Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 5. Философия периода европейских революций. В Англии ХУЛ и Франции ХУШ века возникают беспрецедентные социальные философии - философский роялизм




В Англии ХУЛ и Франции ХУШ века возникают беспрецедентные социальные философии - философский роялизм, либеральная философия и романтический демократизм Руссо.

ФИЛОСОФСКИЙ РОЯЛИЗМ.Корифей философского роялизма - ФИЛМЕР /1604-1668/, защитник Карла I от английской революции, автор трактата «Патриархат, или Естественная власть королей».

Общефилософскпе принципы этого направления - представление об изначальной данности Богом некоторых идей и установлений. Например, убежденность в том, что наиболее ценными знаниями душа обладает априорно. В русле данной логики Филмер утверждает, что Бог изначально даровал власть определенным лицам и эти лица, а также их потомкам, составив священное и единственно законченное правительство, и восстание против правительства является богоотступничством.

Порвоначально, учит Филмер, Бог дал королевскую власть Адаму, от которого она перешла к некоторым из его потомков, а в итоге к современным монархам. Теория Филмера патронимна, Адам обладает властью не только в силу божественной воли, но и по праву власти отца над своими детьми. Аналогичным образом интерпретируются и последующие монархи - как старшие в роде, отцы народов. Таким образом, Филмер трактует власть короля не только как божественную, но и как природную: по своей природе сыновья никогда не свободны от власти отца, даже когда сын повзрослел, а отец впал в детство. Король никому не подчиняется и не может быть связан ни законами (/невидано, чтобы человек создавал законы для самого себя), ни своими прошлыми действиями (Бог и монарх свободны абсолютно). Утверждать, что властную волю получил от Бога не монарх, а народ, - все равно, что объявлять Бога творцом простонародного сословия, черни.

Теорию Филмера называют теорией божественного права королей. Современному человеку непросто понять искреннюю веру в естественность и совершенство института наследственной политической власти. Но и в современной жизни сохранилось нечто подобное - западные экономические династии. Считается естественным оставлять свое имущество своим детям, никто не протестует против принципа наследственной экономической власти. Почему тогда менее совершенна идея наследования трона? История казни французский конвентом Людовнка ХП рассказывает, что обвинитель Сен-Жюст вынужден был развенчивать именно мысль о том, что король - посланник Бога. Король не может быть священной особой, утверждал он, поскольку нельзя одновременно и править и оставаться безвинным. Сам Людовик ХУ1 всходил на эшафот как страдающий Бог.

ЖАН-ЖАК РУССО/1712-1778/, существенно повлиял на идеологию французской революции ХУ111 века. Взгляды Руссо настолько же противоположны либерализму, насколько сам либерализм несовместим с концепцией божественного права королей.

Биография Руссо почти легендарна, а образ его жизни и мысли совершенно необычен. Руссо вырос, не зная родителей и семенного воспитания. Мать умерла, когда он был еще ребенком. Отец, часовщик и бродяга-авантюрист, бросил сына. Руссо женился на служанке отеля, которая была безобразна и невежественна. До конца своих дней она так и не выучилась не только грамоте, но даже тому, чтобы определять время по часам. Руссо имел от нее пятерых детей, которых отдал в воспитательный дом. Руссо был знаком и дружен со знаменитостями своего века - Вольтером, энциклопедистами, Юмом, - но поссорился со всеми, подозревая каждого в заговоре против себя, своей чести и жизни. Время от времени Руссо бродяжничал или уединялся в лесу, что не доставляло ему никакого дискомфорта. Произведения Руссо, сделавшие ему имя и принесшие популярность, - конкурсное сочинение для Дижонской академии и «Общественный договор». Дижонская академия спрашивала: содействовало ли развитие наук и художеств очищению нравов? Руссо ответил: просвещение портит нравы, а культура есть ложь и преступление, - и выиграл премию. В «Общественном договоре» Руссо настаивает на прямом и безусловном народоправстве, не отягощенном политическими изысками вроде разделения властей. Публикации произведений Руссо неизменно вызывали гонения на их автора и одновременно моду на него в среде любителей экстравагантного. Симптоматичен один из отзывов о Руссо, принадлежащий Вольтеру: «Не было еще случая, чтобы такие способности использовались для того, чтобы сделать всех нас глупыми».

Исходный постулат рассуждений Руссо - антитеза концепции первовородного греха и спасения в церкви: человек по натуре своей добр и исключительно общество со всеми его атрибутами делает его дурным. Первобытное существование прекрасно. Люди не испытывают никакой нужда поскольку их потребности соответствуют природе и тому, что она дает. Первобытный дикарь незлобив; следуя природному инстинкту сострадания, он не причиняет вреда другому. У человека не было предусмотрительности, и благодаря этому он не знал груза присущих нам забот, в той числе страха смерти. Что же сделала с человеком культура? История культуры - это сплошная цепь все новых и новых неравенств, портящих человеческую природу, от неравенств отца и детей до неравенств по богатству, почету и привилегиям. Самые страшные неравенства принесли человечеству собственность и ее изобретатель - тот, кто первым огородил клочок земли и сказал: Это - мое. Собственность породила страсть к наживе, зависть, лицемерие, раболепство, обман, преступления. Культурный человек, уже потому что он культурен, не может не быть порочным. Руссо посылает свое проклятье культуре и истории.

Политический идеал Руссо - город-государство со спартанским порядком и абсолютной демократией. Под демократией он понимает прямое участие каждого гражданина, а не представительное правление. Руссо не намеревался разделить Францию на полисы, он просто полагал, что из всех исторических государств наиболее совершенны малые, а для них демократия - наилучший' способ правления. Малые демократические государства совершенны по причине их близости к природе: ситуация первоначального заключения общественного договора было именно такова, что сообщество заключающих договор было немногочисленно и каждый хотел влиять на государственные дела непосредственно. «Общественный договор» начинается фразой, ставшей девизом Французских якобинцев: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах». Но свобода была номинальной целью Руссо, реальной целью являлось равенство, даже за счет узурпации свободы. Существует один единственный способ достижения подлинного равенства. Это - особая организация государства, такая, при которой каждый гражданин полностью отдает все свои права в пользу общины о целом. Полное отчуждение каждым своих прав целесообразно, согласно Руссо, еще с нескольких точек зрения. Во-первых, это условие подрывает основу для эксплуатации и корыстолюбия. Если условие одинаково для всех, ни у кого нет интереса делать его тягостным для других. Если каждый отчуждает от себя все, то нет интереса иметь больше, чем остальные. Во-вторых, это условие является единственным кардинальным способом прекратить войну, присущую государственному состоянию. Граждане сообщества имеют три воли: как граждане они участвуют во всеобщей воле, как индивидуумы обладают индивидуальной волей, как члены ассоциаций - волей ассоциации. Конфликт воль ведет к войне. Соответственно путь к миру лежит черва отказ от всех воль, кроме всеобщей воли.

Общая, или всеобщая, водя - ключевое понятие, ибо в соответствий с ней осуществляется демократическое правление. Всеобщая воля не идентична воле всех, а тем более воле большинства. Она не есть формально общее индивидуальных воль. Политическое мнение человека состоит из его эгоистического мнения и мнения, исходящего из интересов сообщества. Политическое решение в соответствие с общей волей принимает во внимание только вторую составляющую, мнение сознательного народа. Общая воля есть равнодействующая мнений сознательного народа.

Каким должно быть правительство, осуществляющее общую волю? Ответ Руссо гласит: совершенное осуществление общей воли невозможно, поскольку она - идеал, а идеал недостижим, но всякое правительство способно приближаться к его осуществлению. Важно только, чтобы правительство от Бога или природы обладало способностью проявлять общую волю, обладало всей полнотой власти и не имело собственных корпоративных интересов. Концепция Руссо послужила источником теории харизматического лидерства Вебера. Харизматический лидер (харизма - божественный дар) - политический гений. При чрезвычайных обстоятельствах он выдвигается народом и наделяется чрезвычайными полномочиями ради правления в интересах народа.

Руссо претят политические измышления либерализма - разделение властей, законы или свобода собраний (ассоциаций). О каком разделении властей может идти речь, когда единственной и полной властью является общая воля? Законы противоестественны, так как изменяющаяся общая воля вправе нарушать любые прошлые установления. Ассоциации - наиболее серьезное зло для демократии. Они навязывают политические мнения, по сути - мнения верхушки ассоциации, лишая граждан свободы суждения, олигархируя демократическое государство. Ассоциации подлежат запрещению.

Влияние Руссо на политику ХУ111 столетия сказалось во время якобинской диктатуры во Франции. «Свобода и равенство» было ее лозунгом, доктрина общей воли сделала возможным идентификацию вождей с народом, минуя либеральный институт выборов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных