Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация социальных групп




Общей чертой классификаций социальных групп являются формы жизнедеятельности группы. Если рассматривать реальные социальные группы в качестве субъектов социальной деятельности, то основанием должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах, например: реальные лабораторные группы или реальные естественные группы. Наибольшее значение для социально – психологического анализа имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы.

Важно подчеркнуть, что большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования - это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы (массовые движения, толпа), другие же – организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

Большие социальные группы – это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. Большие социальные группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности: 1) они постоянно развиваются и совершенствуются; 2) они имеют свои сугубо специфические интересы; 3) они вырабатывают набор социальных норм для себя и для всех своих членов и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешнее взаимодействие; 4) они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.

Для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это – различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В.Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы. Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сфера классовой психологии. Одним из самых значимых элементов в данном случае являются классовые потребности. В общем виде ясно, что классовое положение индивида задает определенным образом иерархию его «деятельностей», что определяет и структуру его потребностей.

Важным элементом эмоциональной сферы классовой психологии являются интересы классовой психологии являются интересы. Содержание классовых интересов задается всей системой отношений, в которую данный класс включен в определенном типе общества. Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он – член многих социальных групп. Возникает переплетение различных интересов, каждый из которых определен принадлежностью к значимой социальной группе.

Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства», определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. В динамическую часть классовой психологии включают такие элементы, как «набор социальных ролей» и осознание его, а также «социальную ориентацию личности» (систему ее ценностных ориентаций, норм поведения и осознания целей жизнедеятельности).

Наиболее устойчивым компонентом классовой психологии является «психический склад» - некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. В работах Э.Фромма отмечается, что социальный характер – это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества.

Психический склад также раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы и дают важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ жизни.

В соответствии с традицией, сложившейся в психологии больших групп, в психологии этнических общностей различают две стороны: 1) наиболее устойчивая часть – психический склад ( куда включаются национальный или этнический характер, темперамент, а также традиции и обычаи); 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные или этнические чувства. Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность и ее продукты.

Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Р. Мертон определяет малую группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Одной из главных черт группы является определенный способ взаимодействия, вторая важная черта – чувство принадлежности к данной группе, третья – идентичность группы с точки зрения посторонних.

В дихотомической (двухполюсной) шкале группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям: лабораторные – естественные, организованные – спонтанные, открытые – закрытые, группы членства – референтные группы. Основой подобного деления является степень значимости группы для личности с точки зрения ее ориентаций на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему ее установок.

Анализ структурных характеристик малой группы состоит в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» группового функционирования. Учитывая соподчиненность групповых деятельностей (в зависимости от специфики организационных задач), правомерно говорить также и о соподчиненности производных от них систем отношений в группе, их уровневом расположении.

Существует несколько измерений (или уровней) групповой структуры:

1. Формально-статусное измерение. Оно дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений малой группы и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании организации, например: студент→преподаватель→декан→ректор.

2. Социометрическое измерение характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и представляется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической ее модификации. Например, учащийся, которого большинство группы предпочитают в общении, имеет статус эмоционального лидера в социометрическом измерении внутригрупповой активности, а учащийся, с которым никто не общается, - статус неизбираемого.

3. Коммуникативное измерение реализуется в коммуникативных сетях, фиксирующих соподчиненность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной информации, касающейся группы. Известно, что обладание информацией положительно связано с величиной официального статуса индивида в группе. Высокостатусным членам группы адресуют больше сообщений, и эти сообщения носят более дружеский характер.

4. Отношение власти является важным измерением групповой динамики. Позиции социальной власти отражают субординацию вертикальных расположений индивидов в зависимости от способности оказывать влияние в группе.

5. Лидерство является еще одним из выделенных выше измерений структуры малой группы. Оно определяется иерархией позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и вкладов в жизнедеятельность группы. Наиболее рельефно это измерение групповой структуры проявляется в инструментальном и эмоциональном лидерстве.

Каждое отдельное измерение групповой структуры выступает некоторым детерминирующим фактором развития других измерений и, в конечном счете, структуры группы в целом.

Сложилось три основных направления в исследовании малых групп: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Фокус исследований малых групп в рамках данного направления сужался до минимума: предполагалось исследование лишь структуры психологических, т.е. межличностных отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми.

Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах.

Школа «групповой динамики» отвечая на вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

В исследованиях малых групп можно обнаружить и совершенно иные теоретические подходы: например, традиция изучения групповых процессов в рамках психоаналитической ориентации или изучение групп с точки зрения интеракционизма, но ни в одном из них не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений. Поэтому, хотя и в разной степени, все перечисленные подходы не дают целостной программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности социально-психологической общности?

2. Дайте определение понятия общности.

3. Какова природа и функции общности?

4. Назовите факторы интеграции и дезинтеграции общности.

5. Какова природа, роль и функции лидерства в жизнедеятельности общности?

6. Каковы способы достижения лидерского статуса?

7. Что вы можете сказать о типологии лидерства?

8. Каковы логические основания для классификации социально-психологических общностей?

9. В чем специфика психологии малой группы?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных