Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК




 

Статья 99. Контроль в сфере закупок

 

Комментарий к статье 99

 

1. Комментируемая статья регламентирует осуществление контроля в сфере закупок. Ранее соответствующая регламентация содержалась в ст. 17 Закона о размещении заказов, посвященной контролю за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.

В части 1 комментируемой статьи перечислены органы контроля, которые осуществляют в пределах их полномочий контроль в сфере закупок в соответствии с комментируемым Законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, т.е. ФАС России или Рособоронзаказ (см. комментарий к ст. 3 Закона), контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, т.е. Рособоронзаказ (см. комментарий к ст. 3 Закона), органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе", является Федеральное казначейство (Казначейство России) <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.

 

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ. Эти органы перечислены в ч. 9 комментируемой статьи.

Прежде в положениях ст. 17 Закона о размещении заказов говорилось лишь об уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральных органах исполнительной власти (т.е. ФАС России и Рособоронзаказе), органах исполнительной власти субъекта РФ, органах местного самоуправления муниципального района, городского округа.

2. В части 2 комментируемой статьи перечислены органы и лица, в отношении которых осуществляется контроль в сфере закупок (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "субъекты контроля"), - это заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок. Ранее положения ст. 17 Закона о размещении заказов в качестве таких субъектов называли заказчика, уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную и котировочную комиссии, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организации, оказывающие услуги по ведению и обслуживанию официального сайта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра контрактов, операторы электронных площадок.

3 - 4. Часть 3 комментируемой статьи содержит общие положения об осуществлении контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, т.е. ФАС России или Рособоронзаказом, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

В части 4 данной статьи определены органы, осуществляющие контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций). Это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, т.е. ФАС России или Рособоронзаказ, и контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, т.е. Рособоронзаказ.

Прежде положениями ч. ч. 2 и 3 ст. 17 Закона о размещении заказов в рамках такого регулирования устанавливалось следующее:

контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, операторами электронных площадок, а также до заключения контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, аукционной комиссией осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, а также нужд федеральных бюджетных учреждений, нужд субъектов РФ, а также нужд бюджетных учреждений субъектов РФ или муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа с учетом положений ч. 2 указанной статьи.

В части 3 ст. 17 Закона о размещении заказов также предусматривалось, что порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. На основании этого положения Приказом Минэкономразвития России от 28 января 2011 г. N 30 утвержден Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков <1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2011. 13 апреля. N 78.

 

Положения комментируемой статьи связаны с положениями Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора). Однако названный Закон непосредственно к отношениям, связанным с осуществлением контроля в сфере закупок, применяется с ограничениями. Так, в соответствии с п. 14 ч. 3.1 ст. 1 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ) его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора), как контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законом о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) согласно ч. 2 его ст. 1 устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

5 - 7. В положениях ч. 5 комментируемой статьи определен перечень направлений, по которым осуществляют контроль в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. Эти положения являются нововведениями комментируемого Закона, вступающими согласно ч. 3 ст. 114 в силу с 1 января 2016 г., т.е. по истечении двух лет с момента вступления основной массы норм данного Закона.

Часть 6 комментируемой статьи делегирует Правительству РФ полномочие по установлению порядка осуществления указанного контроля, в том числе порядка действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации. При этом предусмотрено, что в таком порядке Правительством РФ в дополнение к указанной в ч. 5 данной статьи информации может определяться иная информация, подлежащая контролю. Издание соответствующего постановления Правительства РФ лишь ожидается.

В части 7 комментируемой статьи предусмотрена возможность передачи Казначейству России полномочий органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований на осуществление предусмотренного ч. 5 данной статьи контроля. Такая передача осуществляется на основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями соответственно.

8 - 9. Положения ч. 8 комментируемой статьи определяют перечень направлений, по которым осуществляют контроль в сфере закупок органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (в этот перечень Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ внесен ряд изменений). В части 9 данной статьи определено, что такой контроль осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с комментируемым Законом, БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ.

Часть 9 комментируемой статьи также называет перечень органов, осуществляющих такой контроль в сфере закупок:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, - в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) орган государственного финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта РФ, - в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;

3) орган муниципального финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) местной администрации, - в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Положения ч. ч. 8 и 9 комментируемой статьи являются нововведениями комментируемого Закона, причем до внесения Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ изменений в положениях ч. 9 данной статьи речь шла соответственно о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление внутреннего государственного финансового контроля, органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченном на осуществление внутреннего государственного финансового контроля, и органе местного самоуправления муниципального образования, уполномоченном на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля.

Указанным в п. 1 ч. 9 комментируемой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" <1> и от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" <2> является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Бюджетные полномочия Росфиннадзора определены ст. 157 БК РФ. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" <3> утверждены Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1490.

<2> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.

<3> www.pravo.gov.ru. 2013. 2 декабря.

 

10. В части 10 комментируемой статьи содержится регламентация осуществления контроля в сфере закупок контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, т.е. Рособоронзаказом. Так, установлено, что Рособоронзаказ осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5 данной статьи (до внесения Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ изменения исключался также контроль, предусмотренный ч. 8 статьи), т.е. контроля, осуществляемого Казначейством России, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, указанных в ч. 2 данной статьи, в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. При этом определен перечень направлений, по которым Рособоронзаказ осуществляет контроль в сфере закупок в соответствии с комментируемым Законом (этот перечень изложен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ полностью в новой редакции).

Закон о размещении заказов таких правил не предусматривал. В части 1 ст. 13 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" устанавливалось, что контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в соответствии с Законом о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора), Законом о размещении заказов и названным Законом. Приказом Рособоронзаказа от 22 апреля 2013 г. N 43 был утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по оборонному заказу государственной функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну <1>. В связи с принятием комментируемого Закона Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в изложенной ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" лишь заменена отсылка к Закону о размещении заказов отсылкой к комментируемому Закону.

--------------------------------

<1> РГ. 2013. 24 июля. N 160.

 

11 - 11.2. Часть 11 комментируемой статьи делегирует Правительству РФ, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям полномочия по установлению порядка осуществления контроля за соблюдением комментируемого Закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. При этом установлен ряд требований к содержанию такого порядка. Издание соответствующих постановления Правительства РФ, актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов лишь ожидается.

Во введенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ ч. ч. 11.1 и 11.2 комментируемой статьи уточнена регламентация осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

при установлении порядка осуществления контроля за соблюдением комментируемого Закона органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), должны учитываться общие требования, утвержденные Росфиннадзором;

Росфиннадзор наделен полномочиями по проведению проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением комментируемого Закона.

12. В части 12 комментируемой статьи, воспроизводящей ч. 1 ст. 17 Закона о размещении заказов, установлено изъятие из предмета плановых и внеплановых проверок - это результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 комментируемого Закона. При этом установлено, что такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке. Речь идет о таких критериях, как: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

13 - 14. Положения ч. ч. 13 и 14 комментируемой статьи, воспроизводя положения ч. ч. 7 и 8 ст. 17 Закона о размещении заказов, устанавливают предел количества плановых проверок, которые могут быть проведены контрольным органом в сфере закупок в отношении одного и того же проверяемого субъекта:

часть 13 комментируемой статьи - в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в шесть месяцев;

часть 14 комментируемой статьи - в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, за исключением указанной в ч. 13 данной статьи комиссии. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно же общему положению ч. 2 ст. 9 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

15 - 16. В частях 15 и 16 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень оснований для проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки, а также предусмотрены особенности проведения такой проверки по тому или иному основанию.

Ранее в рамках такого регулирования положениями ч. ч. 5 и 6 ст. 17 Закона о размещении заказов устанавливалось следующее:

внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с ч. 9 указанной статьи. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном гл. 8 названного Закона. В случае если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение;

в случае поступления информации о неисполнении указанными в ч. 1 указанной статьи лицами вынесенных в соответствии с ч. 9 указанной статьи предписаний, а также в случае поступления информации о совершении указанными лицами действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ вправе осуществлять также внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения субъекта РФ или нужд муниципального бюджетного учреждения.

17 - 20. Положения ч. ч. 17 - 20 комментируемой статьи, представляющие собой нововведения, содержат регулирование, направленное на исключение конкуренции решений, принимаемых по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, вынесенных уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок органами различного уровня. В этих положениях спроецирована трехуровневая система публичной власти в России: 1) федеральная власть; 2) власть субъектов РФ; 3) местная власть.

Так, в ч. ч. 17 и 18 комментируемой статьи установлено, что:

решения уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, которые приняты по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не могут противоречить решениям уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, которые приняты по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки;

решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта РФ, которое принято по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.

Часть 19 комментируемой статьи предписывает федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок, при принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки рассматривать и оценивать доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка.

При этом на случай, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с ч. 3 данной статьи, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, ч. 19 данной статьи предусматривает необходимость выполнения решения, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Соответственно, ч. 19 комментируемой статьи предписывает органу исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок, при принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки рассматривать и оценивать доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка.

При этом органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с ч. 3 данной статьи, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, ч. 20 данной статьи предусматривает необходимость выполнения решения, принятого органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

21. В части 21 комментируемой статьи содержится нововведение о необходимости размещения информации о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях в ЕИС и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний (указание на необходимость размещения информации в ЕИС введено Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ). При этом Правительству РФ делегировано полномочие по утверждению порядка ведения данного реестра, включающего в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроков размещения таких документов и информации в данном реестре. Издание соответствующего постановления Правительства РФ лишь ожидается.

22. В положениях ч. 22 комментируемой статьи предусмотрены права, осуществляемые контрольным органом в сфере закупок при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Прежде для таких случаев в ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов устанавливалось, что федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления вправе:

1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании торгов;

2) выдать указанным в ч. 1 данной статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ;

3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

О полномочиях по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях см. комментарий к ст. 107 Закона.

23. Часть 23 комментируемой статьи, воспроизводя ч. 10 ст. 17 Закона о размещении заказов, устанавливает требование к содержанию предписания об устранении нарушения законодательства РФ или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданного в соответствии с п. 2 ч. 22 или п. 3 ч. 27 данной статьи: в предписании должно быть указано на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.

Рассматриваемой частью также установлено, что контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания. Прежде такое правило предусматривалось положением ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов.

24. В части 24 комментируемой статьи закреплена обязанность контрольного органа в сфере закупок в течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания в соответствии с п. 2 ч. 22 или п. 3 ч. 27 данной статьи разместить это предписание в ЕИС. Ранее такая обязанность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления устанавливалась в ч. 11 ст. 17 Закона о размещении заказов в отношении размещения предписания на официальном сайте.

25. Часть 25 комментируемой статьи предусматривает последствие поступления в контрольный орган в сфере закупок информации о неисполнении выданного в соответствии с п. 2 ч. 22 или п. 3 ч. 27 данной статьи предписания: в этом случае указанный орган вправе применить к лицу, не исполнившему такого предписания, меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Прежде положениями ч. ч. 14 и 15 ст. 17 Закона о размещении заказов на случай поступления информации о неисполнении лицом выданного ему в соответствии с ч. 9 указанной статьи предписания устанавливалось следующее: уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления обязан передать информацию об этом в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ либо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству РФ; уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству РФ.

В части 7 ст. 19.5 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ) установлена административная ответственность за невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

26 - 27.1. Положения ч. 26 комментируемой статьи определяют перечень прав, предоставляемых должностным лицам контрольного органа в сфере закупок при проведении плановых и внеплановых проверок, а положения ч. 27 данной статьи - перечень прав, предоставляемых должностным лицам органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ во второй из указанных перечней внесены изменения - изложен полностью в новой редакции п. 3 и введен п. 5). Во введенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ ч. 27.1 комментируемой статьи предусмотрено право должностных лиц Росфиннадзора при проведении проверок, предусмотренных ч. 11.1 данной статьи, на проведение проверок субъектов контроля в части закупок, в отношении которых органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), осуществлены мероприятия по контролю в соответствии с ч. 8 данной статьи.

Ранее в рамках такого регулирования ч. 16 ст. 17 Закона о размещении заказов предусматривала, что при проведении проверок, указанных в ч. 1 данной статьи, работники уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителей (их заместителей) указанных органов о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, казенные и бюджетные учреждения, к иным получателям бюджетных средств, а также в организации, осуществляющие функции специализированных организаций, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок, для получения документов и информации о размещении заказов, необходимых уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления.

28. В части 28 комментируемой статьи закреплены обязанности субъектов контроля по представлению в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документов, объяснений в письменной форме, информации о закупках (в том числе сведений о закупках, составляющих государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения. Прежде такие обязанности устанавливались в ч. 1 ст. 17.1 Закона о размещении заказов. При этом ч. 2 указанной статьи предусматривала, что информация о размещении заказов, составляющая государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Статья 19.7.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ) предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверной информации и документов.

29. Часть 29 комментируемой статьи, воспроизводя ч. 13 ст. 17 Закона о размещении заказов, возлагает на органы контроля в сфере закупок обязанность при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, передать информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в правоохранительные органы. Данная обязанность подлежит исполнению в течение двух рабочих дней (до внесения Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ изменения говорилось о трех рабочих днях) с даты выявления соответствующего факта.

Исходя из положений УПК РФ (ст. 40 об органах дознания, ст. 144 о порядке рассмотрения сообщения о преступлении и ст. 151 о подследственности) под правоохранительными органами при этом следует понимать органы прокуратуры и органы внутренних дел, а также органы федеральной службы безопасности (в частности, когда речь идет о разглашении государственной тайны).

30. В части 30 комментируемой статьи установлено, что полученные контрольными органами в сфере закупок при осуществлении своих полномочий сведения, составляющие государственную тайну, и иная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Подобное положение ранее содержалось в ч. 1 ст. 17.2 Закона о размещении заказов. При этом ч. 2 указанной статьи предусматривала, что за разглашение информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. В части 3 указанной статьи устанавливалось, что вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, или их должностными лицами информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению за счет соответственно казны России, субъекта РФ, муниципального образования.

31. Часть 31 комментируемой статьи соответственно положению ч. 3 ст. 1 комментируемого Закона указывает, что Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" могут быть установлены особенности предусмотренного ч. 10 данной статьи контроля в сфере государственного оборонного заказа. Такие особенности установлены в ч. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", согласно которой при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок нарушений требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере государственного оборонного заказа, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, вправе: 1) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных им нарушений; 2) обращаться в суд, арбитражный суд с иском, заявлением о понуждении к исполнению выданных им предписаний; 3) возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях.

 

Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок

 

Комментарий к статье 100

 

В комментируемой статье содержится нововведение о ведомственном контроле в сфере закупок, т.е. о контроле, осуществляемом государственными органами (в том числе органами государственной власти), ГК "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков. В данной новелле видится аналогия с ранее действовавшим положением подп. 11 п. 1 ст. 158 БК РФ, предусматривающим (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ), что главный распорядитель бюджетных средств обладает таким бюджетным полномочием, как организация и осуществление ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности (подпункт признан утратившим силу Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ <1>).

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 4 августа.

 

В рамках регламентации ведомственного контроля в сфере закупок комментируемая статья предусматривает, что порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков устанавливается:

Правительством РФ - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок федеральными государственными органами (в том числе федеральными органами государственной власти), ГК "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок государственными органами субъекта РФ, в том числе органами государственной власти субъекта РФ;

местной администрацией - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок муниципальными органами.

Недавно на основании комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 89 утверждены Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, которые согласно их п. 1 устанавливают порядок осуществления органами государственной власти России, федеральными органами исполнительной власти, ГК "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами РФ ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении подведомственных им заказчиков.

В соответствии с п. 2 названных Правил предметом ведомственного контроля является соблюдение подведомственными органами ведомственного контроля, в том числе их контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок, уполномоченными органами и уполномоченными учреждениями, законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

В пункте 3 названных Правил установлено, что при осуществлении ведомственного контроля органы ведомственного контроля осуществляют проверку соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

а) соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;

б) соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

в) соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;

г) правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

д) соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика;

е) соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: в планах-графиках, - информации, содержащейся в планах закупок; в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках; в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); в реестре контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контрактов;

ж) предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

з) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

и) соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

к) обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;

л) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

м) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

н) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

о) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

 

Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком

 

Комментарий к статье 101

 

1 - 2. Комментируемая статья содержит новеллы о контроле в сфере закупок, осуществляемом заказчиком. Однако вся новая регламентация сводится в ч. 1 данной статьи лишь к возложению на заказчика обязанности по осуществлению контроля за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также к отсылке в отношении порядка осуществления такого контроля к законодательству РФ.

В части 2 комментируемой статьи предусмотрен единственный частный случай осуществления заказчиком контроля в сфере закупок - заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным ч. 5 ст. 30 комментируемого Закона привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Часть, к которой сделана отсылка, предусматривает право заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. Как отмечено в письме Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. N Д28и-2183, документами, которыми возможно подтвердить привлечение исполнителем контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, могут быть копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и прочее.

 

Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

 

Комментарий к статье 102

 

1. В комментируемой статье содержится нововведение об общественном контроле за соблюдением требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, представляющем собой согласно ч. 1 данной статьи осуществление гражданами, общественными объединениями и объединениями юридических лиц общественного контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. При этом в юридико-технических целях для обозначения указанного вида контроля введено сокращение "общественный контроль".

Часть 1 комментируемой статьи декларирует право граждан и общественных объединений и объединений юридических лиц осуществлять указанный общественный контроль, а также устанавливает, что такой контроль осуществляется в соответствии с комментируемым Законом. В данной части также закреплена корреспондирующая с указанным правом обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению возможности осуществления такого контроля.

Под общественным объединением в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно ч. 2 указанной статьи право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. В статье 7 названного Закона (в ред. Федерального закона от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ <1>) предусмотрено, что общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1018.

 

Ассоциацией (союзом) согласно п. 1 ст. 121 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ <1>) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 12 февраля.

 

2. В части 2 комментируемой статьи определены цели осуществления общественного контроля. В качестве таковых названы: 1) реализация принципов контрактной системы в сфере закупок; 2) содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок; 3) предупреждение, выявление нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; 4) информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях. Примечательно, что в двух предыдущих статьях, посвященных соответственно ведомственному контролю в сфере закупок и контролю в сфере закупок, осуществляемому заказчиком, цели названных видов контроля не названы.

3 - 4. Положения ч. 3 комментируемой статьи предусматривают перечень прав, реализуемых общественными объединениями и объединениями юридических лиц при осуществлении общественного контроля. Соответственно предусмотренному в п. 2 данной части праву направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов в ч. 4 данной статьи регламентировано рассмотрение заказчиками указанных запросов и иных обращений, представленных общественными объединениями и объединениями юридических лиц. В рамках такой регламентации сделана отсылка к законодательству РФ о порядке рассмотрения обращений граждан, основным актом которого является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

 

В статье 12 названного Закона в отношении сроков рассмотрения письменного обращения предусмотрено следующее: письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1); в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 названного Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

5. Часть 5 комментируемой статьи возлагает на членов общественных объединений и объединений юридических лиц обязанность обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля. Понятие "конфиденциальность информации" определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. В соответствии с ч. 2 ст. 9 названного Закона обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Данное положение учтено в ч. 5 комментируемой статьи.

 

Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками

 

Комментарий к статье 103

 

1. Комментируемой статьей в рамках регламентации осуществления контроля в сфере закупок установлена обязательность ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (в юридико-технических целях в комментируемом Законе обозначаются сокращением "реестр контрактов"). Ранее подобным образом в ст. 18 Закона о размещении заказов предусматривалось обязательное ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени России, субъектов РФ, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных учреждений (также обозначался сокращением "реестр контрактов").

Осуществление ведения реестра контрактов в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. на Казначейство России (см. комментарий к ст. 99 Закона). Ранее данное полномочие Казначейства России было закреплено в ч. 1 ст. 18 Закона о размещении заказов. В соответствии с заключительным положением ч. 22 ст. 112 комментируемого Закона реестр контрактов, предусмотренный комментируемой статьей, ведется со дня вступления в силу данного Закона Казначейством России на основе реестра контрактов, сформированного в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Закона. При этом для подтверждения добросовестности участников закупок в соответствии с ч. 3 ст. 37 комментируемого Закона могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу комментируемого Закона.

В части 1 комментируемой статьи также установлено, что в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 комментируемого Закона. Речь идет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), во-первых, товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, и, во-вторых, товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.

Прежде ч. 1 ст. 18 Закона о размещении заказов предусматривала, что в реестры контрактов не подлежат включению сведения о контрактах и об иных гражданско-правовых договорах, заключенных в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 названного Закона. Пункт, к которому сделана отсылка, допускала размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в России между юридическими лицами по одной сделке. Соответственно, сведения о таких контрактах и иных гражданско-правовых договорах должны были включаться в реестры закупок, обязательность ведения которых установлена в п. 1 ст. 73 БК РФ (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ). Согласно указанной норме получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В Законе о закупках товаров, работ и услуг предусмотрено ведение реестра договоров, заключенных заказчиками, но лишь с 1 января 2015 г. С указанной даты Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в названный Закон вводится ст. 4.1, в ч. 1 которой установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. Казначейство России (см. комментарий к ст. 99 Закона), обеспечивает ведение в ЕИС реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.

В части 2 ст. 7.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ) установлена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.

2. Положениями ч. 2 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень документов и информации, которые подлежат включению в реестр контрактов. Ранее ч. 2 ст. 18 Закона о размещении заказов предусматривала, что в реестре контрактов должны содержаться следующие сведения:

1) наименование заказчика;

2) источник финансирования;

3) способ размещения заказа;

4) дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;

5) дата заключения контракта;

6) предмет, цена контракта и срок его исполнения;

7) наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, ИНН (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика) или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН (для иностранных лиц), за исключением сведений о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;

8) сведения об изменениях контракта с указанием измененных условий контракта;

9) сведения об исполнении контракта с указанием параметров исполнения, включая сведения об оплате контракта;

10) сведения о расторжении контракта с указанием оснований расторжения контракта;

11) сведения о принятых заказчиком решениях о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

Соответственно, новым в ч. 2 комментируемой статьи является указание на следующие документы и информацию, подлежащие включению в реестр контрактов:

копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика (п. 9);

идентификационный код закупки (п. 12; данный пункт согласно ч. 3 ст. 114 комментируемого Закона вступает в силу с 1 января 2016 г., как и ч. 2 ст. 23 данного Закона, посвященная идентификационному коду закупки);

документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 13);

решение врачебной комиссии, предусмотренное п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 28 ч. 1 ст. 93 комментируемого Закона (п. 14; Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в данный пункт включено указание на то, что должно обеспечиваться предусмотренное законодательством РФ в области персональных данных обезличивание персональных данных;

иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов (п. 15; данный пункт введен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ).

В остальном изменения носят терминологический характер.

3. Положения ч. 3 комментируемой статьи, воспроизводя положения ч. 3 ст. 18 Закона о размещении заказов, устанавливают и регламентируют обязанность заказчиков по направлению в Казначейство России документов и информации, которые подлежат включению в реестр контрактов:

информация, указанная в п. п. 1 - 7, 9, 12 и 14 ч. 2 комментируемой статьи, подлежит направлению в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта;

в случае внесения изменений в условия контракта информация, в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, подлежат направлению в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений;

информация, указанная в п. п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 комментируемой статьи, подлежат направлению в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрены действия, производимые Казначейством России, после получения документов и информации, подлежащих включению в реестр контрактов: данный федеральный орган проверяет наличие таких информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в ЕИС информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. То, что ЕИС содержит реестр контрактов, предусмотрено также в п. 6 ч. 3 ст. 4 комментируемого Закона.

Ранее такая регламентация содержалась в ч. 4 ст. 18 Закона о размещении заказов, но в отличие от указанной части в ч. 4 комментируемой статьи непосредственно предусмотрено, что в случае несоответствия информации и документов установленным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

В то же время в комментируемой статье не воспроизведено положение ч. 3.1 ст. 18 Закона о размещении заказов, указывавшее, что в случае поступления в Казначейство России вступившего в законную силу судебного акта об отмене решения заказчика о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением предусмотренных контрактом обязательств указанный орган в течение трех рабочих дней со дня получения такого судебного акта осуществляет внесение изменений в реестр контрактов в части приведения сведений, предусмотренных п. 11 ч. 2 данной статьи, в соответствие с таким судебным актом.

5. Часть 5 комментируемой статьи, воспроизводя положение ч. 5 ст. 18 Закона о размещении заказов, устанавливает, что документы и информация, содержащиеся в реестре контрактов, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. Данное положение является составной частью содержания принципов открытости и прозрачности, в рамках закрепления которых в ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона установлено, что в России обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

6. В части 6 комментируемой статьи Правительству РФ делегировано полномочие по установлению порядка ведения реестра контрактов. Прежде в ч. 6 ст. 18 Закона о размещении заказов наряду с данным полномочием Правительства РФ предусматривалось полномочие данного органа по установлению требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом, на котором размещается реестр контрактов. Соответственно было издано Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. N 1191, которым утверждено Положение о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 604.

 

На основании ч. 6 комментируемой статьи издано Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" <1>, которым на замену названного выше Положения утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками. Названные Правила согласно их п. 1 устанавливают порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, информация о которых подлежит размещению в ЕИС в сфере закупок, представления заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 2 декабря.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных