Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии оценки качества перевозок




Качество обслуживания зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и технического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов.

В этой трактовке применимы понятия простого, сложного и интегрального качества.

Простое качество перевозок характеризуется каким-то одним существенным натуральным показателем, например, скоростью перевозки.

Сложное качество характеризуется всеми натуральными показателями перевозок: безопасностью, скоростью, уровнем сервиса, стоимостью и др.

Интегральное качество характеризуется не только натуральными показателями, но и показателями затрат на их осуществление.

Для количественной оценки качества перевозок совокупность его характеристик разбивается на 4 категории:

- безопасность перевозок,

- уровень организации движения транспортных средств во времени (частота, ритмичность, регулярность, точность движения, зависимость от внешних условий),

- затраты времени на поездку, с учетом ожидания,

- удобство пользования транспортом, т.е. комфортабельность.

Качество обслуживания при пассажирских перевозках характеризуется наличием претензий пассажиров к обслуживанию на вокзалах и в пути следования, по несвоевременному отправлению и прибытию поездов, а также по несоответствию предлагаемой категории поезда, типа вагонов, места, даты отправления поезда реальному спросу.

Важными показателями потребительских свойств продукции пассажирского транспорта являются: скорость, комфортабельность и удобство поездки, быстрота оформления проездных билетов, частота и регулярность движения, беспересадочность сообщений и др. Руководствуясь ими, пассажир отдает предпочтение тому или иному виду транспорта, виду сообщений, времени поездки и т.п.

Под качеством транспортного обслуживания клиентуры по грузовым перевозкам обычно подразумевают полноту, скорость, своевременность или равномерность доставки и сохранность грузов, безопасность перевозок, а также комплексность, доступность и культуру обслуживания потребителей транспортных услуг. При этом, в отличие от пассажирских перевозок, мероприятия по обеспечению качества перевозок грузов направлены не только на объект или предмет перевозки, но и на их собственников, т.е. грузовладельцев.

Основными показателями качества транспортного обслуживания являются:

степень удовлетворения спроса по объему перевозок за определенный период времени (год, квартал, месяц и более короткие сроки):

где Σ P факт. и Σ P спрос – соответственно фактический объем перевозок и согласованный плановый спрос на перевозки за период времени t. В настоящее время значение этого показателя составляет по ориентировочным расчетам примерно 0,90-0,94. Достаточно точно его определить довольно сложно.

степень ритмичности или регулярности перевозок грузов:

где n факт – фактическое количество поставок продукции, доставленных с соблюдением установленного нормативного интервала за определенный период времени t,

п общ. – общее количество поставок за этот же период.

В этой формуле вместо числа поставок можно использовать объём перевозок с учетом тех же условий ритмичности перевозок. По экспертным оценкам значение этого показателя составляет примерно 0,75-0,78.

показатель регулярности перевозок:

где P макс – максимальный объем перевозок за определенный срок (например, за месяц) в течение анализируемого периода (например за год);

Р ср – средний объем перевозок за такой же срок (годовой объем перевозки, деленный на 12 мес.).

Этот показатель характеризует как качество работы транспорта, так и равномерность производства и предъявления грузов к перевозке и в значительной мере зависит от рода перевозимой продукции. Так, по продукции непрерывного производства и потребления К рег = 0,85-0,90, а по сезонным грузам, например по сельхозпродукции, 0,47-0,50.

уровень выполнения установленных сроков доставки – срок доставки это время от отправки груза (пассажира) до прибытия его к месту назначения:

где – фактический объем перевозок, доставленных с соблюдением нормативных сроков доставки;

– общий объем перевозок.

По расчетам специалистов, среднее значение показателя К дост составляет 0,80-0,82. Ускорение доставки и соблюдение установленных сроков доставки имеют большое экономическое значение, так как оказывают прямое влияние на величину оборотных средств грузовладельцев. За превышение сроков доставки транспорт выплачивает большие штрафы.

- степень сохранности перевозимых грузов:

где P общ – общий объем перевозок грузов,

P пот – потери грузов при погрузке, выгрузке, транспортировке в том же периоде времени.

В потери грузов при транспортировке включаются только потери сверх установленных норм естественной убыли по родам грузов на всех видах транспорта. Причинами потерь грузов являются недостатки в подготовке груза и подвижного состава к перевозкам, нарушения в технологии грузовых работ и перевозок, хищения, аварии, порча грузов в процессе транспортировки. Транспорт выплачивает грузовладельцам значительные суммы штрафов за несохранность грузов. По экспертным оценкам, среднее значение данного показателя по всем видам транспорта составляет 0,70-0,75.

Приведенные показатели качества транспортного обслуживания численно находятся в диапазоне от 0 до 1 и могут быть определены по видам и предприятиям транспорта, родам грузов и отдельным направлениям перевозок, регионам и грузовладельцам. Каждый из этих показателей имеет большое самостоятельное значение. Однако для обобщенной оценки качества обслуживания тем или иным видом транспорта требуется единый комплексный показатель. Более того, разнонаправленность приведенных показателей при отсутствии общего измерителя представляет значительные трудности в объективной оценке работы транспортных предприятий.

Однако для комплексной оценки можно рассчитать совокупность рассмотренных выше показателей, как комплексный (общий) показатель качества транспортных услуг:

где aус, aритм, aдост, aсохр – рейтинговые коэффициенты, учитывающие потребительские оценки отдельных показателей транспортного обслуживания и их взаимовлияние (определяются опросом и методом экспертных оценок). Ориентировочно значения коэффициентов принимаются aус=0,40, aритм=0,15, aдост=0,20, aсохр=0,25

Общий уровень качества транспортного обслуживания, как и каждый из составляющих его показателей, оценивается в диапазоне от 0 до 1. Наивысший уровень качества обслуживания клиентуры будет при К общ = 1,0.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных