Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Я концепция. Учение о функциональной системе




Новое представление о ВПФ как общественно-исторических по происхождению, их прижизненном формировании требовало и новых представлений о физиологической их основе. А. Р. Лурия считал неправомерным объяснение взаимодействия сложных ВПФ с мозгом в понятиях классической физиологии условных рефлексов, рассматривая эти попытки как проявления «физиологического редукционизма» [23]. Наиболее адекватным для объяснения психофизиологических механизмов психической деятельности Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. считали созданное П. К. Анохиным учение о функциональных системах.

Общая идея о функциональных объединениях в центральной нервной системе появилась еще в XIX веке. Еще В. Вундт писал [53], что в основе человеческих специ­фических форм деятельности лежат физиологические про­цессы мозга, но не элементарные, а сложные их соединения, возникающие в ходе индивидуального развития. В конце XIX века появились работы русских ученых не только об ин­теграции как закономерном способе работы мозга, но и идея о социально-биологической интеграции как высшем уровне функционирования человеческого организма, в т. ч. и голов­ного мозга (Н. И. Огарев, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и др.). И. П. Павлов обозначил это свойство физиологии мозга принципом системности работы больших полушарий головного мозга. А позже А. А. Ухтомский вы­двинул идею о существовании особых физиологических или функциональных органов нервной системы. Он писал: «Обычно с понятием орган наша мысль связывает нечто морфологически отличное, постоянное, с какими-то постоянными статическими признаками. Мне кажется, что совер шенно не обязательно, и в особенности духу новой науки было бы свойственно не видеть здесь ничего обязательного» [38. С. 283].

Так возникла идея, получившая экспериментальное под­тверждение, о функциональных объединениях физиологи­ческих процессов в сложные системы, реализующие ВПФ. Прижизненное индивидуальное формирование психических процессов, зависящих от жизненных условий [1; 2; 25; 31; 39; 40; 53 и др.], шло одновременно и благодаря формированию и развитию во времени функциональных систем, которые, собственно, и являются психофизиологической основой ВПФ. Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах советских исследователей Н. А. Бернштейна [3], Э. А. Асратяна [2], Г. И. Полякова [34], П. К. Анохина и его научной школы [1], А. Р. Лурии (для высших психических процессов) [24; 25; 27]. П. К. Анохин и его научная школа рассматривали интеграцию в центральной нервной системе как закономерный физиологический феномен, а функциональную систему как самый высший принцип интегрирования частных механизмов. Сама идея об интеграции, как известно, принадлежала многим видным философам и неврологам, физиологам и психологам. Изначально к ней обратился известный философ Спенсер, затем стали широко известны работы в этом направлении Шеррингтона, Мунка, Геринга, и др. В дальнейшем теория об интегративном способе работы мозга развивалась совместно с идеей о его компенсаторных возможностях.

Что такое функциональная система? П. К. Анохин писал, что функциональная система представляет собой избирательное динамическое образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических образований, часто территориально расположенных в различных частях центральной нервной системы, однако всегда объединенных функционально, т. е. на основе выполнения одной задачи для получения конечного приспособительного эффекта. Он писал также о компенсаторной роли функциональных систем. Состав всех функциональных систем — это афферентации, поступающие от различных частей мозга. Функциональная система представляет собой замкнутую систему и работает благодаря постоянной связи различных анализаторных систем.

Важно отметить, что нет афферентации вообще, как писал П. К. Анохин, а есть афферентация, принадлежащая определенной функциональной системе. Функциональная система отличается количеством и качеством афферентации, входящих в ее состав. Она может перераспределять афферентации в зависимости от задачи, при этом всегда сохраняя свою целостность [1].

Функциональная система обладает большим числом полезных свойств, одним из которых является регулятивное свойство, присущее ей как целому, но не имеющееся у ее частей. «Регулятивные свойства функциональной системы заключаются прежде всего в том, что при любом дефекте в одной из ее частей, приводящем к нарушению полезного эффекта, происходит быстрая перестройка составляющих ее процессов» [1. С. 213]. То же самое имел в виду и И.П. Павлов, когда писал о том, что организм есть в высшей степени саморегулирующаяся система [31]. Исследователи писали о разных видах и механизмах компенсации, направленной на исправление дефекта, на его возмещение. Головной мозг и особенно его кора представляют собой такое место, в котором переплетается огромное количество различных функциональных систем разного приспособительного значения; выделить структуры всех этих функциональных систем весьма затруднительно, считал П. К. Анохин. Он условно делил функциональные системы на более простые, биологические, и функциональные системы более сложные, обеспечиваю­щие психическую жизнь индивида, которые он называл поведенческими.

Функциональные системы, обеспечивающие жизненно важные биологические процессы, такие как дыхание, пищеварение, движения и др., возникают до рождения ребенка, осуще­ствляя взаимодействие организма с окружающей биологической средой и решая задачи выживания. Ребенок рождается на свет с миллионами таких готовых функциональных систем. Функциональные системы характеризуются рядом принципов работы. Первым важным принципом этих первичных функциональных систем является принцип минимального обеспечения функциональной системы. Суть этого принципа заключается в том, что функциональная система не сразу появляется в полной форме такой, как она представлена у взрослого. Создается положение, при котором задолго до окончательной консолидации всех звеньев функциональная система приобретает приспособителъную функцию в жизни новорожденного раньше, чем она окончательно созреет (см.: [1. С. 95]). Это минималънов, весьма несовершенное объединение имеет глубокий биологический смысл, суть которого заключается в том, что если бы субъект должен бы был появиться на свет раньше срока, то для его выживания были бы необходимы такие биологические функциональные системы. «Малейшее расхождение во времени вступления различных компонентов функциональной системы в действие может повести к полной дезинтеграции процессов в масштабе целой функциональной системы и к потере приспособительного эффекта». И далее: «Из сказанного следует, что гетерохронные процессы роста и созревания в самой центральной нервной системе представляют собой одновременно как показатель внутрисистемной гетерохронии, так и показатель межсистемной гетерохронии» [1. С. 96].

Важным является и принцип консолидации компонентов функциональной системы, составляющий критический момент в ее развитии. «Момент консолидации раздельно и в разное время созревающих компонентов функциональной системы представляет собой исключительно важный, критический момент, в котором немедленно ведущее значение приобретает контрольный компонент системы, придающий окончательную физиологическую архитектуру этой системе» [1. С. 94].

Следующей характеристикой функциональных систем является принцип гетерохромной закладки, роста и развития компонентов функциональной системы. Смысл этого принципа заключается в том, что все компоненты функциональной системы, как бы много их ни было, составляют единое целое, т. е. функциональную систему, но части ее развиваются и консолидируются в разное время. «Вполне вероятно, что многие случаи пренатальной неполноценности функций у новорожденных связаны с недостаточной степенью развития и закладки отдельных компонентов функциональной системы, т. е. их недостаточной консолидацией к моменту рождения» [1. С. 92]. А случаи постнаталъной несформированности тех или других ВПФ могут быть связаны с недостаточностью развития функциональных систем в определенный отрезок времени.

П. К. Анохин обращал внимание в своих работах на особый статус и строение поведенческих функциональных систем. У Вундта мы также находим мысль о специфическом характере деятельности человека и о том, что в ее основе лежат не элементарные физиологические процессы, а сложные их соединения, возникающие в ходе индивидуального разви­тия. И. П. Павлов писал о принципе системности в работе больших полушарий мозга [31], а Ухтомский выдвинул мысль о существовании особых физиологических органов нервной системы [23; 43].

Функциональные системы у человека, у ребенка представляют собой новый уровень интеграции физиологиче­ских и мозговых основ психической деятельности, уровень предметной деятельности, речи, произвольного поведения, памяти и других произвольных форм психики человека. Эти функциональные системы создаются под влиянием совершенно новых (не имеющих места у животных) аффе­рентных синтезов; ведущей афферентацией для такой функциональной системы является отражение предметного мира, который ведет к формированию предметных действий, поведения. И они не появляются в готовом виде к рождению ребенка, в отличие от простейших функциональных систем, и не созревают самостоятельно, но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка, становясь материальным субстратом психических функций. Функциональные системы поведенческого характера являются более сложными, и они решают другие задачи. Для них существуют узловые точки роста и созревания, которые объединяют собой все акты и все параметры функциональной системы как едини­цы интегративной деятельности целого мозга. Таким узловым свойством обладает созревание подкорковых восходящих свя­зей и их динамических взаимодействий, а также и созревание лобных систем мозга. Лобные доли коры мозга обладают спо­собностью удерживать в каком-то синтетическом объедине­нии различные виды афферентаций. Благодаря этому афферентному синтезу человек строго координирует свои пове­денческие возможности в соответствии с данной ситуацией.

Поведенческие функциональные системы в своем формировании и развитии подвергаются смысловой перестройке благодаря участию в них лобных систем мозга. Смысловое воздействие на функциональные системы является важнейшей характеристикой поведенческих функциональных систем. Смысловая перестройка функциональной системы — это, по сути, психологическая реорганизация физиологических процессов, это перевод процесса функциональной системы на высший уровень деятельности [1; 25; 52].

Следует обратить особое внимание и на такую характеристику, как регулятивное свойство функциональной системы как целостного образования, которая представляет собой конкретный физиологический аппарат саморегуляции и гомеостазиса (см.: [1. С. 213]). Характеризуя содержание и функции функциональной системы, П. К. Анохин писал, что «... каж­дая функциональная система обладает регулятивными свой­ствами, присущими ей как целому, но не имеющимися у ее ча­стей. Эта внутрисистемная регуляция осуществляется прежде всего за счет внезапного перераспределения слитно-тониче­ских взаимодействий между частями системы» [1. С. 213]. Третьим важным ее качеством является интегративное свойство. «Интегративный характер функциональной системы сказывается в том, — писал П. К. Анохин, — что при любом нарушении ведущих афферентных импульсаций или при отклонении в конечном результате на сцену моментально выхо­дят резервные афферентации» [1. С. 255].

Важной ее характеристикой является полирецепторностъ состава функциональной системы, т. е. она обладает определенным динамическим набором афферентаций, идущих с различных рецепторов (рецептор — лат. — берущий, принимающий, концевое образование анализатора), т. е. с различных зон мозга. Афферентные сигналы образуют афферентное поле, которое и обеспечивает нормальную работу всей функциональной системы. Афферентное поле закладывается в онтогенезе, прижизненно, и его развитие идет по пути сужения количества афферентаций. При достаточной сформированности функциональной системы и той ВПФ, которую она обеспечивает, выделяется одна «ведущая афферентация», а остальные не исчезают, а уходят в «резервный фонд». Они переходят в латентное состояние. При любом отклонении в реализации функциональной системы или ВПФ резервные афферентации снова вступают в работу.

Приведем пример. Письмо издавна представлялось сложным двигательным актом и наивно локализовалось в средних отделах премоторной зоны левого полушария (так называемый «центр Экснера»). Однако сегодня в психологии хорошо известно о сложной многозвенной психологической структуре письма, состоящей по крайней мере из трех звеньев: звукоразличения, перешифровки звуков в буквы, перешифровки букв в системы движений.

Психофизиологической основой этого сложного психического процесса является совместная работа речедвигательного, слухового, оптико-пространственного и двигательного анализаторов. Таким образом, афферентации идут с нижнетеменных, височных, затылочных и заднелобных отделов мозга. У взрослого человека остается лишь одна (ведущая) афферентация — слуходвигательная. Эти идеи о психических функциях как функциональных системах, о «ведущих» и «резервных» афферентациях, о полиафферентном составе функциональной системы, ее прижизненном формирова­нии, пластичности легли в основу теоретических принципов восстановительного обучения. Такие характеристики функциональных систем делают понятным возможность восстановления ВПФ путем использования резервных афферентаций и др. Именно на основе этих представлений и строится определенная система нейропсихологических методов, на­правленная на эту перестройку функциональных систем.

Такие «составные акты», т. е. функциональные системы, вначале всегда имеют развернутые внешнедвигательные компоненты, которые затем заторможиваются, а акт в целом меняет свою первоначальную структуру, все более сокращается и автоматизируется. В результате этих трансформаций и возникает устойчивая и в то же время подвижная система,

которая функционирует как единый функциональный ор­ган.

По мере развития ВПФ функциональные системы пре­вращаются в единые «функциональные органы», а кора го­ловного мозга становится органом, способным формировать новые функциональные физиологические органы. Что такое функциональный орган? Это, по А. А. Ухтомскому, подвиж­ные физиологические органы мозга [38], формирующиеся в процессе присвоения действий окружающих ребенка людей. А. Н. Леонтьев писал, что функциональный орган — это но­вообразования, возникающие в процессе индивидуального (онтогенетического) развития. Они и являются материаль­ным субстратом специфических человеческих способностей и функций, которые формируются у человека прижизненно в ходе овладения миром [20; 21]. Новые функциональные об­разования, функциональные объединения или органы фор­мируются у каждого человека вновь и вновь. «Природа наша делаема» [21. С. 408].

Такие характеристики функциональной системы (или функционального органа), как прижизненное формирование, пластичность, подвижность ее составных частей, полирецепторность, наличие «резервных» афферентаций, делают понятной возможность формирования, коррекции и восстановления ВПФ путем перестройки функциональных систем. Именно на основе этих представлений и строится определенная система неиропсихологических методов, направленная на эту перестройку и на создание новых функциональных систем. Учение о функциональных системах позволило по-новому решить и вопрос о локализации ВПФ.

Такие представления о развитии психики, о прижизненном формировании ВПФ, о формировании функциональных органов и таких их характеристик, как пластичность, подвижность их частей, полирецепторность, наличие резервных афферентаций и др., дают все основания думать о больших возможностях формирования ВПФ у детей с отклонениями в их развитии. Исходя из этих современных представлений о связи пси­хики с мозгом, его функциональными органами и др., можно сделать предположение о возможной причине (одной из многих) несформированности психической деятельности у детей, или дефиците психического развития и др. — это неблагополучие в развитии функциональных систем. В одних случаях это может быть неполнота состава функциональной системы, т. е. в ее структуру вошли не все афферентаций, необходимые для реализации тех или других ВПФ, либо задержка консолидации тех частей мозга, совместная работа которых обеспечивает те или другие психические свойства функции, либо дезинтеграция той или иной функциональной системы (у де­тей с аномальным развитием), либо задержка высших уров­ней интеграции функциональных органов. Возможно и отсутствие одной из важнейших характеристик функциональных систем.

Какую же роль функциональная система играет в формировании и развитии психической деятельности ребенка и при ее отклонении от нормы? Прежде всего она является ма­териальным субстратом психических функций и представляет собой избирательное динамическое образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических об­разований.

Подводя итоги, остановимся еще раз на характеристиках функциональных систем. Функциональные поведенческие системы отличаются от других и имеют ряд характеристик, указывающих на их состав и функции.

1. Функциональная система — это рабочая констелляция, союз отдельных участков мозга.

2. Эти участки мозга территориально независимы.

3. Но они объединены на основе выполнения общей инвариантной задачи вариативными средствами.

4. Каждый участок мозга вносит свое специфическое в общую работу функциональной системы.

5. Функциональная система — это целостное образование, и ее составная природа не проявляется;

6. Каждая составляющая часть функциональной системы подчиняется как часть целому.

Разнородный анатомический и физиологический состав обнаруживается лишь при распаде функциональной системы, возникающем при поражениях мозга либо при задержке ее созревания и консолидации отдельных ее частей. Каждая функциональна система полирецепторна, т. е. она обладает, как мы писали выше, набором афферент­ных сигналов, идущих с разных ее участков. Эти аффе­рентные сигналы у детей образуют довольно обширное афферентное поле, обеспечивающее нормальное разви­тие функциональной системы и тех ВПФ, основой кото­рых она является. Афферентное поле закладывается в онтогенезе прижизненно.

Функциональная система обладает рядом важных характеристик или принципов ее работы, о которых мы писали выше:

• принцип минимального обеспечения функциональной системы;

• принцип консолидации функций системы;

• принцип гетерохронной закладки, роста и развития компонентов функциональной системы;

• принцип регулятивной деятельности функциональной системы;

• принцип смысловой перестройки функциональных си­стем;

• принцип целостности образования функциональной системы;

• обладание свойствами, не имеющими места у ее частей.

Все перечисленные физиологические свойства функциональной системы являются ее отличительными чертами, когда она выступает как целое, в приспособительной дея­тельности организма. В заключение мы хотели бы еще раз повторить слова П. К. Анохина о важности функциональных систем в формировании и реализации психической деятельности человека: «Интегративный характер функциональной системы сказывается в том, что при любом нарушении веду­щих афферентных импульсаций или при отклонении в ко­нечном результате на сцену моментально выходят "резервные" афферентные импульсы, и в результате функциональ­ная система как целое сохраняет свою полезную для организма архитектуру» [1. С. 214].

Именно динамический состав и интегративный характер функциональной системы создают возможности для формирующего, коррекционного и восстановительного обучения детей с проблемами развития психики. А в отечественной психологии было показано, что путь интеграции высших психических функций тоже есть путь формирования определенных психологических систем ВПФ. Во всех этих случаях ВПФ не являются продолжением или развитием элементарных психических функций, а представляют собой целое, в котором элементарные функции являются одной из инстан­ций ВПФ (см.: [7. С. 371]).

Естественно, что это учение о функциональных системах как психофизиологической основе ВПФ решительно изме­нило взгляды исследователей на проблему локализации ВПФ в головном мозге.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных