ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В поэмах “Облако в штанах” и “Флейта-позвоночник” наиболее последовательно воплощено богоборчество лирического героя.Обладая сознанием, ставящим в центр мироздания себя, провозглашая себя “тринадцатым апостолом”, естественно, поэт должен был стремиться разрушить противоположную нравственность, в которой главная ценность – любовь. Дореволюционная христианская Россия не могла принять эгоцентризм таких поэтов, как Маяковский. Еще и в этом заключена причина неприятия Маяковским окружающего мира, стремление переделать его на свой лад.
Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища достаю сапожный ножик. Крыластые прохвосты! Жмитесь в раю! Ерошьте перышки в испуганной тряске! Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда до Аляски!
(“Облако в штанах”)
«В наше время мы должны со всей ответственностью сказать, что если можно так или иначе понять безграмотных из паствы, вбивающих в себя религиозное чувство в течение целых десятков лет, так называемых верующих, то писателя-религиозника, который работает сознательно и работает все же религиозничая, мы должны квалифицировать или как шарлатана, или как дурака. Товарищи, обычно дореволюционные ихние собрания и съезды кончались призывом “с богом”, – сегодня съезд кончится словами “на бога”. Вот лозунг сегодняшнего писателя» (12: 35) (из выступления на Втором всесоюзном съезде Союза воинствующих безбожников 10 июня 1929 г.). * * * Родина, Россия, Русь – стихотворения с такими названиями обычно наиболее значимые у поэтов, программные, итоговые. Есть и у Маяковского стихотворение с названием “Россия”. Но единственное, на что оказался способен поэт, – отметить свою чуждость родине, зарифмовав слова “родина” – “уродина”.
Я не твой, снеговая уродина.
(1: 135) В стихотворении “Эй!” родина, Россия видится через “толпу, “прокисший воздух”.
Мокрая, будто ее облизали, толпа. Прокисший воздух плесенью веет. Эй! Россия, нельзя ли чего поновее?
(1: 137)
Любовь к родине, народу, ощущение себя русским, переживание своей причастности ко всему, что исходит из семьи, из детства, из глубины веков – этих чувств нет в эмоциональном мире поэта. Лирический герой Маяковского выступает носителем вненационального космополитического сознания (См. иную точку зрения: Петросов1985; Выходцев1984: 28–59). Это особенно наглядно видно при сопоставлении поэзии Маяковского с поэзией Блокаи Есенина, которые принесли с собой в литературу сознание и утонченное слово городской интеллигенции и стихию народной, крестьянской речи. А. Блок С. Есенин Россия, нищая Россия, Гой ты, Русь моя родная. Мне избы серые твои, Хаты – в ризах образа... Твои мне песни ветровые – Не видать конца и края – Как слезы первые любви! Только синь сосет глаза.
(1908) (1914) Блок и Есенин ведомы любовью к родине – городской, деревенской. Маяковский – во власти разрушительного космополитизма. У молодого Маяковского россиянин неизменен:
Только колышутся спадающие на плечи мягкие складки лоснящихся щек.
(“Надоело”, 1: 143)
Именно отношение к родине – русской, православной – после революции разделило поэтов на тех, кто эмигрирует, кто будет уничтожен в ленинско-сталинской стране, кто олицетворял собою связь времен, движение культуры... И на тех, кто станет официально признанными поэтами, писателями, драматургами.
* * *
Попытка разрушить мир оборачивается разрушением себя, потому что, унижая ближнего, опошляя действительность, человек унижает прежде всего себя. В поэзии раннего Маяковского поражает обилие “кровавой образности”.
Людям страшно – у меня изо рта шевелится ногами непрожеванный крик.
(“А все-таки”, 1: 87) Дождь обрыдал тротуары, лужами сжатый жулик, мокрый, лижет улиц забитый булыжником труп...
(“Облако в штанах”, 1: 244)
«Человек, – пишет Карабчиевский, – многократно и с удовольствием повторяющий: “кровь, окровавленный, мясо, трупы", да еще к тому же время от времени призывающий ко всякого рода убийству, – неминуемо сдвигает свою психику в сторону садистского сладострастия. В раннем, романтическом Маяковском этот сдвиг очевиден» (Карабчиевский 1990: 15–16). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|