ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯЭффективность комплексной лечебно-педагогической работы зависит от многих условий, которые следует учитывать при реализации коррекционного курса. 1. Учет этиологии заикания. Например, Н. А. Власова счи 2. Учет возрастного фактора. У детей дошкольного возра По данным Г. А. Волковой, у заикающихся детей 4—7 лет непосредственно по окончании занятий речь без заикания отмечается в 70,2% случаев, значительное улучшение — в 26,3%, заметное улучшение — в 3,5% случаев. По данным В. И. Селиверстова, у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в летнем специализированном санатории речь без заикания отмечена у 39,7% детей, со значительным улучшением — у 47,8%, с незначительным улучшением — у 12,5%. Лучшие результаты зафиксированы у детей дошкольного и младшего школьного возраста и менее хорошие — у подростков 16—17 лет. По данным М. Е. Хватцева, 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата. Результаты устранения заикания, по данным В. А. Ков-шикова, следующие: полное устранение заикания у 14,7% пациентов, значительное улучшение — у 50,8%, незначительное улучшение — у 28,6%, без улучшения — у 5,9%. Таким образом, преодоление заикания с увеличением возраста заикающегося ребенка или стажа заикания является все более сложным и менее эффективным. Это связывается с упрочивающимся со временем навыком неправильной речи и постепенным его обрастанием сопутствующими нарушениями в психомоторной сфере заикающихся. Другими словами, нарастание сложности заикания объясняется появлением с годами (со стажем заикания) все большего числа неблагоприятных его проявлений. При этом лишь один факт мешает утверждать, что увеличение стажа заикания равнозначно увеличению тяжести заикания. А именно то, что заикание у людей после 40—50 лет постепенно идет на убыль: у большинства заикающихся оно приобретает видимость неярко проявляющихся запинок в речи. Эффективность комплексного медико-педагогического воздействия определяется тем, насколько успешна и длительна реабилитация заикающихся. В литературе по этому вопросу распространено мнение М. Надолечного, согласно которому лишь 1/3 заикающихся достигает реабилитации, у 1/3 наблюдается некоторое улучшение и, наконец, у 1/3 — заикание остается без изменения. Однако данные многих современных исследователей показывают, что значительно больший процент заикающихся, чем это указано у М. Надолечного, особенно при своевременном и правильно проведенном лечении, достигает полной реабилитации. Наиболее обширные данные по исследованию катамнеза заикающихся собраны Н. А. Власовой. В 1965 г. автор опубликовала результаты катамнестического обследования 600 человек спустя 10, 15 и 25 лет после лечения заикания в дошкольном возрасте в условиях детского логопедического полустационара Московской клинической специализированной больницы № 8 им. 3. П. Соловьева. Из них 200 человек были обследованы спустя 8—10 лет после выписки из полустационара, 300 человек — спустя 12—15 лет и 100 человек спустя 20—25 лет после лечения. Результаты обследования показали, что 60% не имели рецидивов ни во время обучения в шко- П Заказ 1095 321 ле, ни после ее окончания; у 20% обследованных наблюдались незначительные рецидивы, которые они самостоятельно легко преодолевали без обращения за специализированной логопедической или медицинской помощью; в период проверки эту группу наблюдаемых можно было приравнять к предыдущей; в повторном лечении главным образом в возрасте 10—12 лет нуждались лишь 15% обследованных, но ко времени наблюдения у них отмечены незначительные симптомы заикания, не мешающие их социальной адаптации. У 5% заикающихся улучшение после лечения было очень нестойким, и заикание у них фактически не ослабевало. По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова, в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которой начата коррекци-онная работа. Речь заикающегося ребенка после рецидива обычно лучше той, с которой он начинал логопедические занятия (меньше частота, сила судорог, слабее выражены психологические отклонения и сопутствующие нарушения). 3. Учет сроков логопедической работы. Большинство ис Интересные результаты получены В. Г. Казаковым на основе сравнительного изучения психопатологии и динамики заикания в зависимости от сроков начала лечения. Клинико-катамнестическое исследование взрослых заикающихся, прошедших лечение в дошкольном возрасте в условиях детского логопедического полустационара, показало полное устранение заикания у 36,6% обследованных, легкую степень заикания в 33,3%, а также среднюю и тяжелую степень в 30%. Автор обнаруживает у большинства заикающихся со средним и тяжелым заиканием наличие остаточных явлений раннего органического поражения центральной нервной системы. В. Г. Казаков обращает внимание на большую податливость заикания логопедическому воздействию у лиц, прошедших лечение в дошкольном возрасте, отсутствие у них резкого обострения в пубертатном возрасте, меньшую склонность к невротическому реагированию и болезненной фиксации на своих речевых затруднениях и переживаниях. 4. Полнота использования лечебно-педагогических ме гического воздействия на заикающегося. Направленное и активное лечение (медикаментозное, физиотерапия, психотерапия и др.), нормализация микросоциального окружения положительно влияют на успешность логопедических занятий. При этом имеет значение адекватность и дифференцирован-ность выбранной методики логопедической работы с заикающимися разного возраста и в разных условиях. 5. Учет природы заикания: при органической основе заи 6. Учет симптоматики заикания. С преобладанием физи На эффективность преодоления заикания, например, влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации заикающегося на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации) и хуже — при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации). 7. Учет длительности комплексной работы по устранению 8. Значение личности логопеда (психолога, психотера 9. Учет микросоциального окружения: связь логопеда с
10. Учет отношения заикающегося к занятиям. Эффек 11. Необходимость воспитания и перевоспитания речи и 12. Учет вида деятельности: предметной, игровой, учебной, 13. Учет недостатков звукопроизношения, элементов об 14. Учет полноты обследования заикающегося, как пер 15. Использование специфических технических средств 16. Учет типа специализированного учреждения: в ста Таким образом, эффективность заикания и прочность полученных результатов коррекции зависят от множества факторов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|