Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ




 

Классификация инструментов государственного регулирования может быть проведена по двум критериям: по содержанию инструментов и по комплексности и предмету государственного регулирования (рисунок 3.1)

 

Рисунок 3.1. Классификация инструментов государственного регулирования

 

Инструменты государственного регулирования экономики по содержанию можно разделить на 4 вида:

1. административные

2. законодательные

3. экономические

4. идеологические

Административные инструменты представляют собой меры разрешительного, запретительного или предписывающего характера. Полномочия по применению эти инструментов принадлежат, в основном, органам исполнительной власти. Реализация этих полномочий осуществляется посредством издания и исполнения распоряжений, постановлений, приказов и прочих нормативных актов исполнительной власти. Административные постановления всегда носят конкретный характер – там указываются субъекты, в отношении которых принимаются решения, сроки их реализации, лица, осуществляющие реализацию принятого решения и контроль за его исполнением.

Законодательные инструменты регламентируют отношения, процессы, действия субъектов в общем. Субъекты упоминаются в виде групп носителей определенных интересов: например, наемные работники и работодатели, малоимущие семьи, налогоплательщики, индивидуальные предприниматели и пр. На государственном и региональном уровне эти решения оформляются в виде законов и прочих нормативных актов (напр. кодекс[4] – результат кодификации - процесса, направленного на сбор разрозненных, дефрагментированных норм в единый нормативный комплекс). На муниципальном уровне такие решения имеют форму постановлений местных администраций или собраний депутатов. Если рассматривать законодательные и административные меры государственного воздействия по аналогии с решениями, принимаемыми на уровне хозяйствующего субъекта, то административные решения – те которые утверждаются приказом, а законодательные - те, которые регламентируются положением. Например: положение о премировании устанавливает виды премий и порядок их назначения, и утверждается на определенный (как правило, достаточно продолжительный – год и более лет) промежуток времени, а приказ о премировании - издается в соответствии с положением о премировании и устанавливает конкретные размеры премий отдельным работникам в определенном периоде. На уровне управления государством похожий пример – Закон[5] о чрезвычайном положении и Указ[6] о введении чрезвычайного положения.

Экономические инструменты связаны с изменением экономических стимулов – оказывают влияние на изменение доходов и расходов субъектов. Использование экономических инструментов сопряжено с применением мер административного или законодательного характера. Например, налоги, представляющие собой расходы бизнеса и домохозяйств устанавливаются Налоговым Кодексом, а тарифы естественных монополий – Федеральной службой по тарифам в форме постановлений. Таким образом, например, для населения Воронежской области - потребителей электроэнергии, тариф, установленный приказом[7] - экономический инструмент, дающий возможность изменить порядок оплаты потребляемой электроэнергии, определяющий расходы домохозяйства на электроэнергию, а для Воронежской энергосбытовой компании административный инструмент, предписывающий использовать установленные тарифы, фактически устанавливающий цену за электроэнергию.

Идеологические инструменты направлены на формирование отношения общества к тому или иному явлению, а также демонстрацию официальной позиции властей. Реализуются эти меры, в основном, посредством СМИ. Однако, существуют и другие каналы, например, слухи. Идеологический аппарат ранее, а в современном государстве – пресс-службы и другие PR-структуры, имиджмейкеры являются неотъемлемым атрибутом любых властных структур. Идеологические приемы работы реализуются также в маркетинге. Сложно сказать в политике или маркетинге впервые начали применять те или иные инструменты идеологической природы. Новые приемы работы быстро осваиваются в «соседних» отраслях. Одной из разновидностей маркетинга в настоящее время является «политический маркетинг» - продвижение тех или иных общественных установок, политических партий, личностей и т.д. Идеология представляет собой своеобразную арену политической конкуренции. Свидетельством тому сложит формирование негативного подтекста самого термина «идеология» как синоним «промывания мозгов» - т.е. формирование общественного мнения с пресечением инакомыслия, оболваниванием населения. Такие явления имеют место в идеологии, но, являются, скорее, признаком некомпетентности исполнителей. Отсутствие идеологической политики в настоящее время не может себе позволить ни одно развитое государство мира, претендующее на реальный суверенитет. Важнейшим элементом идеологического воздействия является личность политика. Формирование харизматичного имиджа усиливает популярность лидера, усиливает эффект личного примера.

По комплексности и предмету регулирования инструменты государственного регулирования подразделяются на целевые программы, политики, прогнозирование и программирование

Целевая программа - это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Целевая программа – это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа – это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.)

Целевые программы по уровню их разработки и утверждения делятся на:

· федеральные;

· региональные;

· муниципальные.

По видам, согласно действующему бюджетному законодательству, целевые программы делятся на:

· долгосрочные;

· ведомственные;

· федеральная адресная инвестиционная программа

Общие требования к бюджетным целевым программам:

· четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти;

· описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;

· наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей;

· обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;

· определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.

Долгосрочные целевые программы целесообразно применять для решения задач межмуниципального (на уровне субъекта РФ), межведомственного характера, для достижения стратегических ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического планирования. Срок реализации долгосрочной целевой программы должен быть не менее 3 лет. По сути, долгосрочная целевая программа должна быть направлена на реализацию определенной стратегической или тактической цели (направления), в отличие от ведомственной целевой программы - которая направлена на реализацию цели (задачи) определенного ведомства и больше отражает в программном разрезе текущую деятельность определенного ведомства. Долгосрочная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы. По долгосрочной целевой программе должен быть определен исполнитель-координатор, по каждой из подпрограмм – соисполнитель. Исполнитель – координатор программы – орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы в целом, соисполнитель подпрограммы – орган исполнительной власти, ответственный за реализацию конкретной задачи. Долгосрочная целевая программа должна содержать показатели конечного и непосредственного результата. Каждая из подпрограмм должна содержать свои показатели непосредственного результата (объемные и качественные).

Ведомственная целевая программа – комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, реализуемых главным распорядителем бюджетных средств и обеспечивающих решение отраслевых задач в поле его ответственности в сфере социально-экономического развития. Данный инструмент программно-целевого управления применяется для достижения целей и задач развития конкретной отрасли. Мероприятия ведомственной целевой программы не должны совпадать с мероприятиями долгосрочных целевых программ. Ведомственная целевая программа разрабатывается на срок не более трех лет. Дробление ведомственной целевой программы на подпрограммы представляется нецелесообразным.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ регламентируется Правительством Российской Федерации[8]. Регионы имеют аналогичные постановления.

Отличительной особенностью целевой программы является её временный характер – до достижения поставленной цели. По достижении поставленной цели программа прекращается – перестают выделяться ресурсы на её реализацию. Однако, некоторые программы могут продолжаться с изменением отдельных элементов, при этом продление таких программ носит не автоматический характер, - их заново утверждают на последующий период. Финансирование программ осуществляется из бюджетных фондов – статей расходов соответствующих бюджетов (федерального или территориального). При этом реализация, например, федеральных программ может осуществляться на принципах субсидирования – т.е. деньги на реализацию федеральной программы в регионе будут выделены только в том случае, если часть расходов будет профинансирована за счет средств территориальных бюджетов, или средств граждан. Так, региональные адресные программы капитального ремонта многоквартирных домов предусматривают субсидирование до 85%[9] расходов на капитальный ремонт за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (собственники жилья в этом случае должны профинансировать 15% стоимости ремонта). В также может быть предусмотрено финансирование из региоинальных и местных бюджетов. Другой пример – государственная программа софинансирования накопительной части трудовой пенсии[10]. В этом случае государство вносит на лицевой счет застрахованного сумму, равную добровольным взносам застрахованного лица в размере до 12 000 рублей в течение 10 лет.

Характерными чертами целевых программ обладают и приоритетные национальные проекты, реализация которых началась в 2006 году: «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Развитие АПК». Большая часть мероприятий была осуществлена в период 2006-2010гг., а проект «Развитие АПК» преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

Политика, в отличие от программы, является бессрочно реализуемым инструментов государственного регулирования. С течением времени в политике могут изменяться цели, приоритеты, способы реализации и пр. Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент. В данном пособии далее будут детально рассмотрены денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, социальная, отраслевая, региональная и научно-техническая политика.

Прогнозирование и планирование экономики – два комплексно применяемых метода государственного регулирования. Социально экономическое прогнозирование помогает вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия. Прогноз это выраженная в качественной и количественной формах система аргументированных предположений относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза - дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Объекты прогнозирования комплексны, многообразны и взаимосвязаны, соответственно, Возможны и необходимы прогнозы любого уровня и по любой совокупности территорий, видов производств, отраслей, проблем. Таким образом формируется система прогнозирования (рисунок 3.2).

Прогнозы, хотя и разрабатываются отдельно, тесно взаимоувязаны между собой. На их основе составляется обобщающий прогноз социально-экономического развития страны. Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

 

 

Рисунок 3.2. Сферы прогнозирования

 

Планирование — это целенаправленная деятельность государства, хозяйствующих субъектов по определению перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и отдельных предприятий.

Различают директивное и индикативное государственное планирование. Директивное планирование присуще административно-командной системе, а индикативное планирование — рыночной экономической системе. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа. Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий.

Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать.

Индикативное планирование – недирективное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций.

Государственный сектор экономики, с одной стороны, является инструментом реализации государственных функций, а с другой, - сам является объектом государственного управления. Государственный сектор – это все экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, а именно:

1. Государственные предприятия и учреждения;

2. Имущество, находящееся в государственной собственности;

3. Государственные финансы.

Государственные ресурсы используются также в рамках государственно-частного партнерства[11]

 

Задание для самостоятельной работы

Составление таблицы примеров использования инструментов государственного регулирования по образцу:

Событие / явление / проблема Законодательный инструмент Административный инструмент Экономический инструмент Идеологический инструмент
         
Чрезвычайные ситуации (Крымск 2012, ДВ 2013 и т.д.) Регламенты МЧС, Постановления о введении режима ЧС Деятельность ведомственных органов (приказы, распоряжения), ситуативных органов (штабов, комиссий) направленная на применение сил и средств имеющихся в их распоряжении для преодоления ЧС Предоставление гуманитарной помощи, помощи в ликвидации последствий ЧС (строительство жилья и объектов соц.структуры, выплаты пострадавшим) регулирование цен на социально значимые товары и пресечение спекуляций Освещение события в СМИ, Организация сбора средств для пострадавших, нахождение первых лиц государства в зоне бедствия, освещение их деятельности в СМИ, разбор ситуации с поощрением отличившихся и наказанием виновных

 

         
Развитие наукоемких технологий        
Распространение наркобизнеса        
Беспризорность и содержание детей-сирот        

Индивидуальное задание – еще 3 строки, на выбор студента с предварительным согласованием у преподавателя

 

Дискуссия по содержанию идеологической политики государства. Темы для обсуждения: цели идеологической политики, инструменты идеологической политики (с примерами применения), необходимость или ненужность идеологической политики, сопоставление маркетинговых и идеологических инструментов. Дискуссия проводится с применением проектора и шаблона в MindManager.

 

Доклады:

1. Элементы целевых программ, обзор реализуемых в настоящее время федеральных целевых программ.

2. Детальный обзор 1 федеральной и 1 региональной программы (на выбор студента с согласованием у преподавателя)

3. Цели и реализация приоритетных национальных проектов (2006-2009гг.)

4. Директивное планирование в СССР

5. Экономика III Рейха

6. Индикативное планирование в европейских странах

7. Индикативное планирование и государственно-частное партнерсво в азиатских странах.

 

Контрольная работа по содержанию прогноза социально-экономического развития России

 

Литература и источники информации:

1. Сайт «Федеральные целевые программы» - http://www.gosprogrammy.gov.ru

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995г. № 594 «О реализации федерального закона О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. от 15.01.2014).

3. Областные целевые программы Воронежской области / Сайт Департамента экономического развития Воронежской области. - http://econom.govvrn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=78&Itemid=80

4. Хабаев С.Г.. Ведомственные целевые программы в здравоохранении // Бюджет. – 2009. – №2. - http://bujet.ru/article/53146.php

5. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. / под. ред. Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В. – М.:ЮНИТИ, 2003.

6. Госплан СССР // Материалы Википедии – свободной энциклопедии. – http://www.wikipedia.org

7. Пятилетка // Материалы Википедии – свободной энциклопедии. – http://www.wikipedia.org

8. Экономика Третьего рейха // Материалы Википедии – свободной энциклопедии. – http://www.wikipedia.org

9. Андрюшкевич О.А. индикативное планирование в экономиках разного типа. // Капитал страны, 2012, http://www.kapital-rus.ru/articles/article/199716/#a1

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных