем к настоящему времени накоплено достаточно сви­детельств, чтобы присоединиться к “неограниченному” взгляду на вопрос о достижимости благотворных последствий социальных программ. В данной главе мы привели лишь небольшую выборку из множества успешных социальных проектов, предпринятых соци­альными исследователями. И хотя мы не можем быть заранее уве­рены ни в успехе любой отдельно взятой программы, ни даже в том направлении, которое она может принять, к настоящему вре­мени мы знаем, что вмешательство в чью-либо несчастную жизнь или в нарушенные социальные процессы зачастую может увен­чаться счастливым исходом. Давшиеся с трудом выводы социаль­ной психологии — о значении канальных факторов, референтных групп, атрибуции собственной эффективности и ответственнос­ти, а также тонкой динамики взаимно уравновешенных сил, дей­ствующих в когнитивных и социальных системах — составляют репертуар стратегий, которые можно использовать в дополнение к здравому смыслу при планировании подобных проектов. Как крас­норечиво заявлял Доналд Кэмпбелл (Donald Campbell, 1969) в своей работе, весьма уместно озаглавленной “Реформы как экспе­рименты”, до тех пор, пока новые социальные программы будут осуществляться в духе эксперимента, пока будут сохраняться се­рьезные намерения систематически оценивать их эффективность, выполняемая нами роль социальных инженеров будет постоянно необходима. Маятник общественного мнения, несомненно, кач­нулся слишком далеко в сторону противления подобным экспери­ментам. На самом деле в силу того, что сегодня перед нами стоят проблемы последнего десятилетия XX в. и следующего тысячеле­тия, общество испытывает беспрецедентную потребность в соци­альных исследователях. Пройдя должное очищение опытом, не спешащая высказывать самоуверенные предсказания или давать необдуманные обещания, наша наука оснащена теоретическим и методологическим инструментарием, способным сделать жизнь бо­гаче и полнее.

 

Литература

--------------$--------------

Abbey, A. (1982). Sex differences in attributions for friendly behavior: Do males mis-perceive females' friendliness? Journal of Personality and Social Psychology, 42, 830—838.

Abelson, R. P. (1981).The psychological status of the script concept. American Psychologist, 36, 715-729.

Abelson, R. P. (1985). A variance explanation paradox: When a little is a lot. Psychological Bulletin, 97, 129-133.

Abramson, L. Y., Garber, J., & Seligman, M. E. P. (1980). Learned helplessness in humans: An attributional analysis. In J. Garber & M. E. P. Seligman (Eds.), Human helplessness: Theory and applications. New York: Academic.

Abt, С. С (Ed.). (1976). The evaluation of social programs. Beverly Hills, CA: Sage. Academic.

Ader, R. (1981). Psychoneuroimmunology. New York: Academic.

Adorno, T. W., Frenkel-Brunswik, E., Levinson, D., & Sanford, R. N. (1950). The authoritarian personality. New York: Harper.

Albright, L., Kenny, D. A., & Malloy, Т. Е. (1988). Consensus in personality judgments at zero acquaintance. Journal of Personality and Social Psychology, 55, 337-348.

Alker, H. A. (1972). Is personality situationally consistent or intrapsychically consistent? Journal of Personality, 40, 1 — 16.

Allport, G. W. (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Holt.

Allport, G. W. (1954). The historical background of modern social psychology. In G. Lindzey (Ed.), Handbook of social psychology (Vol. 1). Cambridge, MA: Addison-Wesley.

Allport, G. W., & Odbert, H. S. (1936). Trait-names: A psycholexical study. Psychological Monographs, 27(Whole No. 211).

Andersen, S. M. (1984). Self-knowledge and social inference: II. The diagnosticity of cognitive/affective and behavioral data. Journal of Person- ality and Social Psychology, 46, 294-307.

Andersen, S. M., & Ross, L. (1984). Self-knowledge and social inference: 1. The impact of cognitive/affective and behavioral data. Journal of Personality and Social Psychology, 46, 280-293.

Anderson, С. А. (1987). Temperature and aggression: Effects on quarterly, yearly, and city rates of violent and nonviolent crime, Journal of Personality and Social Psychology, 52, 1161-1173.

Anderson, C. A., & Anderson, D. С (1984). Ambient temperature and violent crime: Tests of the linear and curvilinear hypotheses, Journal of Personality and Social Psychology, 46, 91-97.

Anderson, N. H. (1965). Averaging versus adding as a stimulus combination rule in impression formation. Journal of Experimental Psychology, 70, 394-400. Anderson, N. H.


Литература 391

(1974). Cognitive algebra: Integration theory applied to social attribution. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 7). New York: Academic.

Anthropology, 82, 759-781.

Ares, С. Е., Rankin, A., & Sturz, H. (1963). The Manhattan bail project: An interim report on the use of pretrial parole. New York University Law Review, 38, 67-95.

Arkin, R., & Duval, S. (1975). Focus of attention and causal attributions of actors and observers. Journal of Experimental Social Psychology, 11, 427-438. Aronson, E. (1969). The theory of cognitive dissonance: A current perspective. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 4). New York: Academic.

Aronson, E., & Carlsmith, J. M. (1963). Effect of the severity of threat on the devaluation of forbidden behavior. Journal of Abnormal and Social Psychology, 66, 584—588.

Aronson, E., & O'Leary, M. (1983). The relative effectiveness of models and prompts on energy conservation: A field experiment in a shower room. Journal of Environmental Systems, 12, 219-224.

Asch, S.E. (1940). Studies in the principles of judgments and attitudes: II. Determination of judgments by group and by ego standards. Journal of Social Psychology. 12, 433-465.

Asch, S. E. (1948). The doctrine of suggestion, prestige, and imitation in social psychology. Psychological Review, 55, 250-277.

Asch, S. E. (1951). Effects of group pressures upon the modification and distortion of judgment.In H.Guetzkow (Ed.), Groups,leadership,and men. Pittsburgh: Carnegie Press.

Asch, S. E. (1952). Social psychology. New York: Prentice-Hall.

Asch, S. E. (1955, November). Opinions and social pressure. Scientific American, 31-35.

Asch, S. E. (1956). Studies of independence and conformity: A minority of one against a unanimous majority. Psychological Monographs, 70 (9, Whole No. 416).

Back, K. (1951). The exertion of influence through social communication. Journal of Abnormal and Social Psychology, 46, 9-23.

Back, K. (1972). Beyond words: The story of sensitivity training and the encounter movement. Russell Sage Foundation.

Bahr, H. M, & Harvey, C. D. (1979). The social psychology of religion. London: Routledge & Kegan Paul.

Ball, D. W. (1972). The definition of the situation: Some theoretical and methodological consequences of taking W. I. Thomas seriously. Journal of Theory in Social Behavior, 2, 61-82.

Bandura, A. (1973). Aggression: A social learning analysis. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Bandura, A. (1977a). Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37, 122-147.

Bandura, A. (1977b). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review, 84, 191—215.

Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theoiy. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Bandura, A. (1989). Self-efficacy mechanisms in psychological activation and health promoting behavior. In J. Madden, IV, S. Matthysse, & J. Barchas (Eds.), Adaptation, learning, and affect. New York: Raven.

Bandura, A., & Schunk, D. H. (1981). Cultivating competence, self-efficacy, and intrinsic interest through proximal self-instruction. Journal of Personality and Social Psychology, 41, 586-598.

Barker, R. G. (1968). Ecological psychology. Stanford. CA: Stanford.


392 Литература

Barry, H., Child, 1., & Bacon, M. (1959). Relation of child training to subsistence economy. American Anthropologist, 61, 51—63.

Barsalou, L. W. (1987). The instability of graded structure: Implications for the nature of concepts. In U. Neisser (Ed.), Concepts and conceptual development: Ecological and intellectual factors in categorization. New York: Cam- bridge.

Bartlett, F. C. (1932). Remembering. Cambridge: Cambridge.

Beecher, H. K. (1959). Measurement of subjective responses. New York: Oxford.

Bellah, R.N., Madsen, R., Sullivan, N.M Swidler, A., & Tipton, S. M.(1985). Habits of the heart. Individualism and commitment in American life. Berkeley, CA: University of California Press.

Bern, D. J. (1967). Self-perception: An alternative interpretation of cognitive dissonance phenomena. Psychological Review, 74, 183—200.

Bern, D. J. (1972). Self-perception theory. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 6). New York: Academic.

Bern, D. J., & Alien, A. (1974). On predicting some of the people some of the time: The search for cross-situational consistencies in behavior. Psychological Review, 81, 506—520.

Bern, D. J., & Funder, D. C. (1978). Predicting more of the people more of the time: Assessing the personality of situations. Psychological Review, 85, 485—501.

Bern, S. L. (1981). Gender schema theory: A cognitive account of sex typing. Psychological Review, 88, 354-364.

Bern, S. L. (1985). Androgyny and gender schema theory: A conceptual and empirical integration. In Т. В. Sonderegger (Ed.), Nebraska symposium on motivation: Psychology and gender (Vol. 32). Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press.

Bennett, E. (1955). Discussion, decision, commitment and consensus in «group decision». Human relations, 21, 251—273.

Berelson, B. R., Lazarsfeld, P. R., & McPhee, W. N. (1954). Voting. Chicago: University of Chicago Press.

Berkowitz, L., & Frodi, A. (1979). Reactions to a child's mistakes as affected by her/ his looks and speech. Social Psychology Quarterly, 42, 420—425.

Block, J. H. (1971). Lives through time. Berkley, CA: Bankroft Books.

Block, J. H. (1977). Advancing the psychology of personality: Paradigmic shift or improving the quality of research? In D. Magnusson & N. S. Endier (Eds.), Personality at the crossroads: Current issues in international psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Borgida, E., & Nisbett, R. E. (1977). The differential impact of abstract versus concrete information on decisions. Journal of Applied Social Psychology, 7, 258—271.

Bornstein, P. E., Clayton, P. J., Hlikas, J. A., Maurice, W. L., & Robins, E. (1973). The depression of widowhood after thirteen months. British Journal of Psychiatry, 12, 561-566.

Boykin, W.A.(1986).The triple quandary and the schooling of Afro-American children. In U. Neisser (Ed.), The school achievement of minority children. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Bramel, D., & Friend, R. (1981). Hawthorne, the myth of the docile worker, and class bias in psychology. American Psychologist, 36, 867—878.

Brandon, E., Lawrence, A., Griffin, D. W., & Ross, L. (1991). Lay views of cross-situational consistency and predictability for «simple» versus «aggregated» measures. Unpublished manuscript. Stanford University.

Brickman, P., Coates, D., & Janoff-Bulman, R. J. (1978). Lottery winners and accident victims: Is happiness relative? Journal of Personality and Social Psychology. 36, 917—927.

Brockner, J., & Swap, W.C.(1983). Resolving the relationships between placebos, misattribution, and insomnia: An individual-differences perspective. Journal of Personality and Social Psychology, 45, 32—42.


Литература 393

Brooks, С. (1985). Language of the American South. Athens, GA: University of Georgia.

Brophy, J. E., & Good, T. L. (1974). Teacher-student relationships: Causes and consequences. NY: Holt.

Brown, R. (1965). Social psychology. Glencoe, IL: Free Press.

Brown, R. (1986). Social psychology: The second edition. New York: Free Press.

Bruner, J. (1957). Contemporary approaches to cognition. Cambridge, MA: Harvard.

Brunswik, E. (1956). Perception and the representative design of psychological experiments (2nd ed.). Berkeley: University of California Press.

Bryan, J. H., & Test, M. A. (1967). Models and helping: Naturalistic studies in aiding behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 6, 400—407.

Buss, D. M., & Craik, К. Н. (1983). The act frequency approach to personality. Psychological Review, 90, 105-126.

Buss, D. M., & Craik, К. Н. (1984). Acts, dispositions, and personality. Progress in Experimental Personality Research, 13, 241-301.

Calder, B. J., Ross, M., & Insko, С. А. (1973). Attitude change and attitude attribution: Effects of incentive, choice, and consequences. Journal of Personality and Social Psychology, 25, 84-99.

Campbell, D. T. (1969). Reforms as experiments. American Psychologist, 24, 409-429.

Campbell, D. Т., & Stanley, J. C. (1963). Experimental and quasi-experimental designs for research on teaching. In N. 1. Gage (Ed.), Handbook of research on teaching. Chicago: Rand McNally.

Campbell, D. Т., & Stanley, J. С (1966). Experimental and quasi-experimental designs for research. Chicago: Rand McNally. Рус. пер.: Эксперименты и квази-эксперименты//Аэл<и5елл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Сост. и общая ред. М.И. Бобневой. М., 1980. С. 34—191.

Cann, A., Sherman, S. J., & Elkes, R. (1975). Effects of initial request size and timing of a second request on compliance: The foot in the door and the door in the face. Journal of Personality and Social Psychology, 22, 774—782.

Cantor, N., & Kihistrom, J. F. (1987). Personality and social intelligence. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Cantor, N., & Mischel, W. (1979). Prototypes in person perception. In L. Berkovvitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 12). New York: Academic.

Cantor, N., Mischel, W., & Schwartz, J. (1982). A prototype analysis of psychological situations. Cognitive Psychology, 14, 45—77.

Cantor, N., Norem, J. K., Niedenthal, P. M., Langston, C. A., & Brower, A. M. (1987). Life tasks, self-concept ideals, and cognitive strategies in a life transition. Journal of Personality and Social Psychology, S3, 1178—1191.

Carlsmith, J. M., & Gross, A. E. (1968). Some effects of guilt on compliance. Journal of Personality and Social Psychology, 11, 232—239.

Cartwright, D.(1949).Some principles of mass persuasion: Selected findings of research on the sale of U.S. War Bonds. Human Relations, 2, 253—267.

Cartwright, D. (Ed.). (1951). Field theory in social science, by Kurt Lewin. New York: Harper.

Cartwright, D., & Zander, A. (1953). Group dynamics. (First Edition). Evanston, IL: Row, Peterson and Company.

Caspi, A., Bern, D. J., & Elder, G. H., Jr. (1989). Continuities and consequences of interactional styles across the life course. Journal of Personality. 57, 375—406.

Caspi, A., Elder, G. H., Jr„ & Bern. D. J. (1988). Moving away from the world: Life-course patterns of shy children. Developmental Psychology, 24, 824—831.


Литература

Caspi, A., Elder, G. H., Jr., & Bern, D. J. (1987). Moving against the world: Life-course patterns of explosive children. Developmental Psychology, 22, 303—308.

Chaiken, S. (1979). Communicator physical attractiveness and persuasion. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1387—1397.

Champagne, А. В., Klopfer, L. E., & Anderson, J. H. (1980). Factors influencing the learning of classical mechanics. American Journal of Physics, 8, 1074—1079.

Chaplin, W. F., & Goldberg, L. R. (1985). A failure to replicate the Bern and Alien study of individual differences in cross-situational consistency. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 1074-1090.

Chapman, L. J., & Chapman, J. P. (1967). Genesis of popular but erroneous diagnostic observations. Journal of Abnormal Psychology, 72, 193-204.

Chapman, L. J., & Chapman, J. P. (1969). Illusory correlation as an obstacle to the use of valid psychodiagnostic signs. Journal of Abnormal Psychology, 74, 271—280.

Cialdini, R. B. (1988). Influence: Science and practice, (2nd Edition). Glenview, IL: Scott, Foresman/Little, Brown. Рус. пер.: Чалдини Р. Психология влияния. СПб. 1999.

Cialdini, R. В., Vincent, J. E., Lewis, S. K., Catalan, J., Wheeler, D., & Darby, B. L.(1975).A reciprocal concessions procedure for inducing compliance: The door-in-the-face technique. Journal of Personality and Social Psychology, 21, 206—215.

Citation World Atlas. (1980). Maplewood, NJ: Hammond.

Clifford, M. M., & Walster, E. H. (1973). The effect of physical attractiveness on teacher expectations. Sociology of Education, 46, 248—258.

Coch, L, & French, J. R. P., Jr. (1948). Overcoming resistance to change. Human Relations, 1, 512-532.

Cohen, J. (1965). Some statistical issues in psychological research. In B. B. Wolman (Ed.), Handbook of clinical psychology. New York: McCraw-Hill.

Cohen, J. (1977). Statistical power analysis for the behavioral sciences. (Rev. ed). New York: Academic.

Cohen, S., & McKay, G. (1984). Social support, stress, and the buffering hypothesis: A theoretical analysis. In A. Baum, J. E. Singer, & S. E. Taylor (Eds.), Handbook of psychology and health (Vol. 4). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Cohen, S., & Williamson, G. M. (1991). Stress and infectious diseases in humans. Psychological Bulletin, 109, 5-24.

Collins, В. Е. (1974). Four components of the Rotter internal-external scale: Belief in a difficult world, a just world, a predictable world, and a politi- cally responsive world. Journal of Personality and Social Psychology, 29, 381—391.

Condry, J. (1977). Enemies of exploration: Self-initiated versus other-initiated learning. Journal of Personality and Social Psychology, 35, 459—477.

Conley, J. J. (1984). Relation of temporal stability and cross situational consistency in personality: Comment on the Mischel-Epstein debate. Psychological Review, 9, 491—496.

Consortium for Longitudinal Studies. (1978). Lasting effects after preschool. Washington, D.C.: Department of Health, Education, and Welfare.

Cook, S. W. (1957). Desegregation: A psychological analysis. American Psychologist, 12, 1-13.

Cook, S. W. (1979). Social science and school desegregation: Did we mislead the Supreme Court? Personality and Social Psychology Bulletin, 5, 420—437.

Cook, S. W. (1985). Experimenting on social issues: The case of school desegregation. American Psychologist, 40, 452—460.

Cook, T. D., & Campbell, D. T. (1979). Quasi-experimentation: Design and analysis issues for field settings. Chicago: Rand McNally.


Литература

Cooper, J., & Fazio, R. H. (1979). The formation and persistence of attitudes that support intergroup conflict. In W. G. Austin & S. Worchel (Eds.), The psychology of intergroup relations. Monterey, CA: Brooks/Cole.

Cooper, J., Zanna, M. P., & Taves, P. A. (1978). Arousal as a necessary condition for attitude change following induced compliance. Journal of Personality and Social Psychology, 36, 1101-1106.

Cordova, D., & Lepper, M. R. (1991). The effects of intrinsic versus extrinsic rewards on the concept attainment process: An attributional approach. Unpublished manuscript, Stanford University.

Cousins, S. D. (1989). Culture and self-perception in Japan and the U. S. Journal of Personality and Social Psychology', 56, 124-131.

Crandall, V. С Katkovsky, W., & Crandall, V. G. (1965). Children's beliefs in their own control of reinforcements in intellectual-academic achievement situations. Child Development, 36, 91-109.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных