Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура общественного мнения и его качественные характеристики.




Различают сущностную и динамическую структуру (цикл развития) общественного мнения. В сущностной структуре общественного мнения выделяют следующие компоненты:

Рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент - это знания людей о событиях и фактах, явлениях и процессах, которые стали объектом общественного внимания. Во многом зависит от уровня образованности, информированности субъекта.

Эмоциональный - это массовые настроения, социальные чувства, которые возникают по поводу объекта общественного мнения.

По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления. Результатом взаимодействия этих двух компонентов (относящихся к духовной части феномена) является социальная оценка. Но общественное мнение не только оценка, но и практическая деятельность по удовлетворению потребностей и интересов.

Волевой компонент является третьей составляющей, т.е. определенные действия субъектов общественного мнения. Все эти компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга, наделяя общественное мнение качеством специфической духовнопрактической целостности.

Если же рассматривать динамическую структуру общественного мнения, то можно увидеть последовательную смену присущих ему стадий: от зарождения до исчезновения. Это принято называть динамической структурой общественного мнения. Внутри этой структуры выделяют несколько стадий:

Зарождение: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить свое мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение;

Формирование: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы;

Функционирование: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Она (проблема) в фокусе внимания. Позиции большинства четко очерчены; — спад: это снижение массового интереса к проблеме (она становится для большинства людей не актуальной (либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему). Сужается социальный состав, теряется острота противостояния. Но проблема еще вызывает интерес;

Отмирание: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Социальная оценка сходит «на нет» [24]. Границы между этапами подвижны, размыты. Одновременно может существовать несколько общественных мнений по разным проблемам (имеют различные объекты) и находиться на разных этапах.

Однако, важно учитывать не только его динамику, но и некоторые характеристики, отражающие его качественную определенность.

Направленность общественного мнения отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений следующего типа: «положительно — отрицательно — безразлично», «за — против — не определился», «за — против — при условии». В наиболее упрощенной форме направленность мнения выражается в ответе «да» или «нет» на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространенным способом измерения общественного мнения.

Интенсивность общественного мнения является показателем его силы независимо от направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить следующие ответы респондентов на вопросы анкеты: «полностью согласен — согласен — мне все равно — не согласен — абсолютно не согласен».

Стабильность общественного мнения отражает длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одни и те же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований.

Информационная насыщенность общественного мнения указывает на объем знаний об объекте мнения, которым владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более предсказуемо.

Социальная поддержка общественного мнения свидетельствует о степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по той или иной проблеме.

Индивидуальные установки формируются у каждого индивида под влиянием ряда факторов, которые следует учитывать в процессе управления общественным мнением. К числу таких факторов относятся:

Личностные — физические и психологические особенности индивида, включая рост, вес, возраст и социальный статус.

Культурные — окружение и жизненный уклад конкретного района или географической местности. Кандидаты на выборные политические должности, разрабатывая свои программы, как правило, учитывают конкретные культурные особенности регионов, где они баллотируются.

Образовательные — уровень и качество образования индивида.

Семейные — дети первоначально воспринимают вкусы, предубеждения и политические предпочтения своих родителей.

Религиозные — системы верований.

Социально-классовые — положение в обществе. Вместе с изменением социального статуса людей меняются и их установки. Например, студенты вузов, которые не очень заботятся о том, чтобы заработать на жизнь во время учебы, резко меняют свои установки, попадая на рынок труда.

Национальные или расовые — этническая или расовая принадлежность, происхождение человека влияют на формирование его установок[25].

Общественное мнение суммируется из широко распространенной информации, такой как: мнения, убеждения, суждения, идеология, а также из заблуждений, слухов и сплетен.

Огромную роль в создании общественного мнения играют средства массовой информации, и в частности: радиовещание, телевидение, печатные издания и, конечно, самые новейшие их проявления Интернет. В последние время все более возрастает влияние Глобальной сети на формирование общественного мнения.

Особенно речь идет о многочисленных социальных сетях, личных блогах, активных форумах, популярных ресурсах Youtube, Twitter. На общественное мнение также влияют публичные высказывания людей, признаваемых обществом компетентными, авторитетными, рассказы о личном опыте людей[26].

Инструментами же государственного воздействия на общественное мнение являются пропаганда и цензура.

Чтобы не попасть под гнет формирования общественного мнения, необходимо всегда иметь собственное мнение, взгляды, разбираться в публично обсуждаемых процессах или хотя бы иметь о них какие-либо реальные представления, а не сведения, собранные по слухам и сплетням.

А для этого нужно постоянно заниматься самообразованием, расширять свой кругозор, повышать уровень своих знаний, как профессиональных, так и общих. Не стоит доверять непроверенной информации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных