Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структурно-функциональный подход.




С 1960-70-х. г.г. стал превалировать структурно-функциональный подход.

В 1960 - е г.г. и даже 1970-х г.г. в исследованиях массовой коммуникации доминировала парадигма ограниченных эффектов. Однако многим было ясно, что чрезмерный акцент на количественных метода чреват постепенным отказом от умозрительного теоретизирования. Возможно, самым строгим критиком был Ч. Райт Миллс, ученик и помощник Лазарсфельда, который в конце концов отверг «абстрактный эмпиризм» на том основании, что он подавляет «социологическое воображение» и дает ложные представления об общественном строе. Особенно его волновало то, что результаты новой парадигмы оправдывают статус-кво.

Своеобразный мостик между общими социологическими теориями и прагматическими наблюдениями перебросил Роберт Мертон, предложив так называемые «теории среднего уровня». К ним относится «парадигма функционального анализа», объясняющая как на основе рассмотрения социальных артефактов (например, типов использования масс-медиа) можно сформулировать концепции, раскрывающие функции этих компонентов. Мертон вывел свою теорию функционального анализа путем тщательного анализа данных исследований в антропологии и социологии. В соответствии с функциональным подходом общество лучше всего рассматривать как «систему в равновесии».

Основная теорема «функционального анализа», по Мертону гласит: как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Если функция способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей среде, то дисфункция дает обратный результат. Мертон утверждает, что пока функциональные действия преобладают, а дисфункциональные сведены до минимума, общество находится в равновесии, поскольку функциональные действия превышают дисфункциональные. Он также выделяет явные функции - следствия, вызванные намеренно и легко наблюдаемые, и латентные – следствия ненамеренные и не так легко наблюдаемые. Говоря о дисфункциях массовой коммуникации, будем иметь в виду, что это «измерение» отражает ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. Т.е. для реализации целей, выдвигаемых на уровне общества, необходимо их определенное функциональное соответствие на уровне индивида. Для общества характерна различная степень интеграции и стабильности, и, соответственно, возможность напряженности и конфликта внутри социальной системы. При этом дисфункциональность деятельности средств массовой коммуникации может проявляться, например, в том, что: информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию «контроля сознания»; функция мобилизации при определенных условиях способствовать насилию и т.п.

Сторонники этого направления в исследованиях массовой коммуникации стремились понять, какие конкретные структуры или разновидности содержания медиа функциональны, а какие дисфункциональны. В 1959 г. Чарльз Райт Миллс опубликовал первый учебник по теории массовой коммуникации, в котором предложили функциональный подход к анализу масс-медиа. Иногда функциональный анализ крайне сложен.

В рамках структурно-функционального подхода общество рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных частей или подсистем. При этом организация социальной жизни предполагает поддержание более или менее адекватной картины жизни общества, социального окружения людей. Это достигается среди прочего, и посредством деятельности средств массовой коммуникации. Механизм реализации «социального сцепления» представляет собой взаимодействие двух составляющих: потребностей групп, коллектива, личности и «отклик» на соответствующие требования, реализация потребностей прямо или опосредованно средствами массовой коммуникации. Структурно-функциональное видение средств массовой коммуникации трактует их самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических условиях. В рамках этого подхода массовую коммуникацию изучают прежде всего как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, а не как источник, способствующий социальным изменениям.

Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации предполагает две взаимосвязанные плоскости изучения.

  • Во-первых, это конкретный вид деятельности средств массовой коммуникации;
  • во-вторых, полезность, ценность, которую имеет их деятельность с точки зрения пользователей, потребителей. В массовой коммуникации выделяют два уровня: уровень общества и уровня индивида.

Слайд 6.10.

Функции массовой коммуникации на уровне общества:

  1. Информационная
    • Информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
    • Информационное обеспечение инновационных процессов.

Слайд 6.11.

  1. Социальной связи

· Комментирование и интерпретация происходящего;

· Поддержка существующих норм и властных отношений;

· Социализация;

· Координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

Слайд 6.12.

  1. Обеспечение преемственности

· Выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

· Поддержание общности социальных ценностей.

Слайд 6.13.

  1. Рекреативная

· Создание возможностей для отдыха и развлечения;

· Снижение социальной напряженности.

Слайд 6.14.

  1. Мобилизации

· Организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

________________________

Как подчеркивает Маккуэйл, перечисленные позиции невозможно ранжировать ни по значимости, ни по относительной частотности. Между функцией (или целью) и содержанием нет точного соответствия, поскольку в сфере деятельности медиа одна функция накладывается на другую, а цели отличаются по размаху.

К идеям структурного функционализма примыкает концепция индивидуального функционализма, рассматривающая функции и дисфункции масс-медиа с точки зрения аудитории. В центре ее внимания поведение индивидов, его мотивы и последствия. Свое дальнейшее развитие теория индивидуального функционализма находит в исследованиях обретения пользы и удовлетворения.

В то время было проведено много опросов и полевых экспериментов с целью оценки потока информации от медиа к массовой аудитории. Все исследования можно разделить на две основные группы. Одни ученые в университетских школах журналистики изучали, как быстро люди узнают об отдельных новостях, другие – на гранты федерального правительства исследовали тпути быстрого и эффективного распространения различных методов информации. Общая работа строилась по методу изучения убеждений, но вместо измерения сдвигов в установках определялось, как информация доходила до аудитории. В центре внимания были когнитивные, а не аффективные эффекты. Для сбора данных использовались опросы, а не регулируемые эксперименты.

Исследователи информационного потока стремились выяснить, насколько такие барьеры, как уровень образования, степень неиспользования медиа в качестве источника новостей, интерес к новостям и их обсуждение с другими, затрудняют движение новостей от масс-медиа к рядовым членам аудитории.

Слайд 6.14.

 

На уровне индивида функции СМК связаны с удовлетворением следующих потребностей:

  1. Информационная функция:
    • Нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;
    • Удовлетворение общих интересов и любознательности;
    • Обучение и самообразование;
    • Поиск советов. Необходимой информации для принятия решений.

Слайд 6.15.

  1. Функция личной идентификации
    • Подкрепление индивидуальных ценностей;
    • Получение сведений о моделях поведения;
    • Идентификация с ценностями других
    • Достижение понимания самого себя.

Слайд 6.16.

  1. Функция интеграции и социального общения
    • Понимание положения другого, переживание;
    • Формирование основы для диалога, социального общения;
    • Помощь в реализации социальных ролей;
    • Возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

Слайд 6.17.

  1. Функции развлечения
    • Эмоциональная разрядка
    • Заполнение свободного времени; эскапизм, уход от проблем;
    • Получение эстетического наслаждения;
    • Сексуальное возбуждение.

Слайд 6.18.

Теория диффузии инноваций (Э. Роджерс)

Процесс принятия людьми новых идей и товаров включает 6 стадий:

1) О новшестве должно узнать достаточно большое число людей;

2) Новшество берет на вооружение очень маленькая группка инноваторов (2,5% населения),

3) За новаторами идею подхватывают ранние адепты (13,5%),

4) Включается раннее большинство (34% населения).

5) Новую идею или товар признает позднее большинство (еще 34% населения).

6) Присоединяются поздние адепты (16%)

Считается, что новация признана общественностью, если ее принимают от 6 до 16% населения.

_______________________

Теория диффузии инноваций.

В 1962 г. Эверетт Роджерс по-новому подошел к концепции информационного потока и его влияния на индивида, предложив теорию диффузии инноваций, которую иногда называют теорией инноваций или адаптации. Проанализировав данные большого числа эмпирических исследований, он пришел к выводу, что процесс принятия людьми новых идей и товаров включает 6 стадий:

1) О новшестве должно узнать достаточно большое число людей;

2) Новшество берет на вооружение очень маленькая группка инноваторов (2,5% населения), которые более мобильны, имеют контакты за пределами своего круга, легко воспринимают абстрактные идеи и готовы рисковать.

3) За новаторами идею подхватывают ранние адепты (13,5%), в основном уважаемые люди, лидеры мнения, которые посчитав новинку полезной, убеждают попробовать ее тех, кто прислушивается к их словам.

4) Включается раннее большинство (34% населения). Степень принятия новшества выходит на среднестатистическую отметку.

5) Новую идею или товар признает позднее большинство (еще 34% населения).

6) Присоединяются поздние адепты (16%) из людей консервативных, с подозрением относящихся ко всему новому, часто испытывающих недостаток средств.

Считается, что новация признана общественностью, если ее принимают от 6 до 16% населения.

Слайд 6.19.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных