Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глобализация и общечеловеческое искусство




Глобализация и добро, и опасность зла. Глобализация в области экономики и политики — неизбежный истори­ческий процесс. Одним из ее ярких проявлений стало образование Европейского союза с единой валютой — евро. Проявляется глобализация и в становлении и развитии мирового экономического рынка, в образовании и разви­тии резервной валюты и т. д. При этом глобализация вызывает опасения, а порой и бунтарские демонстрации. Протестующие опасаются, что глобализация есть проявле­ние американского гегемонизма и приведет к подавлению национального производства и национальных политичес­ких систем, к неоколониалистской экономической окку­пации целых регионов мира. У этих опасений, к сожале­нию, есть серьезные основания, хотя сама тенденция гло­бализации мира — результат реальных необходимых про­цессов объединения человеческой деятельности. Беда толь­ко в том, что в истории всякое новшество, расширяющее человеческие возможности, оборачивалось не только доб­ром, но и злом и бедой. Так было и с подарком Прометея людям — огнем, и с подарком физики — атомной энер­гией, и с другими открытиями.

Есть реальная опасность обращения глобализации во зло человечеству. Глобализация часто превращается в американизацию в экономической, политической и куль­турной сферах жизни. Тенденция глобализации литера­турного процесса грозит обернуться подавлением нацио­нальных художественных традиций и вытеснением серь­езной художественной литературы масслитературой.


Предвидимое будущее. Культурная глобализация (не американизация, а гуманная глобализация, при которой американское влияние равноправно взаимодействует с японским, индийским, французским, китайским, российс­ким, арабским, испанским) и есть необходимый и законо­мерный процесс единения художественных потоков, слия­ния рек в единый океан художественной культуры чело­вечества. Экстраполируя в будущее эту тенденцию, можно прогнозировать: в XXI в. формируется общечеловеческая литература, произведения которой не утрачивают нацио­нальных особенностей и опоры на национальные традиции, но обретают качественно новый уровень всеобщности.

Такая общечеловеческая литература, в которой каж­дое произведение, сохраняя свои глубокие национальные черты, будет широко вбирать в себя художественный опыт других народов, потребует новых дополнительных инст­рументов для своего истолкования и понимания. Это по­служит несомненным стимулом для развития теории литературы и эстетики.

Литература:

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989; Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Он же. Проблема образа автора в художественной литера-тУРе // Бахтин М. О теории художественной речи. М., 1971; Он же. Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М. 1996; Борее Ю. Эстетика, теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003; Бычков В. В. Эстетика. М., 2002; Ви­ноградов В. О языке художественной прозы. М., 1980; Ильин И. И. Интертекстуальность // Современное лите­ратуроведение (страны Западной Европы и США): кон­цепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. М., 1999; Ортега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия куль­туры. М., 1991; Розанов В. В. Сочинения. М., 1990; Смир­нов И. П. Порождение интертекста (Элементы интертек­стуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пас­тернака). СПб., 1995; Фоулер: Author // A Dictionary of Modern Critical Terms. Ed. R. Fowler. L.; N.Y., 1993. P. 17; Фрайзе М. После изгнания автора: литературоведение в тупике? // Автор и текст. СПб., 1996.


Часть VI. ОБЩЕНИЕ С ИСКУССТВОМ (восприятие и понимание искусства)

1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ —

завершающее звено художественной

коммуникации

Никто не пишет для себя, никто сам себе не рассказывает о том мире, который он открыл и создал. Всякое литературное произведение оправдывает себя тогда, когда оно становится дос­тоянием других.

Газданов Г. И. Масонские доклады






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных