Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значительная часть школьных учителей царской России начала века, не говоря о преподавателях высших учебных заведений, получила образование в университетах.




Слайд 17

А поскольку на университетских кафедрах и в лабораториях «добывались» не только общетеоретические знания, но и конкретные научные результаты, которые затем непосредственно использовались в разных сферах практической деятельности, то от успехов университетской науки во многом зависели успехи в экономике, сельском хозяйстве, промышленности, архитектуре, строительном деле, медицине. Постоянная и тесная

 

Связь университетской науки с практической деятельностью - весьма существенный фактор, который нельзя не учитывать в выяснении роли университетов в становлении и развитии социологического образования.

Слайд 18

Университеты, являвшиеся крупнейшими в Российской империи научно-образовательными центрами, брали на себя, помимо образовательных задач, также и исследовательские функции, в том числе в гуманитарных областях знания. Силами университетов была создана в стране Академия художеств, открывались музеи, создавались научные лаборатории. Огромный вклад вносили университетские профессора в дело борьбы с эпидемиями, в организацию медицинской помощи населению, в распространение грамотности.

В стране, где подавляющая часть населения была неграмотной, развивать науку и образование было делом исключительной сложности.

Слайд 19

Основная часть действовавших в России в XIX в. университетов возникла в годы правления Екатерины II и Александра I. В период царствования Николая I новые университеты в России не создавались, если не считать появления Киевского университета имени Святого Владимира, образованного в 1834 г. из Волынского лицея, чем «компенсировалось» закрытие Варшавского и Виленского университетов (в связи с польским национальным восстанием 1831 г.). Правление Николая I было отмечено усилением гонений на университеты. Это проявилось, в частности, в изменении университетских уставов в сторону ограничения их автономии, в отмене положений о выборности ректоров и деканов, в ликвидации философских факультетов путем преобразования их в историко-филологические факультеты, в значительном сокращении объема курсов по истории права, в изгнании передовой профессуры.

Тест 3

Школьные учителя царской России начала века, получали образование в университетах?

Да

Нет

Университеты служили барометром общественной жизни. Они чутко реагировали на политические события, происходившие не только в России, но и в других странах. Обострение политической ситуации в Западной Европе конца 40-х годов XIX в., когда в ряде этих стран вспыхнули революции и усилились национально-освободительные движения, имело своим результатом принятие русским самодержавием превентивных мер. Так, после событий 1848 г. во Франции правительство России приняло несколько указов, согласно которым университеты должны были представлять министерству просвещения особые отчеты о направлении преподавания. Была определена новая функция ректоров, которая заключалась в политическом надзоре за преподавателями и студентами. С этой целью ректор освобождался от чтения лекций. Особое внимание обращалось на контроль по таким дисциплинам, как политэкономия, финансы, история (все ее разделы). Ограничения распространялись на контакты с Западом: в значительной мере сокращались поездки ученых в университеты других стран и ввоз литературы из-за рубежа. В результате цензурных ограничений резко снизились объемы научных публикаций прогрессивной направленности. Именно в этот период в российских университетах было прекращено преподавание курсов государственного права европейских держав (которое возобновилось лишь в 1857 г.). Место философии в учебных планах заняли логика и психология, для преподавания которых по программам, составленным Синодом, приглашались богословы из Московской духовной академии. Попечителями университетов стали назначать генералов. С.М. Соловьев в связи с этим заметил, что в гражданском ведомстве стала ощутимой тяга фельдфебелей в генеральских эполетах занимать места начальников.

Новый университетский устав 1863 г. принес долгожданное восстановление университетской автономии. Однако вскоре, с введением в 1884 г. следующего устава, она была существенно урезана. Реакционной политике министра просвещения Делянова положили конец революционные события 1905 г., когда под напором студенческих волнений "высочайшим повелением" автономия университетов была восстановлена. А в 1910 г. с введением (при министре Шварце) нового устава, она вновь ликвидируется. И опять начинаются студенческие волнения. В образованном обществе, как выразился П.Н. Милюков, действия властей "произвели впечатление настоящего нашествия варваров". В эти дни за попытки посредничества между властями и студентами многие профессора были вынуждены уйти из университетов, что привело к резкому снижению уровня преподавания. "Ушли наиболее талантливые и знающие, в том числе те, кто по политическим взглядам был более или менее близок к оппозиционным партиям".

 

Отличительную особенность российских университетов составляло их постоянное внимание к учебным заведениям низших уровней, из стен которых выходили будущие студенты вузов.

Слайд 20

Ученые подвергали критике содержание школьных программ и отражавшиеся в них официальные установки правительственных органов. Особенно сильный протест вызывало засилье в школах классических предметов, которыми вытеснялись и история собственной страны и изучение современных событий. Преподавание истории, как отмечал профессор Н.И. Кареев,

 

"Преподавание истории регламентировалось разными примерными программами и разъяснительными записками, чтобы в результате не могло не получиться царство рутины"

Слайд 21

Тест 4

Университеты Российской империи брали на себя только образовательные задачи?

Нет

Да

Безжизненность и формализм классической системы образования действовали отупляющим образом, и из школ нередко выходили недоучки, легко пополнявшие ряды "нигилистов-анархистов".

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных