Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III Судьба памятника 7 страница




 

[846]Деян. 2:44‑45 – «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого».

 

[847]Этла мог быть епископом Доркика (Дорчестера) только в краткий период между 672 и 676 гг., когда этот уэссекский город был захвачен Мерсией. Вилфрид Младший – последний епископ Эборака (Йорка); его преемник Эгберт в 735 г. получил паллий архиепископа.

 

[848]Осрик был зависимым от Уэссекса королем Хвиссы около 675‑680 гг.

 

[849]Босел был епископом Хвиссы в 680‑691 гг., Офтфор – в 691‑693 гг. Их преемником в 693‑717 гг. был Эгвин, о котором Беда не упоминает. Резиденцией этих предстоятелей был город Уорчестер.

 

[850]Скорее всего, имеется в виду Керетик (Кердик), король бриттского королевства Элмет в Йоркшире. Его смерть отмечена в «Анналах Камбрии» под 616 г. Еще до того, около 603 г. он был изгнан из своих владений королем Нортумбрии Эдвином – возможно, в отместку за убийство Херерика.

 

[851]2 Кор. 12:9.

 

[852]Ин. 5:24.

 

[853]Имеется в виду монастырь Хакнесс близ Витби. Там до сих пор хранится резной англосаксонский крест с посвятительной надписью некоей Эдильбурги, сделанной частично латынью, частично руническими буквами. В описании кончины Хильды Беда использует фразы из «Диалогов» папы Григория.

 

[854]Иногда ее смешивают с Бегой, основательницей монастыря Сент‑Бис в графстве Камберленд.

 

[855]Дормиторий (dormitorium) – монашеская спальня.

 

[856]История Кэдмона, первого английского поэта, приобрела широкую популярность и известна во множестве переводов и пересказов на английский и другие языки. На русский ее переводила И. П. Стрельникова (в кн.: Памятники средневековой латинской литературы IV‑IX вв. М., 1970); «Гимн Кэдмона» переведен В. Г. Тихомировым (в кн.: Древнеанглийская поэзия. М., 1982).

 

[857]Гал. 1:1 – «не человеками, и не через человека».

 

[858]К сожалению, Беда ничего не сообщает о содержании англосаксонских песен, хотя по сообщению Кутберта он хорошо знал их. Возможно, он считал их все «легкомысленными или пустыми»; скорее всего, это были лирические песни или героические баллады о подвигах предков англосаксов. Видимо, эти песни знали многие, если Беда специально подчеркивает, что Кэдмон никогда им не учился.

 

[859]Англосаксонская арфа (harp) была найдена во время раскопок в Саттон‑Ху. Она была сравнительно небольшой (высота 30 см), и ее легко можно было передавать из рук в руки на пирах.

 

[860]Члены англосаксонской сельской общины в те неспокойные времена по очереди охраняли скот или, если селение было окружено частоколом, несли стражу у ворот.

 

[861]Имя Кэдмон является бриттским по происхождению. Возможно, его предки были бриттами или просто носили бриттские имена.

 

[862]В нескольких рукописях «Истории» сохранилась англосаксонская версия этого гимна. Всего он сохранился в четырех манускриптах на нортумбрийском диалекте, и в тринадцати – на уэссекском. Он написан в традиционном аллитерационном размере англосаксонской поэзии, для которой обычны игра слов и сложные цепочки ассоциаций, напоминающие скандинавские кеннинги. Англосаксонский вариант гимна несколько длиннее латинского; в переводе мы постарались учесть оба текста. Гимн является единственным дошедшим до нас произведением Кэдмона, хотя ему пытались приписать и другие памятники англосаксонской поэзии.

 

[863]В оригинале uilicus (управитель или староста деревни).

 

[864]По закону Моисея в пищу используются только чистые животные с раздвоенными копытами, жующие жвачку (Числ. 11:3, Втор. 14:6).

 

[865]К пожилым и немощным монахам часто прикрепляли молодых послушников, которые ухаживали за ними.

 

[866]Имеется в виду монастырь Колдингем в шотландском Лотиане. После пожара в 679 г. монастырь не восстанавливался; от него остались только развалины у мыса Сент‑Эббсхед, получившего имя от аббатиссы Эббы.

 

[867]Рассказ об этом см. Ин. 3:5‑10.

 

[868]Его не следует путать с Адамнаном, аббатом Ионы (см. ниже).

 

[869]Мф. 3:7 – «кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Также Лк. 3:7.

 

[870]Пс. 94:2 – «предстанем лицу Его со славословием».

 

[871]Такие аскетические подвиги были обычными в раннем монашестве. Постепенно Римская церковь, неодобрительно относившаяся к ним, запретила крайние проявления аскетизма, но на Британских островах они сохранялись еще долго благодаря влиянию ирландских монахов.

 

[872]Монахам запрещалось носить разноцветную или расшитую одежду; также рекомендовались одеяния не из льняного полотна, а из грубой шерстяной ткани.

 

[873]«Извне» (externorum) – т. е. из‑за стен монастыря. Рассказ Беды говорит о том, что к VII в. упадок, поразивший галльскую церковь, проник и в Британию. Подробнее об этом см. в «Письме к Эгберту».

 

[874]1 Фес. 5:3 – «когда будут говорить «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба».

 

[875]Пс. 65:5 – «придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими».

 

[876]Этот Берт или Беркт является, вероятно, тем же лицом, что и Бертред, который по данным хронологического итога «Истории» был убит пиктами в 698 г.

 

[877]В ирландских анналах сведений об этом набеге не сохранилось. Возможно, король Эгфрит вторгся в ирландское королевство Ольстер (Улад), которое оказывало помощь его врагам – скоттам Далриады. Со времен Освиу нортумбрийцы владели значительной частью Южной Шотландии – кроме Лотиана, это были бриттское королевство Камбрия (Стрэтклайд) и Аргайл, населенный ирландцами. Все эти земли были, вероятно, утеряны после поражения 685 г.

 

[878]1 Кор. 6:10.

 

[879]По данным «Истории аббатов Уирмута и Ярроу», смерть короля Эгфрита была открыта Кутберту в видении на развалинах римского города Карлайл.

 

[880]20 мая 685 г. Битва произошла у Нехтансмера (ныне Дуннихен‑Мосс в Форфершире). Королем пиктов в то время был Бриде III мак Били (671‑692 гг.), кузен короля Эгфрита.

 

[881]Цитата из «Энеиды» (II169).

 

[882]Епископ Трумвин или Тумма жил в монастыре Аберкорн у залива Ферт‑оф‑Форт. Бежав оттуда, он поселился в Витби и умер до 705 г.

 

[883]Эльфледа была дочерью короля Освиу и Энфледы; после смерти Хильды она сделалась аббатиссой в Витби (Стренескальке) и умерла после 705 г. Она дружила с Кутбертом и вместе с ним побудила своего сводного брата Альдфрида вернуть из изгнания епископа Вилфрида.

 

[884]Альдфрид (правильнее Альдфрит) был королем Нортумбрии в 685‑705 гг. Он был незаконным сыном короля Освиу и ирландской принцессы и при жизни Эгфрита жил в изгнании в Ирландии. При нем влияние ирландцев в Нортумбрии вновь усилилось.

 

[885]Нортумбрийцы утратили контроль над Камбрией и Голуэем, но сохранили Лотиан вплоть до нынешнего Эдинбурга.

 

[886]6 февраля.

 

[887]Хлотхер или Хлотарь был королем Кента в 673‑685 гг.; сохранился носящий его имя свод законов. Его племянник Эдрик был королем в 685‑686 гг., а до этого правил в Сассексе как соправитель или элдормен. После его убийства Кент вместе с Сассексом захватил король Уэссекса. Только в 694 г. власть захватил сын Эгберта Виктред, правивший до 725 г. Он также составил кодекс законов, носивший явный отпечаток язычества.

 

[888]Сведения о жизни св. Кутберта Беда почерпнул из его анонимного жития, написанного в Линдисфарне между 699 и 705 гг., и из его собственного «Жития Кутберта», составленного в стихах и в прозе около 721 г. Кутберт многие годы жил в отшельничестве, потом в 685 г. был сделан епископом Хексема и позже переведен в Линдисфарн. Он умер на острове Фарне 20 марта 687 г.

 

[889]См. прим. 543.

 

[890]Приор – в средневековых европейских монастырях настоятель или старший после аббата член монашеской общины, управлявший обителью в отсутствие аббата. Видимо, после избрания Эты епископом Хексема Мелрозским монастырем руководили Бойсил, а затем Кутберт.

 

[891]Мф. 3:8 – «сотворите же достойный плод покаяния». Также Лк. 3:8.

 

[892]Имеются в виду отроги Пеннинских гор в графстве Нортумберленд.

 

[893]Этот отрывок из «Liber Responsionum» папы Григория цитировался Бедой в I27.

 

[894]Пшеница вообще плохо росла на неплодородных землях Северной Англии. В основном местные жители сеяли ячмень и овес, из которых пекли лепешки.

 

[895]Неизвестное место. Река Альн (Aln) находится в Йоркшире; собор в том месте состоялся в 685 г.

 

[896]Все это перемещение епископов происходило летом и осенью 685 г.

 

[897]Мф. 22:37 и 22:39.

 

[898]Это озеро Дервентуотер в графстве Йоркшир. Остров на нем до сих пор носит имя Сент‑Херберт.

 

[899]Имеется в виду город Карлайл, называемый бриттами Каэр‑Лигвалид. Он принадлежал бриттскому королевству Камбрии, но еще при Освиу был захвачен Нортумбрией.

 

[900]Во всех рукописях «Истории» читается vitae (жизни). В «Житии Кутберта», однако, sapientiae (мудрости); мы восстанавливаем это чтение как более подходящее.

 

[901]Tabernaculum – лат. «шатер» или «хижина». В русском переводе Библии «юдоль» (букв. «долина») в значении «место скорби». Здесь цитируется 2 Пет. 1:14 – «скоро должен оставить храмину мою».

 

[902]20 марта.

 

[903]Эдберт был епископом Линдисфарна в 688‑700 гг.

 

[904]6 мая 700 г.

 

[905]Следующие две главы не включены в «Житие Кутберта», однако часто дописывались к его поздним рукописям.

 

[906]Lena (от лат. laena; обычное для средневековой латыни превращение ае в е) – шерстяной плащ, который использовали как покрывало. Sagum – такой же плащ большего размера, которым застилали постель вместо простыни. Льняные простыни в то время были редким явлением.

 

[907]Эта фраза является цитатой из «Диалогов» папы Григория (IV57).

 

[908]Ныне река Дакр в Йоркшире.

 

[909]Тридред или Тритред был аббатом монастыря Линдисфарн после 729 г.

 

[910]Этот Эдильвальд или Этельвальд упоминается в списке донаторов (жертвователей) Линдисфарнской церкви, составленном в IX в. и известном под названием «Liber Vitae».

 

[911]Когда Беда около 721 г. писал пролог к «Житию Кутберта», этот Гудфрид (правильнее Гутфрит) был ризничим в церкви Линдисфарна. Аббатом он был между 721 и 729 гг.

 

[912]Еф. 3:14.

 

[913]Скрытая цитата из «Энеиды» – «вмиг усмиряет смятенное море» (I,142).

 

[914]Иоанн был епископом Хексема с 687 г. В 705‑721 гг. он был епископом Йорка.

 

[915]Имеется в виду монастырь Беверли возле одноименного города в Йоркшире.

 

[916]Ныне река Тайн (Tyne).

 

[917]Климитерий (clymiterium) – редкое слово, обозначающее уединенную молельню. В англосаксонском переводе IX в. – geboedus (молельня). По мнению Б. Колгрейва, это место находилось в селении Уорден, где до сих пор сохранился храм, посвященный Михаилу Архангелу.

 

[918]В оригинале scabiem ac furfures.

 

[919]Англосаксонское gae означало «да»; от него произошло совр. англ. yes.

 

[920]Деян. 3:2‑8.

 

[921]Это изгнание Вилфрида после очередной ссоры с королем длилось с 691 до 709 г.

 

[922]Ныне селение Уоттон в Йоркшире. Об этом монастыре и аббатиссе Херебурге ничего не известно.

 

[923]Все монахини считались духовными дочерьми аббатиссы; здесь имеется в виду ее родная дочь, рожденная до поступления в монастырь. В тот период многие англосаксы уходили в монастырь уже в зрелом возрасте, имея детей.

 

[924]Примеры наследования должности аббата были нередки; можно вспомнить рассказ Беды об Энфледе и ее дочери Эльфледе или о Кедде и его брате Хаде. Эта практика была заимствована из Ирландии, где иногда члены одной семьи управляли монастырями в течение нескольких поколений. Сам Беда осуждает эту практику в «Письме к Эгберту».

 

[925]Судя по этой и следующей главе, уже в VII в. представители знати строили церкви в своих поместьях. Позже именно так возникло большинство приходских (сельских) церквей.

 

[926]Мф. 8: 14‑15.

 

[927]Вся эта история говорит о сравнительно мягком обращении со слугами (домашними рабами) в англосаксонском обществе. Часто они были членами семьи и по завещанию могли получить свободу или даже долю наследства.

 

[928]В «Житии аббатов» Беда упоминает монастырь в устье Тайна, который некогда был мужским, но к тому времени сделался женским. Однако здесь речь, скорее всего, идет о другом монастыре – возможно, о том, где был погребен король Освин.

 

[929]В оригинале cursu maiore equos suos inuicem probare (потягаться друг с другом в скорости их коней). Вероятно, конные состязания были популярны у англосаксов еще в языческое время.

 

[930]Имеется в виду Вилфрид Младший, при котором центр Нортумбрийской церкви окончательно переместился из Линдисфарна в Йорк.

 

[931]См. прим. 757.

 

[932]Сергий I был папой римским в 687‑701 гг.

 

[933]Кэдвалла был крещен 10 апреля. Белые одежды полагалось носить в течение недели, но, очевидно, король предчувствовал скорую смерть и дал обет носить их до конца.

 

[934]20 апреля 689 г.

 

[935]Эпитафию сочинил Крисп, архиепископ Милана в 681‑725 гг. Беда, вероятно, получил ее копию из Рима вместе с документами из папского архива. Надгробный камень Кэдваллы был обнаружен в XVI в. при строительстве нынешнего храма св. Петра, но позже утерян снова.

 

[936]В оригинале Кэдвал (Caedual).

 

[937]Имеется в виду Рим – город св. Петра, духовным сыном которого стал Кэдвалла.

 

[938]В оригинале ex orbe Britanni (из британской страны).

 

[939]20 апреля.

 

[940]Юстиниан II Ринотмет (Безносый) был византийским императором в 685‑695 и 705‑711 гг.

 

[941]Ине был королем Уэссекса в 688‑726 гг.

 

[942]Беда не раз говорит о паломничествах англосаксов в Рим. Бенедикт‑Бископ побывал там шесть раз, Вилфрид – три. Паломниками были короли Уэссекса Кэдвалла и Ине, король Мерсии Кенред и король Эссекса Оффа (все они умерли в Риме). Церковь поощряла это благочестивое предприятие, однако Бонифаций в письме 747 г. выступает против паломничества женщин, которые в пути часто уклонялись от добродетели.

 

[943]Сир. 44:13.

 

[944]Пеласгийский язык (lingua Pelasga) – греческий, названный так по имени пеласгов, древнейших обитателей Греции.

 

[945]Бертвальд или Берктвольд был епископом Кентерберийским в 692‑731 гг.

 

[946]Монастырь Ракульф (позже Рикалвер) находился в Кенте, недалеко от Кентербери. До 1805 г. там стояла церковь англосаксонской эпохи, остатки которой были раскопаны в 1926 г.

 

[947]Генлада – северный рукав реки Вантсум, отделявшей прежде остров Танет от побережья. Это название сохранилось в имени ручья Янтлет‑Крик.

 

[948]Кент в то время был захвачен королем Уэссекса Ине. Свефхард или Себби был уэссекским элдорменом Кента в 690‑692 гг.; сын Эгберта Виктред претендовал на трон, но окончательно занял его только в 694 г.

 

[949]Годвин (судя по имени, англосакс) был архиепископом Лугдуна (Лиона) в 693– 713 гг. Митрополитом он зовется потому, что к тому времени Лион сделался церковной столицей Южной Франции вместо Арля.

 

[950]Товий (Tobias) был епископом Рочестера в 693‑726 гг. Он приехал из Рима вместе с Теодором и Адрианом.

 

[951]По мнению К. Джексона (Language and History in Early Britain. Edinburgh, 1953), так звучало на вульгарной латыни слово germani.

 

[952]Фризы жили в Нидерландах, ругины или ругии – на побережье Балтики (их имя сохранилось в названии острова Рюген). Гуннов многие средневековые историки считали германцами, так как в состав их орды вошли многие германские племена. Старые саксы населяли Саксонию, даны – нынешние острова Дании, боруктуары или бруктеры – Рейнскую область.

 

[953]Бойсил был другом и наставником Кутберта. Его имя сохранилось в имени шотландской деревушки Сент‑Босуэллс и, возможно, дворянского рода Босуэллов.

 

[954]Cella означает по‑латыни «келья», columba – «голубь». Имя Колум Килле (Колумгилл) произошло от ирландских слов с тем же значением.

 

[955]«Теплохладный» (tepidus) – известное выражение апостола Иоанна (Откр 3:16), означающее безразличие и инертность в делах веры.

 

[956]Ин. 1:12.

 

[957]Он упоминается также Алкуином в «Житии Виллиброрда», но больше о нем ничего не известно.

 

[958]Радбод (у Беды Rathbed) был королем фризов ок. 680‑719 гг. Все годы его правления прошли в войнах с франками, стремившимися захватить Фризию. Его едва не обратил в христианство св. Вульфрамн, но когда Радбод узнал, что его предки‑язычники будут гореть в аду, он отказался от крещения, чтобы не разлучаться с ними (см. «Житие Вульфрамна», MGH, SRM, р. 668).

 

[959]Виллиброрд или Виллиброд (у Беды Uilbrord) был апостолом фризов и их первым епископом в 695‑739 гг. Его резиденцией был Утрехт, но умер он в основанном им монастыре Эхтернах близ Трира.

 

[960]Имеется в виду Пипин Геристальский, майордом королевства франков в 681‑714 гг.

 

[961]Староста – в оригинале uilicus (староста или управитель деревни). Satrapa – правитель провинции (сатрапии) в Персидском царстве и эллинистических государствах. Беда называет так герцога или правителя области, аналогичного англосаксонскому элдормену.

 

[962]До конца VIII в. саксы были разделены на племена; их первым общим герцогом стал Видукинд около 785 г.

 

[963]Имеется в виду походный алтарь на доске. Такой же принадлежал св. Кутберту и до сих пор хранится в соборе Дарэма.

 

[964]3 октября 694 г.

 

[965]О нем ничего не известно.

 

[966]Имеется в виду Кёльн, носивший в римское время имя Colonia Agrippina. Видимо, останки братьев находились в храме на месте нынешнего Кёльнского собора. В 1074 г. архиепископ Ханно II велел перенести их в церковь св. Куниберта, но она так и не была достроена, и останки исчезли.

 

[967]Свитберт или Свиктберт был посвящен Вилфридом в 693 г., когда тот находился в Мерсии после своего изгнания из Нортумбрии в 691 г. Эдди в своем житии не упоминает о посвящении Свитберта.

 

[968]Боруктуары или бруктеры около 695 г. были разбиты саксами и прекратили существование в качестве самостоятельного племени. Их имя сохранилось в названии местности Борахтра.

 

[969]Блитрида (правильнее Плектруда) была супругой Пипина Геристальского. После его смерти она попыталась захватить власть, но была побеждена своим пасынком Карлом Мартеллом и заточена в монастырь.

 

[970]В оригинале In Litore (У берега). Это город Кайзерверт к северу от Дюссельдорфа. Мощи св. Свитберта до сих пор хранятся там в церкви, построенной в ХIII в. Город стоял на острове до того же столетия, а после был соединен с берегом дамбой.

 

[971]В календаре самого Виллиброрда обозначен 695 г. Посвящение совершилось накануне дня св. Цецилии (21 ноября), который в 695 г. выпадал на воскресенье – наиболее подходящий день для посвящения епископов. Папа дал Виллиброрду имя Климент, поскольку 23 ноября отмечалась память этого святого.

 

[972]Ныне город Утрехт в Нидерландах. Вилты – племя в составе фризского союза. Происхождение названия Traiectum неизвестно.

 

[973]Виллиброрд умер в 739 г. в возрасте 81 года.

 

[974]Имеется в виду район Каннингем в шотландском графстве Эйршир. В VII в. эта область входила в состав бриттского королевства Камбрия, но, возможно, там жили переселенцы из Нортумбрии.

 

[975]Т. е. для раздачи бедным во имя спасения собственной души.

 

[976]Это был Старый Мелроз, сожженный королем Далриады Кеннетом мак Алпином в 839 г. В XII в. в двух милях от него был построен новый монастырь, существовавший до XVI в.

 

[977]Возможно, эту историю Беда взял из какого‑либо письменного источника, но скорее всего она дошла до него в устном пересказе. В ней отражены распространенные мотивы видений рая и ада, основанные на «Диалогах» папы Григория и других подобных сочинениях. Характерно, что в «Истории» Беды не содержится никаких упоминаний о чистилище, хотя римская церковь в то время уже признала его существование.

 

[978]В средневековых житиях и видениях часто встречается представление об аде как о месте, где невыносимый жар сочетается с холодом. Скорее всего, это отголосок древнегерманских представлений об аде (Хель) как о царстве вечного холода.

 

[979]Скрытая цитата из «Энеиды» – «под сенью ночи безлюдной» (VI268).

 

[980]Forcipis (щипцы или клещи) – обычное орудие мучений грешников в аду.

 

[981]Эдильвальд или Этельвольд начал свою монашескую жизнь как ученик св. Кутберта. После он был приором Мелрозского монастыря, а в 721 г. стал епископом Линдисфарна. Он украсил обитель многими работами, в том числе драгоценным окладом «Линдисфарнского евангелия» (оно было переписано и иллюстрировано при его предшественнике Эдфрите) и резным каменным крестом в память св. Кутберта. Этельвольд оставил должность в 737 г. и умер около 740 г.

 

[982]Беда не упоминал этого имени прежде, чтобы эффектно произнести его в конце истории. Весь этот рассказ демонстрирует мастерство повествования, в полной мере проявленное Бедой именно в последней книге «Истории».

 

[983]Кенред стал королем Мерсии в 704 г. после отречения его дяди Этельреда, который удалился в монастырь Бардни. В 709 г. он также отрекся и отправился в Рим, где принял постриг от папы Константина (рассказ об этом содержится в «Liber Ponificalis»). Дата его смерти неизвестна.

 

[984]Красота почерка была в Средние века порой не менее важна, чем содержание книги. Поэтому «безобразные» (у Беды teter, в классической латыни taeter) буквы считались присущими дьявольским и колдовским сочинениям.

 

[985]Отголосок апокрифов, в которых ангелы и демоны ведут битву за душу умирающего (эта традиция отражена во множестве произведений вплоть до «Фауста» Гёте). Победившая сторона обычно восклицает «Noster est ille homo» (Этот человек – наш). В апокрифах встречаются и книги, в которые записываются добрые и злые дела умирающего.

 

[986]В оригинале vomeres. Vomer в классической латыни означало «плужный лемех», но позже обрело значение «лезвия». В англосаксонском переводе – handseax, то есть «короткий нож». Слово seax встречается в англосаксонских заговорах против болезней, где также упоминаются ножи, пронзающие внутренности (см. Древнеанглийская поэзия. М., 1982. С. 24).

 

[987]Имеются в виду «Диалоги» (IV40).

 

[988]Пс. 31:1.

 

[989]Пектельм около 730 г. стал первым английским епископом Уитхорна в Голуэе. Он учился у Альдхельма и был известным знатоком церковного права (Бонифаций обращался к нему за советом в одном из писем). Он умер в 735 г.; после этого о епископстве Уитхорн ничего не известно.

 

[990]В оригинале fabrili arte, что обычно обозначало «кузнечное дело», но могло относиться и к другим ремеслам.

 

[991]Христианские писатели часто называли ад Тартаром по имени греческого царства мертвых.

 

[992]Иосиф Каиафа – первосвященник Иерусалимского храма в 18‑37 гг. По евангельской легенде, он убедил Понтия Пилата казнить Христа. В христианстве считался одним из величайших грешников, находящихся в самой середине ада.

 

[993]Деян. 7:56. Стефан – первый христианский мученик, побитый камнями иудеями, которыми руководил Савл (будущий апостол Павел).

 

[994]Беда имеет в виду северных ирландцев. Южные приняли римскую Пасху еще в 632 или 633 г. Под бриттами он подразумевает бритттов Камбрии и, возможно, Корнуолла.

 

[995]Адамнан (624‑704 гг.) был аббатом Ионы и выдающимся деятелем ирландской церкви. Он написал «Житие» св. Колумбы и книгу «О святых местах», которую далее цитирует Беда. Целью его миссии в Англию было освобождение шестидесяти ирландских пленников, захваченых Бертом в 684 г.

 

[996]Об этом епископе ничего не известно. Возможно, его корабль сбился с курса и разбился у берегов Ирландии. Адамнан встретил его в Ирландии или на Ионе и с его диктовки написал книгу о святых местах Палестины. Кроме нее, Беда в следующих двух главах использует два небольших сочинения на ту же тему – описание Иудеи, сделанное в V в. епископом Лиона Евхерием, и латинский перевод «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, сделанный около 500 г. неким Гегесиппом. Ранее Беда изложил содержание книги Адамнана в отдельном сочинении «О святых местах».

 

[997]Т. е. поручил переписать ее в нескольких экземплярах.

 

[998]Ни у Адамнана, ни у Беды ничего не говорится о завоевании Иерусалима арабами в 638 г. После этого главные христианские храмы были превращены в мечети, но долгое время мусульмане с почтением относились к святыням христианства и даже допускали к ним паломников из Европы. Все же часть сведений явно относится ко временам до арабского завоевания.

 

[999]Масличная гора (у Беды Mons Oliuarum) – холм на востоке Иерусалима, с которого Иисус вознесся на небо после своего Воскресения. Названия произошло от масличных садов, густо покрывавших склоны холма.

 

[1000]Город Хеврон был столицей Иудейско‑Израильского царства до Иерусалима. Он был разрушен римлянами в 68 г. и вновь заселен только в XII в. Недалеко от него находится пещера Махпела, где, по легенде, похоронены патриархи Авраам, Исаак и Иаков и их жены. К северу от Хеврона расположены остатки Мамврийской дубравы (Мамре), где Аврааму явилась ветхозаветная Троица.

 

[1001]Осред был убит в сражении с мерсийцами в 716 г., когда ему было 19 лет. По некоторым данным, до него некоторое время правил узурпатор Эдвулф, родственник Альдфрита. Беда возлагал большие надежды на Осреда и в стихотворном «Житии Кутберта» приветствовал его как «нового Иосию».

 

[1002]Хэдда был епископом Уэссекса в 676‑705 гг. После его смерти епископство было разделено; епископом Винчестера стал Даниэль, а епископом Шерборна – Альдхельм.

 

[1003]См. прим. 989.

 

[1004]Даниэль был епископом Винчестера в 705‑744 гг.; он умер в 745 г. Альдхельм в 705‑709 гг. управлял епископством Селвуда (ныне Шерборн). Он родился около 639 г. в королевском роду Уэссекса и прошел обучение у ирландского отшельника Майлдуба в том месте, где позже был основан монастырь Малмсбери. В 670 г. он был посвящен в сан епископом Винчестера Леутером и в 675 г. стал аббатом Малмсбери. Альдхельм был известен как ученый и поэт и имел множество учеников.

 

[1005]Имеется в виду монастырь Малмсбери.

 

[1006]Речь идет не о книге, а о большом послании Альдхельма к королю бриттов Корнуолла Герайнту или Геронтию, написанном около 705 г. Как кажется, в том же году бритты Корнуолла и Камбрии приняли римскую Пасху. Корнуолл был независимым королевством до 936 г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных