Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ ТИМОТИ ЛИРИ




Различные многоуровневые модели сознания я проанализировал в книге «Сознание-бытие». Здесь кратко рассмотрена лишь одна из них как наиболее разработанная.

Тимоти Лири предложил восьмиуровневую модель эволюции сознания и одновременно его структуры, проясняющую широкую палитру психических явлений и действующую в широкой реальности, далеко выходящей за рамки биологической эволюции по Дарвину. Эта модель привлекательна тем, что включает в себя четыре ступени, связанные с земным выживанием организмов, и четыре — «внеземных», ориентированных на грядущее, готовящих новые пути в эволюционном развитии нашей психики.

Т. Лири и Р. А. Уилсон рассматривают человеческий мозг как сверхмощный квантово-биологический компьютер, а восемь его уровней (контуров) — как последовательно возникающие в процессе эволюции мозговые структуры с соответствующим «программным обеспечением», ответственные за постоянно возрастающие, восходящие способности сознания, которое изначально ориентировано на «воссоединение» с Космическим Сознанием, Богом.

По мнению Т. Лири, четыре эволюционно возникших уровня или контура сознания расположены в обычно активном левом полушарии головного мозга и обеспечивают ориентацию человека в земных условиях существования. Это как бы «низшие» уровни. Четыре «высших», «внеземных», находятся в «молчащем», неактивном правом полушарии и раскроют свои потенции в ходе грядущей эволюции человека, тогда как в настоящем проявляются лишь у небольшого количества людей, обладающих по этой причине гениальными или «сверхъестественными» способностями.

Рассмотрим вначале четыре «нижних» комплекса (уровня, контура) сознания, возникшие в ходе эволюционных скачков сознания и обеспечившие выживание организмов.

Первый (оральный) контур биовыживания. Возник и «включился» в мозгах беспозвоночных около двух миллиардов лет тому назад; он же первым «включается» у новорожденного младенца, будучи активирован материнским питанием и заботой. Активация этого контура вводит базисную установку «доверия-подозрения», разделяя мир на питательно-полезные вещи, к которым необходимо стремиться, и вредно-опасные, которых следует избегать. Фрейд называл этот контур или уровень сознания просто оральным, К. Г. Юнг — ощущением, К. Саган — рептильным мозгом, Г. И. Гурджиев — двигательным центром.

Второй эмоциональный (эмоционально-территориальный) контур. Этот более совершенный уровень мозгового биокомпьютера формировался в тот эволюционный период, когда появились позвоночные и начали соперничать в борьбе за территорию (то есть около 500 миллионов лет тому назад). У ребенка этот уровень активируется интенсификацией движения — переходом от ползания к хождению. На этой стадии ребенок перестает быть пассивным (биовыживающим) младенцем и начинает проявлять территориальные притязания. Комплекс ответственен за эмоциональные игры, иерархию, ритуалы доминирования и подчинения. З. Фрейд называл этот уровень анальным, К. Г. Юнг — чувством, К. Саган — мозгом млекопитающего, Г. И. Гурджиев — ложным эмоциональным центром.

Третий времясвязывающий семантический, или манипулятивно-символический контур. Возник и формировался в период эволюционного выделения семейства человекообразных из других отрядов приматов, то есть около 4 миллионов лет тому назад. У человека активируется с возникновением речи, «смышлености», умения выражать свои мысли. Во многом зависит от окружающей среды: если последняя состоит из малоразвитых и недалеких людей, то ребенок становится «тупым», неуклюже пользуется предметами и плохо воспринимает символические различия. Этот уровень сознания отвечает за «обработку» реальности и классификацию в соответствии со степенью его развитости. Его функциями являются: изобретение, вычисление, предсказание, передача сигналов от поколения к поколению. Фрейд называл этот уровень латентностью, К. Г. Юнг — рассудком, К. Саган — мозгом человека, Г. И. Гурджиев — ложным интеллектуальным центром.

Четвертый социополовой («моральный», социосексуальный) контур возник и формировался в процессе разделения труда и определения конкретных половых ролей в племени, то есть около 30 тысяч лет тому назад. У ребенка активируется в период полового созревания и перехода к «взрослой личности». Отвечает за сексуальные роли, локальные определения «морального» и «аморального» продолжения рода, родительскую личность и воспитание потомства. Характерные половые «отклонения» — так называемые «извращения», «фетишизм», «пороки» — определяются конкретным опытом, импринтом, полученным подростком при первых половых контактах. З. Фрейд называл этот уровень фаллическим, Г. И. Гурджиев — ложной личностью.

Развитие четырех перечисленных древних уровней (комплексов) сознания носило, как видно, эволюционный характер, способствуя выживанию генофонда и передаче информации из поколения в поколение. По этой причине Т. Лири именует их «земными». Эти уровни формировались под воздействием гравитационных, климатических, географических и исторических условий, определявших выживание и продолжение рода на нашей земле.

Вторая группа из четырех последующих контуров сознания гораздо моложе, и отдельные ее структуры все еще находятся в состоянии становления, будучи относительно развитыми лишь у немногих особей. Если древние контуры мозга определяли эволюцию жизни в прошлом, то четыре новых должны определять эволюцию сознания в будущем. Эти сравнительно молодые контуры или комплексы сознания, как мы увидим, отвечают за «мистические» способности человека и присущи только высокоразвитым людям — «заговорщикам Водолея» или Эволюционным Провидцам Тимоти Лири. К этим контурам или комплексам относятся:

Пятый нейросоматический (холистический) контур. Активируется тантрическим и экстатическим опытом человека и отвечает за нейросоматические связи сознание-тело, обеспечивая мистические феномены просветления, блаженства, исцеления верой, самадхи (слияния с высшим сознанием). Этот контур начал появляться около четырех тысяч лет тому назад, когда возник класс людей, имеющих досуг и ориентированных на духовность. О его рождении свидетельствует гедонистическое искусство Индии, Китая, античного Рима и других обществ, обеспечивших элите изобилие. Появление этого уровня сознания знаменует переход от линейного левого полушария человеческого мозга к аналоговому правому полушарию. Нейролингвистическое программирование и холистическая медицина — технологии, вызывающие активацию этого контура сознания. Тантра-йога направлена на полный сдвиг сознания-бытия в этот контур.

Шестой коллективный нейрогенетический контур. Содержит нервную систему, которая отвечает коллективному бессознательному К. Г. Юнга и связям «ДНК-РНК-мозг». А. Коржибски называл состояние этого уровня «сознанием абстрактного», а Д. Лили — «метапрограммированием», осознанием нуменозности человеческого опыта. Здесь в нашем сознании живут боги и демоны, но также и неевклидовы представления о мире, возникшие в современной математике и физике. Шестой контур отвечает за телепатические связи, являясь тем «универсальным транслятором», о котором часто мечтают писатели-фантасты.

Седьмой контур отвечает за метапрограммирование высших уровней сознания, включая самого себя. Делает возможным сверхсознательный выбор между альтернативными туннелями реальности. У Р. А. Уилсона он носит промежуточный характер между шестым и восьмым уровнями, так что в разных источниках их функции перекрещиваются.

«С точки зрения современной науки, контур VII лучше всего рассматривать как генетические архивы, которые становятся активными под действием антигостонных протеинов; как память ДНК, ведущую по спирали к истокам зарождения жизни.

Все мутанты седьмого контура предчувствуют неминуемое бессмертие и межвидовой симбиоз. Сейчас мы понимаем, что это — эволюционное предвидение, поскольку именно теперь мы стоим на пороге увеличения продолжительности жизни, ведущего к бессмертию.

Теперь становится понятной конкретная роль правополушарных контуров и причина их активизации во время культурной революции шестидесятых. Как пишет социолог Исфэндайри в «Верхнем крыле»: «Сегодня, когда мы говорим о бессмертии и путешествиях в другие миры, мы больше не подразумеваем, что это происходит в теологическом или метафизическом смысле. Трансцендентность больше не метафизическая концепция. Она становится реальностью».

Восьмой нейроатомный (нелокальный квантовый) контур. Активируется шоковыми состояниями, «околосмертным» опытом, клинической смертью, трансвременными и транспространственными видениями, экстрасенсорными восприятиями. Настраивает сознание на функционирование в нелокальной квантовой коммуникабельной системе, описанной в физике (Бом, Белл, Уолкер, Сарфатти) и в мистике (Гроф, Гурджиев, Шри Ауробиндо, Сатпрем).

По мнению доктора Т. Лири восьмой контур представляет собой систему квантовомеханических взаимодействий, которым не требуется биологическая оболочка. Это именно «квантовое» сознание, которое объединяет науку и мистику. Именно поэтому «подключение» к этому контуру приводит к исчезновению пространства и времени и появлению нелокальных связей. В соответствии с метафорой д-ра Сарфатти, мы избавляемся от «электромагнитного шовинизма».

Надо полагать, высшие контуры сознания возникли во время эволюционного скачка, приведшего несколько десятков тысяч лет тому назад к удвоению размера черепа и массы мозга гоминоида. В эволюционном плане это слишком мало для того, чтобы человек научился полноценно использовать дарованный ему такой мутацией неврологический аппарат. Последний начали осваивать продвинутые одиночки-визионеры («агенты эволюции», по словам Т. Лири) лишь несколько тысяч лет тому назад. Можно утверждать, что все мы носим сверхчеловека в собственном сознании, но еще не подобрали ключей к его «задействованию».

Фактически «рай» мистического просветления — это «работа» высших контуров человеческого сознания, развивающихся у всего человечества путем эволюции древних животных комплексов, но практически незадействованных у большинства живущих.

Свидетельствует Т. Лири: «При всем нашем механистическом великоразумии мы остаемся дикарями, обычными примитивными животными, не осознающими, какой потенциал скрыт внутри, в нашей нервной системе. Вполне возможно, что грядущие поколения будут с удивлением на нас оглядываться и интересоваться: как они могли так по-детски играть с простыми игрушками и примитивными словами, так и не узнав о мощи своего мозга? Как это они умудрились не использовать оборудование, которым обладали?

Реализуя потенциальные возможности сознания, человек открыл для себя новый мир, в котором больше не действовали старые законы. На каждом очередном этапе развития речи и символического мышления появлялись новые нервные соединения. Относительно недавно обозначились и менее специализированные области мозга, так называемые «безмолвные зоны», которые «созрели» последними. Некоторые нейрологи не без оснований предполагают, что в этих зонах может скрываться потенциал, который наша раса сумеет раскрыть только в будущем.

Таким образом, мы используем слишком малый процент нашего нервного аппарата, слишком малую долю объема мозга, который имеется в нашем распоряжении. Мы воспринимаем лишь один уровень реальности и живем только в нем. Но существует бесконечное множество реальностей и бесконечное множество направлений для путешествий расширенного сознания».

Надо полагать, что гениальность, экстатическое творчество, провидение — результаты расширения сознания великих людей. Поэтому можно сказать, что культурой, искусством, философией, наукой, но, прежде всего, религией и мистикой мы обязаны феномену расширения сознания наиболее продвинутых представителей человечества.

Механизмы образования новых контуров сознания в принципе не отличаются от эволюционных мутаций, трансформирующих биологическую жизнь. Новые контуры — скачки разума в продвижении жизни на более сложные нейросоциальные уровни.

«Это совсем как обычная жизнь, только ты всегда паришь в футе от земли», как гласит древнее дзенское изречение.

Модель сознания Тимоти Лири импонирует мне не восьмеричной структурой и не конкретным «заполнением» контуров, но как бы спиральным развертыванием структур сознания-бытия от низших проявлений жизни к божественным. Сознание для меня — раскручивающаяся, разворачивающаяся многовитковая «спираль», уходящая в небеса и соединяющаяся там с Космическим Разумом, Богом или Сутью Природы, как Вам будет угодно. Совершая скачки от структуры к структуре (от контура к контуру), сознание выводит нас, наконец, на те космические просторы, где мы действительно становимся богами и начинаем видеть, как боги. Мистика — это выход сознания на такие просторы, способность человека подниматься вверх, расширяя собственное сознание, то есть духовная эволюция человека к сверхчеловеческому, предсказанная великими мудрецами.

Фактически об этом свидетельствует и Р. А. Уилсон, когда пишет, что нейрогенетическое сознание шестого контура позволяет нам «разговаривать» с Архитектором Эволюции, создавшим наше тело, и многими миллиардами других, существовавших за всю историю жизни на Земле.

Седьмой, метапрограммирующий контур, возможно, является самым молодым в структуре сознания и, по мнению Р. А. Уилсона, располагается в лобных долях головного мозга. Этим можно объяснить то, что его активация в йоге требует сосредоточения сознания на центре лба до тех пор, пока в медитирующем не проснется метапрограммист и не начнет воспринимать всё богатство реальности на том месте, «где прежде была лишь статичная, схожая с тюремной камерой “реальность”, в которой он был заключен».

Т. Лири фактически связывает мистические феномены человеческой психики с активизацией высших уровней (контуров) сознания. Сказанное в полной мере относится к интерпретациям сверхъестественных явлений такими научно и философски ориентированными йогами, как Шри Ауробиндо Гхош, Сатпрем и Гопи Кришна.

По мнению Тимоти Лири, высшие уровни сознания эволюционизируют с целью продвижения человека во Вселенную, а не для обретения земного блаженства. Он писал, что шаманы и мистики, открывшие их существование, знали, что им необходимо что-то делать с этой космической или божественной энергией, но не понимали, зачем и куда должен быть направлен следующий шаг.

Низшие четыре уровня (контуры) сознания линейны и рассчитаны на применение в земных условиях. Это они создали евклидово пространство, ньютоновское время и «нормальную» психику. С их помощью полиморфный ребенок превращается в приспособленного взрослого, ориентирующегося в земных условиях. Четыре высших уровня, которые научились активизировать «продвинутые» представители рода человеческого, позволяют не только ловить «кайф», но с помощью техники изменения сознания более полно «включаться» в мировой процесс, обретая при этом совершенно невиданные (сверхъестественные) способности.

Идея эволюции человеческого сознания к высшим состояниям, смыкающимся с Божественным, лежит в основе большинства оккультных традиций, таких как каббала, масонство, розенкрейцерство, теософия, антропософия, но также — в основах трансперсональной психологии, психологии эволюции и новейших учений о Космическом Сознании.

КВАНТОВОЕ СОЗНАНИЕ

Современная квантовая теория рассматривает сознание как самостоятельный квантовый объект, который, подобно иным изучаемым объектам, может быть описан с помощью математического аппарата квантовой механики, скажем вектором и матрицей состояния, учитывающими взаимодействие сознания с окружающей средой.

Сказанное также означает, что разным уровням (состояниям) сознания соответствует своя суперпозиция состояний или разная степень запутанности. На высших уровнях сознания «Я» не взаимодействует с окружением и не меняет своего состояния даже тогда, когда психика взаимодействуют с окружением. Иными словами «Я» должно быть там, где «ничего не происходит», сознание ощущает себя как неизменный центр бытия, который не затрагивает ничто, никакие внешние события — только это обеспечивает максимальную степень квантовой запутанности.

Парадокс сознания — тот же, что и парадокс классической и квантовой физики, только в науке существует четкая грань между старой и новой физикой, а в сознании все уровни сосуществуют: простейшие формы сознания носят классический характер, а высшие — квантовый. Возможно, по этой причине нет необходимости прибегать к эвереттовской интерпретации квантовой теории: редукция или селекция необходимы для обыденного сознания, а высшее сознание способно освоить все «иные миры» в состоянии просветления.

Квантовая природа сознания в этом отношении вполне приемлема для суперпозиции состояний без селекции альтернатив. Сознание — не граница между физикой и психологией, имеющая прямое отношение к обеим этим сферам, как пишет М. Б. Менский, а общее поле событий, происходящих в сознании-бытии. Встреча науки и мистики, как и встреча двух культур, о которой писал Чарльз Сноу в далеком 1956-м *, (* С. Snow. The Two Cultures. New Statesman, October 6, 1956, русский перевод в сборнике: Чарльз Перси Сноу. Портреты и размышления. – М.: Прогресс, 1985.), — даже и не встреча вовсе, а две стороны одного и того же, дополняющие друг друга!

Идею ключевой роли сознания в квантовой реальности поддерживали и развивали Юджин Вигнер, Джеффри Чу, Михаил Менский, Эдвард Уокер, Джек Сарфатти, Чарлз Мьюзес, Станислав Гроф. Джеффри Чу, например, считает необходимым включить рассмотрение человеческого сознания в будущие теории материи: «Такой шаг окажет на развитие науки гораздо более сильное воздействие, чем все концепции, входящие в адронный бутстрап…»

Свидетельствует С. Гроф: «Хотя в настоящее время невозможно прямым и понятным способом связать понятия современной физики с исследованиями сознания, эти параллели поразительны. Если учесть, в каких необычных концепциях нуждаются физики, чтобы объяснить результаты наблюдений на простейшем из всех уровней реальности, становится очевидной бессмысленность попыток механистической психологии отрицать явления, которые конфликтуют со скучным здравым смыслом или не прослеживаются вспять до таких заметных событий прошлого, как обрезание или приучение к туалету».

Очевидно, что ничто не может ограничить стремление физиков идти дальше по пути усовершенствования квантовой теории, что означает не просто понимание природы выбора (селекции) квантовых альтернатив, но и включение в теорию сознания его безграничных возможностей. По мнению М. Б. Менского, дальнейшее развитие приложений теории запутанных состояний должно привести к включению в теорию сознания как фундаментального физического свойства, и если это удастся, то такая попытка сможет привести к радикальному расширению предмета физики и к переходу физики на качественно новый уровень.

В противоположность телу всё, связанное с сознанием, буквально пропитано «квантовыми» ассоциациями: мысль, как волну, нельзя ухватить, зафиксировать, остановить, она, как свет, вспыхивает, мелькает, гаснет, теряется, с сознанием происходит просветление или наступает темная ночь души… Для описания состояний сознания используется цветовая символика радуги и звуковая — музыки.

Квантовой природе человеческого сознания (психических явлений) посвящено большое количество научных исследований. Ситуация в психологии, где «невозможно отделить наблюдаемое явление от наблюдателя, невозможно однозначно провести границу между ними» (И. М. Фейгенберг), полностью отвечает зависимости наблюдаемого результата квантового эксперимента от способа наблюдения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных