Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов




 

Изучение дисциплины «Административное судопроизводство» невозможно без систематической самостоятельной работы над источниками права и учебным материалом.

Прежде чем приступить к подготовке к практическому занятию, рекомендуется внимательно ознакомиться с заданием предстоящего аудиторного занятия, которое содержится в рабочей программе учебной дисциплины.

Подготовку следует начать с подбора по тематике базы источников: нормативные материалы (законы, подзаконные акты и т.п.), лекционный материал, учебники, учебные пособия, комментарии к Кодексу административного судопроизводства РФ, монографические работы, научные статьи и т.д.

Сначала необходимо изучить нормативно-правовую базу по теме (раздел, главу, статьи КАС РФ), регулирующую рассматриваемый институт. Уровень подготовки студента не всегда позволяет ему правильно разобраться в содержании той или иной нормы. Поэтому одним из наиболее эффективных источников подготовки являются комментарии к действующему законодательству.

Лекции следует внимательно изучать, так как в них отражены как теоретическое изложение вопросов с обоснованием позиции различных правовых школ и самого лектора, так и последние изменения в законодательстве по рассматриваемым вопросам, которые еще возможно не отражены в учебной литературе.

В учебниках и учебных пособиях находит отражение широкий спектр вопросов, не освещенных в лекциях ввиду ограниченности времени, но позволяющих получить более широкое представление об изучаемой теме.

Изучение вопроса обычно начинается с ознакомления с определениями правового понятия. Основные определения правовых понятий административного судопроизводства следует учить наизусть. Однако при подготовке к занятию вопросы следует не зубрить, а понять их суть и уметь раскрыть их содержание.

Для того чтобы приобретаемые знания были осмысленными необходимо также ознакомление с судебной практикой. Как правило, руководящие разъяснения высших судебных инстанций содержаться в постановлениях Верховного Суда РФ.

Важным средством глубокого изучения административного судопроизводства является решение правовых ситуаций, которые составлены на основе материалов судебной практики, и подобраны, соответственно, по темам практических занятий.

Приступая к решению задач необходимо изучить все теоретические вопросы темы. Решение задач имеет целью закрепить теоретические знания и выработать навыки практического применения полученных теоретических знаний. Следует внимательно изучить условия задачи, обращая внимание на все детали фабулы.

Ответы должны быть четкими, исчерпывающими, аргументированными, со ссылкой на действующее законодательство.

При решении задач необходимо в первую очередь акцентировать внимание на процессуальных вопросах и не углубляться в поиск ответов, касающихся норм материального права.

При решении задач в письменной форме следует ответить на все поставленные вопросы с обязательной ссылкой на нормы права.

В ряде случаев помимо ответов на поставленные в задаче вопросы, предусмотрена необходимость составления процессуальных документов. Прежде чем изготовить проект процессуального документа необходимо изучить требования, которые к нему предъявляются законом (КАС РФ).

При разрешении некоторых правовых ситуаций по темам практических занятий, студентам необходимо составить проекты процессуальных документов, что, в свою очередь, придает занятиям прикладной характер, и способствует формированию и закреплению профессиональных знаний, навыков и умений в применении норм как процессуального, так и материального права.

Для студентов заочной формы обучения одной из форм промежуточной аттестации выступает контрольная работа, которая представляет собой один из видов самостоятельной работы и ориентировано на проверку и контроль уровня знаний студентов. При его выполнении студент имеет возможность закрепить и углубить теоретические знания, полученные при изучении дисциплины. Решение задач способствует развитию навыков анализа конкретной правовой ситуации, выбора необходимых правовых норм и умение сделать подробный аргументированный вывод.

Выполнение контрольной работы и проверка последнего преподавателем позволяет осуществлять контроль за самостоятельной работой студента, а также определить степень усвоения им соответствующих разделов курса; выявить имеющиеся пробелы в знаниях.

В течение всего периода, отведенного для изучения административного судопроизводства, следует иметь ввиду, что основная трудоемкость отводится на самостоятельную работу студента.

Видами самостоятельной работы являются:

- решение задач;

- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием
электронных баз данных;

- поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети Интернет;

- поиск и изучение судебной практики по определенным вопросам;

- подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций;

- проектная деятельность.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:

- составление проектов процессуальных документов, в том числе искового
заявления, апелляционной, кассационной, надзорной жалобы, проекта
судебного решения или определения, протокола судебного заседания;

- обобщение материалов судебной практики по определенным вопросам;

- подготовка к проведению ролевой игры;

- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов;

- составление схем, сравнительных таблиц.

Варианты и темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения, критерии оценивания

Одной из форм промежуточной аттестации, предусмотренной учебными планами, является выполнение по учебной дисциплине «Административное судопроизводство» контрольной работы.

Контрольная работа состоит из двух частей: 1) теоретической и 2) практической.

Теоретическая часть предполагает подготовку ответа на проблемный вопрос сферы административного судопроизводства и должна содержать совокупность информации нормативного, учебного и научного характера, раскрывающих содержание вопроса. Обязательным является наличие ссылок (с оформлением сносок) на научные работы авторов, имеющих публикации по данной проблематике (рекомендуемое количество - не менее 5-6 ссылок); приведение разнообразных точек зрения; собственные суждения по вопросу. Кроме того в теоретической части должны найти отражение не менее 1-2 примеров из официальной судебной практики (с обязательным указанием на реквизиты дела и источник заимствования информации). Примерный объем теоретического задания - 5-7 страниц печатного текста.

Практическая часть (решение задачи) должна включать в себя: 1) краткий ответ на поставленные в задаче вопросы; 2) обязательные ссылки на нормативно-правовые акты, а при необходимости - постановления Пленума ВС РФ, судебную практику; 3) логическое обоснование принятого решения. Примерный объем практического задания - 1-2 страницы печатного текста.

Определение варианта контрольной работы - номер варианта (с 1-го по 10) определяется последней цифрой зачетной книжки студента.

Структура контрольной работы: 1) титульный лист; 2) содержание; 3) ответы на задания (название теоретического вопроса и фабула задачи обязательно воспроизводятся в тексте работы); 4) список использованных источников.

Основные требования к оформлению контрольной работы - текст работы выполняется машинописным способом одинаковым цветом (черным) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210´297 мм) через полтора межстрочных интервала 14 шрифтом. Текст оформляется с соблюдением следующих размеров полей: левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Текст работы должен быть поделен на абзацы, каждый из которых выражает самостоятельную мысль. Обычно абзац состоит из нескольких предложений. Абзац начинают с новой строки отступом от левого поля на 15 мм (пять печатных знаков).

Перечень заданий

Вариант 1

1. Определение подведомственности и подсудности в административном судопроизводстве.

2. Заместитель Генерального Прокурора РФ обратился в Верховный суд Республики Саха-Якутия с заявлением о признании ряда положений Конституции Республики Саха-Якутия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению. Определением судьи Верховного суда Республики Саха-Якутия дело было принято к производству. В судебном заседании представители законодательного органа Республики Саха-Якутия потребовали прекратить производство по делу. По их мнению, право суда осуществлять проверку конституции субъекта РФ на соответствие федеральному закону КАС РФ прямо не предусмотрено, следовательно, это полномочие не отнесено к его компетенции. Решите дело.

Вариант 2

1. Участие и статус прокурора в административном судопроизводстве.

2. Сидорова обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления социальной защиты населения муниципального округа. По мнению Сидоровой, ей необоснованно отказали в выплате денежной компенсации за время нахождения в местах лишения свободы, право на получение, которой она имеет в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий». Никольская просила также компенсировать ей моральный вред в размере 5000 рублей, причиненный отказом в выплате требуемой суммы. В заявлении Сидорова указала, что она родилась в 1941 г. в исправительном учреждении, где отбывала наказание в местах лишения свободы ее мать по приговору суда. Сидорова находилась там до 1945 г., т.е. до момента освобождения из мест лишения свободы ее матери. Данный факт нахождения Никольской в местах лишения свободы был установлен решением суда. Решите дело.

Вариант 3

1. Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

2. В краевом суде рассматривалось дело по заявлению Никитенко о признании противоречащим федеральному закону и частично недействующим распоряжения администрации области «О мерах по ужесточению контроля за уборкой территорий рынков». От представителей краевой администрации поступило заявление о признании требований заявителя. Исходя из того, что администрация фактически признала обоснованность его доводов, Никитенко заявил ходатайство об отказе от своих требований. Суд не стал удовлетворять ходатайства сторон, и продолжил рассмотрение дела по существу. Правильны ли действия суда?

Вариант 4

1. Представительство в административном судопроизводстве.

2. Определением судьи возвращено заявление Перцева об оспаривании действий начальника районного отделения Управления труда и занятости, отказавшего в регистрации его в качестве безработного. Возвращая заявление Перцеву, судья исходил из того, что им не соблюдены правила о подсудности дела. Отделение Управления труда и занятости не является юридическим лицом, все вопросы, связанные с регистрацией безработных, решаются областным Управлением труда и занятости, куда и следовало заявителю обратиться за защитой своего права. Правильно ли поступил судья?

Вариант 5

1. Доказательство и доказывание в административном судопроизводстве.

2. Муров обратился к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением о регистрации по месту жительства в квартире, принадлежащей ему на праве собственности. К заявлению были приложены: копии договора купли-продажи квартиры, свидетельства о государственной регистрации права, акта приема-передачи квартиры. Должностное лицо, ответственное за регистрацию, приняло постановление об отказе в регистрации по месту жительства, т.к. Муров, являясь лицом, обязанном состоять на воинском учете, не представил военного билета. Поскольку военный билет был утерян, Муров обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица об отказе в регистрации по месту жительства. Дайте оценку действиям должностного лица, ответственного за регистрацию? Как следует поступить суду?

Вариант 6

1. Применение мер процессуального принуждения в административном судопроизводстве.

2. Решением уполномоченного государственного органа Петрову было отказано в выдаче заграничного паспорта по причине осведомленности заявителя в сведениях, составляющих государственную тайну. Между Службой внешней разведки и Петровым был заключен трудовой договор, в котором оговаривается временное ограничение права на выезд за рубеж. Считая действия уполномоченного государственного органа незаконными, Петров обратился в суд с заявлением об оспаривании данного решения. Определите подсудность дела. Решите дело.

Вариант 7

1. Применение мер предварительной защиты по административному иску.

2. В суд общей юрисдикции обратилось ООО, среди участников которого были иностранные организации, с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа. Судья отказал в принятии заявления ООО в связи с неподведомственностью дела судам общей юрисдикции. Судья исходил из того, что заявитель является организацией и в силу положений Налогового кодекса РФ вправе обжаловать акт налогового органа путем подачи искового заявления в арбитражный суд. Правильно ли определение суда?

Вариант 8

1. Возбуждение административного дела в суде.

2. Борисов обратился в суд с заявлением об оспаривании действий окружной избирательной комиссии, отказавшей в регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного собрания. Отказ основывался на том, что из всех подписных листов с подписями избирателей, представленных Ворониным, только около половины были признаны удовлетворяющими требованиям закона. Считая, что для проверки достоверности подписей остальных листов они должны быть направлены в прокуратуру, суд вынес определение о приостановлении производства по делу до получения сведений из прокуратуры. В жалобе на определение суда Борисов ссылался на то, что по закону проверку подписных листов осуществляет сама избирательная комиссия, а не прокуратура, суд же в случае необходимости может назначить экспертизу. Правильны ли действия суда?

Вариант 9

1. Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

2. Представитель психиатрической больницы обратился в суд с заявлением о недобровольной госпитализации Перовой. В заявлении было указано, что госпитализация Перовой была вызвана тем, что она страдает психическим расстройством. По заявлению соседей, которые обратились в психиатрический стационар, женщина страдает пироманией, неоднократно разводила костер в квартире. В связи с этим соседи опасаются, что если оставить без надлежащего надзора одинокую Перову, она может сжечь дом. Врач психиатрического учреждения, ознакомившись с поступившими материалами и проведя осмотр больной, принял решение о ее госпитализации. Дело было рассмотрено в помещении психиатрического стационара с участием Перовой. Извещенный о времени и месте судебного заседания прокурор не явился на рассмотрение дела. Суд, учитывая обстоятельства дела, удовлетворил заявление больницы. Решите дело.

Вариант 10

1. Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

2. На выборах главы администрации города победу одержал кандидат Базаров. Избирательная комиссия города обратилась в городской суд с заявлением о пересмотре итогов голосования. Основанием для этого обращения послужила статья в городской газете, в которой один из членов участковой избирательной комиссии в беседе с корреспондентом указал на определенные помехи, чинимые администрацией района, при осуществлении подсчета голосов. В предварительном судебном заседании судья принял решение об отказе в удовлетворении заявления без исследования фактических обстоятельств по делу в связи с установлением факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд. Правильно ли поступил судья?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных