ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Беседа по содержанию текста.Учитель. Для чего был рождён Святогор? Ученик. Святогор был рождён, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать туда чудовищ из Нави. Учитель. Нелёгкое это дело – стоять на границе Света и Тьмы, ибо глубоко в подземелье были рождены другие великаны – Горынычи тёмным и слепым владыкой Вием. Поставил Вий трёх своих сыновей Горынычей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не смогли сбежать души умерших. Так, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. А кого из былинных богатырей напоминает образ Святогора? Ученик. Он напоминает героя Илью Муромца. Учитель. А ведь есть былины о том, как Илья Муромец встречается со Святогором. Чтобы можно было представить размеры бога Святогора, в былине говорится, что он посадил Илью Муромца в свой карман, а удары Ильи Муромца Святогор принимал за комариные укусы. (При возможности можно показать кадр из старого кинофильма «Илья Муромец» – эпизод встречи богатыря со Святогором) По былинному преданию, устал Святогор от своей многовековой службы, а потому и передал её в руки нового защитника земли русской богатыря Ильи Муромца. Сам же уснул вечным сном. 5. Работа над текстом былины «Сварог – бог небес и его дела». Учитель. Следующий бог – сын Рода – Сварог. Его называли Отцом Небесным. Он и довершил творение мира, начатое своим отцом – Родом. Прочитайте текст об этом боге. (Ребята самостоятельно читают текст, после чего ведётся работа по вопросам.) · Каким вы представили себе бога Сварога: добрым или злым? Докажите. · Кого из древнегреческих мифов напоминает Сварог? · Корни каких слов из этого мифа сохранились до нашего времени? Назовите эти слова. Объясните их значения. (алатырь – алтарь сварганил – создал ра – радость) 6. Чтение мифа «Велес и закон движения жизни». 7. Ответ на вопрос: Учитель. «А нужен ли такой закон движения жизни людям? Может было бы лучше, если б был только день и не было ночи, было бы только лето, и не было зимы, не было бы печали, а людей окружала только радость?» (Вопрос этот заставляет задуматься, поразмышлять о жизненных нормах.) Дети. – Нет, такое однообразие было бы не интересным. - Если будет вечный день, то люди не смогут отдохнуть от труда. - А если будет только радость, то люди не научатся преодолевать трудности и ценить счастье. Учитель. Таким образом, закон движения – это не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. И мы видим, что Велес был не только помощником в практической жизни людей, но изначальным вечно живущим мудрецом и учителем Закона жизни. Бог Велес в представлении людей мог принимать любые обличия, - например, доброго дедушки, защитника растений и животных. Образ этого древнего бога надолго сохранился в праздновании Масленицы, зимних святок, когда люди рядились в вывернутые наружу мехом тулупы, а также в рогатые маски. Очень часто на праздничных представлениях можно было увидеть медведя, - его обучали, а потом водили на показ людям.
8. Чтение мифа о Ладе – богине любви и красоты. Учитель. В дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм богини Лады. В центре его – статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Её волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывают драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. Она держала за руки крылатого младенца – своего сына и бога любви Леля. У основания статуи всегда лежали груды цветов, которые ежедневно заменялись новыми букетами, приносимыми молодыми юношами и девушками. Лада была воплощением обаяния, скромности и женской красоты. А теперь прочитаем текст об этой богине. Что ещё вошло в основу мифа о ней? (Дети читают мифический рассказ, после чего отвечают на вопрос.) Дети. – В образе богини Лады народ выражал представление о правильном строе жизни, где всё должно быть ладно, т.е. благополучно. - О том, что все люди должны ладить друг с другом, т.е. жить в мире и дружбе. Учитель. А в каких словах до нашего времени сохранилось древнее название богини? (Ладно, ладить, ладушки, наладчик, оладьи, оладушки и др.) Учитель. От этого слова также произошло «уклад», т.е. установившийся порядок, сложившееся устройство быта и жизни. (Дома можно предложить детям нарисовать богов: например, мальчики нарисуют Велеса или Сварога, а девочки – богиню Ладу.)
Третий урок I. Выставка детских рисунков. Рассказы учащихся о том, почему они изобразили богов именно такими?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|