Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Общепсихологическая характеристика деятельности




Характеристика деятельности.

Обязательными характеристиками деятельности являются:
- социальная обусловленность (деятельность - это продукт общественно-исторического развития): -Целенаправленность (сознательно выбранные цели); - плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану); -предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры); - субъектность (обусловленность личностными характеристиками).

Деятельность и закономерности ее формирования.

Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.). Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот).

В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни (понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой и трудом, со спортом). В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека.

 

Понятие о деятельности и ее целях.

Деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие.

Психологические теории деятельности.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

Общественный характер –Все виды деятельности продукт общественного-исторического развития человека. Занимаясь конкретным видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленност ь – деятельность человека в отличии от инстинктов животных является сознательной. Люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия. Плановость –В любом виде деятельности действия, составляющие ее, представляют собой определённую систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строится по определенному плану. Систематичность – когда говорится о деятельности одного или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительность и систематичность.

Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.

Специфика предметной определенности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекты непосредственно, они преобразуются в процессе деятельности. Она проявляется в ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в смысле личностном - "значении для себя", придаваемом мотивами различным событиям, действиям.

Действие как единица человеческой деятельности.

Действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Действие осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осуществляется.

Действие как процесс, направленный на достижение поставленной цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания как постановку цели, и в тоже время акт поведения, который реализуется внешним образом в неразрывном единстве и сознанием. Через действие человек проявляет свою активность, стараясь достичь поставленной цели с учетом внешних условий. Действие имеет структуру, подобную деятельности: цель- мотив, способ- результат.

Виды действий: предметные и умственные.

Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Она делится на: перцептивную, формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

 

 

Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности.

Внутренняя сторона деятельности представлена психическими образованиями, направляющими внешнюю активность.

Внешняя (связь с окружающей средой) активность и направляющее ее психическое возникают и развиваются в филогенезе в неразрывном единстве друг с другом, как две стороны общей жизнедеятельности.

Таким образом, несмотря на неразрывное единство внешней и внутренней сторон жизнедеятельности, первичной всегда является внешняя практическая деятельность.

И подобно тому, как внешняя деятельность направлена на достижение того или иного предмета потребности, психическое отражение приводит к тому или иному результату.

Переход внешних компонентов во внутренние, понятие интериоризации.

Положение о том, что внутренним умственным действиям генетически предшествуют внешние. была выдвинута гипотеза о прямом, механически понимаемом переходе внешних процессов в скрытые, внутренние -речевое поведение - > шепот - > полностью беззвучная речь. На эту операциу сыграло интериоризация. Интериоризацией - это переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.

Способы (операции) выполнения действий.

Операция – это способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, то, что называют техникой, ловкостью, сноровкой. Операции бывают двух родов: первые – возникают путем адаптации, непосредственного подражания, другие возникают из действий путем их автоматизации. Первые не осознаются, вторые находятся на грани сознания.

Преобразования действия в операции.

операцией называется способ выполнения действия.

Приведу несколько простых примеров. Перемножить два двузначных числа вы можете в уме и письменно, решая пример "в столбик". Это будут два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия или две разные операции.

Умственные операции.

Виды: Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. 2 путями: мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, мы используем непосредственное сравнение. В тех случаях, когда мы осуществляем сравнение путем умозаключения, мы использу­ем опосредованное сравнение. Анализ и синтез. Анализ это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез это мыслен­ное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Абстракция и конкретизация. Абстракция это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Суть, воспри­нимая какой-либо предмет, мы должны рас­сматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Конкре­тизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими(цвет, форма). Индукция и дедукция. Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего поло­жения.

Освоение деятельности.

Освоить деятельность - значит сделать ее своим умственным и практическим достоянием. Освоение любой, даже относительно простой, деятельности (например, сколачивание деревянного ящика гвоздями), а тем более сложной (например, деятельности педагога) требует овладения определенными знаниями, умениями и навыками. Освоение деятельности происходит в процессе обучения, общения, освоения и накопления опыта.

Автоматизированные компоненты деятельности.

Способы исполнения, контроля и регулирования называют приемами деятельности. Автоматизированные, сознательно, полусознательно или бессознательно выполняемые компоненты деятельности, называют умениями, навыками и привычками. Умения –промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответ-щим правильному использованию этого знания в процессе решения опред-го класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Навык – доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие. Частичную автоматизацию движений называют навыками. Привычки – автоматизированные действия, выполнение кот-х в опред-ных усл-ях стало потребностью(делать зарядку по утрам).

Формирование навыков, их виды.

В зависимости от вида деятельности навыки можно разделить на четыре группы:

1) двигательные навыки (ходьба, бег, многочисленные спортивные навыки); 2) сенсорные, связанные с восприятиями предметов и явлений (навык различения оттенков цветов);

3) интеллектуальные (в том числе учебные) и 4) смешанные навыки, которые включают различные виды деятельности (навыки культурного поведения, бытовые, гигиенические).

Формирование навыков происходит с детства. Одни навыки влияют на формирование других навыков. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Если ученик приобрел навык красивого, четкого и чистого письма, то этот навык переносится и на выполнение чертежных работ.

Взаимодействия навыков.

Наряду с положительным влиянием одних навыков на другие наблюдается и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Такое взаимодействие навыков называется ихинтерференцией.

Первый случай — интерференция при перестройке навыков, когда при выполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный способ его выполнения новым. Такую интерференцию навыков называют ассоциативным торможением.

Второй случай- Однако старый навык может оказывать отрицательное влияние и после овладения новым навыком. Например, ученик, многократно писавший слово неправильно, после усвоения правильного написания может иногда задерживаться, когда ему надо написать это слово, и вспоминать, какой из двух способов его написания правилен. Такую интерференцию навыков называют репродуктивным торможением.

Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

Виды:

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра (детская) - вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и направленный на познание окружающей действительности. Игра деловая - использующийся в профессиональном обучении, воссоздание с помощью имитационной и игровой моделей предметного, социального и психологического содержания совместного, профессионального труда специалиста.

Учение - процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности про является в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя.

Деятельность и личность.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Виды деятельности - трудовая (имеет результатом создание общественно полезного продукта), творческая (дает новый оригинальный продукт), учебная (направлена на приобретение знаний, умений и навыков) и игровая (средство познания окружающего мира посредством сюжетных и ролевых и онлайн игры). Формирование деятельности у человека происходит в следующем порядке: импульсивное поведение (на первом году жизни - исследовательское), с годами - практическое, затем - коммуникативное и наконец - речевое.
Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных