Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с. 21 страница




 

§ 5. Международное право и экстратерриториальное

действие внутреннего права

 

Экстратерриториальное, т.е. выходящее за пределы государственной территории, действие внутреннего права - весьма распространенное явление, значение которого растет <*>.

--------------------------------

<*> Здесь используется международно признанный термин "экстратерриториальное" вместо принятого в нашей литературе термина "экстерриториальное" действие права. "Экстратерриториальное" означает "выходящее за пределы территории", а "экстерриториальное" - "находящееся вне территории".

 

Человек обладает юридическим статусом, комплексом прав и обязанностей, обретенных в определенной правовой системе. При перемещении в сферу действия другой правовой системы он не может лишаться своих личных, имущественных и многих других прав. В результате права, созданные в рамках одной национальной правовой системы, должны признаваться в сфере действия другой. Это наиболее давний и массовый случай экстратерриториального действия внутреннего права. По мере развития международного общения рассматриваемое явление обретало все новые аспекты.

Следует отметить случаи злоупотребления экстратерриториальной юрисдикцией, которые характерны для США. Так, в 1996 г. был принят Закон о свободе Кубы и демократической солидарности (Закон Хелмса - Бертона), который предусматривал экономические меры наказания путем осуществления экстратерриториальной юрисдикции. Касаясь этого Закона, американский юрист А. Ловенфельд писал: "...он в явной форме отвергает доктрину "акт государства" и уполномочивает суды Соединенных Штатов рассматривать иски, связанные с экспроприацией, осуществленной на Кубе более трех десятилетий назад" <*>.

--------------------------------

<*> AJIL. 1996. Vol. 60. N 3. P. 419 - 420.

 

Суды США также весьма широко толкуют экстратерриториальное действие своих законов. Рассматривая дело "США против Вердуго - Уркидеса", Верховный Суд должен был определить законность действий американских агентов, которые произвели без разрешения местных властей обыск помещения в г. Мехико. Суд счел, что не существует конституционных ограничений для действий США за рубежом, когда они касаются иностранцев <*>.

--------------------------------

<*> USR. 1990. Vol. 494. P. 259.

 

Мы остановимся на экстратерриториальном действии внутреннего права, исходя из того, что оно:

- имеет значение для осуществления государством норм международного права за пределами своей территории;

- регулируется международным правом;

- необходимо для понимания взаимодействия международного и внутреннего права.

Интенсификация интернациональных связей определяет тенденцию к росту уважения права других государств, прежде всего тех его норм, субъектами которых являются физические и юридические лица. В регулировании связанных с этим вопросов главная роль принадлежит особой отрасли внутреннего права, именуемой международным частным правом, призванным регулировать гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом. Постепенно нормы, регулирующие экстратерриториальное действие, появляются во все большем числе отраслей внутригосударственного права. Наиболее широко такое действие у отраслей частного права (гражданского, семейного, торгового и др.). Эти отрасли связаны с международным общением физических и юридических лиц. Гораздо сложнее обстоит дело с отраслями, относящимися к публичному праву, которое тесно связано с властными функциями государства (государственное, административное, уголовное право).

В зарубежной литературе зачастую пишут не об экстратерриториальном действии права, а о соответствующей юрисдикции. В отечественной юриспруденции это понятие, к сожалению, не привлекло к себе внимания.

Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную и административную власть, ее объем и сферу действия.

По сфере действия различают юрисдикцию территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, судебную, административную, по объему - полную и ограниченную. Полная означает власть государства предписывать определенное поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, но ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.

С точки зрения действия права различают:

- предписывающую юрисдикцию - власть государства делать свое право обязательным для физических и юридических лиц;

- судебную юрисдикцию - власть государства подчинять физические и юридические лица выносимым его судами и другими органами решениям - актам применения права;

- юрисдикция принуждения - власть государства принуждать к соблюдению права.

Сфера экстратерриториальной юрисдикции определяется правовой системой государства в соответствии с международным правом. Общее правило, опирающееся на основные принципы международного права, состоит в том, что государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченную - в отношении своих граждан и организаций за рубежом.

В основе экстратерриториальной юрисдикции лежит персональный принцип, и она является преимущественно предписывающей. Государство вправе обязать своих граждан и организации соблюдать его законы и в том случае, если они находятся на иностранной территории. При определенных условиях может осуществляться и судебная юрисдикция. Что же касается юрисдикции принуждения, то она осуществима лишь тогда, когда субъект вступает в сферу полной юрисдикции государства.

В силу территориального верховенства государства иностранное право может действовать лишь в пределах, допускаемых внутренним правом. Государство не может требовать от своих граждан и организаций, находящихся за рубежом, совершения действий, запрещенных местным правом.

Практика свидетельствует о наличии двух общих принципов, относящихся к регулированию экстратерриториального действия права. Первый состоит в том, что иностранное право может действовать в рамках, определяемых местным правом, и в соответствии с международными обязательствами местного государства. Согласно другому принципу, не подлежит применению иностранный закон, противоречащий основам местного права, даже если коллизионные нормы последнего отсылают к нему.

Признание государства означает признание и его правовой системы. Экстратерриториальное действие актов непризнанного государства допускается как исключение. В судебной практике такие акты признаются, если речь идет об их применении только на территории, находящейся под контролем непризнанного государства или правительства, и только в отношении внутренних дел этого государства.

С помощью национальных законов и международных договоров государства обеспечивают все более широкое экстратерриториальное действие внутреннего права. Применение иностранного права обеспечивается местными органами. Особенно велика роль в этом деле многочисленных договоров о правовой помощи.

Так, Конвенция стран СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам обязала участников признавать и исполнять решения судов друг друга по гражданским и семейным делам, а также решения по уголовным делам о возмещении ущерба (ст. 51) <*>. Положения об экстратерриториальном действии встречаются и в иных видах договоров <**>.

--------------------------------

<*> См.: Международное публичное право. Сборник документов: В 2 т. Т. 2 / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М., 1996. С. 505 - 521.

<**> Соглашение между США и ФРГ 1976 г. о социальном обеспечении предусматривает, что компетентные власти сторон будут помогать друг другу "в имплементации законов друг друга так, как если бы они применяли собственное законодательство".

 

Проблема экстратерриториального действия внутреннего права явно нуждается в основательном международно-правовом урегулировании. Предпринимаются все новые попытки в этом направлении. Многие международные органы так или иначе сталкивались с данной проблемой, но решения не нашли. Из многосторонних актов можно назвать Межамериканскую конвенцию о юрисдикции в международной сфере в связи с экстратерриториальной действительностью иностранных судебных решений 1984 г. Ведется разработка соответствующих норм в рамках ЕС. Проект резолюции "Экстратерриториальная юрисдикция государств" подготовил в 1993 г. Институт международного права. Все это, однако, лишь первые шаги к цели.

 

Литература

 

Ключников Ю.В. Принципы осуществления предписывающей юрисдикции // МПЧП. 2002. N 1.

Лукашук И.И. Функционирование международного права. Гл. 3, 4. М., 1992.

Усенко Е.Т. Проблемы экстерриториального действия национального закона // МЖМП. 1996. N 2.

 

Глава IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ВНУТРЕННЕЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВ

 

§ 1. Значение проблемы

 

Взаимодействие международного и внутреннего права государств приобретает особенно большое значение в условиях глобализации. Осуществление международным правом своих функций возможно лишь при тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность - углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом.

В принятой на Саммите тысячелетия в 2000 г. Декларации тысячелетия ООН выражена решимость "укреплять уважение к принципу верховенства права, причем как в международных, так и во внутренних делах..." <*>. В этом положении нашла выражение идея единства международной и внутренней законности. Одна из важнейших характеристик правового государства - правомерная внешняя политика. Правовое государство должно быть и международно-правовым. Неправовые государства соблюдают международное право лишь под давлением обстоятельств. На повестку дня поставлен вопрос о создании единого европейского правового пространства. Растет практическое значение взаимодействия международного и внутреннего права не только для государств, но также для физических и юридических лиц. Все это побуждает уделить особое внимание рассматриваемой проблеме. Ранее нам уже приходилось затрагивать эту проблему, поскольку она связана с самой природой международного права.

--------------------------------

<*> МЖМП. 2001. N 1. С. 260.

 

§ 2. Теоретические концепции

 

Соотношение двух систем права определяется взаимодействием регулируемых ими отношений. Первоначально международное право не оказывало влияния на внутреннее право. Решающим было влияние внутреннего права, как более развитого. Проблема привлекла к себе внимание лишь в конце XIX в.

Следуя взглядам Г. Гегеля, ряд немецких юристов сформулировали концепцию примата внутреннего права, отвечавшую интересам внешней политики Германии, готовившейся к переделу мира. А. Цорн, например, рассматривал международное право как внешнегосударственное право, нормы которого являются юридическими лишь в той мере, в какой они включены во внутреннее право <*>. Эта концепция является нигилистической, поскольку отрицает юридическое существование международного права.

--------------------------------

<*> Zorn A. Grundzuge des Volkerrechts. Leipzig, 1903. S. 8 - 9.

 

Нигилистическая теория с самого начала подвергалась критике в литературе и не получила распространения. Тем не менее ее рецидивы время от времени встречаются. В свое время А.Я. Вышинский отстаивал теорию приоритета внутреннего права <*>. Формула А. Цорна слово в слово воспроизведена израильским юристом А. Левонтиным <**>. Но гораздо важнее то, что в практике государственных органов наблюдается тенденция признавать фактический приоритет за внутренним правом.

--------------------------------

<*> См.: Вышинский А.Я. Вопросы международного права и международной политики. М., 1949. С. 481.

<**> См.: Levontin A. The Myth of International Security. Jerusalem, 1957. P. XIV.

 

В конце XIX в. была сформулирована и концепция дуализма. Согласно ей, международное право и внутреннее действуют в различных сферах, представляют собой самостоятельные правовые системы, которые не находятся в соподчинении <*>. Дуализм нашел наиболее широкое признание в доктрине. Его сторонники и в наше время считают, что "формально международное и национальное право как системы никогда не могут вступить в конфликт. Может иметь место нечто иное, а именно конфликт обязательств или неспособность государства поступать во внутреннем плане так, как того требует от него международное право" <**>.

--------------------------------

<*> См.: Triepel H. Volkerrecht und Landsrecht. Leipzig, 1899. S. 111.

<**> Таково мнение видного британского юриста Дж. Фицмориса // RdC. 1957. Vol. II. P. 79.

 

Концепция дуализма наиболее правильно отражает соотношение международного и внутреннего права. Ее недостаток видится в некоторой недооценке взаимосвязи двух систем. Неслучайно сторонники данной концепции нередко ищут пути преодоления этого недостатка и способы преодоления коллизий. Болгарский юрист П. Радойнов выдвинул концепцию реалистического дуализма, в соответствии с которой необходимо исходить из того, что коллизии в конечном счете решаются в пользу международного права, так как иной подход означал бы его отрицание <*>.

--------------------------------

<*> См.: Радойнов П. Международно-правни проблеми на социаалистическата икономическа интеграция. София, 1984. С. 29.

 

После Первой мировой войны австрийский юрист Г. Кельзен сформулировал основы концепции примата международного права, согласно которой оно выступает в качестве верховного правопорядка, не ограниченного иными правопорядками, и само определяет сферу действия внутреннего права. В наши дни все больше авторов полагают, что во имя мира международное сообщество должно признать примат международного права, во всяком случае при расхождении его предписаний с нормами внутреннего права.

Представляется некорректной постановка вопроса о формальном примате того или иного права. Каждое решает свои задачи, в своей области и с помощью собственного механизма.

 

§ 3. Взаимодействие международного и внутреннего права

в условиях глобализации

 

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе зачастую высказывается мнение, согласно которому "глобализация стирает грань между внутренней и внешней сферой деятельности, между внутренней и внешней политикой" <*>. В этом видится определенное преувеличение. Обе сферы тесно переплетаются, взаимодействуют, но грань между ними не стирается. Аналогичные отмеченным взглядам концепции существуют и в юриспруденции, в том числе и в отечественной. Утверждают, что в условиях глобализации концепция объективных границ международного права должна отойти в прошлое. Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредственно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере <**>.

--------------------------------

<*> Кочетов Э.Г. Геоэкономика. М., 1999. С. 11.

<**> См.: Марочкин С.Ю. Соотношение юридической силы норм международного и внутригосударственного права в правовой системе Российской Федерации // РЖМП. 1997. N 2.

 

Сторонники отмеченных концепций не могут игнорировать очевидные факты. Они признают, что международное право имеет прямое действие на территории государства с его санкции и как составная часть национальной правовой системы. Какое же это прямое действие, если оно осуществляется с санкции государства в качестве составной части его правовой системы?

На самом деле внутригосударственная правовая система воспринимает не международное право как особую систему, а лишь содержание его норм. В результате соответствующие нормы сохраняют в международном праве свой статус, не претерпевая каких-либо изменений. В соответствии с ними создаются нормы внутреннего права. В этом и состоит суть процесса инкорпорации, включения норм международного права в право внутригосударственное. Уделивший большое внимание рассматриваемой проблеме проф. Р. Мюллерсон заметил, что включение международных норм в правовую систему страны не означает, что лев становится котом <*>. Будучи включенными в правовую систему государства, международные нормы действуют как часть этой системы и обеспечиваются присущим именно этой системе механизмом. Механизм действия международного права для этого непригоден.

--------------------------------

<*> См.: Mullerson R. Ordering Anarchy. International Law in International Society. The Hague, 2000. P. 199.

 

Проблема инкорпорации гораздо более сложна, чем это может показаться. Наряду с тенденцией к интернационализации или гемогенизации национального права наблюдается и иная тенденция, тенденция к гетерогенизации права государств. По мере того как международное право все основательнее затрагивает внутреннее право, его применение все основательнее сталкивается с различиями правовой культуры, правового сознания. В различных правовых системах идентичные нормы де-факто приобретают не совсем одинаковый смысл. Анализ судебной практики государств по применению норм международного права свидетельствует о том, что эта практика напоминает перевод иностранного текста, который не идентичен оригиналу. Обстоятельно исследовавшая это явление профессор университета в Торонто К. Кноп пишет, что "внутригосударственное толкование международного права не является всюду одинаковым...". В идеале мы имеем дело ни с чем-то "целиком международным, ни с чем-то целиком национальным, а с гибридом, выражающим отношения между ними" <*>.

--------------------------------

<*> Knop K. Here and There: International Law in Domestic Courts // New York University Journal of International Law and Politics. 2000. N 2. P. 506, 524.

 

Это явление представляется закономерным, поскольку в противном случае реализация международных норм на внутригосударственном уровне была бы невозможной. Проблема состоит в том, чтобы расхождения национальных систем не выходили за определенные границы, оставались в рамках исторически достигнутого и международно терпимого уровня.

Инициированные международным правом нормы занимают в правовой системе страны особое положение. Это сказывается, в частности, в том, что ни исполнительная, ни законодательная власть не могут отменить или изменить их. Международные нормы действуют в рамках национальной правовой системы, но вместе с тем не утрачивают своей связи с международным правом. О.И. Тиунов формулирует это положение следующим образом: "Войдя благодаря инкорпорации в систему российского национального права, они не теряют международно-правового качества, т.е. остаются частью международно-правовой системы" <*>. Это значит, в частности, что при их применении должны учитываться правила толкования международных норм, международное право также регулирует действие, прекращение действия и изменение соответствующих норм. Эти моменты приобретают особое значение, когда внутреннее право не воспроизводит содержание международной нормы, а лишь отсылает к ней.

--------------------------------

<*> Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 254.

 

Все эти вопросы приобретают растущее практическое значение, о чем, в частности, свидетельствует судебная практика. Еще в решении 1969 г. по делу "Левенбрау" Федеральный суд ФРГ определил: "Международные договоры не утрачивают своего характера договоров между государствами в результате их трансформации в состав внутреннего права". Согласно Основному закону, одобряющий договор акт парламента "служит двум целям: уполномочивает совершение окончательной ратификации договора и инкорпорацию договорных положений во внутреннее право. Эта двойственная цель, однако, способна вести к применению различных методов толкования договорных положений, с одной стороны, и соответствующих внутренних положений, с другой. Согласно германской правовой традиции, нет сомнений в неограниченной компетенции национальных судов толковать международные договоры при условии, что договор в основном относится к частноправовому регулированию отношений между индивидами договаривающихся сторон" <*>.

--------------------------------

<*> Цит. по: Mullerson R. Op. cit. P. 201.

 

Представляется, что сказанное следует понимать таким образом: созданные в соответствии с договором нормы внутреннего права, касающиеся частноправовых отношений физических и юридических лиц, суд свободно толкует, как и другие нормы внутреннего права. Тем не менее такая свобода не может вести к результатам, противоречащим содержанию договора, которое определяется на основе международных правил толкования. Заслуживает внимания, что такие органы, как Европейский суд по правам человека и Европейская комиссия по правам человека, предупреждают о проявлении осторожности, с тем чтобы суды не толковали договоры лишь в соответствии с понятиями их собственного внутреннего права <*>.

--------------------------------

<*> См.: Frowein J. Federal Republic of Germany // The Effect of Treaties in Domestic Law. L. 1987. P. 77. Р. Мюллерсон пишет: "Международное право должно сохранять свой международный характер (т.е. его не следует слишком доместицировать) даже при толковании и применении внутренними судами и трибуналами в случае регулирования отношений с участием индивидов и иных частных сторон" (Mullerson R. Op. cit. P. 204.)

 

Грань между международным и внутренним правом не стирается, поскольку это привело бы к нарушению их нормального функционирования. У каждой из этих правовых систем своя природа, своя сфера действия, свой объект регулирования и свой механизм действия. Происходит углубление взаимодействия двух правовых систем, а не стирание границ между ними. Это подтверждается и опытом такой развитой интеграции, как та, что имеет место в рамках Европейского союза.

Процесс, развивающийся в политической области, отличается от глобализации в социально-экономической сфере. Уровень единства в первой существенно ниже. Государства сохраняют свою самостоятельность. Поэтому в отношении государств и их правовых систем более точен термин "интернационализация". Интернационализация означает прежде всего сближение политических и правовых систем государств, углубление их взаимодействия, взаимного влияния. Интернационализация государства в основном определяется глобализацией экономики и других сфер жизни общества. Но вместе с тем на нее оказывают влияние и иные факторы, в том числе присущие именно политике. На первом месте, разумеется, стоят интересы безопасности. Надежно обеспечить свою безопасность государства могут лишь совместными усилиями. Нападение террористов на объекты в Нью-Йорке и Вашингтоне продемонстрировало это обстоятельство особенно убедительно. Только совместными усилиями может быть обеспечено управление системой международных отношений и правопорядок в ней.

Глобализация проявляется в интернационализации внутреннего права государств, которая представляет собой одну из главных тенденций развития этого права в XXI в. Единство мирового сообщества, упрочение взаимозависимости государств диктуют необходимость того, чтобы социально-экономические и политико-правовые системы государств были совместимы и способны взаимодействовать друг с другом и с глобальной системой государств в целом в качестве ее составных частей. Проблема решается в процессе взаимодействия международного и внутреннего права. Во имя обеспечения единства международного сообщества государства должны подчиняться установленному ими порядку, который является социально, политически необходимым. Это касается деятельности не только международной, но и внутригосударственной в той мере, в которой она затрагивает международные отношения.

Обеспечение подобного положения требует признания приоритета международного права как во внешней, так и во внутренней политике <*>. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора..." (ст. 27). Международный Суд ООН считает, что является "основным принципом международного права то, что оно превалирует над внутренним правом государств" <**>. Речь идет не о примате международного права над внутренним в целом, а о приоритете в областях, связанных с международными отношениями. Обоснованность подобного положения едва ли может вызывать сомнения. При ином положении государство могло бы своим законом отменять для себя обязательную силу норм международного права и, следовательно, последнее перестало бы быть правом.

--------------------------------

<*> См.: Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 131 - 132.

<**> ICJ. Reports. 1988. P. 34.

 

Устав СНГ в качестве одного из принципов Содружества указывает "верховенство международного права в межгосударственных отношениях" (ст. 3). Что же касается приоритета международного права во внутренней правовой системе, то не все страны СНГ оказались готовы его признать.

В целом наблюдается тенденция к усилению роли международного права в функционировании правовых систем государств <*>. Оно оказывает влияние даже на наиболее консервативные правовые системы. Особенно оно ощутимо, разумеется, там, где внутреннее право затрагивает международные связи. Так, британские суды, ссылаясь на международное право, радикально изменили обычное право страны, касающееся иммунитета <**>.

--------------------------------

<*> Институт международного права констатировал: "Международное право играет все более важную роль в различных национальных правовых системах" (Annuaire de l'Institute de droit international. 1994. Vol. 65. N II. P. 319).

<**> См.: Crawford J. General International Law // Proceedings of the 26th Annual Meeting of the American Society of International Law. Wash., 1984. P. 234.

 

Важным фактором роста роли международного права в функционировании национальных правовых систем является то, что инкорпорированные нормы регулируют отношения, которые ранее были изолированы от международного права. Последнее стало непосредственно затрагивать права и интересы физических и юридических лиц. И чем более развито внутреннее право государства, тем более нуждается оно во взаимодействии с международным правом.

Под влиянием международного права происходят важные изменения во внутреннем праве. Наиболее показательны в этом плане нормы о правах человека, образующие основу конституций. Принимаются законы, призванные обеспечить реализацию международных норм. В качестве примера можно указать российские законы о международных договорах, о международных и внешнеэкономических связях субъектов Федерации, о континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне.

Рост влияния международного права на право государств породил тенденцию к конституционализации международного права. Все большее число конституций содержат положения, посвященные международному праву и призванные обеспечить его реализацию. Более того, многие из них устанавливают приоритет международно-правовых норм.

От внутреннего права в растущей мере зависит нормальное функционирование международных связей, да и международной системы в целом. Отставание внутреннего права от требований времени способно породить весьма серьезные международные последствия <*>.

--------------------------------

<*> Выступая на юридическом факультете Вашингтонского университета в октябре 1998 г., М. Олбрайт сказала: "Глобальный финансовый кризис требует, чтобы мы концентрировали свое внимание не только на нормах, регулирующих международную торговлю, но также и на нормах, осуществляющих регулирование и управление экономикой внутри государств. Ведь ясно, что недостаточная приверженность верховенству права в ключевых странах явилась крупнейшим вкладом в текущий кризис" (AJIL. 1999. Vol. 93. N 2. P. 470).

 

Интернационализация права государств переплетается с доместикацией или интернализацией (именно интернализацией. - И.Л.) международного права. Все большее число международных норм инкорпорируется внутренним правом и там обретает свое полное значение <*>. Внутригосударственный правовой механизм выдвигается на первый план в повседневном осуществлении международного права <**>. Задача обеспечения международного правопорядка перестала быть задачей исключительно международного права, она стала задачей и национальных правовых систем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных