Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Беседа по содержанию текста.




Учитель. Для чего был рождён Святогор?

Ученик. Святогор был рождён, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать туда чудовищ из Нави.

Учитель. Нелёгкое это дело – стоять на границе Света и Тьмы, ибо глубоко в подземелье были рождены другие великаны – Горынычи тёмным и слепым владыкой Вием. Поставил Вий трёх своих сыновей Горынычей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не смогли сбежать души умерших. Так, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.

А кого из былинных богатырей напоминает образ Святогора?

Ученик. Он напоминает героя Илью Муромца.

Учитель. А ведь есть былины о том, как Илья Муромец встречается со Святогором. Чтобы можно было представить размеры бога Святогора, в былине говорится, что он посадил Илью Муромца в свой карман, а удары Ильи Муромца Святогор принимал за комариные укусы.

(При возможности можно показать кадр из старого кинофильма «Илья Муромец» – эпизод встречи богатыря со Святогором)

По былинному преданию, устал Святогор от своей многовековой службы, а потому и передал её в руки нового защитника земли русской богатыря Ильи Муромца. Сам же уснул вечным сном.

5. Работа над текстом былины «Сварог – бог небес и его дела».

Учитель. Следующий бог – сын Рода – Сварог. Его называли Отцом Небесным. Он и довершил творение мира, начатое своим отцом – Родом.

Прочитайте текст об этом боге.

(Ребята самостоятельно читают текст, после чего ведётся работа по вопросам.)

· Каким вы представили себе бога Сварога: добрым или злым? Докажите.

· Кого из древнегреческих мифов напоминает Сварог?

· Корни каких слов из этого мифа сохранились до нашего времени? Назовите эти слова. Объясните их значения.

(алатырь – алтарь

сварганил – создал

ра – радость)

6. Чтение мифа «Велес и закон движения жизни».

7. Ответ на вопрос:

Учитель. «А нужен ли такой закон движения жизни людям? Может было бы лучше, если б был только день и не было ночи, было бы только лето, и не было зимы, не было бы печали, а людей окружала только радость?»

(Вопрос этот заставляет задуматься, поразмышлять о жизненных нормах.)

Дети. – Нет, такое однообразие было бы не интересным.

- Если будет вечный день, то люди не смогут отдохнуть от труда.

- А если будет только радость, то люди не научатся преодолевать трудности и ценить счастье.

Учитель. Таким образом, закон движения – это не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. И мы видим, что Велес был не только помощником в практической жизни людей, но изначальным вечно живущим мудрецом и учителем Закона жизни.

Бог Велес в представлении людей мог принимать любые обличия, - например, доброго дедушки, защитника растений и животных.

Образ этого древнего бога надолго сохранился в праздновании Масленицы, зимних святок, когда люди рядились в вывернутые наружу мехом тулупы, а также в рогатые маски. Очень часто на праздничных представлениях можно было увидеть медведя, - его обучали, а потом водили на показ людям.

 

8. Чтение мифа о Ладе – богине любви и красоты.

Учитель. В дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм богини Лады. В центре его – статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Её волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывают драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. Она держала за руки крылатого младенца – своего сына и бога любви Леля.

У основания статуи всегда лежали груды цветов, которые ежедневно заменялись новыми букетами, приносимыми молодыми юношами и девушками.

Лада была воплощением обаяния, скромности и женской красоты.

А теперь прочитаем текст об этой богине.

Что ещё вошло в основу мифа о ней?

(Дети читают мифический рассказ, после чего отвечают на вопрос.)

Дети. – В образе богини Лады народ выражал представление о правильном строе жизни, где всё должно быть ладно, т.е. благополучно.

- О том, что все люди должны ладить друг с другом, т.е. жить в мире и дружбе.

Учитель. А в каких словах до нашего времени сохранилось древнее название богини?

(Ладно, ладить, ладушки, наладчик, оладьи, оладушки и др.)

Учитель. От этого слова также произошло «уклад», т.е. установившийся порядок, сложившееся устройство быта и жизни.

(Дома можно предложить детям нарисовать богов: например, мальчики нарисуют Велеса или Сварога, а девочки – богиню Ладу.)

 

Третий урок

I. Выставка детских рисунков. Рассказы учащихся о том, почему они изобразили богов именно такими?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных