Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ВОДА




ПРЕДИСЛОВИЕ

В эту книгу вошли истории, записанные в последнее тысячелетие, взятыеиз учений суфийских мастеров разных школ. Источниками для составления послужили произведения персидских,арабских, турецких и других классиков, традиционные собрания историй иустное наследие современных суфийских учебных центров. Таким образом, в этой книге представлен "рабочий материал",используемый в наше время, а также важные отрывки из литературы,вдохновившие некоторых величайших суфиев прошлого. В оценке учебного материала, используемого суфиями, всегда учитывалосьисключительно только всеобщее признание его самими суфиями. Вследствие этогони исторический, ни литературный, ни какой-либо другой критерии не подходятдля того, что должно быть включено в него, а что нет. Сообразуясь с требованиями учений, местной культурой и уровнемподготовки слушателей, и требованиями учений, суфии традиционно применялиподходящий материал, черпая его из неиссякаемой сокровищницы своегодуховного наследия. В суфийских кружках ученики обычно погружаются в изучениепредназначенных им рассказов, внутренние измерения которых открываютсяобучающим мастером, когда кандидат признается подготовленным к восприятиютого опыта, который в этих рассказах заложен. В то же время многие суфийские истории стали достоянием фольклора иэтических учений или проникли в биографии великих суфиев. Большинство из нихприносят пользу на самых различных уровнях и их ценность как развлекательныхпроизведений также невозможно отрицать. Несмотря на то, что дервишские сказки чрезвычайно привлекают читателейкак откровенно развлекательная литера-тура, они, тем не менее, никогда непреподносятся в виде простых басен, легенд и произведений фольклора. Поостроумию, композиции и тонкости эти сказания выдерживают сравнение спрекраснейшими произведениями любой культуры, и все же их истинная функциякак суфийских обучающих историй так мало известна в современном мире, что нив специальных, ни в обычных терминах ее невозможно объяснить. На протяжении веков дервишские мастера обучали своих учеников,используя подобные истории, которые, как предполагается, способствуютразвитию восприятия, недоступного обычным людям. Некоторые истории должнырассказываться только тем, кто уже получил определенную подготовку; другиеспециально предназначались для людей определенных эпох и культурныхтрадиций. Идрис Шах много лет провел в путешествиях по трем континентам, собираяи сличая устные варианты этих замечательных рассказов. В той или иной формемногие из них проложили себе путь в литературу Востока и Запада. Настоящаяантология, составлена в дервишской манере и содержит истории из сбор-никовдервишских мастеров.

СКАЗКИ ДЕРВИШЕЙ

ТРИ РЫБЫ

Некогда в одном пруду жили три рыбы. Первая рыба была самой хитрой,вторая была попроще, а третья -- совсем глупая. Жили они очень хорошо испокойно, как живут все рыбы на свете, но вот однажды пришел человек. Человек принес с собой сеть, и пока он ее разворачивал, умная рыбаглядела на него сквозь воду и размышляла. Она лихорадочно перебирала в умевесь свой жизненный опыт, все истории, которые ей когда-либо довелосьуслышать, призвала на помощь всю свою смекалку, и тут ее осенило: "В этомпруду нет такого места, куда можно было бы спрятаться, -- подумала она, --поэтому лучше всего притвориться мертвой". Собрав все свои силы, она, к немалому изумлению рыбака, выпрыгнулапрямо к его ногам. Рыбак поднял ее, но так как хитрая рыба задержаладыхание, он подумал, что она сдохла, и выкинул ее обратно в воду. Рыба тутже забилась в ложбинку под берегом у самых ног рыбака. Вторая рыба, та, что была попроще, не совсем поняла, что произошло. Онаподплыла к хитрой рыбе за объяснениями. -- Просто я притворилась мертвой, вот он и бросил меня обратно в воду,-- растолковала ей хитрая рыба. Простодушная рыба, не мешкая, выпрыгнула из воды и тоже плюхнуласьпрямо к ногам рыбака. "Странно, -- подумал рыбак, -- рыбы здесь самивыскакивают из воды". Но так как вторая рыба позабыла задержать дыхание,рыбак увидел, что она жива, и засунул в свою сумку. Он снова повернулся к воде, но зрелище выпрыгивающих на сушу рыб такпотрясло его, что он не подумал застегнуть сумку. Вторая рыба,воспользовавшись его невнимательностью, выбралась наружу и где ползком, гдепрыжком устремилась к воде. Она отыскала первую рыбу и, тяжело дыша,устроилась возле нее. Третья, глупая рыба, не могла понять, что к чему, даже после того, каквыслушала объяснение первых двух рыб. Тогда они по порядку перечислили ейвсе обстоятельства, обращая особое внимание на то, как важно задержатьдыхание, чтобы казаться мертвой. -- Благодарю вас, теперь я все поняла, -- радостно ответила глупаярыба. С этими словами она с шумом выпрыгнула из воды, упав рядом с рыбаком. Рыбак, раздосадованный тем, что упустил двух рыб, упрятал эту рыбу всумку, даже не потрудившись взглянуть, дышит она или нет. Сумку на этот разон плотно застегнул. Снова и снова закидывал рыбак свою сеть, но первые дверыбы не покидали своего укрытия, и сеть оказывалась пустой. Наконец, он решил отказаться от своей затеи и стал соби-раться вобратный путь. Открыв сумку и убедившись, что глупая рыба не дышит, он отнесее домой и отдал коту. Говорят, что Хусейн, внук Мухаммада, передал эту историю Хаджаганам("Мастерам"), которые в XIV столетии стали называться Накшбандийскиморденом. Иногда действие рассказа происходит в мире, известном под именемКаратас -- Страна Черного Камня. В настоящей версии сказка стала известна благодаря Абдалю Афифи("Преображенный"). Он услышал ее от шейха Мухаммада Асгара.

РАЙСКАЯ ПИЩА

Юнус, сын Адама, решил однажды не взвешивать больше свою жизнь на весахсудьбы, но узнать, как и почему необходимые вещи приходят к человеку. -- Я, -- сказал он себе, -- человек. И я, как таковой, еже-дневнополучаю свою долю от всех вещей мира. Эта доля приходит ко мне благодарямоим собственным усилиям вместе с усилиями других. Упростив этот процесс, янайду способ, которым питание достигает людей и узнаю кое-что о "как ипочему". Поэтому я стану на путь религии, который обязывает человека дляподдерживания самого себя положиться на всемогущего Бога. Чем жить в миребеспорядка, где пища и прочие вещи явно приходят через общество, я отдамсебя непосредственной поддержке Силы, которая правит всем. Ведь даже нищиезависят от посредников -- милосердных мужчин и женщин, в свою очередьподверженных вторичным влияниям. Они дают продукты или деньги потому, что ихнаучили так делать. Не стану я принимать таких опосредованных поступлений. Сказав так, он вышел за город, вверив себя поддержке сил невидимых стой же решительностью, с какой принимал под-держку видимых сил, будучишкольным учителем. С наступлением ночи Юнус улегся прямо на землю, веря, что Аллахполностью позаботится о его интересах так же, как птицы и звери получаютсвою долю заботы в их царстве. Птичий хор разбудил его на рассвете, и первое время сын Адама лежал внеподвижности, ожидая появления поддержки. Несмотря на то, что он положилсяна невидимую силу и на свою уверенность в том, что сможет разобраться в ней,когда она начнет действовать, в его новом положении, он осознал вскоре, чтоодно только теоретическое размышление в этой необычной ситуации не очень-тоему поможет. Весь день он провел, лежа на берегу, наблюдая природу, глядя на рыб вводе и повторяя свои молитвы. Время от времени мимо него проезжали богатыемогущественные люди в великолепных одеждах, сопровождаемые верховыми напревосходных лошадях. Повелительно звенели колокольчики, извещая об ихабсолютном праве на путь, они же лишь выкрикивали приветствия при видепочтенного тюрбана Юнуса. Группы паломников останавливались и жевали сухойхлеб с сухим сыром. Это только разжигало его аппетит к скудной пище. -- Это всего-навсего испытание, и скоро все будет хорошо, -- подумалЮнус, творя пятую молитву за этот день и погружаясь в размышления темспособом, которому его научил один дервиш, достигший высокого развитиясознания. Прошла еще одна ночь. На второй день, через пять часов после рассвета, в то время, как Юнуссидел, глядя на отражающиеся в могучем Тигре лучи солнца, его вниманиепривлек какой-то шорох в камышах. Это оказался пакет, завернутый в листья иперевязанный пальмовым лыком. Юнус, сын Адама, вошел в реку и сталвладельцем неизвестного груза. Весил он около трех четвертей фунта. Когда же он развязал лыко, в носему ударил восхитительный запах. В свертке оказа-лось изрядное количествобагдадской халвы. Эта халва, приготов-лявшаяся из миндальной пасты, розовойводы, меда, орехов и других драгоценных элементов, ценилась благодаря своемувкусу и питательности. Из-за приятного вкуса красавицы гарема вкушали еемаленькими кусочками, из-за укрепляющей силы воины брали ее с собой всражения. Она пользовалась большим спросом и как целебное средство от сотенболезней. -- Моя вера оправдалась! -- воскликнул Юнус. -- А теперь проверим,будет ли вода каждый день или через другие про-межутки времени приносить мнестолько же халвы или нечто подобное; тогда я узнаю средство,предопределенное провидени-ем для моей поддержки, и тогда мне останетсяупотребить свой разум на поиски источника. В течение трех следующих дней, точно в тот же час, пакет с халвойприплывал в руки Юнуса. Тогда он решил, что его откры-тие имеетпервостепенное значение. "Упрощай свои обстоятель-ства, и природа поступитпримерно так же". Одно это уже было открытием, которое он чувствовал себяобязанным разделить с остальным миром. Ибо разве не было сказано: "Когда тызнаешь, ты должен учить?" Но затем он понял, что еще не знает, но толькоиспытал. Было очевидно, что следующий шаг -- это идти вверх по течению, покане отыщется то место откуда приплывает халва. Тогда он поймет не только еепроисхождение, но и то, каким образом она давалась для использования именноему. Много дней подряд шел Юнус вверх по течению реки. Каждый день с той жерегулярностью, но соответственно в более раннее время, появлялась халва, ион съедал ее. Наконец, Юнус увидел, что река значительно расширилась и посредиширокого пространства воды возвышается плодородный остров, на котором стоялмассивный, но все же удивительно красивый и изящный замок. "Именно оттуда ипроисходит райская пища", -- решил Юнус. Обдумывая следующий шаг, Юнус заметил высокого неопрят-ного дервиша соспутанными волосами, отшельника, представшего пред ним в плаще изразноцветных лоскутьев. -- Мир тебе, баба (Отец)! -- приветствовал его Юнус. -- Ишк, Ху! -- воскликнул отшельник. -- Ты что тут делаешь? -- Я следую священному обету, -- объяснил сын Адама, -- и в своемпоиске я должен достичь вон того замка. Не подскажешь ли мне, как это можновыполнить? -- Поскольку, несмотря на свой интерес, ты ничего не знаешь об этомзамке, -- отвечал дервиш, -- я расскажу тебе о нем. Там в изгнании изаточении живет дочь султана; ей прислу-живают многочисленные прекрасныеслуги, которые охраняют ее. Ей не вырваться оттуда, так как человек, которыйсхватил и поместил ее туда за то, что она отказалась выйти за него замуж,воздвиг вокруг замка могучие и необъяснимые преграды, невидимые обычнымглазом. Чтобы попасть в замок, тебе придется преодолеть их. -- Как же ты можешь помочь мне в этом? -- Сейчас я отправляюсь в особое посвятительное путешествие. Однакоесть некое слово и вазифа (упражнение), которые, если ты достоин, помогутвызвать невидимые силы, благожела-тельных джиннов и огненных созданий.Только они смогут победить волшебные силы, охраняющие замок. Мир тебе! -- И,повторив на прощание странные звуки, он ушел, передвигаясь с легкостью ипроворством, поистине изумительными для человека столь почтенного возраста. День за днем сидел Юнус, исполняя все вазифа и следя за появлениемхалвы. И вот однажды вечером, глядя на заходившее солнце, сиявшее на башнезамка, он увидел необычайное зрелище. Там, блистая удивительной красотой,стояла дева, которая, бесспорно, могла быть только принцессой. Она постояламгновенье, устремив взгляд на солнце, а затем бросила что-то в волны,бившиеся о скалы далеко внизу -- пакет с халвой. -- Так вот где, оказывается, источник этих щедрых даров! -- вскричалЮнус. Теперь он был почти на самом пороге истины. Рано или поздно появитсяповелитель джиннов, которого он вызывал дервишским вазифа, и даст емувозможность достичь замка, принцессы и истины. Только он подумал об этом, как вдруг его что-то подхватило и понесло.Он оказался в небесах, перед ним предстало эфирное царство с множествомдворцов, от красоты которых захватывало дух. Сын Адама вошел в один из них ивстретил создание, похожее на человека, которое, однако, не было человеком,на вид юное и мудрое, и, каким-то образом, далекое от всякого возраста. -- Я, -- проговорило видение, -- повелитель джиннов, и принес тебя сюдав ответ на твой призыв и повторение великих имен, которые были даны тебевеликим дервишем. Что я могу для тебя сделать? -- О могучий повелитель всех джиннов, -- дрожащим голо-сом проговорилЮнус, -- я искатель истины и смогу найти ее только в заколдованном замке,возле которого я стоял, когда ты принес меня сюда. Молю тебя, дай мне силывойти в этот замок и поговорить с принцессой. -- Да будет так! -- прогремел повелитель. -- Но помни, человек получаетответ на свои вопросы в соответствии со способностями к пониманию и своейподготовкой. -- Истина есть истина, -- сказал Юнус, -- и я получу ее вне зависимостиот того, чем она может оказаться. Подари мне это благо. Вскоре сын Адама, благодаря волшебству джинна, мчался в бестелеснойформе обратно на землю, сопровождаемый небольшим отрядом из слуг джинна,которым их повелитель приказал применить свои особые силы, чтобы помочьэтому человеческому существу в его поиске. В руке Юнус сжимал зеркальныйкамень, который, как учил его глава джиннов, нужно направить на замок, чтобыиметь возможность увидеть незримую защиту. С помощью этого камня сын Адама обнаружил, что замок защищен отнападения строем гигантов, невидимых, но грозных, поражавших всякого, ктоприближался к замку. Те из джиннов, которые подходили для этой задачи,убрали гигантов. Затем он увидел, что над всем замком простирается нечто,похожее на невидимую паутину или сеть. Эта сеть тоже была разрушенаджиннами, обладавшими необходимой хитростью. Наконец, неви-димая, как быкаменная толща заполняла пространство от берега реки до самого острова,ничем не выдавая своего присутствия. Преодолев и эту преграду, джинныотсалютовали Юнусу и быстро, как свет, улетели в свое царство. Юнус взглянул и увидел, что из речного берега сам собою появился мост,и, даже не замочив подошвы, он прошел по нему к самому замку. Стражник уворот тут же отвел его к принцессе, которая оказалась еще прекрасней, чемпри своем появлении на башне, когда Юнус впервые увидел ее. -- Мы благодарны тебе за разрушение защиты, которая делала неприступнойэту темницу, -- сказала принцесса. -- Теперь я наконец-то смогу вернуться котцу, но прежде мне бы хотелось вознаградить тебя за твои труды. Говори, иты получишь все, что пожелаешь. -- Несравненная жемчужина, -- начал Юнус, -- лишь одного я ищу, и этоесть Истина. Так как долг всех, обладающих истиной, давать ее тем, кто можетвоспринять ее, я заклинаю вас, о принцесса, дайте мне истину, которую яжажду. -- Что ж, говори, и любая истина, по возможности, будет дана тебе. -- Прекрасно. Скажите, как и в силу каких причин райской пище, чудеснойхалве, которую вы бросали каждый день, пред-определено было попадать в моируки таким образом? -- Юнус, сын Адама! -- воскликнула принцесса, -- халву, как ты ееназываешь, я бросала каждый день потому, что на самом деле это остатоккосметических материалов, которыми я ежедневно натиралась после купания вослином молоке. -- Наконец-то я узнал, -- сказал Юнус, -- что понимание человекаобусловлено его способностью понимать. Для вас -- это остатки ежедневноготуалета, для меня -- райская пища. Лишь очень немногие из суфийских сказаний, согласно Халкави (автору"Райской пищи"), могут читаться любым в любое время и, тем не менее,конструктивно воздействовать на его "внутреннее сознание". "Почти все другие, -- говорит он, -- способны проявлять свое влияние взависимости от того, где, когда и как они изучаются. Таким образом,большинство людей найдет в них только то, что они ожидают, -- развлечение,загадку, аллегорию". Этот знаменитый Учитель школы Накшбандийа часто вызывал недоумениемногих своих последователей самых различных вер и происхождений, ибо о немходили рассказы, связанные со странными явлениями. Говорили, что он являлсялюдям в снах и сообщал им важные вещи, что его видели во многих местахсразу, что то, что он говорит, всегда идет на пользу слушающему. Но когдалюди встречались с ним лицом к лицу, они не могли найти в нем ничегонеобычного. Юнус, сын Адама, обладавший целительскими и изобретательскимиспособностями, был сирийцем.

КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ВОДА

Однажды Хызр, учитель Моисея, обратился к человечеству спредостережением. -- Наступит такой день, -- сказал он, -- когда вся вода в мире, крометой, что будет специально собрана, исчезнет. Затем ей на смену появитсядругая вода, и от нее люди сойдут с ума. Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал большой запас воды,и спрятал его в надежном месте и стал поджидать, когда вода изменится. В предсказанный день иссякли все реки, высохли колодцы, и тот человек,удалившись в свое убежище, стал пить из своих запасов. Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили своетечение. Он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил, что ониговорят и думают совсем не так, как прежде, и что произошло то, о чем ихпредостерегали, но они не помнили об этом. Когда же он попытался заговоритьс ними, то понял, что его принимают за сумасшедшего и выказывают к немувраждебность, либо сострадание, но никак не понимание. Поначалу он совсем не притрагивался к новой воде и каждый деньвозвращался к своим запасам. Однако в конце концов он решил пить новую воду,так как его поведение и мышление, выделявшее его среди остальных, сделалижизнь невыносимо одинокой. Как только он выпил новой воды и стал таким, каквсе, он совсем забыл о своем запасе воды, а окружающие его люди сталисмотреть на него как на сумасшедшего, который чудесным образом излечился отсвоего безумия. Легенду эту неоднократно связывали с Дун-Нуном Египетским, которыйсчитается автором этой сказки. Предполагают, что эта сказка связана поменьшей мере с одной из форм вольного братства Каменщиков. Во всяком случаеДун-Нун -- самая ранняя фигура в истории дервишей ордена Маламатийа,который, как часто указывалось западными исследователями, имел поразительноесходство с братством масонов. Считают, что Дун-Нун раскрыл значениефараонских иероглифов. Этот вариант рассказа приписывается сейиду Сабиру аль-Шаху, святому изордена Чиштийа.

СКАЗАНИЕ О ПЕСКАХ

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшиевиды и ландшафты сельской местности, достигла, наконец, песков пустыни.Подобно тому, как она преодоле-вала все другие преграды, река попыталасьодолеть и эту, но вскоре убедилась, что по мере продвижения в глубь песков,воды в ней остается все меньше и меньше. И хотя не было никакого сомнения, что путь лежит через пустыню,положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал: -- Ветер пересекает пустыню, и река может пересечь ее тем же путем. Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и тольковпитывается, а ветер может летать и именно поэтому ему ничего не стоитпересечь пустыню. -- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испы-таннымиспособами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна отдатьсяна волю ветра, и он доставит тебя к месту назначения. -- Но как это может произойти? -- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя. Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никтои никогда не поглощал ее, да она и не собира-лась терять своюиндивидуальность. Ведь, потеряв ее однажды, как сможет вернуть еекогда-нибудь снова? -- Ветер, -- продолжал песок, -- именно этим и занимается. Онподхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает упасть ей вновь.Падая в виде дождя, вода снова становится рекой. -- Но как я могу проверить это? -- Это так, и если ты не веришь этому, то не сможешь стать ничем иным,кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие и многие годы; а ведь это,согласись, далеко не то же самое, что быть рекой. -- Но как же я смогу остаться такой же, какой я являюсь сегодня? -- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, --отвечал шепот. -- Переноситься и вновь становиться рекой -- твоя суть. Идаже свою теперешнюю форму сущест-вования ты только потому принимаешь засамое себя, что не знаешь, какая часть в тебе является существенной. В ответ на эти слова что-то шевельнулось в мыслях реки. Смутноприпомнила она состояние, в котором то ли она, то ли какая-то ее часть -- нотак ли это? -- что эта хотя не всегда очевидная, но вполне реальная вещьвыполнима. И речка отдалась в дружелюбные объятия ветра, легко и нежноподхватившего ее и умчавшего вдаль за много-много миль. Достигнув горнойвершины, он осторожно опустил ее вниз. А, поскольку у реки были сомнения,она смогла запомнить и запечатлеть в своей памяти более основательноподробности этого опыта. -- Да, теперь я узнала свою истинную сущность, -- размышляла река. Река узнавала, а пески шептали: -- Мы знаем это, потому что день за днем это происходит на наших глазахи поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самойгоры. Вот почему говорят, что тот путь, которым должен пролиться поток жизнив своем путешествии, осуществляя свою непрерыв-ность, записан на песке. Эта прекрасная история входит в устную традицию многих народов и почтивсегда находится в обращении среди дервишей и их учеников. Она былаиспользована в "Мистической розе из королевского сада" сэра ФэрфаксаКартрайта, опубликованной в Англии в 1899 году. Настоящий вариант принадлежит Аваду Афифи Тунисскому.

СЛЕПЫЕ И СЛОН






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных