Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий




К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе био­сферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологиче­ских парков, ботанических садов, территорий традиционного при­родопользования коренных малочисленных народов Севера, Сиби­ри и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли ле­чебно-оздоровительных местностей и курортов.

Государственные природные заповедники, в том числе госу­дарственные природные биосферные заповедники, государствен­ные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-куль­турное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключени­ем случаев, предусмотренных законами. Земли в границах терри­торий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстети­ческое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значе­ние и находящиеся под особой охраной, не подлежат привати­зации (ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в фе­деральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, преду­смотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участ­ков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендро­логических парков и ботанических садов, включающих особо цен­ные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались особо охраняемые природные территории, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными зако­нами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах зе­мель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противо­речащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных террито­рий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегаю­щих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая нега­тивное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охра­няемых природных территорий.

Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, зем­левладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих участков особого правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать реше­ния о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель путем выкупа, и об ограничении на них хо­зяйственной деятельности (п. 5 ст.95 ЗК РФ).

На землях особо охраняемых природных территорий федераль­ного значения запрещается:

• предоставление садоводческих и дачных участков;

• строительство федеральных автомобильных дорог, трубопро­водов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяй­ственных и жилых объектов, не связанных с функциониро­ванием особо охраняемых природных территорий;

• движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых при­родных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

• иные виды деятельности, запрещенные федеральными за­конами.

Названные общие требования, характеризующие правовой ре­жим земель особо охраняемых территорий, сформулированы в Зе­мельном кодексе Российской Федерации. Они дополняются также предписаниями Федерального закона «Об особо охраняемых при­родных территориях» от 14 марта 1995 г.[89] Закон обязывает вести государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В него включаются сведения о статусе этих территорий, об их гео­графическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, их эколого-просветительской, научной, экономиче­ской, исторической и культурной ценностях. Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

1. Государственные природные заповедники. Такие территории уч­реждаются постановлением Правительства РФ при условии согла­сия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Имущество государствен­ных природных заповедников является федеральной собственно­стью. Земли государственных заповедников находятся в федераль­ной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государ­ственных заповедников приватизации не подлежат. Здания, соору­жения, историко-культурные и другие объекты недвижимости за­крепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в госу­дарственные природные заповедники. Природные ресурсы и не­движимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и перехо­дить от одного лица к другому иными способами).

На территории государственных природных заповедников пол­ностью изымаются из хозяйственного использования особо охра­няемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, рас­тительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной при­родной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические сис­темы и объекты, ради сохранения которых создавался государств венный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Эта деятельность осуществляется в порядке установленном индивидуальным положением о данном государст­венном природном заповеднике.

2. Национальные парки. Они учреждаются постановлением Пра­вительства РФ при условии согласия субъектов Российской Феде*, рации на отнесение соответствующих территорий к объектам феде­ральной собственности. Конкретный национальный парк функцио­нирует на основе положения, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится.

Национальные парки относятся исключительно к объектам фе­деральной собственности. Земельные участки в границах нацио­нальных парков приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляют­ся за национальными парками на праве оперативного управления. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственни­ков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения названных земель за счет федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.

На территориях национальных парков устанавливается диффе­ренцированный режим особой охраны с учетом их природных, исторических и иных особенностей. В этой связи на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональ­ные зоны, в том числе:

• заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйст­венная деятельность и рекреационное использование тер­ритории;

• особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются усло­вия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;

• познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достоприме­чательными объектами национального парка;

• рекреационная, предназначенная для отдыха;

• охраны историко-культурных объектов, в пределах которых обеспечиваются условия для их сохранения;

• обслуживания посетителей, предназначения для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов турист­ского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

• хозяйственного назначения, в пределах которой осуществля­ется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспе­чения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая дея­тельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Так, не разрешаются:

1) разведка и разработка полезных ископаемых;

2) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного по­крова и геологических обнажений;

3) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

4) предоставление на территории национальных парков садо­водческих и дачных участков;

5) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

6) рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка жи­вицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка Дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой наруше­ние условий обитания растительного и животного мира, сбор био­логических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

7) движение и стоянка механизированных транспортных средств, Не связанные с функционированием национальных парков, прогон Домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по Водотокам и водоемам;

8) организация массовых спортивных и зрелищных мероприя­тий, организация туристских стоянок и разведение костров за пре­делами специально предусмотренных для этого мест;

9) вывоз предметов, имеющих историко-культурное назначение.

Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предостав­ления в аренду земельных участков природных объектов и сооруже­ний определяется Правилами подготовки и заключения договора * аренды земельного участка национального парка, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 47[90] Передача в аренду зданий и сооружений осуществляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Находящиеся в пользова­нии (владении) национальных парков земельные участки и природные объекты могут быть переданы в аренду, если она допускается законодательством Российской Федерации. Земельные участки и природные объекты предоставляются в аренду по результатам кон­курса или аукциона. Предоставление земельных участков и природных объектов в аренду для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха, разрешается на срок до 50 лет.

Победитель конкурса (аукциона) заключает с национальным парком договор аренды с указанием в нем всех реквизитов и усло­вий, перечисленных в названном Положении.

В договоре должно быть закреплено право собственности арен­датора на воздвигнутые им в соответствии с проектной документа­цией объекты, а также обязанности собственника по распоряжению ими по истечении срока договора аренды земельного участка, природного объекта.

Субаренда (поднаем) земельных участков, природных объектов, зданий, сооружений на территории национального парка и передача, арендатором обязанностей по договору аренды другому лицу (перена­ем), предоставление арендного имущества в безвозмездное пользование, а также передача арендных прав в залог и внесение их в качестве' вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив не допускаются.

Размер арендной платы за пользование земельными участками, при­родными объектами определяется по соглашению сторон, но не ниже базовых размеров арендной платы, устанавливаемых соответствующими органами исполнительной власти при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Доходы, получае­мые от арендной платы за пользование земельными участками, природными объектами, в полном объеме остаются в распоряжении нацио­нальных парков и расходуются ими на природоохранные цели. При этом национальный парк уплачивает земельный налог с площади зе­мельных участков, переданных в аренду в установленном порядке.

3. Природные парки. Такие парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов российской Федерации. Их территории (акватории) включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологи­ческую и эстетическую ценность и предназначенные для использова­ния в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территория природных парков располагается на землях, предостав­ленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных слу­чаях — на землях иных пользователей, а также собственников.

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Созда­ние природных парков, связанных с изъятием земельных участков и водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов власти субъектов Россий­ской Федерации по согласованию с Правительством РФ.

На территории природных парков устанавливаются различные ре­жимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменения исторически сложившегося природ­ного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эсте­тических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Помимо это­го, могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, вле­кущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности этих территорий.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого при­родного парка определяются положением об этом природном пар­ке, утверждаемом органами государственной власти соответствую­щих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответ­ствующими федеральными органами в области охраны окружающей среды и органами местного самоуправления.

4. Государственные природные заказники. Это территории (аквато­рии), имеющие особо ценное значение для сохранения или восстанов­ления природных комплексов и их компонентов и поддержания эко­логического баланса. Объявление территории государственным при­родным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерально­го и регионального значения. Они могут иметь различный профиль, в том числе быть:

1) комплексными (ландшафтными), предназначенными для со­хранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

2) биологическими (ботаническими и зоологическими), предна­значенными для сохранения и восстановления редких и исчезаю­щих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

3) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

4) гидрологическими (болотными, озерными, речными, мор­скими), предназначенными для сохранения и восстановления цен­ных водных объектов и экологических систем;

5) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ, регионального — орга­нами исполнительной власти соответствующих субъектов Россий­ской Федерации.

Задачи и особенности режима особой охраны территорий кон­кретного государственного заказника федерального значения опре­деляются положением о нем, утвержденным специально уполномо­ченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Рос­сийской Федерации. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены территории (акватории), находящиеся в границах территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций по согласованию с соответствующими органами местно­го самоуправления. В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласовывается с собственниками, владельцами, пользователями участков земли и акваторий, на которых они расположены.

На территориях государственных природных заказников и их отдельных участках постоянно или временно запрещается или ог­раничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных, заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Основной пере­чень запрещенной деятельности назван в Примерном положении государственных природных заказниках Российской Федерации.

Государственные природные заказники обозначаются на мест­ности предупредительными и информационными знаками по пери­метру их границ.

5. Памятники природы. Это уникальные, невосполнимые, цен­ные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отно­шениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут быть федерального и регионального значения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — осо­бо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством РФ по представлению органов государственной вла­сти субъектов Российской Федераций. Природные объекты и ком­плексы объявляются памятниками природы регионального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Названные органы утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, занятых памятниками природы, и в гра­ницах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обяза­тельства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Передача памятников природы и их территорий под охрану этих лиц оформляется охранным обязательством, паспортом или другим доку­ментом, выданным специально уполномоченным на то государствен­ным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федераль­ного бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Земельные участки, занятые природными комплексами и объек­тами, объявленными в установленном порядке памятниками при­роды, могут быть изъяты у собственников этих участков, земле­пользователей, землевладельцев (п. 10 ст. 95 ЗК РФ).

6. Дендрологические парки и ботанические сады. Они признаются природоохранными учреждениями. В их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач. Земель­ные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть феде­рального и регионального значения. Они образуются соответствен­но решениям исполнительных органов государственной власти Рос­сийской Федерации.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территория дендрологического парка и ботанического сада мо­жет подразделяться следующим образом:

• экспозиционная, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков и ботанических садов;

• научно-экспериментальная, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботаниче­ских садов, а также специалисты других научно-иссле­довательских учреждений;

• административная.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в по­ложениях о них, утверждаемых органами исполнительной власти, принявшими решение об образовании этих учреждений.

7. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Это земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые относятся к особо охраняемым природным территориям и предна­значены для лечения и отдыха граждан. Ими признаются земли, об­ладающие природными лечебными ресурсами (месторождения мине­ральных вод, лечебные грязи, рапа лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются для профилактики и лечения заболеваний человека (п. 1 ст. 96 ЗК РФ). Они могут быть признаны лечебно-оздоровительными местностями федерального, регионального или местного значения.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории с природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, признаются курортами.

Правовой режим названных территорий регулируется Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.[91]

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Прави­тельством Российской Федерации, соответствующим органом ис­полнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологи­ческих, гидрогеологических и других исследований.

Природные лечебные ресурсы являются государственной собст­венностью. Природные лечебные ресурсы предоставляются юриди­ческим и физическим лицам для лечения и профилактики заболе­ваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использо­ваться также для промышленного разлива. Природные лечебные ре­сурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определен­ном Правительством РФ. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, уста­новленных законодательством для проведения работ на особо охра­няемых природных территориях.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологиче­ских условий для организации профилактики и лечения заболева­ний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных ме­стностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно­санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Имеется Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федераль­ного значения. Оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425[92].

Округа санитарной охраны устанавливаются на местностях, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, где имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и дру­гие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных). Внешний контур округа санитарной (горно-санаторной) охраны — граница лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).

В составе округа выделяется до трех зон. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных уча­стков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, ес­ли в соответствии с установленным санитарным режимом преду­сматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, нахо­дящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собствен­ников в соответствии с законодательством (ст. 55 ЗК РФ).

Режим первой зоны устанавливается для месторождений мине­ральных вод (скважин, источников), месторождений лечебных гря­зей, других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории этой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исклю­чением работ, связанных с исследованием и использованием при­родных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минераль­ных вод границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не, менее 15 м от оголовка скважины или контура очага разгрузки. Для лечебных пляжей, а также акваторий, предназначенных для купа­ний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не ме­нее 100 м от контура пляжа по суше и не менее 300 м от линии уре­за воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объ­екта менее 300 м — по его противоположному берегу.

Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождению лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам, неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для есте­ственных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных, грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-ку­рортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение ра­бот, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

Границы второй зоны устанавливаются с учетом геоструктурных, гидрогеологических, геоморфологических и ряда других факторов.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных пло­щадей, месторождений лечебных грязей, других полезных ископае­мых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблаго­приятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооруже­ний, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, при­родных лечебных ресурсов и их истощением.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

Вынесение на местность установленных границ округа санитар­ной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утвер­ждения округа.

8. Земли природоохранного назначения. Это земли, которые вы­полняют природозащитные функции:

1) водоохранных зон рек и водоемов;

2) запретных и нерестоохранных полос;

3) лесов, выполняющих защитные функции;

4) противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных на­саждений;

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

На землях природоохранного назначения допускается ограничен­ная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного ре­жима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными право­выми актами органов местного самоуправления. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим ис­пользования земель, ограничивающий или запрещающий виды дея­тельности, которые несовместимы с основным назначением этих зе­мель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользовате­лей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Юридиче­ские лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельно­сти коренных малочисленных народов Российской Федерации и этни­ческих общностей в случаях, предусмотренных федеральными закона­ми о коренных малочисленных народах, могут образовываться терри­тории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях ус­танавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 97 ЗК РФ).

Правовой режим таких территорий в настоящее время опреде­ляется Федеральным законом «О территориях традиционного при­родопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г.[93]

Традиционное природопользование — это исторически сложившие­ся способы природопользования, обеспечивающие неистощительное использование объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

С учетом особенностей правового режима территорий традици­онного природопользования такие территории законодательно при­знаны особо охраняемыми природными территориями федерально­го, регионального и местного значения.

Соответственно уровню своей значимости данные территории об­разуются решениями Правительства РФ, решениями органов испол­нительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Размеры таких территорий определяются с учетом определен­ных условий:

• поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных;

• возможности осуществления лицами, относящимися к ма­лочисленным народам, различных видов традиционного природопользования;

• сохранения исторически сложившихся социальных и куль­турных связей лиц, относящихся к малочисленным народам;

• сохранения целостности объектов историко-культурного на­следия.

На территории традиционного природопользования могут выде­ляться следующие их части:

• поселения, в том числе имеющие временное значение и не­постоянный состав населения, стационарные жилища, стой­бища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

• участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традицион­ного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотни­чьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществле­ния промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;

• объекты историко-культурного наследия, в том числе куль­товые сооружения, места древних поселений и места захо­ронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную Ценность.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного приро­допользования, предоставляются лицам, относящимся к малочис­ленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование.

Использование природных ресурсов, находящихся на террито­рии традиционного природопользования, для обеспечения традици­онного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к ма­лочисленным народам, и общинами малочисленных народов в со­ответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов. Эти народы и их общины впра­ве безвозмездно пользоваться также общераспространенными по­лезными ископаемыми, находящимися на территориях традицион­ного природопользования, для личных нужд.

Лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоян­но проживающие на территории традиционного природопользова­ния, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования. Пользование природными ресурсами, нахо­дящимися на территории традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпри­нимательской деятельности допускается, если указанная деятель­ность не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования.

На земельных участках, находящихся в пределах границ террито­рий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, про­кладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это не нарушает пра­вового режима территорий традиционного природопользования.

В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или му­ниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным наро­дам, и общинам малочисленных народов предоставляются равно­ценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных