Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебные материалы ВГУЭС




Страница: 1 из 2; <<назад ^ вперед>>
ВВЕДЕНИЕ
Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга. Основы культурно-досуговой деятельности – важнейший из базовых курсов в период обучения специалистов в области социального и культурного сервиса. Владеть ее основами необходимо специалистам-организаторам презентаций, вечеров и приемов.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
 
1.1. Цель и задачи учебного курса
Введение курса «Основы культурно-досуговой деятельности» преследует цель дать студентам теоретические знания и практические навыки овладения технологией создания культурно-досуговых программ. Основными задачами курса изучения курса являются: – получение студентами основных представлений принципов и функций культурно-досуговой деятельности, ее организационной структуры, основных направлений и форм организации досуга. – освоение технологии создания культурно-досуговых программ, овладение основами сценарного мастерства, режиссуры, ее специфических особенностей и выразительных средств, психолого-педагоги­ческой установки в общении. – формирование у студентов знаний целостной системы культурно -досуговой деятельности в единстве теории, организации, методического обеспечения (сценарии, методика работы различных клубов, объединений, кафе, баров, игорных домов). – изучение механизмов работы, включающих следующую цепочку: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты.
1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса, в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника
В результате изучения дисциплины «Основы культурно-досуговой деятельности» студент приобретает определенные теоретические знания и практические навыки технологии культурно-досуговой деятельности и должен применять их при прохождении преддипломной практики и в дальнейшей работе. Поэтому главным в данной дисциплине являются практические навыки, полученные на лабораторных занятиях. На практических занятиях студенты должны овладеть навыками написания сценария, создания режиссерских планов и монтажных листов разных видов культурно-досуговых мероприятий.
1.3. Объем и сроки изучения курса
Учебный курс «Основы культурно-досуговой деятельности» изучается в четвертом семестре, в течение полугода, объем материала составляет всего 102 часа, из них 32 лекционных, 16 практических, 54 часов предназначены для самостоятельной работы. Отчетом по самостоятельной работе являются доклады по предложенной тематике.
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данного курса
Изучение дисциплины «Основы культурно-досуговой деятельности» включает несколько видов занятий: лекционный цикл, практические занятия, самостоятельная работа в виде докладов, сценариев и режиссерских экспликаций.
1.4.1. Лекционные занятия
Лекционный курс «Культурно-досуговая деятельность» рассматривает историю, теорию и методику досуга, раскрывает организационно-методические основы деятельности учреждений культуры, технологию создания культурно-досуговых программ. В период изучения курса рассматриваются основы режиссуры и актерского мастерства, сценарное мастерство, специфические особенности выразительных средств, проблемы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, профессионального мастерства специалистов, ее основные элементы, специфику драматургии и режиссуры основных видов культурно-досуговых программ: культурно-развлекательных, информационно-просветительных, художественно-публицистических. Раскрывается механизм регулирования восприятием аудиторией различных типов программ в учреждениях культуры и досуга.
1.4.2. Практические занятия
Практические занятия направлены на закрепление полученных знаний, конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, проверку самостоятельной работы.
1.4.3. Самостоятельная работа
Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, написание доклада на одну из предложенных тем, посещение культурно-досуговых учреждений и просмотр досуговых программ. Самостоятельная работа направлена на углубленное освоение тем программы, включает подготовку докладов, а также углубление знаний и навыков, полученных на практических занятиях по написанию сценариев, составлению монтажных листов, режиссерских планов и экспликаций.
1.5. Виды контроля знаний студентов и их отчетность
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях и направлен на выявление знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы студентов по каждой теме курса в форме устного выступления с докладами, обсуждения просмотренных культурно-досуговых программ. Промежуточный контроль осуществляется на I и II аттестациях в виде письменных работ, подготовленных сценариев культурно-досуговых программ. Итоговый экзамен состоит из теоретической и практической частей: устных ответов по билетам, защите сценария, режиссерского плана культурно-досуговой программы и практическом показе подготовленной программы.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
 
2.1. Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Сущность, социальные функции и принципы культурно-досуговой деятельности. Сущность культурно-досуговой деятельности, состояние комплекса социально экономических, политических и культурных факторов в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений, ее зависимость от интересов, потребностей политического, культурного и нравственного развития в сфере досуга. Досуг как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в т.ч. эстетических и художественных. Культурно-досуговая деятельность – процесс создания, рассмотрения и умножения духовных ценностей. Целостная система культурно-досуговой деятельности – процесс постоянного развития в единстве теории, организации и методики. Компоненты системы культурно-досуговой деятельности – сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуг, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.). Рассмотрение системы культурно-досуговой деятельности и ее компонентов (субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса). Функции и принципы культурно досуговой деятельности воплощаются в краткосрочных и долговременных планах. Социальные функции культурно-досуговой деятельности: рекреационная, гедонистическая, разряжения и напряжения. 3 уровня культурно-досуговой деятельности: федеральный, региональный и местный. Содержание культурно-досуговой деятельности: познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, практически преобразующая. Принципы культурно-досуговой деятельности, обоснование теоретических, социально-политических и организационных основ ее функционирования: целенаправленность культурно-досуговой деятельности, конкретность, оперативность, непрерывность процесса, дифференцированный подход к различным слоям населения. Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности – взаимодействие тенденций социализации и индивидуализации. Тема 2. Основы технологии культурно-досуговой деятель­ности. Основные направления, формы и методы организации досуга. Культурно-досуговая среда учреждений досуга. Предметное наполнение и основные свойства культурно-досуговой среды. Структура культурно-досуговой среды и особенности ее формирования. Типы культурно-досуговой среды. Рассматривается 5 основных групп культурно досуговой среды отличающихся по своим процессам: 1 группа – полифоничная форму культурно-досуговой деятель­ности. Микросреда 2 группа – Рекреационно-досуговая среда. 3 группа – Музейно-выставочная среда. 4 группа – Концертно-зрелищная среда. 5 группа – Театральная среда. Композиция культурно-досуговой среды и ее характеристика. Тема 3. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса. Составные части технологического процесса: организаторская деятельность, менеджмент в культурно-досуговой деятельности, коммерческая деятельность учреждений досуга. Реклама в культурно-досуговой деятельности. Организация, как функция управления, организующая деятельность в системе культурно-досуговой работы. Формирование и выбор целей – исходное положение организации культурно-досуговой деятельности. Этапы процесса организации: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы организации и способов ее реализации. Организация деятельности – система разнообразных видов деятельности. Дается общая характеристика формальной организации, ее составляющие: функциональное и должностное распределение обязанностей, их иерархия; коммуникативные связи, по которым проходит и дается информация; система регуляторов-показаний поощрений. Организационная культура. Процесс организационного анализа. Понятие “организационные резервы”. Тема 4. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности. Определение понятия “менеджмент”. Управленческий труд как часть общего технологического процесса деятельности учреждений досуга. Основные компоненты управленческой деятельности. Типы управленческой деятельности. Менеджмент как основа функционирования учреждений досуга. Механизм функционирования управленческой деятельности. Определение эффективности менеджмента. Менеджмент-это создание системы управления кадрами, способной четко функционировать в непредвиденных обстоятельствах, контролировать все изменения, происходящие внутри учреждения и в его отношениях с окружающим деловым миром, это умение добиться поставленных целей, используя труд и мотивы поведения людей. Тема 5. Реклама в культурно-досуговой сфере. Понятие “реклама”, ее основное функциональное назначение. Виды рекламы. В области культурно-досуговой деятельности сосредоточение на: рекламе произведений литературы, искусства, культуры; рекламе собственной продукции, товаров и услуг; рекламе товаров и услуг сторонних предприятий фирм. Методика рекламы культурно-досуговой деятельности. Имидж и фирменный стиль учреждения досуга. Принципы построения композиции рекламного обращения. Реклама культурно-досуговых программ. Тема 6. Методика – творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности. Методика культурно-досуговой деятельности – совокупность методов, способов, приемов и действий достижения поставленной цели. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности. Классификация методик: общая, типовые частные методики. Специфика типовых методик культурно-досуговой деятельности. Важнейший компонент методики культурно-досуговой деятельности – формы деятельности учреждений досуга, или программы. Форма и ее значение в методике. Формы – программы как способы и приемы организации людей в учреждении досуга. Метод и его значение в методике культурно-досуговой деятельности. Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности. Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности. Родовые методы культурно-досуговой деятельности – монтаж, иллюстрирование, театрализация, игра, их использование для создания программ. Тема 7. Сценарные основы технологии культурно-досуговой деятельности. Драматургия культурно-досуговых программ. Специфика культурно-досуговых программ. При создании сценария необходимо учитывать форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная) место провидения, состояние аудитории. Драматургия – это сюжетно-образная концепция массового действия, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. Основные направления в драматургии культурно-досуговых программ. Отличительные черты драматургии культурно-досуговой программы и театра. Работа над сценарием. Сценарий – главная драматургическая форма культурно-досуговой программы. Сценарный замысел культурно-досуговой программы, определение темы, идеи как основы замысла программы. Содержание и форма замысла культурно-досуговой программы. Структурные составляющие сценарного замысла культурно-досуговых программ. Изучение документальной основы, построение эпизодов, композиции. Определение хода, жанра. Поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности. Отбор выразительных и изобразительных средств. Формы сценарной записи и их характеристики. Этапы работы над замыслом культурно-досуговых программ. Композиционное построение сценария. Понятие композиции, ее сущность и содержание. Характеристика основных законов композиции. Анализ структуры композиционного построения сценария. Особенности драматургической организации сценарного материала разных видов программ: игровых, конкурсно-игровых, информационных, развлекательных, художественно-публицистических, театрализованных и др. Роль структурных элементов композиции в сценарии культурно-досуговой программы. Художественный монтаж сценария. Монтаж – основной метод культурно-досуговой деятельности, который позволяет скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, видео фильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы. Представление различных приемов построения монтажа: контрастность, параллельность, организация аудитории, а также введение ритуальных действий. Тема 8. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности. Режиссерское искусство творческой организации основных элементов культурно-досуговых программ. Понятие “режиссура”. Профессия режиссера в современный период. Значение учения об этике. Основной понятийный аппарат в работе режиссера. Мастерство актера и режиссера. Процесс создания режиссером культурно-досуговой программы. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы. Компоненты режиссерского замысла культурно-досуговой программы. Режиссерская работа над сценарием: работа с творческими группами от сверхзадачи до сценического воплощения замысла, до определения мизансцен. Методика осуществления замысла. Соединение разных жанров театра (музыки, театрализации, оперы, оперетты, балета и других). Построение «зримого образа» будущего мероприятия, атмосферы будущего зрелища. Режиссер – организатор сценической, философской, жизненной, эстетической концепции. Тема 9. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ. В этой теме дается классификация музыки в культурно-досуговой программе, характеристика, специфика и функции музыкального пролога, музыкального эпилога, музыкального эпизода, номера, антракта и музыки по ходу действия. Подробно дается характеристика музыкальных жанров: вокального, инструментального, музыкально-драматур­гического, эстрадного и поп музыки в культурно-досуговой программе. Тема 10. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. Ценностные ориентации в ее создании. В этой теме выделим ряд функций восприятия в процессе познания: отражение отдельных отношений присущих предметам и процессам культурно-досуговой среды: выделение целостного предмета из окружающего фона, отображение его формы, величины, фактуры поверхности, положения в пространстве. Рассмотрим процесс восприятия как многоуровневый процесс и различную типологию людей воспринимаемых ту или иную программу. Определяются ценностные ориентации в создании культурно досуговой среды: полифонической, рекреационно-досуговой, музейно – выставочной, концертно-зрелищной, театральной. Тема 11. Профессиональное мастерство специалистов культурно-досуговой деятельности. Анализ опыта работы культурно-досуговых учреждений: клубов, баров, игорных домов, домов отдыха, выставочных центров, базы отдыха и т.д. Планирование организации собственной программы: менеджера-организатора, менеджера-постановщика, руководителя клуба по интересам, менеджера-консультанта. Тема 12. Методическое обеспечение, как выразительное средство в технологии культурно-осуговой деятельности. Суть методического обеспечения заключается в особых процессах переработки и фиксации культурно-осуговой практики в ее различных областях и формах. Продуктом методической деятельности выступают знания, называемые методическими и которые являются, с одной стороны, итогом методической деятельности, с другой предписаниями, адресованными практикам. Методические рекомендации – это методический материал, в котором в сконцентрированном виде изложена методика рекомендуемого практикам процесса в виде определенных мероприятий. Тема 13. Организация досуга за рубежом. В этой теме в кратком изложении анализируется опыт и теоретические основы рекреационно-досуговой деятельности и главного направления осуществления этой деятельности за рубежом.
2.2. Перечень тем практических занятий
Тема 1. Технология культурно-досуговой деятельности. Просмотр мероприятий разных досуговых учреждений. Знакомство с направле­ниями формами деятельности учреждений досуга. Тема 2. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса. Встреча с руководителями культурно-досуговых учреждений, знакомство с организацией их деятельности в сфере менеджмента и рекламы. Тема 3 – 4. Сценарий как художественно-педагогическая программма культурно-досуговых мероприятий. Сценарное масстерство. Просмотр сценариев разных культурно-досуговых программ. Практическая работа по разбору сценарного замысла, композиционного построения и художественного монтажа сценария культурно-досуговых программ. Написание сценарного плана для самостоятельной работы студентов по созданию сценария культурно-досуговой программы. Тема 5. Организация и методика воплощения различных театра­лизованных форм, зрелищных мероприятий. Режиссерский практикум. Просмотр и анализ разных форм зрелищных мероприятий. Практическое занятие по разработке режиссерской документации (режиссерского плана, режиссерского монтажного плана, музыкальной партитуры). Тема 6. Общие положения музыкального оформления и музыкальные жанры культурно-досуговых программ. Прослушивание музыки разных жанров. Проведение письменного контрольного опроса (музыкальная викторина). Практическая работа по написанию музыкальной партитуры. Тема 7 – 8. Организация репетиционного процесса, проведения мероприятия. Режиссерский практикум. Осуществление репетиций в постановке фрагментов культурно-досуговой программы.

 

 

Страница: 2 из 2; <<назад ^ вперед>>
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
 
3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по курсу
 
3.1.1. Тематика докладов
1. Организация культурно-досуговой деятельности. 2. Технология культурно-досуговой деятельности. 3. Сценарные основы технологии культурно-досуговой деятельности. 4. Театрализованные формы культурно-досуговой деятельности. 5. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности. 6. Реклама в культурно-досуговой деятельности. 7. Имидж и фирменный стиль учреждения досуга.. 8. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ. 9. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах. 10. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. 11. История и теория досуга. 12. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности. 13. Методика – творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности. 14. Режиссерские основы культурно-досуговых программ. 15. Режиссура презентаций, встреч и приемов.. 16. Искусство театрализованных представлений. 17. Профессиональное мастерство специалистов культурно-досуговой деятельности. 18. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. 19. Индустрия досуга за рубежом.
3.2. Обзор рекомендуемой литературы
Для успешного изучения дисциплины рекомендуется учебник “Культурно-досуговая деятельность” под научной редакцией Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. В учебнике рассматривается история, теория и методика досуга, раскрываются организационно-методические основы деятельности учреждений культуры, технология создания культурно-досуговых программ, основы режиссуры и актерского мастерства, сценарное мастерство, специфические особенности выразительных средств, проблемы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, профессионального мастерства специалистов. Интерес представляет учебное пособие Жаркова А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности». Книга содержит структурный анализ всего технологического процесса подготовки и проведения культурно-досуговых программ и предметной деятельности в учреждениях культуры и досуга. Автор рассматривает понятийный аппарат технологии культурно-досуговой деятельности, ее основные элементы, специфику драматургии и режиссуры основных видов культурно-досуговых программ: культурно-развлекательных, информационно-просветительных, художественно-публицистических. Раскрывается механизм регулирования восприятием аудиторией различных типов программ в учреждениях культуры и досуга.
3.3. Методические указания по самостоятельному выполнению практических заданий
Студентами предусмотрена подготовка докладов по дисциплине. Написание докладов является одной из форм самостоятельного освоения материала. Доклад должен показать умение студента работать с литературой, анализировать прочитанный материал, грамотно выстраивать и излагать свои мысли. Тематика докладов выдаются руководителем каждому студенту индивидуально. После выбора студенту необходимо приступить к изучению необходимой литературы по теме доклада. Затем составляется план доклада: введение, основная часть и заключение. Объем доклада должен быть в пределах 3 – 5 машинописных страниц стандартного размера. При подготовке доклада от правильного понимания избранной темы зависит содержание и форма работы докладчика.
3.4. Контрольные вопросы для самопроверки знаний
1. Что вы понимаете под сущностью культурно-досуговой деятельности? 2. Что такое предмет и объект культутно-досуговой деятельности? 3. Что такое социальная функция? 4. Охарактеризуйте основные социальные функции культурно-досуговой деятельности. 5. Что такое принципы культурно-досуговой деятельности? 6. Что такое технология культуно-досуговой деятельности? 7. Охарактеризуйте основные принципы организаторской деятельности. 8. Дайте определение понятия “культурно-досуговая” среда. 9. Охарактеризуйте типы восприятия культурно-досуговой среды. 10. Структура культурно-досуговой среды и особенности ее формирования. 11. Типы культурно-досуговой среды. 12. Что такое организаторская деятельность? 13. Каковы основные компоненты организаторской деятельности учреждений досуга? 14. Каков механизм функционирования организаторской деятельности в учреждениях досуга? 15. Что такое менеджмент в культурно-досуговой деятельности? 16. Что такое управленческая деятельность? 17. Каковы основные компоненты управленческой деятельности? 18. Каковы границы менеджмента в культурно-досуговой деятельности? 19. Понятие “реклама”, ее основное функциональное назначение. 20. Назовите виды рекламы. 21. Какова методика рекламы культурно-досуговой деятельности? 22. Сформулируйте исходные данные для создания имиджа и фирменного стиля учреждения досуга. 23. Каковы принципы построения композиции рекламного обращения. 24. Что такое деловое общение и каковы его основные правила? 25. Каковы компоненты делового общения? 26. Что такое методика культурно-досуговой деятельности? 27. Каковы основные закономерности методики культурно-досуговой деятельности? 28. Что такое содержание и какова его роль в культурно-досуговой деятельности? 29. Что такое средства культурно-досуговой деятельности? 30. Что такое форма и ее значение в методике? 31. Что такое метод и его значение в методике культурно-досуговой деятельности? 32. Какова специфика типовых методик в культурно-досуговой деятельности? 33. Что такое частная методика? 34. Каково взаимодействие общей, типовой и частной методик? 35. Назовите особенности методик массового, группового и индивидуального воздействия. 36. Что такое метод монтажа, театрализации, игры? 37. В чем специфика драматургии культурно-досуговых программ? 38. Каковы основные направления в драматургии культурно-досуговых программ? 39. Каковы отличительные черты драматургии культурно-досуговой программы от театра? 40. Что такое сценарный замысел? 41. Назовите и охарактеризуйте структурные составляющие сценарного замысла культурно-досуговых программ. 42. Каковы основные этапы работы над сценарием? 43. Из каких компонентов состоит режиссерский замысел культурно-досуговой программы? 44. Какими организаторскими способностями должен обладать режиссер-постановщик культурно-досуговой программы? 45. Музыка каких жанров и форм включается в культурно-досуговые программы. 46. Перечислите функции музыки в культурно-досуговых программах.
4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
4.1. Основная литература
1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / под научной ред. ак. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. 2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУК, 1998. 3. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: Учебное пособие. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985. 4. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. – М.: МГУК, 1994. 5. Морголин Л.М. Музыка в театральном представлении. – М.: Сов Россия, 1991.
4.2. Дополнительная литература
1. Пертушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 2. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. 3. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1984. 4. Чечетин А. И. Искусство театральных представлений. – М.: Сов. Россия, 1998.
 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных