ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
К началу XX в. все чаще начинали звучать жалобы на многопредметность факультетских курсов, их излишнюю многосторонность.Слайд 35 Это, в свою очередь, усиливало интерес к междисциплинарным связям, повышало их эвристический статус. Тем самым, предмет социологии как особой науки, также как и вопрос о ее преподавании оказались в центре дискуссий. Дискуссии по вопросам преподавания социологии с самого начала велись в более широком контексте обсуждения проблемы реформирования всей системы социально-гуманитарного образования. В них участвовали широкие круги общественности России, прежде всего ученые и опытные педагоги. Осуществлялись поиски ответа на такие вопросы: Какие факультеты и кафедры должны готовить специалистов-социологов? Какие обязательные дисциплины следует преподавать студентам независимо от выбранной ими специальности? В какой последовательности? Внимание участников дискуссии привлекала возможность соединения в едином комплексе юридического, исторического и экономического образования.
Предлагалось даже создавать факультеты общественных наук, на которых можно было бы внедрять новые принципы преподавания. Слайд 36 В сближении наук многие видели не только средство оптимизации процесса обучения, но и фактор развития каждой из областей знания и построения на этой основе "величественного здания социологии – общей науки о человеческом обществе". Большинство сходилось во мнении о том, что очагами социологического образования должны стать университеты и что изучение социологии более чем кому бы то ни было необходимо студентам юридического и историко-филологического факультетов. Эти положения отстаивали такие известные ученые и педагоги, как В.А. Вагнер, Н.И. Кареев, О.Ф. Миллер.
Первые попытки введения чтения систематических курсов социологии были предприняты на юридических факультетах, хотя ближе других к социологии считалась политическая экономия. Слайд 37 Н.И. Кареев подчеркивал, что не случайно Конт видел в Адаме Смите одного из своих предшественников. К тому же, в отличие от правоведения, которое испытывало в России тех лет сильное влияние со стороны идеалистической мысли и в разработке проблемы должного отходило от научного объяснения, политэкономия имела дело с самими явлениями и выражала здравый взгляд на развитие хозяйства.
Автором одного из наиболее основательных и хорошо аргументированных проектов факультетов и институтов общественных наук был известный историк и социолог Н.А. Рожков. Слайд 38 Тест 7 Первая в России кафедра социологии образовалась в 1909 г.? Да Нет. Он был сторонником создания такого института на базе юридических факультетов. Многие дисциплины, которые преподаются будущим юристам, следовало, по его мнению, сблизить с историей и с «ее вспомогательными знаниями». Историк же должен не только обладать «широким экономическим и юридическим образованием и быть не только филологом, философом и психологом, но и экономистом, статистиком и юристом, а юристу необходимо было не только владеть политико-экономическими знаниями, но и быть достаточно компетентным в истории». Отсюда следовал вывод:
объединив юридический и историко-филологический факультет, удастся получить совершенно новую структуру, которая и станет Факультетом общественных наук. Слайд 39 В проекте Рожкова дан перечень дисциплин, предлагаемых для изучения на новом факультете, обоснован порядок их последовательного включения в учебный план. На первых двух курсах предлагалось сделать обязательным для всех студентов изучение таких предметов, как история[2], политическая экономия, статистика, всех отраслей правоведения, философии, психологии, логики. В преподавании каждого из этих предметов предпочтение отдавалось общим вопросам.
Можно сказать, что в таком виде предлагалось нечто вроде сегодняшних программ курса «Введение в специальность», предваряющего предметы специализации. Слайд 40 Специализация и всякого рода детализация, считал Рожков, должна начинаться на третьем курсе, когда студент определяется в своем профессиональном выборе. В это время формируются группы по отраслям: юридические науки, экономика и статистика, история, история литературы, лингвистика, философия, классическая филология и др.
Обязательность свободного выбора студентом его будущей специальности провозглашалась как одна из главных установок в предлагаемой системе образования. Слайд 41 Важное место на этом этапе отводилось спецкурсам, практическим занятиям и дополнительным курсам по вспомогательным дисциплинам. Успешный опыт реализации подобной программы Рожков усматривал в уже имевшейся практике Петербургского университета и Высшей русской школы общественных наук в Париже, где, по его убеждению, удалось достичь желаемого единства юридических, экономических и исторических знаний. Длительная и активная дискуссия выявила большое разнообразие во мнениях о типах школ, в которых наиболее целесообразно вводить преподавание социологии. Так, М.М. Ковалевский полностью отвергал необходимость изучения этого предмета в средней школе, считая его недоступным для освоения учащимися этой ступени образования. Создавать программы по социологии для школ, - считал он, - равносильно составлению «политических или социологических катехизисов». Для первоначального знакомства было бы достаточно, по его мнению, введения в школьные программы основных элементов социологического знания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|