ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе.Лоскутова Ирина Мироновна Кандидат философских наук, доцент Методика преподавания социологии Код Лекция № 2.3 Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе. Здравствуйте, уважаемые студенты!
1. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе. КОД Лоскутова Ирина Мироновна Кандидат философских наук, доцент Слайд 1
АННОТАЦИЯ Данная лекция посвящена рассмотрению сущности, принципов проектирования и тенденций развития современных образовательных технологий в ВУЗе. Отдельно приводится примерное содержание лекции по социологии и методическая разработка семинарского занятия по социологии. Слайд 4
В настоящей лекции мы с вами рассмотрим сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе. Также будет рассмотрено примерное содержание одного лекционного занятия по социологии и методическая разработка одного семинара.
План лекции « Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе». 1. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе. 2. Примерное содержание лекции по социологии на тему «Социология – наука об обществе» 3. Методическая разработка семинарского занятия по социологии по теме «Социология как наука». Слайд 5 В ходе лекции мы с Вами рассмотрим три основных вопроса: 1. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий 2. Примерное содержание лекции по социологии на тему «Социология – наука об обществе» 3. Методическая разработка семинарского занятия по социологии по теме «Социология как наука». Первый вопрос лекции включает следующие подвопросы: - Формирование новых образовательных технологий - Тенденции развития современных образовательных технологий Второй вопрос нашей лекции состоит из следующих пунктов: - Специфика социологического знания. Соотношение социологии с другими науками об обществе. Предмет социологии - Истоки социологической мысли: роль социальной утопии и антиутопии - Возникновение социологии и основные направления ее развития - Социология 20 века - Методы и функции социологии Третий вопрос включает: - Вопросы к студентам по материалу лекции - Обсуждение взглядов представителей различных социологических парадигм - Итоговые выводы.
Уважаемые коллеги, приступаем к рассмотрению первого вопроса нашей лекции.
Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий в ВУЗе. Слайд 6 Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило введение программированного обучения; Результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; Деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
Формирование новых технологий должно осуществляться в следующей последовательности: - определение возможностей с помощью фундаментальных исследований; - определение эффективности с помощью прикладных исследований; Слайд 7 - анализ потребностей и спроса среди преподавателей и студентов; - разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей; - тиражирование и распространение программных средств. Слайд 8 Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разработки порождает трудности, возникающие при внедрении технологий.
Тенденции развития современных образовательных технологий Слайд 9 Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Процесс гуманизации высшего инженерного образования реализуется через: - интеграцию профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующую развитию личностных качеств; Слайд 10 - переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации; Слайд 11 - внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по индивидуальным программам Слайд 12 Указанные выше тенденции становятся реальностью благодаря разработке и внедрению современных образовательных технологий.
Термин "образовательные технологии" более емкий, чем "технологии обучения", ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Слайд 13 Современная технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям: Слайд 14 - при сохранении коллективных форм обучения предоставить студенту возможность персонализации обучения по оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения вплоть до получения им второй специальности; Слайд 15 - способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в широкую педагогическую практику; Слайд 16 - обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивация, актуализация цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности); Слайд 17 - выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы знаний; - не противоречить принципам и закономерностям педагогики. Слайд 18 Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Разработка этих технологий должна вестись в соответствии со следующими принципами, которые непосредственно связаны с указанными выше системными требованиями: Слайд 19 - принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему; - принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных педагогических целей; Слайд 20 - принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на механизмы самоорганизации и саморегуляции соответствующих педагогических систем; Слайд 21 - принцип адаптации процесса обучения к личности студента и его познавательным способностям; - принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщенных знаний. Слайд 22 Тест 1 Способствует ли интеграция профессиональной и социокультурной подготовки студентов, развитию личностных качеств? Да Нет Наиболее полно эти принципы могут быть реализованы в учебном процессе благодаря разработке и применению открытых систем интенсивного обучения, дающих студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности.
Но реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий, включающих: - всесторонний учет характеристик педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения. Слайд 23 Содержательные характеристики педагогической среды определяются знаниями, умениями и навыками; познавательным и культурным потенциалами; формами и методами организации обучения и самостоятельной работы студентов;
- соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента. Слайд 24 Этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами;
- ускорение индивидуального освоения студентами общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию "логического конструкта" дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде. Слайд 25 Алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины включает следующие процедуры: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|