Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дети и взрослые. (Опыты серии IX)




 

Мы уже не раз говорили, что у детей превосходство незаконченных действий выражено гораздо сильнее, чем у взрослых.

Утверждая это, мы опираемся на две одинаковые серии опытов с детьми 5—10 лет, аналогичные нашей основной серии, результаты которых представлены в табл. 34. Среднее значение ЗН/33 = 2,5, тогда как у взрослых оно составляло 1,9 и 2 (табл. 1 и 2).

Для детей характерно, что временами они вообще запоминают только неза­конченные действия, а законченные полностью или почти полностью забывают.

Можно было бы сначала предположить, что причина этого кроется в «детскос­ти» заданий, детям они интереснее, чем взрослым, а поэтому и запоминаются лучше. Если бы эта гипотеза была верна, то и у взрослых коэффициент ЗН/33 для интересных заданий был бы существенно выше, чем для неинтересных. Однако, как мы видели выше, это не так. Интерес важен для запоминания законченных, а не незаконченных заданий. Кроме того, если бы решающим был интерес к заданию, то дети должны были бы лучше запоминать и законченные задания, чего на самом деле не было.

Если проследить за поведением детей более детально, то окажется, что дети воспринимали весь опыт гораздо серьезнее, чем взрослые. По сравнению со взрос­лыми, дети относились к экспериментальным действиям более естественно. Поэто­му каждое отдельное задание приобретает у них гораздо более выраженную специ­фику. В частности, типичным было следующее явление. Забыв название задания,

 

        Таблица 34
  ЗН/33 у детей    
№ испытуемого З ЗН 33 ЗН/33
        6,0
        6.0
        4,0
        4,0
        4,0
        4,0
    3^^ 1^^ 3,6
  5(9) 5(7) 0(2)^ 3,5
        3,3
        3,0
  4(8) 4(6) 0(2)^ 3,0
        3,0
        3,0
        2,5
        2.0
        2,0
        2,0
    4^^ 2^^ 1,6
        1.6
        1,5
        1.5
        1,3
        1.3
        1.25
        1.20
        1,0
        1,0
        0,8
        0,8
        0,6
Среднее арифметическое 4,2 5,4 2,9 2,5

_________________________

^ В тех случаях, когда при вычислении коэффициента ЗН/33 получался ноль в знаменателе, мы попробовали, чтобы избежать несопоставимых значений, прибавить к числителю и знаменателю по 1. Однако получающийся при этом результат показался нам не вполне правильно передающим име­ющиеся соотношения (значение коэффициента было слишком большим), поэтому мы прибавили к числителю и знаменателю по 2. Получающиеся при этом значения представляются нам вполне соот­ветствующими реальным отношениям.

^^ У этих испытуемых количество законченных и незаконченных действий было неодинаковым, поэтому при вычислении ЗН/33 мы пользовались скорректированными значениями (см. прим. к табл.2).

 

 

взрослый пренебрежительным тоном говорит: «Да, там было еще это складывание». Ребенок ведет себя иначе. Забыв название задания, он пытается детально описать то, что он делал: «А потом мне надо было составлять такие штуки... я не знаю, как они называются... некоторые из них были треугольными, а другие выглядели вот так», — и ребенок показывает руками, как все это выглядело. И говорит о заданиях ребенок по-другому. Ни один ребенок никогда не говорил о заданиях пренебрежительно, и не потому, что ребенку они «приятны» или «интересны», но потому, что они принадлежат к сфере его жизни. У него возникает сильная истинная потреб­ность закончить действие22.

Помимо этого, сильное преобладание незаконченных заданий при перечислении может быть связано и еще с одним фактором: у детей потребности обычно проявляют­ся в более прямой форме, чем у взрослых. Ребенок следует своим внутренним напряжени­ям более непосредственно. Так, например, у детей наблюдалась и более сильная тен­денция к спонтанному возобновлению действия. Дети нередко просят разрешения закончить прерванное задание и через два или три дня после опыта.

 

Большая часть опытов с детьми проводилась в маленьком городке, так что дети имели возможность встретить экспериментатора на улице.

 

Тенденция превращать продолжающееся действие в действие с четким концом также выражена у детей намного сильнее, чем у взрослых.

Кроме того, у детей редко наблюдалась заминка при воспроизведении заданий. Перечислив ряд заданий, ребенок довольно спокойно говорит, что это все, не пыта­ясь припомнить еще и другие задания. Иногда через довольно большой промежуток времени у него в памяти внезапно могут всплыть еще несколько заданий. Как прави­ло, они тоже оказываются незаконченными.

Характерна и последовательность воспроизведения заданий у детей: незакон­ченные задания следуют обычно целой группой, а под конец или же в самом начале упоминается то или иное законченное задание. Большая непосредственность проявле­ния потребностей у детей обнаруживается и в способе и характерных особенностях их поведения при воспроизведении: опрос не выступает для них в качестве проверки памяти23.

 

Дети легко забывают об опросе, а если и не забывают, то в любом случае не при­дают ему никакого значения. Часто бывало, что дети дома рассказывали матери о том, что они делали, ни одним словом не упомянув про опрос в конце опыта. На замеча­ние матери, что экспериментатор ей рассказывал, что он еще и спрашивал ребенка в конце, ребенок отвечал: «Да, мне надо было еще рассказать, что я делал, что мне больше всего понравилось, а потом я продолжал это делать дальше».

Таким образом, в отличие от взрослых, опрос не воспринимался детьми в качестве проверки памяти. Он не означал для ребенка никакой перемены ситуации. И посколь­ку опрос был ответом на естественный вопрос экспериментатора, типичным оказа­лось то, что мы обозначили раньше как «простое рассказывание» в противоположность проверке памяти.

Короче говоря, ребенок в большей степени отдается экспериментальной ситуации и спонтанно реагирует, исходя из своих потребностей, как при выполнении заданий, так и при опросе. В отличие от многих взрослых, для него воспроизведение не являет­ся произвольным актом.

_________________________

22 И в жизни игра означает для ребенка не «интересное» времяпрепровождение, но «жизненно значимую» деятельность. Поэтому совершенно неверно видеть в игре ребенка занятие, второстепен­ное по сравнению с умыванием, едой и т.п. Фразы типа: «Своего мишку ты можешь уложить спать и потом» соответствуют замечанию в адрес математика: «Свои рассуждения ты можешь завершить и потом».

23 Само собой разумеется, что этот вывод делается на основе не самонаблюдения, а наблюдения за поведением детей.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных