Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ




 

План занятия

1. Идеологическая работа как деятельность по формированию, систематизации и распространению среди населения государственной идеологии.

2. Роль государственных структур в формировании и реализации национально-государственной идеологии.

3. Учреждения национальной системы образования как составные звенья идеологической работы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте данную информацию: "73 % населения Республики Беларусь – горожане. Беларусь – одна из наиболее урбанизированных стран в Восточной Европе". Ответьте на вопрос:

§ Каковы позитивные и негативные последствия урбанизации для Беларуси?

2. Ознакомьтесь с высказыванием русского поэта XIX века П.А. Вяземского и ответьте на вопросы: "Нет такого патриота – не важно, какой он национальности, – которому не хотелось бы выдрать несколько страниц из отечественной истории…"

§ Что имел в виду поэт?

§ Какова связь подобных желаний гражданина, настроенного патриотически, с его идеологическими воззрениями?

3. Любая ли идеология в обществе выражает свое содержание в Конституции страны?

4. Возможно ли ограничение прав и свобод личности в демократическом обществе?

5. Все ли жители Республики Беларусь имеют избирательное право?

6. Почему в Республике Беларусь не используется пропорциональная избирательная система?

7. Может ли в будущем измениться избирательная система Республики Беларусь?

8. Считаете ли вы необходимым ввести определенное наказание на неявку избирателя на выборы, так как на подготовку выборов затрачиваются огромные средства налогоплательщиков?

9. Почему признание одной из религий в качестве государственной в стране противоречит принципам демократии?

10. Выясните, какие вопросы выносились на референдумы, прошедшие в Республике Беларусь.

11. Чему должны подчиняться судьи в правовом государстве?

12. Почему выборы в органы власти не должны проводиться в периоды чрезвычайного и военного положения?

13. Ознакомьтесь с постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь, принятым в апреле 2008 года: "Установить среднюю численность избирателей на избирательный округ по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва – 64042 избирателя", и ответьте на вопрос:

§ Какой принцип избирательного права реализуется данным постановлением?

14. Особенность приватизации государственных предприятий в Республике Беларусь заключается в продаже акций разгосударствленных предприятий на конкурсах и аукционах. Определите, каковы возможные последствия данного подхода к процессу перехода государственной собственности в частную?

15. Осуществляет ли Беларусь инвестиции в другие страны?

16. Какие крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала вам известны?

17. В 2006 г. в Республике Беларусь по программе импортозамещения было произведено продукции на 2,1 млрд руб., в 2007 – на 1,5 млрд руб. Каковы социальные последствия данных мер?

18. Почему снижение импорта и увеличение экспорта выгодно для Республики Беларусь?

19. Какие вы знаете экономические монополии в Республике Беларусь? Чем оправдано их существование в настоящее время?

20. Проанализируйте данную информацию: "В 2006 г. 36 % сельскохозяйственных предприятий в Беларуси не выполнили условий оказания им господдержки (надбавки к закупочным ценам на продукцию, дотации при покупке техники, материальная поддержка при уплате кредитов, удешевление минеральных удобрений и др.) соответствующим повышением эффективности производства. В 2008 г. будут поддерживаться только те предприятия в сельском хозяйстве, которые внедряют наукоемкие и новейшие технологии", и ответьте на вопросы:

§ О каких изменениях в государственной политике субсидирования сельскохозяйственных предприятий свидетельствует данная информация?

§ Какие идеологические принципы определяют данную политику государства в отношении сельского хозяйства?

21. Какие вы можете назвать категории работников, которые не могут конкурировать на рынке труда на равных условиях с другими категориями?

22. Какие признаки работника вы могли бы дополнить к нижеперечисленным, которые повышают его конкурентоспособность на рынке труда?

– знание компьютерных технологий;

– знание иностранного языка;

– владение несколькими рабочими профессиями;

– наличие водительских прав;

– постоянное стремление к обучению.

23. В России ставится вопрос о необходимости создания специального контролирующего органа по отношению к СМИ, искусству в сфере морали. Как вы оцениваете данное предложение?

24. Какие национальные проекты последних лет способствовали осознанию суверенности Республики Беларусь?

25. Что вы можете назвать в качестве брэнда Республики Беларусь, который делает ее узнаваемой в мире?

26. Назовите архитектурные памятники, музеи, театры, которые реконструированы, восстановлены в Республике Беларусь в последние годы?

27. Обозначьте основные этапы законодательного процесса, разместив соответствующую информацию в следующую таблицу:

 

№ этапа Название этапа (что происходит на данном этапе) Субъект этапа (кто реализует мероприятия, необходимые на данном этапе)
1.    
2. и т.д.    

 

Рекомендуемая литература

 

1. Лукашенко, А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов./ А.Г. Лукашенко. – Минск, изд. – 2003.

2. Лукашенко, А.Г. Здоровье государства – это благополучие человека, согласие в обществе, целеустремленность нации: Послание Президента А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию / А.Г. Лукашенко // Сов. Белоруссия. – 2008 – 30 апреля.

3. Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2007.

4. Государство для народа: док. и материалы 3 Всебелорус. нар. собр. (2-3 марта 2006 г.) / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. – Минск: Беларусь, 2006.

5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.). – Минск: Беларусь, 2006.

6. Лойко, Л.В. О государственной идеологии и национальной идее / Л.В. Лойко. – Минск: Амалфея, 2004.

7. Матусевич, Е.В. Идеологическая работа в Республике Беларусь / Е.В. Матусевич. – Минск: изд., 2006.

8. О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 февр. 2004 г. № 111 // Сов. Белоруссия. – 2004. – 24 февраля.

9. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под ред. С.Н. Князева и С.В. Решетникова. – Мн.: Акад упр. при Президенте Республики Беларусь, 2004.

10. Рубинов, А.Н. Еще раз об идеологии / А.Р. Рубинов // Сов. Белоруссия. – 2006. – 28 июня.

 
 
 

ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ И УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Реферат – (от лат. refero – сообщаю) – краткое изложение в письменной или устной форме содержания какой-либо актуальной проблемы. Приведенная ниже тематика рефератов является примерной и может быть дополнена темами, предложенными студентами и согласованными с преподавателем. При подготовке реферата студент должен ориентироваться на нижеприведенные критерии его оценки. С данными критериями должны ознакомиться также и те студенты, которые выступают в роли слушателей, поскольку они должны будут составить рецензию на реферат. Преподаватель оценивает как выступления студента с рефератом, так и рецензии, подготовленные студентами-слушателями.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Нормативно-правовые документы Республики Беларусь как источники государственной идеологии.

2. Литературно-художественные произведения белорусских писателей: мировоззренческие и идеологические аспекты.

3. Механизм формирования идеологии в обществе.

4. Идеология и мировоззрение.

5. Идеология и наука.

6. Идеология и политика.

7. Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология.

8. Индивидуализм и свобода личности – базовые ценности идеологии либерализма.

9. Функции государства в идеологии либерализма: история вопроса.

10. Традиционализм – главный принцип идеологии консерватизма.

11. Проблема социального равенства в социал-демократической идеологии.

12. Причины трансформации классического либерализма в неолиберализм.

13. Критика идеи семорегулируемой экономики в идеологии неолиберализма.

14. Идеи глобальных идеологий в государственной идеологии Республики Беларусь.

15. Основные этапы формирования белорусов как самобытной этнической общности: дискуссии историков.

16. Национальная идея как доминанта национального самосознания народа.

17. Белорусы: становление этноса и национальная идея.

18. Национальный характер белорусов: традиции и динамика изменений.

19. Традиционные идеалы и ценности белорусского народа.

20. Сильная и процветающая Беларусь – национально-государствен­ный идеал белорусского народа.

21. Государственная символика Республики Беларусь: исторический аспект.

22. История парламентаризма в Беларуси.

23. Правовое государство в Республике Беларусь: исторический аспект.

24. Проблема формирования гражданского общества в Республике Беларусь.

25. Референдум как форма непосредственной демократии.

26. Реализация принципа политического плюрализма в Республике Беларусь.

27. Что такое культура охраны здоровья и как ее формировать у населения?

28. Формы участия бизнеса в социальных проектах в Республике Беларусь.

29. Роль государства в экономических процесса в Республике Беларусь.

30. Рынок и государство: специфика их взаимодействия в Республике Беларусь.

31. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь.

32. Выгодно ли вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию?

33. Инвестиционный климат в Беларуси: плюсы и минусы.

34. Проблема повышения производительности труда в Республике Беларусь.

35. Проблема создания страховой медицины в Беларуси.

36. Особенности процесса формирования среднего класса в Республике Беларусь.

37. Образование и рынок труда: проблема гармоничного взаимодействия.

38. Что такое адресная социальная помощь?

39. Идеологические основы молодежной политики белорусского государства.

40. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства.

41. Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов страны.

42. Национальное собрание Республики Беларусь – важнейшее звено формирования и реализации государственной идеологии.

43. Совет Министров Республики Беларусь как инструмент практической реализации положений государственной идеологии.

44. Роль средств массовой информации в формировании и распространении национально-государственной идеологии.

45. Формирование патриотического сознания – главное направление идеологической работы в Республике Беларусь.

46. Информационные технологии в идеологических процессах.

47. Этическая составляющая белорусской государственной идеологии.

48. Социально-психологические аспекты идеологической работы.

49. Деятельность средств массовой информации и национальная безопасность страны.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
(УСТНОГО СООБЩЕНИЯ)

 

1. Имеет ли реферат план и насколько соответствует излагаемый материал пунктам плана?

2. Соответствует ли содержание излагаемого материала теме реферата?

3. Обеспечена ли связь между пунктами плана?

4. Насколько глубоко раскрыта тема реферата?

5. Доступна ли слушателям предлагаемая информация? Растолковываются ли при изложении материалы непонятные термины?

6. Приводятся ли в реферате примеры, факты, конкретизирующие и иллюстрирующие теоретические положения?

7. Насколько успешно отвечает докладчик на вопросы от слушателей?

8. Какова форма изложения материала: простое чтение текста или рассказ с элементами объяснения?


ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (ЗАЧЕТ)

 

Чтобы успешно сдать зачет, необходимо упорядочить, систематизировать знания, приобретенные во время прослушивания лекций, подготовки к семинарским занятиям, чтения конспекта лекций, дополнительной литературы. Данная работа должна осуществляться с ориентацией на приведенные ниже контрольные вопросы к зачету.

Итогом изученности материала по каждому вопросу должно быть умение составить развернутый план ответа на него. Особое внимание необходимо обращать на четкое определение ключевых понятий по каждому вопросу (идея, государство, идеология, социальная политика, социально ориентированная экономика и т.д.). Кроме этого в памяти должен быть общий план материала всего курса, который включен в три модуля (название модулей, название учебных элементов, входящих в каждый из модулей).

После получения задания (конкретного вопроса) на зачете важно соотнести данный вопрос с материалом одного из модулей, Только в этом случае ответ студента приобретет осмысленный характер.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Предмет курса "Основы идеологии белорусского государства".

2. Источники идеологии белорусского государства: нормативно-правовые акты, произведения отечественной политической и правовой мысли.

3. Идеология: сущность, структура, функции.

4. Классификация политических идеологий.

5. Государственная идеология: сущность, структура, функции.

6. Идеи либерализма и неолиберализма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

7. Идеи консерватизма и неоконсерватизма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

8. Идеи социал-демократической идеологии относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

9. Государственность на белорусских землях: основные этапы ее становления.

10. Основные черты общества постиндустриального типа как стратегической цели развития Беларуси.

11. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии.

12. Реализация институтов демократии в политической системе Республики Беларусь: представительные и непосредственные формы демократии.

13. Права и свободы граждан Республики Беларусь: гражданские, социально-экономические, политические.

14. Избирательная система Республики Беларусь: основные принципы и черты.

15. Республика Беларусь – социальное правовое государство. Унитарный, светский характер белорусского государства.

16. Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

17. Основные принципы социальной политики белорусского государства.

18. Деятельность белорусского государства по развитию духовной культуры общества.

19. Механизм функционирования идеологии белорусского государства.

20. Формы и методы деятельности Президента Республики Беларусь по реализации положений национально-государственной идеологии: правовые, административные, моральные.

21. Законотворческая деятельность Парламента Республики Беларусь по формулированию основных положений государственной идеологии.

22. Правительство Республики Беларусь как инструмент практической реализации положений государственной идеологии.

 

 

 
 
 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Минск, 2003.

2. Лукашенко, А.Г. Здоровье государства – это благополучие человека, согласие в обществе, целеустремленность нации: Послание Президента А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию / А.Г. Лукашенко // Сов. Белоруссия. – 2008 – 30 апреля.

3. Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Ба­босов. – Минск: Амалфея, 2007.

4. Гончаренко, Р.М. Политическая и правовая идеология государства: справ. пособие / Р.М. Гончаренко. – Минск: Технопринт, 2005.

5. Государство для народа: док. и материалы 3 Всебелорус. нар. собр. (2-3 марта 2006 г.) / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. – Минск: Беларусь, 2006.

6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.). – Минск: Беларусь, 2006.

7. Лойко, Л.В. О государственной идеологии и национальной идее / Л.В. Лойко. – Минск: Амалфея, 2004.

8. Лученкова, Е.С. Основы идеологии белорусского государства. Практикум: учеб. пособие / Е.С. Лученкова. – Минск: Выш. школа, 2007.

9. Матусевич, Е.В. Идеологическая работа в Республике Беларусь / Е.В. Матусевич. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006.

10. Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь. Концептуальные основы / В.А. Мельник. – Минск: Тесей, 2003.

11. О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 февр. 2004 г. № 111 // Сов. Белоруссия. – 2004. – 24 февраля.

12. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под ред. С.Н. Князева и С.В. Решетникова. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2004.

13. Рубинов, А.Н. Еще раз об идеологии / А.Н. Рубинов // Сов. Белоруссия. – 2006. – 28 июня.

14. Роль идеологии в стабильном развитии общества: учеб.-метод. пособие для студентов всех спец. / сост. Л.В. Янковская. – Новополоцк: ПГУ, 2007.

15. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я.С. Яскевич – Минск: РИВШ БГУ, 2003.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................................................. 3

Содержание учебного материала.......................................................................................... 5

 

Модуль-1. Идеология и ее общественное предназначение................................................ 8

УЭ-1. Идеология: сущность, структура, функции. Классификация идеологий.............. 9

УЭ-2. Государственная идеология как социально-политический феномен................... 15

Словарь понятий................................................................................................................... 18

Самоконтроль знаний.......................................................................................................... 20

Семинарское занятие 1......................................................................................................... 21

 

Модуль-2. Основные идеологии современности.............................................................. 23

УЭ-1. Идеология либерализма и неолиберализма............................................................ 24

УЭ-2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма..................................................... 26

УЭ-3. Социал-демократическая идеология (социал-реформизм).................................... 28

Персоналии........................................................................................................................... 31

Словарь понятий................................................................................................................... 34

Самоконтроль знаний.......................................................................................................... 36

Семинарское занятие 2......................................................................................................... 38

 

Модуль-3. Содержание идеологии белорусского государства........................................ 41

УЭ-1. Культурно-историческая составляющая идеологии белорусского государства.

Проблема прошлого белорусской государственности..................................................... 42

УЭ-2. Общество постиндустриального типа – стратегия развития
Республики Беларусь............................................................................................................ 50

УЭ-3. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства........ 56

УЭ-4. Социально-ориентированная рыночная экономика как стратегия экономического развития Республики Беларусь............................................................................................................................ 70

УЭ-5. Социогуманитарная составляющая идеологии белорусского государства......... 74

УЭ-6. Механизм функционирования идеологии белорусского государства................. 79

Словарь понятий................................................................................................................... 83

Самоконтроль знаний.......................................................................................................... 88

Семинарское занятие 3......................................................................................................... 92

Семинарское занятие 4......................................................................................................... 92

 

Подготовка рефератов и устных сообщений к семинарским занятиям......................... 97

Итоговый контроль (зачет)................................................................................................ 100

Литература........................................................................................................................... 102

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных