Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе.




Лоскутова Ирина Мироновна

Кандидат философских наук, доцент

Методика преподавания социологии

Код

Лекция № 2.3

Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе.

Здравствуйте, уважаемые студенты!

 

1. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе.

КОД

Лоскутова Ирина Мироновна

Кандидат философских наук, доцент

Слайд 1

 

АННОТАЦИЯ

Данная лекция посвящена рассмотрению сущности, принципов проектирования и тенденций развития современных образовательных технологий в ВУЗе. Отдельно приводится примерное содержание лекции по социологии и методическая разработка семинарского занятия по социологии.

Слайд 4

 

В настоящей лекции мы с вами рассмотрим сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе. Также будет рассмотрено примерное содержание одного лекционного занятия по социологии и методическая разработка одного семинара.

 

План лекции « Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе».

1. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе.

2. Примерное содержание лекции по социологии на тему «Социология – наука об обществе»

3. Методическая разработка семинарского занятия по социологии по теме «Социология как наука».

Слайд 5

В ходе лекции мы с Вами рассмотрим три основных вопроса:

1. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий

2. Примерное содержание лекции по социологии на тему «Социология – наука об обществе»

3. Методическая разработка семинарского занятия по социологии по теме «Социология как наука».

Первый вопрос лекции включает следующие подвопросы:

- Формирование новых образовательных технологий

- Тенденции развития современных образовательных технологий

Второй вопрос нашей лекции состоит из следующих пунктов:

- Специфика социологического знания. Соотношение социологии с другими науками об обществе. Предмет социологии

- Истоки социологической мысли: роль социальной утопии и антиутопии

- Возникновение социологии и основные направления ее развития

- Социология 20 века

- Методы и функции социологии

Третий вопрос включает:

- Вопросы к студентам по материалу лекции

- Обсуждение взглядов представителей различных социологических парадигм

- Итоговые выводы.

 

Уважаемые коллеги, приступаем к рассмотрению первого вопроса нашей лекции.

 

Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе.

Слайд 6

Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями.

Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило введение программированного обучения;

Результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения;

Деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

 

Формирование новых технологий должно осуществляться в следующей последовательности:

- определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

- определение эффективности с помощью прикладных исследований;

Слайд 7

- анализ потребностей и спроса среди преподавателей и студентов;

- разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

- тиражирование и распространение программных средств.

Слайд 8

Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разработки порождает трудности, возникающие при внедрении технологий.

 

Тенденции развития современных образовательных технологий

Слайд 9

Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

 

Процесс гуманизации высшего инженерного образования реализуется через:

- интеграцию профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующую развитию личностных качеств;

Слайд 10

- переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации;

Слайд 11

- внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по индивидуальным программам

Слайд 12

Указанные выше тенденции становятся реальностью благодаря разработке и внедрению современных образовательных технологий.

 

Термин "образовательные технологии" более емкий, чем "технологии обучения", ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Слайд 13

Современная технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:

Слайд 14

- при сохранении коллективных форм обучения предоставить студенту возможность персонализации обучения по оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения вплоть до получения им второй специальности;

Слайд 15

- способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в широкую педагогическую практику;

Слайд 16

- обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивация, актуализация цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);

Слайд 17

- выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы знаний;

- не противоречить принципам и закономерностям педагогики.

Слайд 18

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

 

Разработка этих технологий должна вестись в соответствии со следующими принципами, которые непосредственно связаны с указанными выше системными требованиями:

Слайд 19

- принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;

- принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных педагогических целей;

Слайд 20

- принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на механизмы самоорганизации и саморегуляции соответствующих педагогических систем;

Слайд 21

- принцип адаптации процесса обучения к личности студента и его познавательным способностям;

- принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщенных знаний.

Слайд 22

Тест 1

Способствует ли интеграция профессиональной и социокультурной подготовки студентов, развитию личностных качеств?

Да

Нет

Наиболее полно эти принципы могут быть реализованы в учебном процессе благодаря разработке и применению открытых систем интенсивного обучения, дающих студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности.

 

Но реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий, включающих:

- всесторонний учет характеристик педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения.

Слайд 23

Содержательные характеристики педагогической среды определяются знаниями, умениями и навыками; познавательным и культурным потенциалами; формами и методами организации обучения и самостоятельной работы студентов;

 

- соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента.

Слайд 24

Этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами;

 

- ускорение индивидуального освоения студентами общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию "логического конструкта" дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде.

Слайд 25

Алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины включает следующие процедуры:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных