Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА




(или порождающая лингвистика) - направление в структурнойлингвистике, возникшее в 1950-е гг., основателем которогоявляется американский лингвист Ноам Хомский. Г. л. настолькоизменила большинство представлений традиционной структурнойлингвистики, что ее называют "хомскианской революцией" вязыкознании. В основе Г. л. лежит представление о порождающей моделиязыка, то есть о конечном наборе правил, способных задать, илипородить, все правильные, и только правильные, предложенияязыка. Таким образом, Г. л. не описывает язык, как это делалатрадиционная лингвистика, в том числе и структурная, апредставляет процесс моделирования языка. Зарождение Г. л. связано с послевоенным стремлением кмоделированию, с компьютерной революцией, с построением моделигенетического кода, с развитием машинного перевода иматематической лингвистики. Наиболее понятной и простой для объяснения является модель"по непосредственно составляющим". Надо сказать, что Г. л.прежде всего отличается от традиционного языкознания тем, чтоона в буквальном смысле перевернула представления о том, как, скакой стороны языковой иерархии порождается речь. Традиционныепредставления: из звуков складываются части слов, из них -слова, из них - словосочетания, а из словосочений предложения.С точки зрения Г. л. порождение речи происходит от синтаксиса к фонологии, то есть начиная с самых абстрактныхсинтаксических структур. Вот как выглядит модель непосредственно составляющих дляпредложения - Маленький мальчик ест мороженое. В начале анализа имеется идея целостного предложения (S),затем предложение раскладывается на именную группу (N;маленький мальчик) и глагольную группу (V; ест мороженое).Затем конкретизируются именная группа (она членится наопределение (А) и определяемое слово) и глагольная группа - наглагол и прямое дополнение (O). Графически можно представитькак дерево составляющих * Казлось бы, все просто, и Г. л. напоминает школьный анализпо членам предложения (кстати, Хомский подчеркивал, что Г. л.стремится формализовать именно такие традиционные предстюленияо языке). Но поначалу, когда язык программирования былнесовершенным, компьютер иногда не различал тонкостейестественного языка, например синонимию и омонимию, и порождалбезупречные с синтаксической точки зрения, но семантическианомальные предложения. Такие, например (примеры взяты из книгиЮ.Д. Апресяна): Когда инженер Смолл смазан, вода в звонках подогревается. После того как он покрыт, оно никогда не восхищается егопаром. Оно больше им не управляет, и не кладет оно его под четырегладких пола. Последователи Хомского начали понимать, что не синтаксис,а семантика, смысл предложения. И появилось новое направлениеГ. л. - генеративная семантика. В ее формировании сыгрализначительную роль русские ученые - И. Мельчук, А.К. Жолковский,Ю. Мартемьянов. Огромной заслугой Хомского перед наукой была разработкатак называемого трансформационного анализа. Например,традиционный синтаксис не знал, как быть с предложениями: (1) Мальчик ест мороженое. (2) Мороженое съедается мальчиком. Что это - одно и то же предложение или два разных? С однойстороны, оба предложения передают одно и то же сообщение, нопочему-то в первом "мальчик" - это подлежащее, а во втором -косвенное дополнение в творительном падеже. Хомский ввел разграничение глубинной и поверхностнойсинтаксических структур. С точки зрения глубинной структуры,(1) и (2) - это одно предложение, с глубинным подлежащим(агентом) - мальчиком и глубинным объектом (пациенсом) -мороженым. Предложения (1) и (2) - поверхностные вариантыглубинной структуры. (1) - так называемая активная конструкция- является фундаментальной. Переход от (1) к (2) называетсяпассивной трансформацией. Трансформаций может быть много -около десяти, например негативная: (3) Мальчик не ест мороженого - Неверно, что мальчик естмороженое; или номинативная (то есть трансформирующая предложение изпредикативного в номинативное, назывное): (4) Мальчик, который ест мороженое. Трансформационный анализ Хомского напоминает то, чтоделали в духе строгого контрапункта в серийной музыке начала ХХв. (см. додекафония). А теперь расскажем о генеративной семантике; разберемсамую простую и хронологически первую ее модель Дж. Каца и Дж.Фодора. Она называется моделью семантических составляющих, илимаркеров. Эта модель строит дерево, подобное тому, котороестроил Хомский для синтаксиса предложения. Теперь оно строитсядля семантики многозначного слова. Рассмотрим хрестоматийныйпример. Анализ слова bachelor, которое в английском языке имеетчетыре значения: 1) бакалавр; 2) холостяк; 3) девушка(незамужняя дама) и 4) бычок. Модель Каца - Фодора основываетсяна том, что слово обладает дифференциальными семантическимипризнаками подобно тому, как ими обладает фонема (см. фонология). И эти признаки, так же как фонологические,строятся в виде бинарных оппозиций (см.). В данном случае это пять признаков: 1. одушевленный / неодушевленный 2. человек /нечеловек 3. мужской / немужской 4. обладающий / не обладающий ученой степенью 5. замужний / незамужний (женатый / неженатый) (ванглийском языке это одно слово married). Ясно, что bachelor в значении "бычок" представляет собойсочетание признаков "одушевленный, нечеловек", а bachelor взначении "девушка-бакалавр" - "одушевленный, человек,немужской, обладающий степенью, незамужний". Эта сеть значенийслова может быть представлена графически в виде деревасемантических составляющих: * bachelor одушевленный человек нечеловек "бычок" мужской немужской обладающий не обладающий обладающий не обладающий степенью степенью степенью степенью "бакалавр" "бакалавр" женатый, неженатый женатый, неженатый "холостяк" "холостяк" замужний незамужний "девушка" замужний незамужний "девушка" Генеративные модели в 1950 - 1970 гг. строились и вобласти фонологии, и в применении к системе стиха (метрике).Однако в качестве господствующей лингвистической теории Г. л.осталась только в США. В Европе ее вытеснили более мягкие иориентированные на прагматику, то есть на живую человеческуюкоммуникацию, модели (см. теория речевых актов, логическаясемантика). Лит.: Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое влингвистике. - М., 1962. - Вып. 2. Кац Дж., Фодор Дж. Структура семантической теории // Тамже. - М., 1980. - Вып. 10: Семантика. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурнойлингвистики. - М., 1966.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных