ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В центре этого “физического” мира поставлено “я” поэта.“Я сам” (название автобиографического очерка, с которого начинаются собрания сочинений и избранное поэта), “Владимир Маяковский” (первая трагедия), “Я” (цикл стихов 1913 года), бесконечный эгоцентристский стилистический ряд: “Я – бесценных слов транжир и мот”, “я, сохранивший бесстрашную душу”, “Я златоустнейший", “Вот – я / весь / боль и ушиб. / Всем завещаю я сад фруктовый / моей великой души”, “Если б был я / маленький / как Великий океан”... Собственное “я” мыслится поэтом как большое по форме и внутренне великое, возвышенно страдающее. Эгоцентрист может находиться в самых различных отношениях с окружающим миром, например, в состоянии отречения от мира, заменяя его для себя вымышленными обстоятельствами (авторское сознание в прозе Александра Грина).
“Великая душа” в поэзии Маяковского живет в напряженном противопоставлении себя окружающему миру. Причем, “мир”, “вы”, “ты” мыслятся и ощущаются как мелкое, ничтожное, обывательское, по отношению к которому возможно самое резкое – до хулиганского – отношение. Для изображения “мира” подбирается сниженная лексика.
Мало извозчиков? Тешьтесь ложью. Видна ль шутка площе чья! Улицу врасплох огляните – из рожь ее чья не извозчичья? (1: 140)
Так начинается “Никчемное самоутешение” (1916). Естественно, что заканчивается стихотворение самовозвеличиванием.
Хожу меж извозчиков. Шляпу на́ нос. Торжественней, чем строчка державинских од. День еще – и один останусь я, медлительный и вдумчивый пешеход.
Это не отдельные цитаты, вырванные из контекста творчества поэта. В них проявляется устойчивая тенденция самовосприятия, ощущение собственного величия. § 2. Оппозиция “я – мир”
На противопоставлении себя и мира строятся большинство стихов раннего периода творчества: “А вы моглибы?”, “Ничего не понимаю”, “Нате!”, “Кофта фата”, “Вам!”, “Я и Наполеон”... и почти все стихи 1916 года, особенно: “Себе, любимому...”, “России”, “Эй! ”, “Никчемное самоутешение”, “Надоело”, “Дешеваяраспродажа”, “Следующийдень”, “Ко всему”... Анализируя оппозицию “я – мир” в поэзии Маяковского, Ю. Карабчиевский пришел к выводу, что движущей силой жизнедеятельности поэта является ненависть, проклятие. “Не любит, не отдается, не обожает – значит, должен быть уничтожен! Но сначала – проклят и опозорен, втоптан в грязь, изруган, оплеван. И здесь, в ненависти и проклятиях, с максимальной, никем не превзойденной силой проявляется подлинный талант Маяковского, его неиссякаемая энергия, его неукротимое изобретательство” (Карабчиевский 1990: 11). Может быть, утверждения Ю. Карабчиевскогослишком категоричны. Маяковский несводим к какому-либо отдельному качеству лирического героя. Но, действительно, отрицание мира к 1916 году становится всеобъемлющим. Выражается оно в самой резкой и грубой форме. Окружающая действительность (среда героя) изображается самыми мрачными красками – и осмеивается зло, жестоко. Маяковсковеды видели в этом протест поэта, тем самым соглашаясь с отрицанием дореволюционной России. Но жизнь всегда разная. И если мы что-то не принимаем в ней, то, может быть, мы какие-то свои внутренние качества переносим на действительность. И тогда дело не в ней, а в нас, в устройстве нашей души, нашего сознания. Лирический герой Маяковского постоянно стремится унизить окружающую его действительность и человека. Самыми разными способами, но чаще – всего плевком или ударом в лицо.
А если мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется – и вот я возьму и радостно плюну, плюну в лицо вам я – бесценных слов транжир и мот.
(“Нате!”, 1914. 1: 86)
Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный: “Будьте добры, причешите мне уши”.
(“Ничего не понимаю”, 1915. 1: 85)
Я спокоен, вежлив, сдержан тоже, характер – как из кости слоновой то́чен, а этому взял бы и дал по роже: не нравится он мне очень.
(“Моек этому отношение”, 1915. 1: 126)
Так эстетезируется и нравственно оправдывается хулиганство и хамство, “уличная” форма выяснения отношений между людьми. Это не просто эпатаж, конфликт с “буржуазным” обществом. Подобная форма поведения реализовалась и в жизни.
«Но над всеми возобладал – поэт Маяковский. Я сидел с Горьким и финским художником Галленом. И начал Маяковский с того, что без всякого приглашения подошел к нам, вдвинул стул между нами и стал есть с наших тарелок и пить из наших бокалов. Галлен глядел на него во все глаза – так, как глядел бы он, вероятно, на лошадь, если бы ее, например, ввели в эту банкетную залу. Горький хохотал. Я отодвинулся. Маяковский это заметил. – Вы меня очень ненавидите? – весело спросил он меня. Я без всякого стеснения ответил, что нет: слишком было бы много чести ему” (из воспоминаний И. Бунина) (Бунин1990: 289).
Эпатаж – далеко не безобидная форма поведения, когда она реализовывается в условиях острой политической борьбы: в сталинское время за “дискуссиями” часто следовали репрессии.
“Двести человек будут свистеть, а сорвем, и скандала, и милиции, и протоколов не побоимся (Аплодисменты)” (11: 282) (из выступления Маяковского на диспуте после доклада А. В. Луначарского“Театральная политика советской власти” (о пьесе М. Булгакова“Белая гвардия”) (2 октября 1926 г.).
Даже стихи, подобные “Вам!” (1915), строятся не на сочувствии, а на осуждении тех, кто не сочувствует, в данном случае, “Петрову поручику”.
Вам, проживающим за оргией оргию, имеющих ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как, – может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?..
(“Вам!”, 1915. 1: 98) Я – мир – враг Оппозиция “я – мир” рождает напряженное чувство ненависти, постоянное ощущение, что рядом – враг.
Образ врага в творчестве Маяковского – важная, еще не исследованная в полной мере тема, проходящая через все творчество поэта. В дореволюционный период – образ врага еще не конкретизирован. Но к семнадцатому году образ врага определился: буржуй, поп, кулак... и так далее: вплоть до “врагов” шахтинского дела, вплоть до прямых указаний:
Чтоб вновь, взвалив мешки и кульки, воскресла мешочная память, об этом стараются кулаки да дети дворян с попами.
В ранней поэзии враг – в большинстве случаев мещанин, обыватель, после революции образ врага формируется в соответствии с официальной политикой. Это – классовый враг.
А мы не Корнеля с каким-то Расином – отца, – предложи на старье меняться, – мы и его обольем керосином и в улицы пустим – для иллюминаций.
(“Той стороне”, 1918. 1: 183) Белогвардейца найдете – и к стенке. А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время пулям по стенкам музеев тенькать. Стодюймовками глоток старье расстреливай! (“Радоваться рано”, 1918. 1: 178)
Старье охраняем искусства именем. Или зуб революции ступился о короны? Скорее! Дым развейте над Зимним – фабрики макаронной!
(“Радоваться рано”, 1918. 1: 177) Теперь не промахнемся мимо. Мы знаем, кого – мети! Ноги знают, чьими трупами им идти.
(“Владимир Ильич”, 1920. 1: 194) Пули, погуще! По оробелым! В гущу бегущим грянь, парабеллум! Самое это! С донышка душ! Жаром, жженьем, железом, светом жарь, жги, режь, рушь!
(“150 000 000”, 1920. 1: 325-326) Пусть горят над королевством бунтов зарева! Пусть столицы ваши будут выжжены до тла! Пусть из наследников, из наследниц варево варится в коронах-котлах!
(“Сволочи”, 1922. 2: 10)
Враги наступают, покончить пора с их бандой попово-кулачьей.
(5: 164)
После революции в классовые враги будут зачислены и некоторые писатели. На ложу в окно театральных касс тыкая ногтем лаковым, он дает социальный заказ на “Дни Турбиных” – Булгаковым. …………………............................... Товарищи, помните: между нами орудует классовый враг. (“Лицоклассового врага”, 1928. 5: 38–44)
За плевками и надругательствами – не только стремление поэта утвердить себя и обличить врага. Здесь обнаруживается естественное нравственное состояние лирического героя – примитивизм реакций на людей, не принимающих его “великой души”. Эти реакции болезненные, человеконенавистнические. “Величайшая в мире боль, – пишет Ю. Карабчиевский, – когда обидели Маяковского, – и физиологическая сладость насилия, когда обижает Маяковский, мстя за обиду” (Карабчиевский1990: 12).
Лирический герой оскорблен любимой:
Довольно! Теперь – клянусь моей языческой силой! – дайте любую юную, – души не растрачу, изнасилую и в сердце насмешку плюну ей!
(“Ко всему”, 1916. 1: 128–129)
Неудача в любви – очернение любимой женщины – обвинение кого-нибудь в своей неудаче. По такой схеме выстроена любовная линия в ряде стихов и поэм. Прежде всего – в “Облакев штанах”. Виновным в любовных неудачах поэта, в конце концов, оказывается Бог. И заканчивается поэма потоком богохульств. Долой вашу любовь, искусство, строй, религию – провозгласил поэт. Но какую иную любовь предлагает поэт на место “вашей”?
Тело твое просто прошу. Мария – дай! Мария – не хочешь? Не хочешь! Ха!
(1: 246–247)
Вот и вся “новая” любовь. Чувство лирического героя вполне определенно и естественно: телесное “дай!” Когда-то было “Я помню чудное мгновенье”. Теперь появилось “дай!”
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|