Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Устойчивость личностных черт




Личность - жизненно устойчивое образование. Устойчивость личностных свойств определяет последовательность, предсказуемость и закономерность поведения. Мера постоянства для разных личностных свойств разная. Стойкие не только качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Личностная устойчивость характерна не для всех. Некоторые так меняются, что окружающие их не узнают.

Индивидуальные различия значительны, когда личность стабилизируются. У одних личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не меняется, у других устойчивость обнаруживается поздно - в 20 - 40 лет.

Ситуативные черты - те, что значительно меняются в разных ситуациях у 1 человека.

35 лет оценивали личностные свойства 100 человек – с 10 до 45 лет. За 3 года от 1 до 2 обследования, 58% свойств сохранились. За следующие 30 лет значимые корреляции между результатами сохранились по 31% всех свойств.

Устойчивость поведения неоднозначна; в разных ситуациях она не связана с личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми опросниками чертами личности и социальным поведением < 0,30. Поведение личности (устойчивое и изменчивое) зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых она находится.

Стойкие личностные особенности:

1. интеллект

2. познавательные способности

3. динамические свойства врожденных анатомо-физиологических задатков и свойств НС: темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и т.д.

4. приобретенные в ранние годы и обусловленные органически, в противовес поздно приобретенным и малосущественным

5. ин тегративные характеристики, имеющиеся у всех (Напр., адаптационный потенциал личности - набор характеристик для успешной адаптации к социальной среде)

Т.о., говорят не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в разных условиях.

Теории личности

Классификация теорий личности по Немову: 48 теорий, оцениваемых по 5 параметрам:

По способу объяснения поведения:

1. психодинамические описывают личность психологическими (внутренними) характеристиками

2. социодинамические - поведение детерминирует социум; внутренние свойства не важны.

3. интеракционистские - внутренние и внешние факторы взаимодействуют, управляя действиями человека.

По способу получения данных:

1. экспериментальные - анализ и обобщение данных, собранных опытным путем.

2. неэкспериментальные - жизненные впечатления, наблюдения, опыт Þ теор. обобщения без эксперимента.

С т.з. на личность как структурное или динамическое образование:

1. Структурные - выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она описывается.

2. Динамические - преобразование, изменение в развитии личности - ее динамика.

Теории личности в возрастной и педагогической психологии рассматривают ограниченный возрастной период (от рождения до окончания школы). Но есть теории о развитии личности в течение всей жизни.

По фокусу внимания: внутренние свойства личности или ее внешние проявления. Напр., теория черт: люди отличаются по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт.

Способы оценки черт личности:

1. тестологический способ,

2. обобщение наблюдений за человеком разных людей.

3. объединение в типологические группы. У людей, входящих в 1 группу, близкое характеристики и похожее поведение. Свойства этой группы делают ее непохожей на другие группы.

Классификация теорий личности Зейгарник: теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития:

1. фрейдизм

2. неофрейдизм,

3. гуманистические теории личности,

4. экзистенциальные теории личности,

5. теории личности французской социологической школы и др.

СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

7. Структура психики по Юнгу

1. сознание,

2. личное бессознательное

3. коллективное бессознательное.

Юнг - ученик Фрейда, отмежевавшийся от учителя из-за пансексуализм Фрейда.

Автор аналитической психологии.

Определяющая роль в структуре личности – у коллективного бессознательного, образующегося из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Влияет на личность и предопределяет ее поведение с рождения. Состоит из уровней и определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень - из следов дочеловеческого прошлого, т.е. из опыта животных предков. Коллективное бессознательное - это разум древних предков, способ, которым они думали, чувствовали и постигали жизнь, мир, богов и людей.

Оно проявляется в виде архетипов, обнаруживающихся в сновидениях и в творчестве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это общие формы мысленных представлений, включающие эмоциональность и перцептивные образы.

архетип матери — это всеобщая идея матери + чувственный образ своей матери.

Ребенок получает архетип в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей матери.

Кроме коллективного, есть личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. При известных условиях они осознаются.

Структурные единицы личного бессознательного - комплексы - это констелляции чувств, мыслей и воспоминаний (напр., комплекс власти).

Юнг ввел понятие «Я» - стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. «Я» проявляется по-разному. В зависимости от его проявления Þ Классификация личностных типов Юнга - по направленности человека на себя или на объект:

1. экстраверты

2. интроверты

3. амбиверты

Дополнительные типы — интуитивный, мыслительный, эмоциональный.

Тип личности определяется соотношением функций, большинство из которых врожденные. Þ типы личности по Юнгу — врожденные, не связанные с условиями общественной жизни.

8. Структура психики по Адлеру

Другой ученик Фрейда, отошедший от учителя - Адлер — автор индивидуальной психологии. Он против биологизаторской теории Фрейда - основное в человеке — не природные инстинкты, а общественное «чувство общности», врожденное, но социально развивающееся. Опровергал мнения Фрейда о врожденной агрессивности и детерминации развития биологическими потребностями.

Адлер: личность не делится на 3 части, а едина. Детерминанта развития - стремление к превосходству. Чувство неполноценности возникает из-за дефекта тела или неблагоприятного детства. Преодолевается это чувство за счет форм компенсации:

1. адекватная (успешная) - стремление к превосходству совпадает с социальным интересом.

2. неадекватные:

  1. гиперкомпенсация (механизм творчества и активности) – 1-стороннее приспособление к жизни за счет чрезмерного развития 1 черты или способности. Физически слабые и безвольные люди совершают мужественные действия (способности Наполеона объясняют чувством неполноценности из-за малого роста).
  2. уход в болезнь - человек не может освободиться от чувства неполноценности, использовать адекватную компенсацию и «вырабатывает» болезнь, чтобы оправдать неудачу.

Адлер пытался социализировать теорию Фрейда, но не избежал биологизации, т.к. чувство неполноценности считал врожденным.

    1. Структура психики по К.Хорни

Юнг и Адлер не считали себя последователями Фрейда. Неофрейдисты - Хорни и Салливан.

Карен Хорни в книге «Невротическая личность нашего времени» (1939 г., США) горячо благодарила учителя. Потом критиковала его за сведение поведения к либидозной и агрессивной тенденциям и за пансексуализм.

Сущность человека - врожденное чувство беспокойства. Уже младенец беспокоится, что фиксируется и становится внутренним свойством. Человек переживает враждебность мира и беспокоится. Все, что делает человек — это трансформация беспокойства. Мотивация поступков - коренная тревога, заставляющая стремиться к безопасности.

Человеком управляют стремления к:

1. безопасности

2. удовлетворению желаний.

Если они противоречат, возникает невротический конфликт, который человек стремится подавить, вырабатывая Невротические стратегии поведения:

1. к любви как средству обеспечения безопасности;

2. к власти не по объективным причинам, а из-за страха и враждебности к людям;

3. изоляция от людей;

4. признание своей беспомощности («невротическая покорность»).

Стратегии отношений:

1) к людям;

2) от людей, к независимости;

3) против людей (агрессия).

Þ типы личностей по К.Хорни:

1) устойчивый,

2) устраненный,

3) агрессивный.

Невроз характера - болезнь из-за стойкого изначального конфликта.

У здоровых:

- противоречие между конфликтующими тенденциями <<< чем у невротика,

- «ситуационные неврозы» возникают временно из-за внешних обстоятельств.

Хорни критиковала биологизаторское учение Фрейда, но идеи об «изначальной тревожности» и «коренной тревоге» его повторяют. Остались основные положения фрейдизма:

- антагонизм природного и социального (безопасность несовместима с удовлетворением желаний),

- фатальность врожденного механизма «коренной тревоги».

 

10. Структура психики по Салливану

Салливан был врачом-психотерапевтом, позже - психологом.

Исследовал личность как продукт совместной деятельности; как устойчивую модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих жизнь.

Врожденные потребности:

- общения,

- нежности

- избегания тревоги.

Мир встречает ребенка не «нежно» — ему холодно, дискомфортно Þ беспокойство.

Детерминанты развития личности по Салливану:

1) потребность в нежности и ласке,

2) избегание тревоги.

Потребность в безопасности социальна, но включена во врожденные органические потребности. Удовлетворение потребностей в пище, тепле, требует заинтересованного и нежного содействия другого человека. Социальное как система межличностных отношений, не формируется, а есть с рождения. Личность формируется фатально, неизбежно.

Мир человеку доставляет неудовольствие и тревогу. В борьбе с миром (вернее, с беспокойством), формируется личность, которую Салливан называет «Я-системой». Она формируется:

1. в борьбе с беспокойством на бессознательном уровне

2. в поиске средств для избежания беспокойства.

«Я-система» заставляет человека прибегать к помощи вначале матери, затем других людей. Т.о., механизм, формирующий личность - межличностные отношения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных