ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эстетика романтизмаРомантизм в эстетике проявился в конце XVIII века в Германии. В кружок романтиков входят Новалис, Ф. Шлегель, Л. Тик и др. Эстетические идеи романтизма проявилась прежде всего в следующих идеях: • свобода человеческой личности; • самоценность искусства; • синтез искусств; • неограниченный субъективизм; • снятие грани между искусством и жизнью («романтическая ирония»); • смещение акцента от композитора-имровизатора на композитора -виртуоза; • концертность в музыкальной эстетике; • развитие лирического начала; • психологизм; • творчество начинает рассматриваться как процесс самовыражения, а не как средство достижения результата, проявленного в произведении искусства; • прекрасное приобретает критерий - завершенность, целостность, самодостаточность; • основной закон искусства - преобразование внешней целесообразности во внутреннюю, что и составляет суть воплощения прекрасного. Новалис (Фридрих фон Гарденберг) (1772-1801) назначение художественного творчества вообще и поэзии в частности видит в способности человеческого сознания созидать мир из самого себя, отличный от мира реальностей. Этот самосоздаваемый мир художник способен подчи- нять своей воле, в то время как мир реальный всегда остается для человека неподвластным.; Искусство как бегство от реального мира рассматривает Людвиг Иоганн Тик (1773-1853). В своих сказках писатель-философ раскрывает мир как сферу действия непонятных для человека, враждебных его сущности сил. Эти силы обрекают человека на гибель. Герои сказок Тика бессильны и пассивны. Вильгельм Генрих Вакенродер (1773-1798) в своей работе «Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного» утверждал, что искусство рождается в глубине сердца, непорочного и пламенно преданного Богу- Искусство — это религиозный обряд, художник - смиренный раб Всевышнего, его творчество — акт причастия. Искусство - это единственное убежище от противоречий реальности, мир, наполненный мечтой о красоте и гармонии. Поэтому истинный творец должен порвать с земной реальностью и стать отшельником. Общество и искусство - это противоречащие друг другу сущности. Для человека, побывавшего в искусстве, возвращение в мир реальности — трагедия. Искусство доступно не всем, оно элитарно. Лучший способ для художника избежать непонимания - творчество только для самого себя. Фридрих Шлегель (1772-1829) утверждал, что искусство есть активное средство воздействия на общественный процесс. Шлегель критикует поэтов-современников за преобладание в их произведениях субъективного и индивидуального начал. Истинный творец должен стремиться воплощать всеобщее, а не частное. В качестве примера для подражания Шлегель называет творчество Гете. Для него поэзия Гете - это «утренняя заря подлинного искусства и чистой красоты». Правдивость поэта заключается в том, чтобы раскрыть свой чувственный мир как сопричастный эмпирической действительности. Каждый человек, способный к игре воображения, в принципе является поэтом. Мечты человека наполнены поэзией. Поэзия - способ создания желаемого мира. Наиболее универсальным жанром литературы Шлегель считает роман. Универсальность романа заключается в его форме: он имеет много общего с поэзией. Общность романа с поэзией обусловлена тем, что роман содержит в себе все грани духовной жизни человека. Фридрих Даниель Эрнст Шлейермахер (1768-1834) сущностью действительности считает систему Форм или платонических Идей. Эта система начинает действовать при соприкосновении человека с окружающим миром. Искусство убеждает нас в том, что действительный и идеальный миры, вселенная и разум восходят к единому началу. Определить, что такое искусство, значит указать его место в рамках человеческой деятельности вообще. Окружающий мир воздействует на человека, и он, в свою очередь, определенным образом реагирует на это воздействие. Таким образом, происходит непрерывное колебание волн, исходящих от человеческого ума к миру, и наоборот. Это взаимодействие направлено на постепенное преодоление противоречия и к достижению синтеза, в котором преобладает тождественность. Цель достигается любым из двух способов: человек может воспринимать и ассимилировать мир - это познание; или методом «организующей деятельности», к которому относится искусство. Поэтому художественная деятельность - форма организации вообще. Человек есть единство общечеловеческого и индивидуального. Искусство - это проявление индивидуального. Такое положение искусства в рамках организующей деятельности, где преобладает самобытность личности, позволяет утверждать, что через искусство мы познаем себя, следовательно, искусство - это экспрессия. Но это проявляется легко и заметно в музыке, танце и театре. В живописи или архитектуре отношения между воспринимаемым и нашими чувствами менее видны. Объекты такого рода скорее воздействуют на наш интеллект. Но искусство — это не только наше чувственное познание, оно еще и воображение, т. е. не только реакция на познание мира, но и попытка моделирования новой реальности согласно имеющемуся идеальному представлению. Цель искусства - очищение страстей. Подчиняя бурную силу эмоции умозрительному началу, художник заставляет свои произведения блистать совершенством, которым они обязаны привнесенному в них элементу меры. Карл Филипп Мориц впервые сформулировал новый принцип искусства, который и лег в основу романтизма: у него подражает не произведение искусства, а сам художник, соблюдая только принцип созидания, но сам акт творения становится субъективным. Это утверждение показывает, почему в эстетике романтизма упор делается не на отношении репрезентации между произведением и миром, а на отношении выражения, которое связывает произведение и его автора. Сходство природного мира и произведения искусства усматривается теперь не в возникновении одинаковых форм, а в наличии одинаковой внутренней структуры. Именно целостность в системе Морица приобретает статус основания прекрасного. К поздним романтикам относят так называемых гейдельбергских философов (Клеменса Брентано, Йозефа Герреса, братьев Гримм). Эти романтики активно изучают и используют в своем творчестве фольклор. Их заслуга состоит именно в том, что они не только собирали и обрабатывали, сохраняли и изучали народное творчество, но и показали возможную связь авторского и народного искусства. Такой взгляд на творчество способствовал развитию национальных корней искусства. Если ранние романтики трактовали поэзию как художественное творчество целиком зависимое от индивидуальности художника, наполненное субъективным началом, то поздние романтики в поэзии видели реализацию творческого потенциала целой нации. Именно в позднем романтизме возникает такое понятие как «естественная поэзия». Английский романтизм имел некоторое своеобразие: • интерес к самоценной личности; • выдвижение на первое место идеала красоты; • главный критерий красоты - нравственность человека; • возвышенное понимается как простое и обыденное, но наполненное глубоким содержанием; • наличие рациональных моментов, которые не вытесняются мечтательностью и сказочностью общей настроенности произведения. Романтизм в английском искусстве нашел несколько вариантов прот явления: • «озерная школа»; • революционные романтики; • лондонские романтики. Зрелый романтизм проявился в философско-романтическом романе. Среди поэтов этого периода можно назвать Уильяма Блейка (1757-1827). Главной эстетической категорией Блейка становится воображение. Под воображением он понимает «духовное чувствование», способное проникать в самые глубинные тайны жизни. Свою поэзию Блейк наполняет мечтой о тех временах, когда мир наполнится красотой и справедливостью. Особое место среди романтиков занимает творчество таких поэтов и писателей Англии, как Байрон и Скотг. Первый создаст особый тип героя, который войдет в теорию художественной культуры романтизма как романтический герой. Второй раскроет возможности исторического романа не только со стороны описания прошедших событий, но и как попытку осмысления духовного мира человека вообще. В целом романтизм проявил несостоятельность классической эстетики решать проблемы человека средствами искусства и художественной деятельности. В основе разлада действительности и искусства лежала неспособность теории воздействовать на практику. Это объясняет тот факт, что теория в этот период существует в рамках фундаментальной философии, а искусство в это же время пытается решить свои проблемы в сфере творчества романтиков. В таких условиях расхождения теории и практики рождается осознание модернизации основных направлений эстетической науки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|