Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модуль I. История и философия науки




 

Раздел 1. Место и роль философии науки в системе философского знания в первом приближении

Основные срезы философского знания и их взаимосвязь с разделом «философия науки». Основные понятия: «наука», «научная рациональность», «научная революция», «научное мировоззрение», «научная картина мира». Наука versus другие формы знания: проблема демаркации; развитие науки & развитие общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное). Научно-технический прогресс и его философское осмысление. Философия как методология научного познания. Философские основания науки: общий обзор этапов развития западной философии и науки, а также их взаимодействия. Кризис науки и кризис культуры. Противоречия формирования образа науки в общественном сознании. Кризис науки и кризис культуры: проблема ответственности науки; наука «культуры» и наука «цивилизации».

 

Раздел 2. Основные этапы развития философского знания и логика развития философии науки

Предмет философии науки. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля. «Первый позитивизм» о соотношении философии и науки, концепция научного познания и проблема систематизации наук. Эмпириокритицизм (второй позитивизм) и его критика. Проблема обоснования фундаментальных понятий и принципов науки. Неопозитивизм (третий позитивизм). Логический атомизм Рассела-Витгенштейна. Программа логического анализа языка науки Б. Рассела. Язык как предмет изучения аналитической философии. Постпозитивистские концепции второй половины XX века. Критический рационализм К. Поппера. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Теория роста научного знания К. Поппера. Критический рационализм и теория роста научного знания о критерии демаркации между наукой и ненаукой. Принцип фальсифицируемости и антииндуктивизм. Теория трех миров как попытка решения проблемы определения объективного характера человеческого знания. Социальная философия К. Поппера «Открытое общество и его враги», критика историцистских концепций. Парадигмальная модель развития науки Т. Куна. Природа нормальной науки. Парадигма, аномалия и возникновение научных открытий. Научные революции как изменение взгляда на мир. Прогресс, который несут научные революции. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. Проблемы науки и «теоретический анархизм» П. Фейерабенда. Наука как анархистское предприятие. Пролиферация теорий. Влияние культурного контекста на науку. Компаративистский анализ гносеологической и социальной роли науки, мифа и религии.

 

Раздел 3. Общая картина мира как единство научной, философской, религиозной и художественной картин мира. Научная картина мира: классика, неклассика, постнеклассика

Место науки в системе культуры. Общая картина мира. Взаимоотношение художественной, религиозной, философской и научной картин мира. Кризис науки и культуры в контексте различения «культуры» и «цивилизации». История формирования научного мировоззрения. Онтология науки и научная картина мира: проблема онтологизации. Эволюция научной картины мира на примере эволюции физической картины мира. «Картина мира» versus «научная картина мира». Картина мира как исторический феномен. Наука как сущностное явление Нового времени. Наука как исследование. Становление субъекта науки Нового времени. Наука и научная картина мира как историческое явление. Классическая научная картина мира: законы и принципы. Неклассическая научная картина мира: законы и принципы. Постнеклассическая научная картина мира: законы и принципы. Современная научная катрина мира с точки зрения универсального эволюционизма.

 

Раздел 4. История и философии науки как генезис научного знания и научного познания

Основные этапы развития научного знания. Генезис научного познания: от духовной революции античности к возникновению естествознания. Формирование технических и социально-гуманитарных наук. Институциональная организация науки и ее историческая эволюция. Наука, донаучные и преднаучные знания. Преднаука как особый этап развития науки. Развитие науки в античности. Ее специфика. Развитие научных представлений Средневековья. Новации эпохи Возрождения. Формирование полноценного научного дискурса в Новое время.

 

Раздел 5. Дисциплинарная структура научного знания. Системный подход к анализу научного знания. Уровни научного познания

Эмпирический и теоретический уровни научного исследования (основные признаки). Структура эмпирического исследования. Структура теоретического исследования. Основания науки; уровни научного знания. Основные теоретические понятия, характеризующие научное познание на теоретическом и эмпирическом уровнях. Сравнение двухуровневой (теоретический и эмпирический) и трехуровневой (теоретический, эмпирический, метатеоретический) моделей научного знания.

 

Раздел 6. Методология философского и научного познания. Развитие представлений о научном познании в XX в. Экологический, системный, синергетический, семиотический подходы. Универсальный эволюционизм

Традиционные и техногенные цивилизации. Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса. Специфика научного познания: отличительные признаки науки. Научное, обыденное, художественное, религиозное, мистическое познание. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, Ст. Тулмин). Социология науки. Проблема интернализма и экстернализма. Достижения отечественной философии науки второй половины XX века. Роль личностного неявного знания в науке. Роль субъекта познания в постижении объективных связей универсума. Роль интуиции в научном открытии, эвристический смысл критериев красоты в математике и естествознании. Роль неконцептуализированных форм в передаче знания. Личностное проникновение ученого в суть задач как основа научного прогресса. Современность и будущее науки. Специфика науки «второй волны» по Э. Тоффлеру. Наука завтрашнего дня и интеллектуальная среда в условиях «нового синтеза» «третьей волны».

 


Раздел 7. Научные революции и смена типов научной рациональности

Феномен социальных, технических и научных революций. Внутридисциплинарные и глобальные научные революции. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции. Философские предпосылки перестройки оснований науки. Научные революции в контексте междисциплинарных взаимодействий. От классической к постнеклассической науке. Научная революция как выбор новых стратегий исследования. Потенциальные истории науки. Перестройка исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Революции, связанные с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования. Революции, в период которых вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки и ее философские основания. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.

 

Модуль II. История философии: первое приближение

 

Раздел 1. Основные теоретические проблемы истории философии: история философии versus философия истории

Предмет истории философии. Проблема возникновения философского знания. Основные исторические и этно-национальные типы философствования. История философии versus философия истории. Историко-философский процесс: характер, специфика, закономерности.

 

Раздел 2. Герметическое мировоззрение как протофилософия

Мифология как предтеча философии. Мифологическое мировоззрение в Древнем Египте. Общая картина мира древних египтян. Герметизм как социокультурный феномен: Египет, Греция, Рим. Древнеегипетский герметизм как квинтэссенция культуры Древнего Египта. Основные источники по истории философии Древнего Египта. 7 принципов древнеегипетского герметизма, или 7 аксиом бытия человека. Идеи герметизма и современность.

 

Раздел 3. Восточная философская мысль

Отличительные особенности мировоззрения и культуры древних китайцев и индийцев. Даосизм: Дао versus Дэ. Конфуцианство как государственная философия. Между Атманом и Брахманом. Махавира Джина: системность принципа ахимсы. Сидхартха Гаутама и буддийские истины. Древняя восточная философия и современность.

 

Раздел 4. Античная философия: Греция versus Рим

Культурная связь Древней Греции и Древнего Египта. Отличительные особенности мировоззрения и культуры древних греков. Досократическая философия: милетская школа, элейская школа, пифагорейская школа. Гераклит и Анаксагор. Софисты. Атомисты. Сократ, Платон, Аристотель. Скептицизм: великое сомнение Пиррона. Эпикур и «естественная этика наслаждения». Антисферн и Диоген: кинизм как свобода от законов. Стоицизм: «наедине с Марком Аврелием».

 

Раздел 5. Средневековая философия: схоластика versus патристика

Истоки формирования христианского мировоззрения. Неоплатонизм: Платон в интерпретации Плотина. Апологетика как «оправдание веры». Патристика: «верую, ибо абсурдно». Августин Аврелий и онтологическое доказательство бытия Бога. Схоластика: философия как инструмент теологии. Фома Аквинский и пять доказательств бытия Бога. Спор реалистов и номиналистов.

 

Раздел 6. Философия эпохи Возрождения: homo humanis

Истоки формирования мировоззрения эпохи ренессанса. Основания картины мира эпохи Возрождения. Данте Алигьери и двойное назначение человека. Человек как мыслящий тростник. Homo humanis: свобода и достоинства. Пантеизм, гилозоизм, панпсихизм и бесконечная Вселенная. Леонардо да Винчи: вперед к опыту. «Место, которого нет» и политическая философия.

 

Раздел 7. Философия Нового времени: английский материализм и французское просвещение

Истоки формирования мировоззрения Нового времени. Основания новоевропейской картины мира. Эмпиризм: Френсис Бэкон против четырех идолов. Рационализм Рене Декарта. Сенсуализм Джона Локка. Дедукция versus индукция. Энциклопедия как квинтэссенция культуры. Итоги философии просвещения.

 

Раздел 8. Философия Нового времени: немецкая классика

Источники по истории немецкой классической философии. «Вещь-в-себе» versus «вещь-для-нас». Априоризм и апостериоризм. Категорический императив. Абсолютная идея и ее эволюция. Диалектика как учение о всеобщем развитии. Марксизм как материализм. Философия как квинтэссенция культуры. Концепция диалектического материализма. Материалистическое понимание истории.

 

Раздел 9. Философия ХХ века: плюрализм методологий

Психоанализ. Феноменология. Экзистенциализм. Философия жизни. Аналитическая философия. Философская герменевтика. Структурализм и постструктурализм. Философский постмодернизм. Русская религиозная философия. Новый русский космизм.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных