Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Закрепление материала, пройденного на предыдущем уроке.




Словарная работа

Дома ребята поработали со словарями: познакомились со словами с древними корнями «род», «правь», «явь», «навь». На уроке их следует озвучить, объяснить значение в современном русском языке.

Однако, чтобы работа была более плодотворной, учитель может подготовить словарь на листе ватмана. Ребята читают слова и объясняют их значение.

Словарная работа обогатит лексический запас учащихся, и они убедятся в многообразии и богатстве современного русского языка и в его многовековой живучести.

 

«род» «правь» «явь» «навь»
родильный правда явить наваждение
родимчик правдивый явиться навьи
родимый правдоподобный явка  
родина праведник явление  
родинка правило явный  
родины правильный явственный  
родители правитель явочный  
родить правительство    
родич правление    
родник право    
родниться правовед    
родничок правописание    
родной правонарушитель    
родня правосудие    
родовитый правота    
родовой правый    
родословный правящий    
родственник      
родство      
роды      
рождаемость      
рождение      
рождество      

 

Учитель. Вы убедились, что слова с древними корнями по истечении веков не только не исчезли, но привнесли в русский язык немало слов с новым значением.

 

2. Презентация детских рисунков - проектов «Родословное древо семьи».

(Ребята выставляют свои рисунки – проекты на доску и рассказывают о своем роде, дополняя сообщения фотографиями либо рисунками.

Такая работа чрезмерно важна и актуальна: дети должны знать свою родословную, хранить в душе память о своих предках. Память о родных – это свято.

Здесь очень будет уместно обсудить с детьми бытующие в народе выражения об Иване, не помнящем родства, а также то, в каких случаях и о каких людях так говорят.

Можно обсудить и другое выражение: «Что на роду написано», откуда оно произошло. Следует объяснить детям, что, когда рождался младенец, люди, считали, что его будущая судьба записывалась в книгу Рода.)

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему именно дерево стало символом родословной, а не какой либо другой предмет?

Дети. – Наверное, потому, что род разрастается подобно дереву: кто-то этот род начинает, а затем появляются всё новые и новые родовые ветви.

- А ещё, наверное, потому, что, дерево в представлении предков было живым существом, наделённое душой, и символизировалось с человеческим родом.

Учитель. В самых началах народной памяти запечатлелось, что люди жили под сенью огромного дерева. Наши предки, подняв головы, видели над собой дождевые тучи, затемняющие небосвод, будто ветви Мирового дерева, а выглянет солнце из-за облаков – словно покажется в просветах между листьями.

Верили славяне, что это стародуб, стоявший, когда ещё не было ни земли, ни вод. Святой вечнозелёный дуб держал не только горизонт видимого мира, но служил осью Вселенной, уходя корнями в глубины ада, а ветвями достигая звёзд за голубыми небесами, где жили боги.

(Учитель демонстрирует иллюстрацию из книги «Боги древних славян»:

- А вот таким был этот дуб в представлении древних славян. Мы видим, как мировое дерево уходит в подземелье, где его грызёт змей Аспид. Крона Древа поднимается в небо, где жили боги. У ствола стоят пахарь, воин и волхв (колдун). Как вы думаете, почему изображены у древа именно эти персонажи?

(Ребята высказываются)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных