Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ХVIII в.




Россия в период петровских преобразований. Ведущую роль в формировании Русского централизованного государства играл политический фактор. Это обстоятельство обусловило особенности уже сформировавшегося государства, а именно, сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса и высокую степень эксплуатации непосредственных производи­телей.

В России сформировался особый, отличный от общеевропейского тип феодального общества, который можно определить как самодержавно-государственно-крепостнический. Помимо самодержавия и крепостничества, его сущностной чертой была преобладающая роль государства, в том числе и в сфере общественных отношений, чего не было в европейских странах. В XVI – ХVII веках. эта тенденция к укреплению самодержавной власти еще сочеталась с существованием сословно-представительных органов – Земских Соборов. Однако они были скорее орудием абсолютизма и, по мере улучшения государственного аппарата, постепенно прекратили свое существование. В России так и не сложилась сословно-представительная монархия.

В XVII в. отставание России от передовых стран становится все более заметным. Там уже в XVI в. интенсивно шло развитие капитализма, формировалось третье сословие, т.е. (буржуазия). В Голландии и Англии победили буржуазные революции. В России сложившийся тип феодализма не способствовал формированию индустриального общества. Но, следует признать, что внутренние ресурсы самодержавно-государственно-крепостнического феодализма не были исчерпаны до конца. На этой осно­ве на рубеже XVII и XVIII вв. происходили реформы Петра I. Именно об этом времени русский историк С.М. Соловьев сказал, что здесь прошла граница между старым и новым временем.

В Западной Европе ХVШ столетие было временем относительной социальной и политической стабильности. Подспудно протекавшие процессы привели к войне за независимость в Северной Америке и революции во Франции, которые взорвали казавшиеся столь надежными устои традиционного общества. Впрочем, быстрое и яркое развитие европейской науки, философии, культуры ХVШ века, века Просвещения, предвещало бурю задолго до того, как она началась.

В историю России XVIII век вошел с такими эпитетами как «блестящий», «просвещенный», «век дворцовых переворотов» и т.д. Но, пожалуй, более точное название – век модернизации и рационализма. Первая четверть XVIII века стала периодам очередной российской перестройки, которая связана с именем Петра Великого (1672 – 1725). Петр I вступил на престол в 10-летнем возрасте в 1682 г., однако несколько лет делил его с братом Иваном, после смерти которого, в 1696 г. становится единственным царем. С этого момента начина­ется его царствование, полное бурных потрясений и крупных событий.

Внешняя политика. Хотя о Петре I вспоминают как о реформаторе, сам же он считал себя, прежде всего, солдатом. Он был твердо убежден, что военная мощь имеет первостепенное значение для благополучия любой страны.

В начале XVIII века в результате войн за испанское наследство начинает меняться политическая карта мира. Политический вес Испании падает, инициаторами перемен в международной жизни становятся Англия и Франция. При Петре I на авансцену международных отношений прорывается и Россия.

Можно смело утверждать, что во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе, но не упразднил старых политических задач по отношению к Польше и Турции. От века XVII Петру достались 2 главные проблемы, разрешение которых было необходимо, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства:

1). Надо было завершить политическое объединение русского народа, т.к. около половины его находилось за пределами русского государства.

2). Исправить границы государственной территории c южной и западной стороны, в том числе обеспечить выход к Черному и Балтийскому морям.

Начавшаяся в конце XVII века в сражениях за Азов, борьба за выход к морям переместилась затем в Прибалтику, где и должна была решиться историческая судьба России. Своё представление о международных отношениях Европейского континента молодой царь Пётр сформировал еще в Немецкой слободе и Посольском приказе. Затем в 1697 – 1698 гг. он продолжил курс дипломатии в составе «Великого посольства», которое имело своей целью обеспечить военный и дипломатический союз для выхода России к морям, прежде всего, найти союзников в войне против Турции. Молодой царь стремился также наладить культурные, технические и торговые контакты.

Петр 1 не отвергал и военного решения проблем. Почти весь свой век он с кем-нибудь воевал. Долго действующим фактором петровской эпохи была Северная война (1700 – 1721 гг.), которая являлась одним из крупнейших международных конфликтов, возникших в результате экономических и политических противоречий. Экспансионистские устремления Швеции, целью которых было превращение Балтийского моря в "Шведское озеро", вызвали резкое противодействие со стороны Дании, Саксонии и России, которые, объединившись в Северный Союз, открыли в 1700 г. боевые действия против Швеции.

В 1724 г. Петр I сам признался, что начал шведскую войну, как слепой, не ведая, ни своего состояния, ни силы противника. Поэтому на первом этапе войны (1700 – 1709 гг.) военная инициатива находилась у Швеции. Поражение русских под Нарвой еще больше способствовало тому. Шведская армия, возглавляемая молодым королём Карлом XII, вторглась в Россию.

Петр, прежде всего, должен был решить проблему сохранения и преобразования армии. Однако на первом этапе России ценой непомерных усилий, пользуясь отсутствием крупных шведских сил в Прибалтике, удалось утвердиться в Ингрии, Эстляндии и части Лифляндии, а также основать на отвоеванных землях Петербург (1703 г.) и Кронштадт. Победа русской армии под Полтавой (июль 1709 г.) произвела коренной перелом в ходе войны. После нее претерпела существенные изменения внешнеполитическая концепция России. На втором этапе войны (1709 – 1721 гг.) все более преобладают имперские амбиции. Во-первых, Петр I отказался от своих обещаний союзникам в случае победы – ограничиться старыми русскими территориями и включил в состав России Эстляндию и Лифляндию, Ингерманландию и часть Карелии до Выборга. Во-вторых, Петр вмешивался в придворные дрязги и мелкие династические интересы множества германских княжеств.

Ништадтский мир 1721 г. положил конец 21-летней войне. Конец войны совпал с принятием Петром императорского титула. И это не случайно. При Петре закладываются основания имперской политики России в XVIII и XIX вв. Российская империя стремилась расширить свои торговые возможности за счет попытки проникновения в Среднюю Азию, присоединения значительных территорий Персии к России, захвата транзитных путей в Индию и Китай.

Реформы Петра I. Многолетняя война, которую вел Петр I, оказала самое непосредственное влияние на преобразовательную деятельность внутри страны.

Реформаторская деятельность Петра I, с первого взгляда, представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно, расширяясь, она захватила все части государственного строя и коснулась разных сторон народной жизни. Двигателем петровских реформ, была практическая необходимость неотложного решения финансовых вопросов государства, а не идеальные устремления Петра к прогрессу России. Отсюда, отсутствие у него плана сознательной и планомерной перестройки.

Сущность петровских преобразований состоит в том, что они представляли собой классический образец радикальных реформ, проведенных государством сверху, без участия и скорее даже при сопротивлении широких слоев общества. Реформы влекли за собой существенные экономические, социальные и политические перемены, направленные на модернизацию, европеизацию и рационализацию общества.

Военная реформа. Как уже было отмечено, порядок реформ указала война. Она и потребовала изменений в военном деле. Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым, как для него, так и для народа.

Поскольку Петр I был сторонником «идеи насильственного прогресса», то поэтому столь большую роль отводил он армии и государству. Военная реформа повлекла за собой 2 ряда мер. Первые, направлены на поддержание регулярного строя преобразований армии и нового флота. Вторые – на обеспечение их содержания.

Новшество в вооруженных силах состояло в следующих мероприятиях:

1) Введение рекрутской повинности (от 20 дворов призывался на пожизненную службу один рекрут), что способствовало созданию регулярной армии с единой системой комплектования, обучения, правил ведения боя, а также единообразным вооружением и экипировкой. Регулярная армия заменила поместное войско и стрелецкие полки. Был завершен переход на казенное содержание войска.

2) Создание военно-морского флота. К 1725 г. русский флот насчитывал 48 линейных, 16 фрегатов и более 800 других судов.

3) Введение нового военного законодательства.

Военная реформа Петра имела очень важное значение в истории нашего государства. Реформа оказала глубокое воздействие и на общество, и на дальнейший ход событий. Воинская повинность легла теперь на все классы общества, кроме духовенства и граждан, принадлежавших к гильдиям. Причем, дворяне начинали служить такими же рядовыми, как и их крестьяне.

Таким образом, армия первой подверглась изменениям и это, действительно, сыграло свою положительную роль в дальнейших военных успехах России и расширении ее территории. Но пришло и понимание того факта, что недостаточно просто копировать западные военные приемы, поскольку более глубокие источники могущества Запада лежат в его экономических, общественных и культурных основаниях, которые тоже придется заимствовать. Что и было сделано. Петр начинает вносить изменения в существующий порядок вещей.

Причем, он надеялся просто пересадить западные новшества в организм феодально-вотчинного строя. Время показало, что безболезненно скопировать западно-европейские модели общества не удалось. Однако, начавшись, процесс этот уже не мог быть остановлен.

Социально-экономические реформы. Следует отметить что на экономическую политику начала XVIII века решающее влияние оказали два основных фактора: это неудачное начало Северной войны и так называемая концепция меркантилизма (mercante (ит.) – торговец). Политика меркантилизма заключалась в открытом протекционизме, а именно – в поддержке экспансии торгового капитала, в поощрении отечественной промышленности и особенно мануфактурной.

Важнейшим стимулятором развития социальной сферы, была Северная война. Поражение под Нарвой определило характер, темпы и специфику всей экономической политики петровского времени. Форсированное строительство многочисленных мануфактур было жестко обусловлено необходимостью обеспечения армии и флота оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием.

Петру были близки, господствовавшие в ту пору в Европе концепции меркантилизма, суть которых состояла в том, что основой богатства государства является накопление денег за счет активного торгового баланса, вывоза товаров на чужие рынки и создание препятствий для ввоза иностранных товаров на свой рынок.

Все это означало бы – ввести Россию в современное экономическое движение. Но такая политика предполагала активное вмешательство государства в сферу экономики. Без правительственного принуждения Петр не надеялся добиться успеха в промышленности. Мануфактур-коллегии он советовал вести дела с фабрикантами "не предложением одним, но и принуждением».

К развитию русской промышленности Петр применял следующие меры:

1) Постоянные разведки с целью изучения природных богатств, которыми обладала Россия. При нем было начато освоение новых рудных районов на Урале и создана там горнозаводская промышленность.

2) Приглашение в Россию иностранных мастеров и фабрикантов, причем на очень выгодных для них условиях.

3) Посылка русских людей за границу для обучения мастерству, начиная с «филозовских и дохтурских» наук и до искусства обивать комнаты и убирать кровати.

4) Законодательная пропаганда. В своих многочисленных указах Петр I настойчиво провозглашал, что занятия промышленные и ремесленные полезны государству и почетны, как государственная служба и учение.

5) Создание промышленных компаний, льготы, ссуды и субсидии.

Насмотревшись на приемы и обычаи западноевропейской промышленности, Петр старался и своих предпринимателей приучить действовать по-европейски, соединять капиталы, смыкаться в компании.

Еще Указ от 27 октября 1699 г. предписывал купечеству торговать компаниями, как торгуют в иных государствах. Всеми средствами он пытался внедрить новое дело, которое шло с большим трудом. И, в первую очередь, льготами, и принуждением. Всевозможные льготы особенно щедро расточались компаниям. Они освобождались от казенных и городских служб, могли беспошлинно продавать свои товары, получали безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды.

Таким образом, характерной особенностью промышленного бума начала XVIII в. была определяющая роль самодержавного государства в экономике, его активное участие и глубокое проникновение во все сферы хозяйственной жизни.

Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Как отмечал В.О.Ключевский: «Особенно широко развернулось горное дело в нынешней Пермской губернии», в этом отношении Урал можно считать «открытием Петра». К середине XVIII в. 61 из 75 металлургических заводов России действовали на Урале. Крупнейшим в мире заводами были Невьянский, Екатеринбургский, Каменский, Нижнетагильский и др.

Важнейшей особенностью развития русской промышленности являлся ее крепостнический характер. При отсутствии свободного рынка рабочей силы, главным ее источником становилась приписка к заводам казенных крестьян. 18 января 1721 г. был опубликован закон, разрешавший частным мануфактуристам покупать к своим заводам крепостных крестьян. Этот указ имел далеко идущие последствия для русской экономики. Он знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности. Тем самым был поставлен серьезный тормоз для развития капитализма в России, по пути которого уже шли многие европейские страны.

Указы 1723 и 1736 г., последовавшие вслед за указом 1721 г., практически исключили вольнонаемный труд в промышленности. Таким образом, целые отрасли промышленности использовали почти исключительно труд крепостных, что в последующем определило экономическое отставание России и во многом деформировало социальную структуру общества.

Социальная политика. Цель социальной политики Петра I состояла в усилении роли и значения класса феодалов и представителей других сословий, способных принести пользу государству. При нем произошло окончательное слияние остатков боярства и служилого люда, которые в законодательстве Петра получили название шляхетства или дворянства, главной обязанностью которого царь считал службу. С 15 лет дворянин должен был служить рядовым в полку. Чтобы вынудить дворян думать о службе как главном источнике благосостояния, в 1714 г. был издан "Указ о единонаследии", по которому предписывалось передавать поместья и вотчины, в наследство старшему сыну (майорат), остальные должны были нести обязательную службу. Было также запрещено продавать и закладывать земельные владения. Этот указ предотвратил нараставшее дробление земельного фонда и социальную деградацию дворянства. Однако, вскоре после смерти Петра, указ этот был отменен из-за сопротивления ему помещиков.

Обновлению дворянства и притоку в него наиболее способных, но не знатных людей, способствовала знаменательная петровская Табель о рангах 1722 г., согласно которой вводилась новая классификация служилого люда, военного и гражданского (статского). Все должности были выстроены в три параллельных ряда, воинский, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов или классов. Чиновник или офицер незнатной породы, достигший 8 класса, получал пожизненное дворянство. Этот демократический по своей сути акт открывал путь наверх наиболее способным людям (за заслуги), не имевшим знатных предков. Тем самым Петр стремился связать само понятие «дворянин» с обязательной, постоянной, требующей знаний службой и превратить служилых людей в полностью подчиненный ему военно-бюрократический корпус.

Если в конце XVII в. насчитывалось 2985 дворянских семей, то в 1737 г. около 100 тыс., т.е. генеалогический состав дворянства значительно изменился.

Крестьянство (Уездные люди). В петровское время получило дальнейшее развитие крепостное право, зафиксированное еще Уложением 1649 г. Одной из главных целей петровских реформ было увеличение государственной казны. Этого удалось достичь благодаря усилению налогового гнета. В 1719 – 1724 гг. была проведена подушная перепись населения, которая упростила учет социального состава населения. Все мужское население записывалось в «ревизские сказки» (списки) и было обязано платить ежегодно денежный налог – подушную подать, от которого освобождалось лишь дворянство и духовенство.

С целью окончательного прикрепления крестьян к «тяглу», т.е. существенного ограничения их передвижения, в 1724 г. была введена паспортная система. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не мог покинуть место жительства.

Установление государственной монополии на заготовку и сбыт многих товаров имело следствием расстройство, дезорганизацию свободного, основанного на рыночной конъюнктуре торгового предпринимательства. По отношению к купечеству применялись такие принудительные меры как насильственное сколачивание торговых компаний, усиление прямых налогов, насильственное переселение из Москвы в Петербург и др. Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело к разорению наиболее состоятельной части русского купечества. Только в 1719 г. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики, в частности, была отменена монополия на экспортную торговлю, были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. "Бергпривилегия" разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем жителям страны и иностранцам. Государство отказалось от своей монополии на продажу ряда товаров на внешнем рынке. Однако реальной экономической свободы русские предприниматели так и не получили. Главной обязанностью для них всегда было выполнение казенных заказов.

Активное вмешательство государства в сферу экономики деформировало социальные отношения в стране, но существенно не изменило положение и взаимные отношения классов и сословий.

Реформа государственного управления. Создание рационально управляемого государства путем реформ, законодательного регулирования было осознанной целью Петра, который задумал построить свое, т.н. «регулярное» (т.е. рациональное) государство, где все регламентировано соответственно законом. Реформа административного управления, как и все прочие, проходила по западному образцу. Начало ее было положено еще в 1699 г. указом об организации городского управления, в основе которого был принцип самоуправления (в английском стиле или немецком). Вместо старых приказных изб в городах были созданы новые магистраты – Земские избы в провинции, Бурмистерская палата в Москве.

Следующим этапом реформы административного управления была областная реформа 1708 г. 341 город был распределен по 8 губерниям: Московской, Ингерманландской (С.-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. (В 1711 из Азовской выделилась Воронежская). Цель реформы была исключительно фискальная. Губернские учреждения (коих расплодилось множество) думали больше всего о получении денег от населения.

Другим важным шагом на пути постепенного уничтожения прежних административных органов или их внешнего приспособления к западному типу было учреждение в 1711 г. Сената, вместо архаичной аристократической Боярской думы. Но, вплоть до 1718 г., он оставался учреждением неопределенным. Обязанности Сената выяснились лишь постепенно путем издаваемых из года в год указов.

Создание единой административно-бюрократической системы завершилось только к началу 20-х гг. оформлением 12 коллегий, вместо приказов. Все вновь появившиеся многочисленные государственные учреждения были снабжены регламентами и инструкциями, определявшими их права и обязанности. В результате был создан бюрократический механизм, правивший страной без изменений в течение полстолетия. Был создан также контрольный механизм в лице фискалов и прокуроров, призванный надзирать за деятельностью центральных и местных учреждений.

Таким образом, вопреки устремлениям преобразователя, насильственный характер реформ, насаждавшихся сверху, привел лишь к усилению бюрократии и установлению полицейско-абсолютистского режима.

К важнейшим преобразованиям в административном устройстве относится также замена патриаршества синодальной формой управления церковными делами. Учреждение Синода сопровождалось полным подчинением духовенства светской власти и расширило права монарха. С этого времени церковь стала послушным орудием власти, тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего на ее гибель под обломками самодержавия.

К концу правления Петра I в России вполне сформировался новый социально-политический строй, основными чертами которого были:

1. Неограниченная власть монарха.

2. Престолонаследие, которое определял сам царь.

3. Строгое централизованное управление.

4. Регулярная армия.

5. Упорядоченная финансовая система.

Все это свидетельствовало об окончательном формировании в Рос­сии абсолютной монархии сходной по своим признакам с западными. Однако российский абсолютизм имел свои характерные отли­чительные черты и главная из них та, что формально царь стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия, но на деле конт­роль над страной в целом был далеко не безграничен и уменьшался все больше. Самодержцы были уже просто не в состоянии вести импе­рию в желаемом направлении. А общество (население и даже имущие классы) не было ни в какой форме допущено к участию в управлении государством. Вот это-то противоречие пронизало историю послепетровской России и оказалось, в конечном итоге, гибельным для нее.

Статус европейской державы (к чему стремился Петр) и приобщение к мировому сообществу обошлись России недешево. Платить пришлось обильной кровью и тощими кошельками своих подданных. На русское общество конца ХVII – первой четвери XVIII вв. реформы Петра произвели страшное впечатление. Реформы тяжким бременем легли на плечи низших слоев населения. Следствием обнищания явились участившиеся побеги и восстания крестьян.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных