Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ




 

Концепция (лат. conceptio - соединение, сумма, совокупность, система) определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения[12]; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе[13]; ведущий замысел, принцип в различных видах деятельности; комплексная система взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

Если рассматривать государственное регулирование как научную дисциплину, то следует признать, что это прикладная дисциплина, в которой практический (прагматический) аспект превалирукт над теоретическим. Такая же картина характерна для других прикладных экономических дисциплин: менеджмента, маркетинга и пр. Новое знание здесь создается и изначально реализуется в форме практических прикладных инноваций и формирует конкурентное преимущество. В последующем этот опыт перенимается другими субъектами, научно исследуется, обобщается, становится элементом соответсвующих учебных дисциплин, становясь неотъемлемым элементом знания. Однако, следует также отметить, что не всякая практика, доказавшая свою полезность и жизнеспособность охотно перенимается и тиражируется. Любые инновации, а в области государственного управления и экономики особенно, - порождают противодействие. В научной дисциплине «менеджмент инноваций» существует раздел, посвященный анализу причин противодействий инновациям и формам преодоления противодействий. Многие инновации в государственном управлении, экономике и социальном устройстве были реализованы только после продолжительных кризисов и очевидной неспособности старых концепций преодолевать их. Даже очевидно полезные инновации, в том числе апробированные, могут вызывать противодействие со стороны власти и элиты.

Далее будут рассмотрены концепции государственного управления, в хронологическом порядке.

Меркантилизм.

Меркантилизм (от лат. mercanti – торговать). Автором термина считается Антуан Мокретьен. Теория протекционизма (меркантилизма) в наиболее полном виде была изложена немецким экономистом Фридрихом Листом в середине XIX в. в книге «Национальная система политической экономии»[14]. Данная теория опиралась не только на экономическую историю предшествующих столетий, проанализированную в его труде. Ее появлению предшествовали труды многих экономистов, высказывавших похожие мысли и делавших аналогичные выводы, начиная от англичанина Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и итальянца Антонио Серра (1613) и заканчивая американцами Александром Гамильтоном (1755-1804) и Гарри Кэрри (1793-1879) – современниками Фридриха Листа.

Меркантилизм - экономическая концепция, доминировавшая в XV- XVIIIвв., предусматривает максимальную степень вмешательства в экономику, в основном в форме протекционизма – защиты интересов внутренних товаропроизводителей как на внутреннем, так и на мировом рынке. Цель меркантилистской политики – накопление богатства внутри страны. Символом ботатства в тот период, безусловно, считалось золото, его источником – сфера обращения, в основном внешнеторговые операции. Другими словами меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах[15]. Меркантилизм возник на фоне монетарных проблем (нехватка полноценных денег), новых технологий (навигация и кораблестроительное дело) и великих географических открытий, стал основой первоначального накопления капитала и формирования колониального мирового устройства. В его развитии выделяют два этапа: ранний и поздний.

Ранний меркантилизм. Центральная идея – богатство создается в сфере денежного обращения. Практический принцип – деньги не должны уходить за границу, иностранные купцы должны тратить деньги в стране, где они продали товар. Основные положения - активный денежный баланс, функция денег – средство накопления.

Поздний меркантилизм. Центральная идея – богатство создается в сфере товарного обращения. Практический принцип – поощрение отраслей и предприятий, ориентированных на экспорт. Основные положения - активный торговый баланс, функция денег – средство обращения.

Меркантилизм в ту эпоху существовал как официальная экономическая доктрина, принятая ведущими странами Европы: Англией, Пруссией, Австрией, Швецией. В Англии меркантилизм (протекционизм) был введён в 1690-е гг. и просуществовал до середины XIX в. Причём, между понятиями меркантилизм и протекционизм, применительно к тому времени, экономические историки ставят знак равенства. Другие страны также в отдельные периоды пытались следовать этой доктрине: Франция при Кольбере, Россия в конце царствования Петра I, при Елизавете Петровне, но наиболее последовательно — при Николае I. Основные положения этой доктрины сводились к тому, что меркантилистская (протекционистская) политика государства улучшает торговый баланс страны, способствует развитию её промышленности и быстрому росту её населения.

Протекционизм в результате оборачивается тяжким бременем как для производителей, так и для населения. Значительная часть доходов, которые приносит режим внешней торговли (пошлины) оплачиваются внутренними потребителями и не обращаются в доходы государства, а переходит в частные руки. Отказ от протекционизма и меркантилисткой политики наблюдается с середины XIX века, под влиянием осознания перспектив и выгод свободной внешней торговли. На смену меркантилизму, как господствующей экономической концепции, приходит либерализм.

Либерализм.

Идеи либерализма заложены в трудах Дж. Локка, Ш.-Л. Монтеськьё, Ж.-Б. Сэя. Наиболее последовательно либерализм и государственное невмешательство в экономику обоснованы А.Смитом. Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику (laissez-faire, франц. «позвольте делать»), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Основным аргументом сторонников данного принципа является утверждение о том, что экономика — такая саморегулирующаяся система, которая сама находит эффективное равновесие, вмешательство же государства искажает получаемые экономическими агентами сигналы и эффективное равновесие оказывается недостижимым. Государству отводят роль «ночного сторожа» — установление правил взаимодействия экономических агентов на рынке и наблюдение за их исполнением, но никак не самостоятельного субъекта рынка.

Принцип невмешательства государства в экономику, однако, порождает проблемы, которые современная микроэкономика относит к «фиаско», или «провалам рынка». Это производство общественных благ, внешние эффекты производства и потребления, монополизм и асимметричность информации. Вместе с тем, классическая политэкономия признает за государством реализацию некоторых общегосударственных функций: охрану правопорядка, судопроизводство, оборону. Ресурсы для реализации этих функций, в большинстве своем относящихся к общественным благам, государство привлекает при помощи нерыночных механизмов, например, налогообложения.

Начиная с середины XIX века либерализм становится доминирующей концепцией в практике государственного управления, чему способствует переход от феодальной экономики к капиталистической. Ослабление и ликвидация прежних методов управления порождает слабость власти, в конечном итоге, приводя к формированию олигархического государства, а в последствии империализму - высшей, монополистической стадии капитализма, когда свободная конкуренция сменяется господством монополий.

Стадия «империализма» рассматривалась Дж. Гобсоном, В. И. Лениным и другими применительно к капитализму при сложившемся господстве монополий и финансового капитала, когда происходит экономический раздел мира на сферы интересов международных (транснациональных) корпораций (трестов) и на этой основе разворачивается борьба между ними, в которую вовлекаются и государства. В современном понимании империализм - государственная политика, направленная на поддержку неравноправных отношений. Во внешней политике это проявляется в завоевании территорий, формировании колоний, политическом или экономическом контроле над другими странами. Во внутренней политике заметную роль играют промышленно-финансовые монополии (монополистический капитализм).

Основной проблемой монополизированной экономики является внутреннее противоречие монополистического способа производства: монополии производят, как правило, товары массового спроса с применением массового и крупносерийного производства, при этом стоимость произведенной продукции значительно превышает выплачиваемые работникам доходы. Характерной чертой монополизированной экономики являются циклические кризисы перепроизводства. Монополии, выпуская массовую продукцию, доминируют на рынке, но при этом доходы основной части населения – потребителей этой продукции, гораздо меньше стоимости произведенной продукции. Следовательно, возникает перепроизводство – товары не находят сбыта, накапливаются. В этих условиях монополии обычно ограничивают производство, сокращают персонал, что только усугубляет проблему доходов. Отсюда постоянная нехватка рынков сбыта – основной мотив и движущая сила военно-политических процессов второй половины XIXв – первой половины XX века. В Германской Империи, возникшей в 1871г., проблема узости внутреннего рынка усугублялась нехваткой промышленного сырья. Крупнейшие мировые кризисы эпохи империализма – вторая Франко-Прусская Война, Первая и Вторая Мировая войны - следствие империалистической политики и проблем монополизма.

Разрешение ключевого противоречия монополизированной экономики – несоответствия совокупного спроса и предложения – центральное место и смысл кейнсианской концепции.

Кейнсианство

Движущей стороной рыночных отношений в кейнсианской концепции является спрос. Именно регулирование совокупного спроса, по мнению Кейнса, способно разрешить сложившееся противоречие. Кейнс подверг сомнению постулат классической политэкономии о равновесии рынка, ограничив его справедливость исключительно долгосрочным периодом. («В долгосрочном периоде мы все мертвы» - крылатое высказывание Кейнса). Он также указал на необходимость пересмотра концепции невмешательства государства в экономику. В 1934г. Кейнс встречался с Ф.Д. Рузвельтом, в то время когда последним разрабатывалась и претворялась в жизнь политика «Нового курса» - программа по преодолению глубочайшего кризиса американской экономики – «Великой депрессии». Однако, несмотря на то, что сотрудничество в дальнейшем не продолжилось, экономическая политика, проводимая в США, соответствовала идеям Кейнса. Удивительный парадокс экономической политики нового курса, особенно первых его трех—четырех лет, состоит именно в том, что она в сложной, порой и причудливой форме отразила взгляды и убеждения прежде всего самого Ф.Рузвельта, а не его многочисленных советников, соратников, союзников или влиятельных экономистов того времени. Книга Дж.М.Кейнса «Общая теория процента, занятости и денег», в которой были систематизированы положения новой концепции, увидела свет только в 1936г.

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина этого в том, что люди склонны сберегать часть своих доходов. Это приводит к неэффективности совокупного спроса: он меньше совокупного предложения. Преодолеть эту склонность людей к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос. Кейнс разделяет инвестиционный и потребительский спрос. Государство, увеличивая денежную массу, снижает ставку процента, что стимулирует инвестиционную активность предпринимателей. Недостаток же потребительского спроса можно компенсировать с помощью общественных работ, финансируемых из бюджета за счет эмиссии ценных бумаг. По мнению Кейнса, это не вызовет роста цен, так как высокий уровень безработицы и инфляции несовместимы, косвенно же общественные работы вызовут рост объема денежной эмиссии

Основные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:

· Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

· Рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому вмешательство государства неизбежно.

· Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

· Введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.

· Основным инструментом регулирования экономики признавались бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

Вместе с тем, концепция Кейнса в меньшей степени уделяла внимание проблеме инфляции. Для экономистов того времени инфляция не была чем-то новым. Все европейские страны пережили её по окончании Первой Мировой Войны, которая привела к разрушению мировой валютной системы, основанной на золотом стандарте. Увеличение государственных расходов в мирное время, когда это может привести к инфляции, вообще не рассматривалась как мера экономической политики восстановления экономики из рецессии, величайшей из которых была «Великая депрессия» 1929-33гг. Успех политики «Нового курса» способствовал популяризации кейнсианского учения в послевоенные годы. Кейнсианская концепция предусматривает усиление степени государственного вмешательства в экономику, направленного на повышение платежеспособности населения. Основным объектом внимания становятся доходы населения, а инструментами вмешательства – государственные финансы – налоговая и бюджетная политика. Увеличиваются государственные расходы в рамках социальных программ, увеличивается их количество. Такая политика, получившая в ряде стран название «социального государства» способствует популярности и поддержке власти у населения, так как способствует росту благосостояния и уровня жизни граждан.

Недостатком традиционной кейнсианской концепции можно считать её исключительную направленность на преодоление рецессии, вызванной перепроизводством, ситуацией с неэффективным совокупным спросом. Анти-циклическая политика, проводимая мерами налогово-бюджетной политики сводится, по сути, к реагированию на макроэкономическое неравновесие (рисунок 4.1). Критики кейнсианской концепции указывают также на недостаточное внимание вопросам сферы обращения. В 70-хх гг. XX века в мировой экономике возникли и получили развитие новые проблемы сферы обращения, - кризис Бреттон-Вудской валютной системы, основанной на золотом стандарте доллара США и кризис неплатежей в развивающихся странах. Концепция кейнсианства не имела инструментов и решений, способных эффективно противостоять новым вызовам, и на смену ей пришла концепция монетаризма.

 

Стимулирующая политика Сдерживающая политика
AS – совокупное предложение AD1 – совокупный спрос ниже эффективного (рецессионный) AD* - эффективный совокупный спрос AD2 – совокупный спрос выше эффективного (инфляционный) * - потенциальный ВВП
При недостаточном совокупном спросе задача государственной политики – его стимулирование до эффективного уровня. Основная цель – увеличение ВВП до потенциального, ликвидация недозагруженности производственных мощностей и безработицы. Основные меры: · сокращение налогов · рост государственных расходов Как следствие – дефицит госбюджета При чрезмерном совокупном спросе задача государственной политики – его сдерживание до эффективного уровня. Основная цель – остановка процесса снижения покупательской способности денег (роста уровня цен, инфляции). Основные меры: · рост налогов · сокращение государственных расходов Как следствие – рост государственных накоплений

 

Рисунок 4.1. Сдерживающая и стимулирующая экономическая политика в кейнсианской концепции

 

Монетаризм

Монетаризм — это такое направление экономической теории, в рамках которого анализируются процессы воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Центром современного монетаризма является чикагская школа в США во главе с М. Фридменом. Основной принцип монетаризма - соединение традиционного для неоклассического направления формально-логического способа научного анализа с расчетами на основе эконометрических моделей. Такие оценки должны обеспечивать связь между теоретическими заключениями и реальной действительностью. Важное значение в методологии монетаризма придается разграничению экономики на реальный и денежный секторы. Реальный сектор, в котором действуют исключительно рыночные силы, отождествляется с производством и продажей товаров и услуг. Его характеризуют уровни и динамика инвестиций, занятости, цен и т. д. Денежный сектор является сферой деятельности государства. Монетаристы считают необходимым сделать денежный сектор «нейтральным» по отношению к реальному, создать рыночному механизму благоприятные условия функционирования, снабдить товарные рынки нужным количеством денег. По мнению Фридмена, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам отводится не такая важная роль, как в кейнсианских экономических концепциях.

Фридмен связывает экономическую неустойчивость с неравномерным приростом денег в обращении, вызванным просчетами в разработке и проведении государством фискальной политики. Фридмен критикует налоговую политику, оборачивающуюся экспансией вмешательства государства в хозяйство. При такой политике для частного сектора остаются весьма ограниченные средства. Отсюда - его предложения по заметному снижению налогового бремени и государственных расходов. Уменьшение бремени способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и, в конечном счете, экономическому росту и устранению социальных противоречий.

Поскольку государство постоянно увеличивает собственные расходы, инициирующие прирост инфляции, оно не может заниматься материальным производством, регулированием объемов производства, занятости и цен. Его обязанность остается регулирование денежной массы путем изъятия лишних денег либо путем размещения займов, либо путем налогообложения. Таким образом, сбалансировать развитие сферы предпринимательства возможно при проведении государством мер по снижению налогового бремени, манипулированию денежной массой и процентной ставкой.

Одним из самых сильных мест монетаристского учения является детальная проработка вопросов, связанных с организацией неинфляционной денежной политики. Ряд положений этой политики выдержали проверку практикой. Свидетельства тому - стабильно низкие темпы роста цен, сохранявшиеся в 1980-е годы в экономике США, Великобритании и других стран, где государство стремилось придать денежному регулированию монетаристскую ориентацию. В частности, основоположник монетаризма Фридмен явился идейным вдохновителем «тэтчеризации экономики» в Англии (по имени премьер-министра Маргарет Тэтчер) и «рейганомики» в США (по имени президента Р.Рейгана), автором практических программ по «демонтажу» системы государственного социально-экономического регулирования в Англии, Израиле, Чили, в США.

Основным проводником и популяризатором монетаристского подхода к регулированию экономики является Международный Валютный Фонд. МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.

Практическая реализация методов монетарного регулирования была реализована и в СССР – Российской Федерации в конце 80- 90хх гг. прошлого века. Либерализация цен – отказ от государственного ценообразования, масштабная приватизация, переход к рыночной экономике – это меры, реализованные сторонниками монетаризма в России: Е.Гайдаром, А.Чубайсом, Е.Ясиным. Монетаризм, ориентированный на оздоровление сферы обращения не предназначен для реализации такой масштабной задачи, как смена экономической системы государства. Решив проблему подавленной инфляции, монетаристские преобразования породили еще более серьезные последствия. В настоящее время в практике государственного экономического регулирования наметился отказ от безусловного следования рецептам этой концепции.

 

Задание для самостоятельной работы

 

Исследовать практику экономики, основанной на времени (итакский час, эксперимент Геззеля (Вёргль)). Описатье её положительные и отрицательные стороны, рассмотреть препятствия к тиражированию этого опыта. Отчет в форме эссе

 

Доклады:

основная цель изложить роль государства в следующих концепциях:

1. Меркантилизм

2. Классическая политэкономия

3. Кейнсианство

4. Монетаризм

5. Экономика предложения

 

Дискуссия. Концепция эффективного государства. Поддержка перспективных отраслей и ликвидация или сворачивание «тупиковых» отраслей. Вопросы для обсуждения:

1. Понятие конкурентоспособности государства и его экономики

2. Критерии конкурентоспособности отрасли

3. Критерии перспективности отрасли

4. Построение списка перспективных (в историческом плане) отраслей экономики (технологий) с середины ХХ века – по настоящее время

5. Меры поддержки перспективных отраслей

6. Признаки бесперспективности отрасли (технологии)

7. Проблемы ликвидации отрасли

 

Литература и источники информации:

1. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.- 480 с.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело, 1994. —627 с.

3. Скиданов Ю. Монетаризм: рождён в Чикаго, похоронен в Петербурге // Правда. – 2013. – 22 июня.

 


ВЛАСТЬ

 

Теоретические аспекты власти

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Власть возникла одновременно с обществом и развивается параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть - анонимная, присуща примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и проявляется в совокупности верований и обычаев. Со временем, когда динамизируется ритм социальной жизни, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуется индивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяет институционализированная, которая существует в форме государства, когда государство - официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.

Первые две исторические формы власти (анонимная и индивидуализированная) являются догосударственными и носят неполитический характер. Третья форма (институционализированная), называемая иногда государственно-публичной, и четвертая (надгосударственная) являются собственно политической властью. Отметим, что историческое понятие «власть» (от греч. Сratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».

В обществоведческой литературе существует ряд подходов к трактовке власти. Их можно условно разделить на два больших класса: 1) трактовка власти как имманентного некоему субъекту атрибута и 2) понимание власти как социального отношения. Внутри этих классов представлены самые разные и весьма многочисленные концепции.

Прежде всего следует отметить так называемые волевые теории, в которых власть трактуется как способность (возможность) одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам. Несмотря на то, что в разных теориях субстанции власти совершенно различны (Вебер, Гегель, Даль, Маркс), общим качеством для них выступает властная воля, которая может быть «продиктована» субъектом власти. Так, Р. Даль трактует власть как способность одного человека принудить другого делать то, что сам по себе этот другой делать бы не стал. М. Вебер рассматривал власть как «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана». Дефиниция М. Вебера считается классической и широко используется в современных теориях власти.

Рядом с волевыми стоят инструменталистские теории, выдвигающие на первое место средства, способы, методы властвования. Эта точка зрения разрабатывалась уже в трудах Т. Гоббса и Н. Макиавелли, а в современных теориях представлена прежде всего Чикагской школой политической науки (Д. Кэтлин, И. Мэрридж и др.).

Очень широкое распространение получили структурно-функциональные теории, в соответствии с которыми власть представляет собой имманентное социальной системе интегративное качество, функцией которого является обеспечение целостности системы, рационального взаимодействия всех ее элементов. Власть представлена как атрибут макросистемы, способный учитывать интересы микросистем и посредством особых властных ресурсов обеспечивать стабильность социума. Эта концепция развита более всего в работах Г. Алмонда, Д. Истона, П. Парсонса.

Понимание власти как социального отношения представлено в первую очередь в бихевиористских теориях, которые на первый план выдвигают поведенческий аспект (Д. Трумэн), причем воздействие властвующей подсистемы на поведение подвластных может быть основано на самых различных факторах. Так, Х. Ортега-и-Гассет важнейшим из таких факторов называл общественное мнение. Б. Рассел полагал, что власть как особый вид деятельности достигает своих целей в значительной мере путем воздействия на сознание и эмоции людей.

Очень интересна и своеобразна позиция М. Дюверже, который анализирует социокультурный аспект власти: «Власть не просто материальный факт, «вещь», как сказал бы Дюркгейм, она глубоко проникнута идеями, верованиями, коллективными представлениями. То, что люди думают о власти, является одной из ее фундаментальных основ».

Достаточно авторитетна в научных кругах модель О. Тоффлера, которая выводит три важнейших фактора власти: силу, богатство и знание, причем доминирование каждого из этих факторов связано с различными историческими эпохами и различными социальными системами. По Тоффлеру, развитие цивилизации ведет к тому, что важнейшим основанием властвования станет не сила принуждения, а сила знания.

Рассмотрение различных трактовок власти позволяет сделать следующий вывод: власть - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Государство — главный и единственный носитель политической власти. Специфическая особенность государственной власти состоит в том, что она осуществляется единой системой специальных органов, взаимосвязанных между собой по горизонтали и вертикали. Отличительными чертами политической власти являются:

· легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

· верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

· публичность, т. е. всеобщность и безличность, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

· моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

· многообразие ресурсов.

Власть является уникальным ресурсом. Она представляет собой способность к принуждению на легитимной основе. Принуждение в экономическом смысле представляет собой изъятие ресурсов, либо навязывание условий хозяйствования, что, по сути, ведет к перераспределению выгод и издержек в обществе. При этом приоритет отдается защите интересов государства и общества в ущерб частным интересам. Власть применяется для преодоления чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, для создания общественных благ, а также реализации основной функции государства – сохранения общественного устройства.

Формы проявления власти разнообразны: наиболее типичные примеры: мобилизация, налогообложение, запрещение, особое регулирование или надзор за некоторыми видами деятельности, национализация.

Первоисточником любой власти является господство одной части явления над другим. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями). В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес, социальный и политический статус и т. д.

В числе названных источников власти важное место занимает авторитет субъекта власти. В основании авторитета лежат качества, которые признаны в обществе в качестве необходимых и желательных для эффективного течения властных отношений. При этом очень важно, когда возникают властные отношения, основанные на идентификации подчиненного (объекта власти) с руководителем (субъектом власти).

Авторитет может быть статусный, научный, деловой, моральный, религиозный и др. Основанные на идентификации (отождествлении), властные отношения отличаются особой устойчивостью. Здесь руководитель воспринимается как проводник интересов и представитель объекта власти в различных сферах общественной жизни, прежде всего политической. Другое дело, когда источником власти является сила или угроза ее применения. Сила может быть экономической, социально-политической, военной и т. д. Это принуждающая власть. Она, по мнению О. Тоффлера, лишена гибкости, функционально ограничена и является властью низшего качества. Применение силовых методов приводит к снижению легитимности власти, росту влияния оппозиции.

Наиболее эффективной в демократическом обществе в условиях НТР является власть, источником которой служат знания, компетентность, информация. Она позволяет достичь целей, минимально расходуя свои ресурсы; убедить граждан в их личной заинтересованности в этих целях, превратить противников в союзников. Ресурсы такой власти неисчерпаемы и общедоступны.

 

Разделение властей

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Принцип разделения властей появился в эпоху античности. Так Аристотель в сочинении Политика (книга 4) выдвигает идею разделения властей государства на три части: Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней; Должностной орган и Судебный орган. Этот принцип был закреплен в конституции Римской Республики: консулы и магистраты представляли исполнительную власть, сенат – законодательную, а преторы – судебную.

Дальнейшее развитие принцип разделения властей получил в сочинениях Дж.Локка и Ш.Монтескьё. Дж.Локк (1632-1704) – мыслитель эпохи Просвещения, теоретик либерализма. Выдвинул концепцию общественного договора, согласно которой государство создается и существует с согласия всех граждан, причем они, отказываясь от права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей закона, предоставляют это государству. Локк считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной. Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755). Основная цель разделения властей согласно Монтескьё, — избежать злоупотребления властью. С конца XVIII — начала XIX вв., принцип разделения властей получает признание во многих государствах Европы. Последовательным сторонником принципа разделения властей в России был М.М. Сперанский.

Развитие принципа разделения властей, которое преследует ту же цель, - недопущение произвола и злоупотребления властью, - система сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов предотвращает сосредоточение власти в рамках одной из ветвей, защищает «имущее меньшинство» от большинства, и принуждает ветви власти к сотрудничеству. Автором термина является Ш.Монтескьё. Система сдержек и противовесов позволяет одной ветви власти ограничивать другие, контролировать соблюдение законности в их действиях.

Далее рассмотрим разделение полномочий между ветвями власти, с учетом принципа сдержек и противовесов на примере США.

 

Законодательная власть (Конгресс, состоит из Палаты представителей и Сената):

1. Принимает законы, утверждает доходы и расходы бюджета, регулирует внешнюю торговлю, утверждает государственное заимствование и кредитование. Эти решения могут быть отклонены Президентом (Право Вето), которое может быть преодолено 2/3 голосов в обоих палатах Конгресса

2. Имеет монопольное право объявлять войну, просить военной помощи и объявлять мобилизацию.

3. Устанавливает правила для государственных чиновников и контролирует их соблюдение.

4. Определяет пределы юрисдикции Верховного Суда в случаях, не определенных Конституцией.

5. Ратифицирует договоры, подписанные Президентом США.

6. Дает рекомендации или согласие при назначении Президентом высших должностных лиц Правительства и Верховного Суда. (Сенат).

7. Имеет право на отрешение должностного лица посредством выдвижения обвинения (импичмента в узком смысле) в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством (2/3) Сената. Процедура применима для отрешения Президента США, ряда федеральных должностных лиц и судей.

 

Исполнительная власть (Президент, Правительство):

1. Президент является Верховным Главнокомандующим

2. Исполняет законы, принятые Конгрессом

3. Президент обладает правом вето (которое может быть преодолено 2/3 голосов в обоих палатах Конгресса).

4. Исполняет утвержденных Конгрессом бюджет

5. Имеет право вводить чрезвычайное положение, издавать указы и распоряжения

6. Заключать Соглашения (не требуют ратификации) и заключать международные договоры (требуют ратификации 2/3 голосов в Сенате)

7. Назначает высших должностных лиц правительства и Членов верховного суда (по согласованию с Сенатом)

8. Имеет право помилования преступников против США, за исключением случаев импичмента.

Верховный Суд

1. Определяет, каким законом должен руководствоваться Конгресс в каждом конкретном случае.

2. Осуществляет обзор судебной практики, проверяет конституционность законов.

3. Осуществляет правовой надзор за Конгрессом.

4. Осуществляет правовой надзор в местах заключения

5. Осуществляет правовой процессуальный надзор.

6. Разъясняет правоприменение отдельных положений законодательства на основе анализа судебной практики.

 

В ст.10 Конституции Российской Федерации предусмотрен принцип разделения властей. Главы 4-7 детализируют полномочия и статус Президента, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Структура органов власти государства определяется формой государственного устройства. Выделяют две формы: унитарное государство и федерацию. В унитарном государстве все административно-территориальные единицы не имеют статуса государственного образования. Система органов государственной власти и правовая система едины на всей территории страны. Характерными признаками унитарного государства являются:

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт и законодательство;

2. Единые высшие органы власти;

3. Единое гражданство;

4. Единый государственный язык;

5. Отсутствие признаков суверенитета у основной части составных административно-территориальных частей государства.

В зависимости от взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления унитарные государства бывают централизованными и децентрализованными. В централизованных унитарных государствах главы органов местного самоуправления назначаются центральной властью. В децентрализованных - главы органов местного самоуправления избираются населением и обладают большей самостоятельностью в решении местных вопросов. В составе унитарных государств могут находиться территории, обладающие элементами суверенитета – автономии. Автономий в составе унитарного государства может быть несколько, они могут обладать различными статусами, например: автономные округа, уезды, районы и особые административные районы в КНР. В настоящее время 168 государств мира из 195 являются унитарными.

Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой административно-территориальные единицы государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью. В федерации есть два уровня государственной власти: федеральный и субъектов федерации. Предметы управления разделены между федеральными органами власти и органами власти субъекта федерации на основании конституции и договора. Однако, субъект федерации не обладает государственным суверенитетом, не может быть субъектом международных отношений. В большинстве случаев, федеральные Конституции федеративных государств запрещают выход (сецессию) субъекта федерации из состава федерации, преследуя, таким образом, цель сохранения территориальной целостности страны. Как правило, для федеративных государств характерны следующие черты:

1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.

2. В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

3. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц.

5. Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

 

Классификация федеративных государств представлена на рисунке 5.1:

 

В симметричных федерациях статус субъектов федерации одинаковый, в асимметричных – различается. По особенностям выделения субъектов различают федерации с выделением субъектов по национальному признаку, территориальному и смешанному. Национальный признак используется в многонациональных государствах, там, где культурные, этнические и конфессиональные особенности играют значительную роль в организации жизни общества. Примером может быть Индия, в которой границы штатов были реорганизованы в 1956году по языковому признаку.

В однородных в национальном отношении государствах, или когда эти особенности не играют значительной роли, например, в случае значительного культурного смешения, применяется территориальный признак. Здесь типичным примером выступают США, население которых в культурном отношении сформировалось в XVIII-XIXвв. Для описания этого процесса сами американцы применяют термин melting pot – тигель, плавильная печь, а границы территорий штатов США зачастую проложены вдоль меридианов и параллелей, начисто игнорируя возможность этнических особенностей управления.

Рисунок 5.1. Классификация федеративных государств.

 

Смешанный признак применяется в государствах, где на разных территориях присутствуют оба этих признака. Конституционные федерации возникают в границах ранее существовавших государств в результате государственных преобразований. Зачастую конституционные федерации возникают после распада империй. Договорные федерации – вновь создаваемые государства, возникающие в форме союзов суверенных государств с последующей централизацией. Как правило, предшествующая стадия такой федерации – конфедеративное государство. Примером может служить Швейцария, в настоящее время являющаяся федерацией, но официально именуемая Швейцарской Конфедерацией. Критерий централизации федеративного государства аналогичен такому же критерию в унитарном государстве. В конституциях обычно утверждается признак территориальной целостности государств, что делает выход территории из состава государства неконституционным. В настоящее время возможность выхода (сецессии) субъекта из состава государства предусмотрена законодательством Канады и Великобритании (Великобритания – унитарное государство), а реализованные примеры сецессии сопровождаются либо распадом государства (Югославия, Чехословакия, СССР), либо оцениваются неоднозначно, и, как правило не признаются страной, утратившей территориальную целостность и её союзниками (Сербия и Косово, Грузия и Абхазия, Грузия и Южная Осетия), либо были осуществлены в ходе национально-освободительной или гражданской войны.

Федеративное устройство в настоящее время имеют 27 из 195 государств. Как правило, это крупные государства.

Россия – федеративное государство. Основным нормативным актом – Конституцией РФ – в качестве основы федеративного устройства признается разграничение предмета ведения и полномочий органов власти различных уровней (ст.5), определена структура органов государственной власти (ст.11), установлен особый статус органов местного самоуправления (ст.12).

Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти устанавливалось Федеративным договором 1992 года (Действующей Конституцией, принятой в 1993 году устанавливался приоритет Конституции над действующим Федеративным договором). С 1994 по 1998 год были подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами федерации. Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (119-фз от 24 июня 1999) установлен приоритет федеральных законов перед Федеративным договором и Договорами о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами. Тем же законом установлено, что договоры до подписания Президентом РФ должны быть рассмотрены в законодательном (представительном) органе региона и в Совете Федерации. Предписано привести ранее заключенные договоры и соглашения в соответствие с этим законом в течение трех лет со дня вступления его в силу. Летом 2001 года ряд регионов выступили с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных ими с федеральным центром. С 21 декабря 2001 по 21 апреля 2002 подписаны 28 двусторонних (трехсторонних) актов о прекращении действия договоров. Остальные 14 договоров продолжают действовать. таким образом, в настоящее время разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти определяется Конституцией РФ, и федеральными законами: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» N 184-ФЗ от 06.10.1999 и «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» N 119-ФЗ от 24.06.1999.

Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

 

Структура органов власти в Российской Федерации

Структура органов власти в Российской Федерации приведена на рисунке 5.2.

 

 

Рисунок 5.2. Структура органов власти в Российской Федерации

 

Согласно Конституции Российской Федерации органы власти подразделяются на органы государственной власти – федеральные и субъектов федерации, и органы местного самоуправления. Далее вкратце рассмотрим правовые основы формирования и функционирования органов власти.

 

Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации. Его статус, полномочия и функции определены главой 4 Конституции РФ. Он избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет, является главой государства.

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации 1993г. фактически закрепила сложившийся на тот период status quo – соотношения власти между политическими группами после конституционного кризиса 1992-1993гг. и октябрьских событий 1993г., в результате которых в ходе вооруженного столкновения властей были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет. В Конституции 1993 года Президенту представлены большие полномочия, чем в ранее действующей Конституции РСФСР 1978г (с поправками 1989-1992гг.).

Согласно Конституции 1993 года Президент является главой государства и не относится ни к какой ветви власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, назначает Премьер-министра, которому подчиняется Правительство (ветвь исполнительной власти), формирует Администрацию Президента, в структуре которой присутствуют должности полномочных представителей Президента в федеральных округах и субъектах федерации. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности. Президент является верховным Главнокомандующим - назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждает военную доктрину Российской Федерации, в случае военной агрессии может вводить военное положение.

При Президенте действуют совещательные органы, важнейшим из которых является Госсовет. Помимо Госсовета совещательными и консультативными органами являются советы и комиссии.

Президент обладает законотворческой инициативой, а также издает документы: Указы и Распоряжения – нормативные акты; послания Федеральному Собранию – политико-правовой документ, в котором содержится видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу, бюджетные послания.

 

Федеральное собрание

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования и задачи отражены в таблице 5.1.

В составе обеих палат формируются рабочие группы: комитеты и комиссии. При Совете Федерации формируются консультативные органы: советы, экспертные, координационные, консультативные советы, палаты и прочие. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Половина аудиторов и Председатель счетной Палаты назначается Государственной Думой, другая половина аудиторов и заместитель Председателя – Советом Федерации.

 

Таблица 5.1. Порядок формирования и задачи палат Федерального собрания

  Совет Федерации Государственная Дума
Порядок формирования Назначение по 2 сенатора от каждого субъекта федерации - от исполнительной и законодательной власти - 170 сенаторов Выборы (всеобщее тайное голосование) - 225 депутатов по одномандатным округам, 225 - по федеральным спискам. Всего 450 депутатов
Правовые основы формирования Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Задачи Ст. 102 Конституции РФ Ст. 103 Конституции РФ

 

Основная функция Парламента – принятие законов. Правом внесения законопроектов для рассмотрения (законодательной инициативой) в Государственную Думу в соответствии со тс. 104 Конституции наделены:

· Президент Российской Федерации;

· Совет Федерации, члены Совета Федерации;

· депутаты Государственной Думы;

· Правительство Российской Федерации;

· законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

· Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу, где они передаются на рассмотрение профильному комитету, который выносит законопроект на голосование. Первое голосование по законопроекту – концептуальное, то есть принимается принципиальное решение: нужен ли такой закон или нет. Если законопроект принимается в первом чтении – следующая стадия его согласование, внесение поправок, публичные обсуждения. Координацию этой работы осуществляет профильный комитет Государственной Думы. По завершении согласований и внесения поправок законопроект выносится на голосование во втором чтении. В случае, если законопроект принимается – он направляется на правовую экспертизу, затем осуществляется окончательное голосование в Государственной Думе – в третьем чтении. После третьего чтения закон передается в Совет Федерации, где должен быть рассмотрен в течение 14 дней. Отдельные категории законов рассматриваются Советом Федерации в обязательном порядке (ст. 106 Конституции). Для прочих законов действует норма - если закон не отклонен в 14-дневный срок, он считается принятым Советом Федерации и передается на подписание и обнародование Президенту. Советом Федерации и Президентом закон может быть отклонен (право вето). В этом случае закон возвращается на доработку в Государственную Думу. Президентское вето может быть преодолено голосованием не менее 2/3 членов Государственной Думы и Совета Федерации. Для большинства законов Конституцией установлено правило: они принимаются не менее чем половиной депутатов Государственной Думы. Если количество голосовавших депутатов менее 225, то голосование признается не состоявшимся и переносится на другое время.

Председатель Правительства и Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства и Правительство Российской Федерации – органы исполнительной власти. В соответствии со ст. 112 Конституции, Председатель Правительства представляет Президенту предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти. Практически же структура федеральных органов исполнительной власти – сущность достаточно консервативная, редко изменяемая. Её преобразования происходят обычно не в период смены Президента, а в ходе административных реформ, отличающихся друг от друга масштабами преобразований. Крупная административная реформа была предпринята в 2004 году (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314). В настоящее время структура органов исполнительной власти установлена указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с этим указом (ред. от 31.03.2014) федеральные органы исполнительной власти делятся на 3 группы:

1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам: МВД, МЧС, МИД, МинОбороны, МинЮст, 10 федеральных служб и 5 федеральных агентств.

2. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам: 17 министерств, которым подчинены в общей сумме 14 федеральных служб и 17 агентств.

3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации: 8 служб и 3 агентства.

Функции, задачи и полномочия федеральных органов исполнительной власти определятся нормативными актами: федеральными законами, указами Президента и Постановлениями Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти включает центральный аппарат, состоящий из отделов и департаментов, а также территориальные органы, называемые, как правило, главными управлениями. Территориальные управления федеральных органов исполнительной власти могут иметь структурные подразделения меньшего масштаба – на уровне муниципальных образований (районные налоговые инспекции, отделы федеральной миграционной службы и т.д.). Министерство внутренних дел и Министерство обороны имеют особую территориальную структуру, которая определяется спецификой решаемых задач. Территориальной единицей МВД, МО является округ.

 

Судебная система.

Структура, задачи и полномочия судебной системы определяются гл. 7 Конституции и Федеральным конституционным законом «О судебной системе» №1-ФКЗ от 31.12.1996. Структура судебных органов приведена на рисунке 5.3.

Конституционный суд Российской Федерации контролирует Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов федерации контролируют соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам). Суды общей юрисдикции (подчиненные Верховному суду Российской Федерации) рассматривают уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Военные суды рассматривают те же дела, в случаях, когда они имеют отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба. Арбитражные суды рассматривают экономические споры хозяйствующих субъектов. Мировые судьи рассматривают уголовные дела (с максимальным сроком наказания до 3-х лет лишения свободы), семейные дела (разводы если нет спора о детях, раздел имущества суммой менее 50 тыс. руб.), дела об административных правонарушениях; имущественные споры с суммой иска менее 50 тыс. руб. не связанные с аспектами интеллектуальной собственности.

 

Рисунок 5.3. Судебная система Российской Федерации

 

Изначально судебные дела рассматриваются в судах первой инстанции: мировых судах, районных судах, арбитражных судах субъектов федерации. Обжалование приговоров судов первой инстанции может осуществляться в вышестоящих судебных инстанциях. Решения мирового судью обжалуются в районном суде. С 5 мая 1998 года Россия ратифицировала европейскую конвенцию по правам человека, и с этого времени последней инстанцией, где могут быть обжалованы приговоры по делам, касающимся нарушения прав человека со стороны государственных органов, является Европейский суд по правам человека. Для прочих судебных решений судами последней инстанции являются Верховный Суд или Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации помимо выполнения роли судов последней инстанции осуществляют обзор судебной практики, дают разъяснения по вопросам применения права в тех или иных ситуациях, осуществляют судебный надзор за деятельностью нижестоящих судебных инстанций.

 

Прочие органы власти.

Помимо перечисленных органов власти, формирующих Президентскую, законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, существуют другие государственные структуры, реализующие властные полномочия: Центральный Банк Российской Федерации, Генеральная Прокуратура, Центральная Избирательная Комиссия

Законодательная власть субъектов федерации

В соответствии с Конституциями (уставами) субъектов федерации, в них сформированы законодательные собрания субъектов федерации, Они имеют различные названия, состав и механизмы формирования. Другое собирательное название этих органов – региональные парламенты. Самый многочисленный региональный парламент – Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан – 110 депутатов. Минимально количество депутатов в Собрании депутатов Ненецкого Автономного Округа -11. Срок полномочий законодательных собраний субъектов федерации – 4-5 лет. Порядок формирования определяется региональными законами о выборах в законодательное собрание субъекта федерации. Основная функция законодательных органов субъектов федерации - разработка, рассмотрение и принятие региональных нормативных актов (законов).

 

Органы исполнительной власти субъектов федерации.

Главой субъекта федерации и главой исполнительной власти является высшее должностное лицо – Губернатор. В Республиках этой должности соответствует Президент Республики, также встречается название «Глава областной (краевой) администрации. В настоящее время глав субъектов избирает население, а в период с 2005 по 2012г главы регионов назначались законодательными собраниями регионов по представлению Президента России. Орган исполнительной власти формируется губернатором, его статус определяется Конституцией или уставом субъекта федерации. Органом, осуществляющим в субъекте Федерации исполнительную и распорядительную власть, является правительство (администрация), иногда называемое «Кабинетом министров» или «Советом министров». В республиках, где отсутствует институт президентства, правительство формируется органом законодательной власти и перед ним ответственно. В субъектах, где есть глава субъекта, правительство формируется главой и несет ответственность перед ним и органом законодательной власти субъекта. В ведении исполнительных органов власти находятся преимущественно вопросы социально-экономического развития регионов.

Помимо органов исполнительной власти самих субъектов федерации, на территориях субъектов федерации действуют органы федеральной исполнительной власти. Разделение предметов ведения, полномочий, координация и взаимодействие органов федеральной и региональной исполнительной власти определяются устанавливающими документами (постановлениями) и регламентами работы этих ведомств.

 

Местное самоуправление.

Местное самоуправление гарантируется главой 8 Конституции РФ и детализируется федеральным законодательством (Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ). Местное самоуправление осуществляется в рамках муниципального образования. Виды муниципальных образований приведены на рисунке 5.4. Количество муниципальных образований приведено в таблице 5.2.

 

Рисунок 5.4. Виды муниципальных образований

 

Таблица 5.2. Муниципальные образования в России[16].

всего муници-пальные районы городские округа внутри-городские терри-тории горо­дов федераль­ного значения поселения
всего в том числе
город-ские сель-ские
23 066 1 829     20 439 1 664 18 775

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных