Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема определения имиджа




Существует много подходов к определению имиджа, однако в настоящее время нельзя с полной уверенностью говорить о наличии более или менее адекватного определения имиджа и целостной теоретической концепции формирования имиджа. Прежде всего, нужно отметить отсутствие собственно теоретических, развернутых определений. Причина этого – особенность самого явления – его разнородный характер. Дело в том, что проблема имиджа носит междисциплинарный характер.

 

Научные представления о процессах, связанных с возникновением и формированием имиджа, складывались главным образом в категориальном поле политологии, социологии, психологии, лингвистики и не только. Сейчас имидж изучается социологией управления, политологией, социологи­ей, психологией, лингвистикой, паблик рилейшенз, журналистикой, имиджелогией и многими другими науками и прикладными дисциплинами.

Возможно, отчасти этим обусловлен тот факт, что у нас нет нижестоящей разработанной – и тем более – общей научной базы. Мы имеем перед собой некоторое явление и формы его актуализации и присутствия в известных сферах деятельности. Несомненно, определенные наработки теоретического содержания понятия "имидж" возможны внутри отдельных специализированных направлений социологии, психологии или других наук, где каждое направление исследует имидж под своим углом зрения.

Определения имиджа:

Термин «имидж» заимствован из английского языка.

В англо-русском словаре В.К. Мюллера в словарной статье, посвященной слову «image», встречаются такие значения: образ, изображение; статуя, идол; образ, характер, облик; имидж, «лицо»; престиж, репутация; отражение (в зеркале); подобие; метафора, образ; представление, понятие.

В современном же русском языке английское слово «image» наделяется такой емкостью и многозначием, что его по праву можно отнести к категории мультикультурных символов. В настоящее время в отечественной литературе и в практике имиджмейкинга термин "имидж" интерпретируется настолько широко, что некоторые формы его употребления даже специалистами в области имиджелогии нередко противоречат друг другу. Для решения этого вопроса были проанализированы наиболее авторитетные издания.

1) Толковый словарь русского языка (Ожегов, Шведова). Имидж – представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-нибудь внутреннем или внешнем облике, образе.

2) Словарь иноязычных слов. Имидж - целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие.

Кроме того, термин "имидж" интерпретируется рядом авторов работ в области имиджелогии:

- Имидж – образ, целенаправленно формируемый в глазах общественности с использованием различных каналов воздействия и, прежде всего, средств массовой информации. Имидж выступает в качестве посредника между лидером и массой.

- Имидж - не просто образ, а целенаправленно сформированный образ кого-либо или чего-либо, содержащий некоторые ценностные характеристи­ки и призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на це­левую аудиторию в целях популяризации, рекламы и т. д. (С.А. Наумова. Имиджелогия.)

- Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании при помощи различных средств воздействия. Имидж создается с целью формирования определенного отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

- Имидж – целенаправленно сформированный эмоционально окрашенный образ объекта, наделенный определенными характеристиками, основанными на реальных или приписываемых свойствах конкретного объекта, обладающих значимостью для воспринимающего.

Виктор Яковлевич Белобрагин и Виталий Викторович Белобрагин проанализировали проблему определения имиджа. Анализ категории «имидж», сделанный авторами, показал, что теоретическое обобщение категории «имидж» отстало от практики его применения. Выборка строилась по принципу включения в нее как изданий 90-х годов ХХ века, так и новейших источников. Первым этапом были выделены в отдельную группу формулировки имиджа с позиций отдельных, преимущественно «отраслевых» ветвей применения имиджа. Анализ позволил сделать два вывода.

Вывод первый. Исследователи практически во всех случаях используют в формулировках семантическую основу — понятие образ.

Вывод второй. Имидж определяется, во-первых, как форма отражения объекта, во-вторых, как модель, инструмент познания, в-третьих, как вид социального управления (в отдельных случаях авторы находятся на перекрестке мнений). «Развернем» этот тезис:

1.1 Имидж определяется с позиции формы отражения объекта: имидж — это образ стереотипный, эмоционально отраженный, индивидуальный, раскрывающий внутреннее содержание, сложившийся в массовом сознании. Отдельные авторы отмечают в составе понятия имиджа набор качеств, существенные характеристики, персональную привлекательность.

1.2. Имидж рассматривается как модель, инструмент познания. При этом используются формулировки: мысленное представление, конструирование образа, эталон желаемого, эмоциональное восприятие, коммуникационная единица. Иными словами познание можно представить как процесс взаимодействия субъекта и объекта, в ходе которого на объект познания происходит как бы наложение различных теоретико-познавательных моделей, т.е. с помощью различных познавательных средств изучается один и тот же феномен. В данном случае объект выступает как предмет, который изучается, и как знак самого себя.

1.3. Представляет значительный интерес определение имиджа как вида социального управления. Здесь имидж определяется как создание нужного впечатления, целенаправленное формирование, побуждение к социальному поведению, создаваемый СМИ образ. Эта группа, хотя и немногочисленна, но является знаковой, т.к. позволяет в дальнейшем применить системный подход к анализу явлений, связанных с практическим использованием имиджа, а формирование имиджа включает в систему социального управления.

С учетом проведенного анализа, имиджможно определить как эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеализированную модель элементов общества, предметного мира, идеальных структур, целенаправленно формируемый субъектами общественной практики в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения политических, экономических, социальных результатов, познания, личной карьеры и самовыражения.

Концептуальная характеристика имиджа (С.А. Наумова):

1. Имидж - это результат типизации. Типизация - неотъемлемая часть повседневной практики общения, в которой сложные и многоплановые явле­ния постоянно сводятся к упрощенным типам. Имидж представляет собой стереотип, свернутую характеристику кого-либо или чего-либо независимо от того, формируется ли она стихийно или является результатом целенаправ­ленного имиджирования. «Солидная компания», «современная фирма», «по­рядочный милый человек», «неприятный тип», «фанатик», «романтик» - та­ковы распространенные типажи, вырабатываемые в процессе восприятия ок­ружающего мира. Информация, заложенная в стереотипе, неполна. Имидж как типаж всегда отличается от облика реального носителя.

2. Имидж - элемент символического мира, который с необходимостью создается в процессе типизации. Символизация и типизация - непосредст­венно связанные между собой процессы. Мир воспринимается, осознается и обозначается людьми в некоторой системе символов. Вещи, люди, объекты природы, процессы и события запечатлеваются в сознании посредством сим­волов. Имидж - один из них. Например, реальные люди обозначаются в вос­приятии окружающих как «железные леди», «простофили», «карьеристы», «святоши», «гении», «казановы», «серые мыши» и т. д.

3. Имидж - фактор коммуникации. Имидж является посредником во взаимодействии между его носителем и воспринимающим лицом. Управление имиджем всегда рассчитано на реализацию определенных целей отправителя имиджформирующей информации. Создатель имиджа пытается вызвать те реакции, в которых он заинтересован.

4. Имидж - результат сложной борьбы определений и оценок, выраба­тываемых получателем информации, композиция в умах воспринимающих лиц. Он предполагает комплекс мыслительных интерпретаций, собственных и получаемых из внешних источников. Процесс формирования имиджа пред­ставляет собой сложную комбинацию восприятий, представлений, мышления и воображения. В восприятиях реципиента предметы или явления отражают­ся при их непосредственном воздействии на органы чувств. В представлениях отражаются наглядные образы предметов или явлений, возникающие на ос­нове прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. В мышлении происходит сложная переработка восприятий и представлений. Воображение воспринимающих расширяет границы мышления.

5. Имидж - это впечатление, создаваемое на некотором уровне абст­ракции.

Имидж вбирает в себя сеть оценок и впечатлений, как обобщенных, так и очень детальных. Они могут относиться к устойчиво осязаемым чертам но­сителя имиджа, но также включать мимолетные и эфемерные восприятия ре­ципиента.

6. Имидж является продуктом многочисленных и разнообразных про­цессов формирования впечатлений под влиянием всех заинтересованных сто­рон. Он формируется не только носителем имиджа, но и другими лицами, а также событиями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных