Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Направления исследований на иерархических уровнях




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра «Государственного и административного права»

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Национальная безопасность»

Специальность: 036401 Таможенное дело

Формы обучения (очная, очно-заочная, заочная)

 

Тула 2013


Рассмотрено на заседании кафедры «Государственного и административного права» юридического факультета

Протокол №от «»2013 г.

 

 

Зав. кафедрой «Государственного и административного права»______ С.Г.Гришин

 

Содержание

Тема 1. Сущность и содержание национальной безопасности.

1.1. Понятие, содержание и сущность национальной безопасности.

1.2. Источники и объекты опасностей и угроз.

 

Тема 2. Угрозы безопасности личности, общества и государства.

2.1.Сущность понятия «опасность» и «угроза».

2.2. Классификация угроз.

2.3. Основные опасности и угрозы глобального уровня.

2.4. Угрозы региональной внутригосударственной безопасности.

2.5. Угрозы государству и его безопасность.

 

Тема 3. Баланс жизненно важных интересов личности, общества и государства как необходимое условие устойчивого развития и безопасности страны.

3.1. Необходимость перехода к государственному управлению по интересам.

3.2. Пути достижения баланса интересов.

 

Тема 4. Направления национальной безопасности.

4.1. Геополитическая безопасность.

4.2. Оборонная (военная) безопасность.

4.3. Политическая безопасность.

4.4. Экономическая безопасность.

4.5. Социальная безопасность.

4.6. Продовольственная безопасность.

4.7. Демографическая безопасность.

4.8. Экологическая безопасность.

4.9. Информационная безопасность.

4.10. Психическая безопасность (сознание человека как объект национальной безопасности).

4.11. Культурологическая безопасность.

4.12. Научно-техническая безопасность.

 

Тема 5. Система национальной безопасности.

5.1. Содержание системы национальной безопасности.

5.2. Структура органов обеспечения безопасности.

5.3. Принципы организации и функционирования системы безопасности.

5.4. Режимы функционирования системы безопасности России.

 

Тема 6. Методическая оценка уровня национальной безопасности и ее видов.

6.1.Методические подходы количественной оценки уровня национальности безопасности.

6.2. Количественная оценка жизненных интересов личности, общества и государства.

 

Тема 7. Диагностика опасностей и угроз.

7.1. Показатели и индикаторы.

7.2. Регистрация и измерение опасностей и угроз.

7.3. Моделирование опасностей и угроз.

 

 

Тема 1. Сущность и содержание национальной безопасности.

1.1. Понятие, содержание и сущность национальной безопасности.

1.2. Источники и объекты опасностей и угроз.

 

1.1. Понятие, содержание и сущность национальной безопасности.

В 1992 г., впервые в истории нашей страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности государства от внутренних и внешних угроз. Данный закон закрепил прин­ципиально новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию обеспечения и зашиты интересов личности и общества.

Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз личности, общества и государства» [1].

Данное определение фактически идентично определению «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 г., поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.

К тому же основополагающий документ в этой области, впервые утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, и ее структура полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г. (рис.1).

 

 


Рис.1. Схема концепции национальной безопасности

 

В соответствии с положениями существующей законодательной и нормативно-правовой базы определение понятия «национальная безопасность» выглядит следующим образом:

Национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

Национальная безопасность Россииэто гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов.

Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». В тех случаях, когда понятия уже сложились и к ним привыкли, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, национальных интересах и все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдель­ной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике.

Когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» вполне оправдано. Нужно только четко сознавать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность страны», «безопасность России», наконец. Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов. По большому счету, когда в нашей стране все было государственным, и безопасность была государственной. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность», имея в виду, что эти термины не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе - частное, видовое. Тем более нельзя использовать гибридный термин «национально-государственная безопасность», нередко встречающийся в отечественной литературе.

Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, общества, государства, жизненно важных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности.

Формулировок понятия нации существует не меньше, чем формулировок самого понятия безопасность. Главное в том, что в основе формирования нации лежит не этнический прин­цип. Истории не известно ни одной моноэтнической нации. Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства.

Граж­данское общество как составная часть нации собственно и подчеркивает политичность всякой нации. Стержнем нации является государство: без государства нации нет и быть не может.

Понятие нация по своему содержанию в современном понимании близко к понятию страны.

В определении национальной безопасности содержится понятие личности, а не просто человека. Это вполне обосновано и подчеркивает, что речь идет о человеке как социальном субъекте.

Личность - это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт.

Индивид - это отдельный человек с его специфическими особенностями.

Общество - это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений.

Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Угрозы объектам безопасности, исходящие из внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Безопасностью личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.

Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания. Позволяющих реализовать право и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества.

Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических лиц и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Сегодня стало ясно, что определяющим критерием национальной безопасности является обеспечение экономического и политического суверенитета, а также наличие достаточной для политического суверенитета, а также наличие достаточной для обороны государства военной силы.

Критерием обеспечения безопасности можно считать определение пределов, рамок, границ политических, социальных, техногенных, природных явлений, превышение которых может нанести трудновосполнимый ущерб нации в настоящем и будущем.

Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю националь­ную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как иде­альный результат деятельности, удовлетворяющий устремле­ния, подавляющего большинства россиян. Если такая форму­лировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстрак­ции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспе­чения национальной безопасности. Исчезает и смысл реально­го целеполагания, как руководства при выборе одного из аль­тернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения на­циональной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих сово­купность социальных ценностей и жизненно важных интере­сов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства.

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопас­ности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сооб­ществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пра­щуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), пре­допределило образование многих международных организаций и в конеч­ном счете привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопас­ность существования всего населения Земли.

Слабость системы безопасности оборачивается большими бедами: кру­шением государств, уничтожением народов, большими кровопролитиями, разрушением и гибелью материальных ценностей. Государства, общества, частные лица, не проявляющие должной заботы о своей безопасности, как правило, оказываются нежизнеспособными.

Отмеченные факторы предопределяют жизненную необходимость и ак­туальность постановки и решения проблемы обеспечения комплексной безопасности на строго научной основе с учетом всех аспектов этой мно­гофакторной, многопараметрической проблемы.

Что же является предметом безопасности и что составляет ее сущность? Как следует из высказываний различных авторов, состояние защищен­ности личности, общества, государства, состояние защищенности жиз­ненных интересов, состояние защищенности национальных интересов, устойчивое состояние системы по отношению к неблагоприятным воз­действиям и т.д. и составляет предмет безопасности. Но все это, как представляется, лишь отдельные, хотя и необычайно важные, стороны предмета, причем именно те стороны, которые подвержены с точки зре­ния содержания определенным изменениям. Так, например, интересы лич­ности, общества и государства в различные исторические периоды разви­тия страны далеко не идентичны.

Каждая из этих частных сторон неизбежно меняется в зависимости от конкретности обстановки, но они всегда остаются составной частью общественных отношений, определяемых качественным состояни­ем бытия как концентрированного выражения ценностных ориен­тации конкретной цивилизации. Тогда, вероятно, если иметь в виду именно такой подход, можно утверждать, что предметом безопасности являются общественные отношения, бытие народа, выражающее сущность цивилизации. Тогда и термин "защита" становится необычайно узким, не отражающим в полной мере потребности бытия. Мало защитить. Важнее не допустить формирование условий, которые привели бы общественные отношения, бытие к состоянию, требующему их защиты. Иначе говоря, задача безопасности выходит далеко за пределы необходимости защи­ты данного состояния бытия и заключается прежде всего в формиро­вании условий, обеспечивающих стабильное, прогрессирующее развитие общественных отношений, сохранение, укрепление и обогащение бытия, т.е. защищенности качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства.

Системный подход к жизненно важной проблеме безопасности предо­пределяет необходимость формирования соответствующей науки (или но­вого научного направления) как систематизированного обобщенного зна­ния о безопасности, являющейся важнейшим условием выживания и разви­тия человека, общества, государства, человечества.

Процесс переоценки ценностей в нашем обществе породил и новое по­нимание проблемы безопасности. Главным стало осознание системной природы этого явления и, следовательно, необходимости системного под­хода к его исследованию. При таком подходе содержание и степень безо­пасности человека и общества находятся в прямой зависимости от функционирования всех структур общества, прежде всего экономической, по­литической, социальной, правовой, информационной и т.д. В результате система самой безопасности приобретает сложную структуру, в которой можно выделить составляющие компоненты и подсистемы.

Основными направлениями исследований являются:

· опасности и угрозы человеку, обществу, государству, человечеству;

· объекты жизнеобеспечения человека и общества;

· объекты безопасности и защиты;

· субъекты опасностей и угроз;

· опасности и угрозы, их характеристики, особенности возникновения, наносимый ущерб и др.;

· источники опасностей и угроз, их особенности;

· системы обеспечения безопасности, силы и средства, состав и струк­тура, цели и задачи, режимы функционирования.

В обобщенном виде направления исследований по иерархии и по сфе­рам деятельности приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Направления исследований на иерархических уровнях

Иерархические уровни направлений исследования Объекты безопасности Причины опасностей и угроз Наиболее существенные опасности и угрозы
Безопасность ноосферы Ноосфера Обострение гло­бальных проблем: демографической, энергетической, экологической Возникновение ми­ровых войн, в том числе ядерной, способной уничто-
Безопасность регионов Объединение государств Обострение меж­дународных отно­шений, экологиче­ской обстановки Возникновение ре­гиональных кон­фликтов и войн
Безопасность государства Государство Ухудшение поло­жения в экономи­ческой, социаль­ной,-политической и других сферах безопасности Возникновение гра­жданских войн, развал государства
Безопасность общества Общество, социальная группа Неравномерность распределения материальных благ, обнищание, бес­правие населения Криминализация общества, возник­новение социальных конфликтов, в том
Безопасность личности Человек Бедность, беспра­вие, незащищен­ность, отсутствие свободы, голод, болезни Убийства, похище­ния людей, пытки, грабежи, воровст­во, угрозы, шан­таж, запугивание, членовредительство
Сферы безо­пасности (на­правление исследований) Объекты безопасности Основные причи­ны опасностей и угроз Наиболее существен­ные опасности и угрозы
Геополитичес­кая Междунаро­дные корпо­рации, госу­дарства Наличие сверх­прибылей, несо­вершенство зако­нов, территори­альные претензии Военные конфликты, мафиозные разборки, кражи в особо круп­ных размерах, между­народный терроризм, войны, наркобизнес
Политическая Партии, об­щественные движения, структуры власти Кризис власти, несовершенство законов Коррупция, рост орга­низованной преступно­сти, терроризм, кри­минализация общества и экономических от­ношений, заказные убийства
Экономи­ческая Производст­венная и тор­говая сфера Наличие сверх­прибылей, несо­вершенство зако­нов, налоговой политики Мафиозные разборки, отмывание "грязных" денег, уничтожение предприятий производ­ства, торговли, варвар­ское использование природных ресурсов, загрязнение окру­жающей среды
Социальная Социальные группы, об­щественные организации Неравномерность распределения материальных благ, бедность, неравноправие Криминализация обще­ства, социальных групп, отношений, ' людей, социальные конфликты, терроризм
Демографи­ческая Люди, кол­лективы лю­дей Перенаселение, упадок медицины, изменение регио­нально-этнических пропорций и рас­пределения благ Геноцид, этнические вооруженные кон­фликты, снижение средней продолжи­тельности жизни, вы­мирание населения, народов
Продоволь­ственная Продукты питания Недостаток про­дуктов питания, истощение сель­скохозяйственных угодий Выпуск некондицион­ных продуктов питания, массовые отравления населения
Культуро­логическая Духовность, нравствен­ность, мораль Падение духовно-нравственного уровня и морали Нравственная развра­щенность, моральная распущенность, рост алкоголизма, наркома­нии, проституции, пре­ступных элементов
Сферы безо­пасности (на­правление исследований) Объекты безопасности Основные причи­ны опасностей и угроз Наиболее существен­ные опасности и угрозы
Энергоин­формацион­ная Сознание, подсознание человека Несанкциони­рованное энерго­информационное воздействие Неосознаваемые кри­минальные действия, зомбирование
Военная Вооружение и военная техника   Недостаточная охрана вооруже­ния и военной техники Кража вооружения и военной техники, взрывчатых веществ, подрывы складов, за­грязнение среды ра­диационными и отрав­ляющими веществами, терроризм
Информаци­онная Информация и ее инфра­структура Несовершенство информационной инфраструктуры и законов Кража, уничтожение, искажение, разглаше­ние информации, эко­номический шпионаж, шантаж
Научно-техническая НОУ-ХАУ, перспектив­ные техноло­гии Возможность использования НОУ-ХАУ и пер­спективных техно­логий в крими­нальных целях Использование НОУ-ХАУ и перспективных технологий в преступ­ных целях
Экологичес­кая Окружающая среда Ухудшение эколо­гической обста­новки Производство экологи­чески "грязных" про­дуктов питания и дру­гой продукции, крими­ногенное овладение "чистыми" террито­риями, рост числа беженцев и обездо­ленных

 

 

1.2.Источники и объекты опасностей и угроз.

 

 

К основным объектам национальной безопасности относятся:

  • личность, ее права и свободы;
  • общество, его материальные и духовные ценности;
  • государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон:

· той, которая выступает источником и носителем опасности, - субъ­ект;

· той, на которую направлена опасность или угроза, - объект.

Источники опасности - это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляют или обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свой­ства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия.

Источники опасности по своей сути имеют естественно-природное, тех­ническое и социальное происхождение.

Известно, что объект - философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической или познавательной деятельности. Взаимосвязь субъекта и объекта как предмета познания, практического воздействия, деятельности представлена на рис. 2.

Рис 2. Взаимосвязь субъекта и объекта, как предмета познания.

 

Объектом угроз и опасностей являются личность, общество, государст­во. Эта триада представляет собой целостную систему.

Личность в системе (и прежде всего личность - творец) является выс­шей целью общественно-политического и социально-экономического раз­вития страны.

Общество - это социальная среда и необходимое условие творчества личности в системе общественных отношений.

Государство же представляет собой организационно-политический ме­ханизм реализации общественных отношений и обеспечения гарантий прав граждан. Государство не должно возвышаться над личностью, так как его задача - создать такой механизм, чтобы творческое развитие личности на самом деле было высшей национальной целью.

Объектами угроз в государственном масштабе являются практически все сферы жизни и деятельности общества. И в любой из них существуют специфические особенности опасностей и угроз.

Человек выступает и как объект, и как субъект опасностей и угроз. Диапазон проявлений человеческой сущности многообразен и противоре­чив. В ней необъяснимо уживаются эгоизм, иррациональность, агрессив­ность с отрицающими их подвижничеством, жертвенностью, благодеяни­ем. Современный человек не торопится расставаться со всеми своими пороками, выходить за рамки субъективного, индивидуально-алчного вос­приятия мира.

Известно, что мир представляется человеку в виде объективной реальности. Человек преобразует природу и изменяется сам. Отсюда вывод, что человек одновременно является и субъектом толкования мира и его объектом.

При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение лич­ности определяется состоянием общества, государства.

Известно стремление человека жить лучше не получило еще необходимое положение – «и безопаснее». Человек пока остается носителем различных по виду опасностей и угроз, регулятором «безопасности».

Таким образом, человек прямо или косвенно включен в разнообразную, сложноорганизованную систему отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль.

Источниками опасности для человека, личности, семьи, класса, народа, страны представляется личность и сформированные ими общности людей, оснащенные техническими и другими средствами, способные деформировать объекты угроз вплоть до их гибели. При этом эти источники опасности могут находиться как вне, так и внутри общности людей. Включение в их число природы и техники добавляет сферу источников опасностей и угроз.

Личную безопасность каждый человек может обеспечить се­бе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные орга­низации, действующие на общественных началах, могут обес­печить в какой-то степени безопасность отдельных групп насе­ления. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность.

Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной от­ветственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет пра­вовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных соци­альных групп и личности.

В целом роль человека в системе опасность - безопасность сводится к следующему:

  1. В гносеологическом аспекте придает смыслосодержание, целеполагание умопостигаемому миру, интерпретирует его в соответствии со свои­ми потребностями и представлениями.
  2. Вносит причинность в процесс, на который он в состоянии оказать влияние (воздействие), вызывая изменения хода событий или порядка ве­щей, их естественных свойств.
  3. Негативным проявлением этого является привнесение земного масштаба в понимание планетарных явлений, сужение оценки их значения до мате­риалистического, потребительского значения. Человек признает только социально полезную значимость существования природы, отказывая ей в праве на самоорганизацию и независимое существование, нетерпеливо подправляя ее "неразумные" действия.
  4. Организует, рационализует, программирует сре­ду, формообразует и качественно преобразует разнообразные и разобщенные фрагменты социальной и природной действительности, зачастую без учета опасности последствий.
  5. Обладает эвристическими способностями, открывает новое в позна­нии мира, определяет перспективы общественного развития и своего будущего.
  6. Является осью, главным связующим элементом социо-, природо-, техно- и космосферы.
  7. В рамках социума создает мифологемы и идеологемы, вокруг кото­рых разворачивается вся историческая драматургия, возникают поворот­ные цивилизационные изменения.
  8. Придает общественной жизни аксеологическое, нормативно-ценностное содержание, формирует нравственные императивы типа "можно - нельзя", "хорошо - плохо", "правильно - неправильно.
  9. Создает структуры и институты, обеспечивающие коллективное вы­живание, совместную защиту, урегулирование конфликтов и согласование интересов.

Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнооб­разную, сложно организованную систему отношении и процессов, выпол­няя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разруши­тельную роль. Однако весь линейный прогресс существования человека техногенной цивилизации пока не вписан в общепланетарную гармонию и заключается в том, что, решая текущие проблемы, он порождает новые, еще более масштабные и опасные.

Баланс позитивных и негативных качеств человека, их слияние опреде­ляет общий вектор развития человечества в социо-, природо- и техно­сфере (рис. 3).

 

Рис. 3. Роль человека в природе.

 

Помимо человека объектами безопасности выступают объекты про­странственно-географического масштаба, различные сферы обеспечения жизнедеятельности человека, включая экономику, социологию, политоло­гию и многие другие, значительная часть которых приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Классификация пространственно-территориальных объектов

 

Можно заключить, что все объекты имеют четко выраженную мас­штабно-иерархическую структуру. Объектами безопасности являются также сферы жизнеобеспечения и духовно-политической деятельности.

К ним относятся:

· политическая;

· военная;

· экологическая;

· социальная;

· экономическая;

· демографическая;

· продовольственная;

· психологическая;

· информационная и др.

Каждая сфера по-своему проявляется в деятельности объектов в зави­симости от их масштабов, нахождения и условий функционирования (рис.5).

 

Рис. 5. Классификация объектов производственной сферы.

 

Таблица 2

Декомпозиция объектов исследования безопасности

Иерархические уровни Объекты безопасности  
ГЛОБАЛЬНЫЙ Ноосфера, биосфера, человечество Геополитическая. Политическая
РЕГИОНАЛЬНЫЙ Континенты. Группы стран Международные объе­динения, союзы и т.п. Военная. Экономическая
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (национальный) Государства Продовольственная. Культурологическая. Демографическая. Экологическая
ОБЩЕСТВЕННЫЙ (групповой) Общества, социальные группы Информационная Энергоинформационная
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (личностный) Человек, личность Научно-техническая Социальная

Таблица 3

Классификационная характеристика деятельности людей в сфере безопасности

Принципы классификационной группировки признаков Классификационные признаки
Степень общности Индивидуальные, групповые, общественные, региональные, государственные, международные.
Сферы деятельности Геополитическая, военная, экологическая, политическая, духовно-нравственная, социальная, экономическая, информационная, демографическая, продовольственная.
Субъекты Международные, государственные, национальные, партийные, профессиональные, институциональные.
Тенденции Прогрессивные, реакционные, консервативные.
Нормы нравственности. Справедливые, несправедливые, гуманные.
Степень значимости Наиболее существенные, существенные, малосущественные.

 

Объектами региональной безопасности являются территория и населе­ние региона и все сферы обеспечения жизнедеятельности его инфраструк­туры, расположенные на данной территории.

Территория - участок земной поверхности, имеющий отдельные грани­цы и пространственный базис деятельности, который включает производст­венную и социальную инфраструктуру и рассматривается как объект жиз­недеятельности, фактор и ресурс развития территории.

Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа, государство и т.д.), источник активности, направленной на объект.

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой облас­ти через органы законодательной, исполнительной исудебной власти Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безо­пасности средств связи и информации, таможни, природоо­хранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действу­ющих на основании законодательства.

В законе «О безопасности» говорится, что граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектами безопас­ности, обладают правами и обязанностями по участию в обес­печении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе РФ, нормативными актами органов госу­дарственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их ком­петенции в данной сфере.

 

Тема 2. Угрозы безопасности личности, общества и государства.

2.1.Сущность понятия «опасность» и «угроза».

2.2. Классификация угроз.

2.3. Основные опасности и угрозы глобального уровня.

2.4. Угрозы региональной внутригосударственной безопасности.

2.5. Угрозы государству и его безопасность.

 

2.1.Сущность понятия «опасность» и «угроза».

 

Современная обстановка в стране такова, что никто не чувствует себя в безопасности. Опасности и угрозы – это реалии нашей действительности.

Опасности и угрозы - непременные спутники жизни и деятельности ин­дивидов, обществ, государств, человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития. И всегда недостаточная забота о безопасно­сти оборачивается большими бедами: разрушением и гибелью госу­дарств, войнами, смутами, большими кровопролитиями. Государства, общества, люди, не проявляющие должной настойчивости в борьбе с опасностями, могут потерять не только отдельные элементы жизнеобес­печения, но и собственно государственность и жизнь.

Опасности - это возможные или реальные явления, события и процес­сы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничто­жить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к раз витию.

Опасность может выступать в различных формах: в виде намерении, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтоже­ние, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, уничтожение объ­ектов безопасности и т.д.

Понятие "опасность»" охватывает также явления, процессы и действия, которыми люди наносятвред природе, а природа людям.

Категория «опасность применяется для характеристики психологического состояния людей, как осознание ими вредных последствий тех или иных реальных явлений или как безнадежное выискивание несуществующих.

Уяснение сути опасности есть исходный момент противодействия, отражения и устранения ее. Если люди не понимают всей глубины опасности, то соответственно не напрягают адекватно свои силы, чтобы ликвидировать или предупредить ее.

Другой формой опасности выступает риск - возможная опасность не­удачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди зачастую надеются на счастливый случай - рискуют, допуская определенный ущерб себе. В государственных делах - политики, экономике, оборонной деятельности - чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемая выгода, цена, которую допустимо заплатить за нее, последствия и т.д.

Понятие "угроза" родственно понятию "опасность".

Угроза - это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

"Угроза - высказанное в любой форме намерение нанести физический, матери­альный или иной вред общественным или личным интересам".

С методологической точки зрения необходимо, прежде всего уяснить, что является источником угрозы обществу, личности, государству и каким образом сама опасность влияет, например, на общественные отношения.

Принципиальность данного вопроса определяется главным образом тем, что концентрация нашего внимания на угрозах и на борьбе с ними ведет к порочному кругу, обрекает на сизифов труд: при таком подходе мы обречены на бесконечную борьбу с угрозами, не затрагивая причины, их порождающие. Приведем лишь один пример. Разгул преступности во всех се формах, и прежде всего экономической преступности, стал ощутимой угрозой безопасности личности, общества и государства как результат криминализации общества и государственного аппарата управления. При­нимаются законы, вырабатываются программы, делаются широковеща­тельные заявления о бескомпромиссной борьбе с преступностью, расши­ряется круг правоохранительных органов, занятых этой борьбой. И тем не менее результаты более чем скромные. Причина неудачи в том, что все ни меры не затрагивают источники возникновения преступности, так как пни лежат в иных сферах: экономической, социальной, связанной с меж­национальными отношениями, беженцами и мигрантами, с теневой эконо­микой.

Таким образом, угроза - результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и решения никакая безопасность обеспечена быть не может.

Именно поэтому в методологическом аспекте причины опасности - противоречия, а не угрозы - приобретают качество сущностной характе­ристики.

Во-первых, вся сумма противоречий, как общих, так и в отдельных ви­дах безопасности, соответствующих конкретным сферам жизнедеятельно­сти общества и государства, имеет и внутренний, и внешний характер.

Во-вторых, основное противоречие, определяющее всю сумму внут­ренних и внешних противоречий, заключается в принятии и непринятии ос­новных ценностных ориентации отдельной цивилизации внутри страны и в ее отношениях с другими цивилизациями.

В-третьих, сами противоречия не являются застывшими, а меняют свою сущность и направленность развития под воздействием различных внутрен­них и внешних факторов. Данная особенность определяет содержание сис­темного, проблемного и факторного анализа противоречий и тенденций их развития как непременного условия своевременной адекватной реакции на имеющиеся и могущие возникнуть угрозы.

Кроме упреждающего значе­ния факторный анализ позволяет выделить и сгруппировать факторы дес­табилизирующего и стабилизирующего характера. Данное положение имеет принципиальное значение для выработки и реализации конкретных мер в системе обеспечения безопасности, направленных на нейтрализа­цию, подавление дестабилизирующих факторов и стимулирование действий стабилизирующих факторов. В этом и заключается не столько защитная, сколько способствующая позитивному развитию функция обеспечения безопасности.

В-четвертых, не всегда точно (неосознанно, в силу слабой исследова­тельской, теоретической разработки проблемы или сугубо конъюнктур­ных, чаще всего политических целей) определяются сами противоречия, их носители (субъекты), что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера, и принятие решений, усугубляющих противоречия.

Таким образом, угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного со­стояния такого содержания весьма часто приобретает (по крайней мере, должна приобретать) конкретную правовую характеристику. Эта харак­теристика чаще всего и фиксируется в законах, например, в статьях Уго­ловного кодекса (статьи об измене Родине, терроризме, контрабанде и т.д.).

Как представляется, именно такой подход - изучение процессов и тен­денций, зарождающихся и затухающих противоречий - позволяет отсле­живать состояние безопасности на каждый конкретный политический пери­од и определять стратегию ее обеспечения на длительный период.

Таким образом, источником формирования угрозы безопасности явля­ется многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человече­ской деятельности как постоянно эволюционирующий процесс. Это одно­временно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы общественных отношений и присущих им противоречий именно тех, ко­торые формируют систему общественных отношений в области безопас­ности.

 

2.2. Классификация угроз.

Многообразие опасностей, угроз и источников их возникновения (образования) требует их классификации.

Представляется целесообразным группировать опасности и угрозы по следующим признакам:

· по отношению к объектам воздействия - на внутренние и внешние;

· по умыслу – правомерная (вытекающая из реализации правовых норм), противоправная;

· по форме – прямая, косвенная, заваулированная, манифестированная, латентная, несформированная;

· по времени – мгновенная, длительная, дискретная, законсервированная;

· по сферам действия: экология, экономика, политика, социальная об­ласть, сфера обороны, культурология и т.д.;

· по последствиям: необратимая, обратимая;

· по отношениям к объекту: внешняя, внутренняя, автоугроза;

· по значению: допустимая, недопустимая;

· по составу: разовая, бинарная, кумулятивная, диффузная;

· по природе происхождения: социальная, техногенная, природная;

· по актуализации: вероятная, потенциальная, реальная, осуществлен­ная;

· по причинности: преднамеренная, стихийная;

· по возникновению: закономерная, случайная;

· по масштабам: глобальные, региональные, государственные, мест­ные и т.д;

· по способам и формам проявления (заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и т.д.);

· по источникам и движущим силам (природные, обусловленные дея­тельностью людей и т.д.);

· по ожиданию воздействия на объекты:

§ внезапные, неожиданные;

§ ожидаемые, с малым временем задержки;

§ ожидаемые, с большим временем задержки.

Различают угрозы и по направлениям (видам): политические, военные, социальные, экономические, экологические, продовольственные, психологические, информационные и др.

Не претендуя на исчерпывающую характеристику, систему угроз мож­но представить в следующем виде:

· геополитические угрозы, включая и опасности вооруженной агрес­сии;

· межнациональные и социальные конфликты как в России, так и в странах СНГ;

· традиционная разведывательно-подрывная деятельность спецслужб зарубежных стран;

· политико-экономическая нестабильность в России и странах СНГ;

· дальнейший распад экономики страны, в том числе ее аграрного сектора, подкрепленный экспортно-импортной экспансией зарубеж­ных производителей;

· угроза здоровью населения;

· криминализация всех сфер жизни общества, рост преступности, особенно организованной;

· правовой нигилизм, игнорирование и нарушение законов;

· утрата значительной частью населения морально-этических и соци­альных ценностей и ориентиров;

· разрушение системы социальной защиты населения, отправления правосудия, сфер здравоохранения, науки, образования и культуры;

· экологическая и технологическая угрозы;

· угроза личной безопасности граждан, в том числе и произвол со стороны властей;

· разного рода информационные угрозы.

Поскольку угрозы, которым приходится противостоять, весьма многообразны, то возникает потребность в их классификации. Общая классификация угроз приведена на рис. 6, а классификация уг­роз по иерархическому принципу - на рис. 7.

                       
   
 
   
 
   
По масштабу: 1.Глобальные. 2.Региональные. 3.Государственные. 4.В масштабе района, города, предприятия.
 
По отношению к объекту: 1. Внутренние. 2. Внешние.
   
По причинам появления: 1.Стихийные. 2.Преднамеренные
 
     
По характеру воздействия: 1. Активные. 2. Пассивные.
 
По ущербу: 1.Материальный. 2.Моральный
 
       
По форме: 1.Прямые. 2.Косвенные. 3.Завауалированные. 4.Манифистированные. 5.Латентные. 6.Несформированные.
 
 
По умыслу: 1.Правомерные. 2.Противоправные
 
     
По величине ущерба: 1.Предельный. 2.Значительный. 3.Незначительный.
 
   
По природе: 1.Социальные. 2.Природные. 3.Технологические.
 
 
По времени: 1.Мгновенные. 2.Длящиеся. 3.Дискретные
 
       
По последствиям: 1.Необратимые. 2.Обратимые
 
 
 

 

 


 

Рис.6. Классификация угроз.

 

Рис.7. Иерархия угроз

 

Поверхностное сравнение показывает, что понятие "угрозы" охватывает значительные сферы общественной жизни. С учетом этого одной из методологических основ безопасности явля­ется формирование представлений и анализ внешних и внутренних опасностей и угроз, направленных на объекты безопасности.

 

 

2.3. Основные опасности и угрозы глобального уровня.

 

Глобальные угрозы планетарно угрожают всему живому на Земле, да и сама Земля, подвергаясь таким опасным воздействиям, может быть унич­тожена. Наиболее страшными глобальными угрозами являются космиче­ская астероидная опасность и опасность циклических изменений климата и биосферы Земли.

По оценкам участников Международной конференции "Астероидная опасность-96", столкновение земли с объектами типа Тунгусского метео­рита возможно один раз в сто лет. При попадании такого метеорита в густо населенные районы могут погибнуть миллионы людей, а с учетом на­сыщения этих районов химическими предприятиями и атомными электро­станциями региональная катастрофа может перерасти в глобальную.

Столкновение Земли с астероидом размером 500 метров и более не­медленно приведет к глобальной катастрофе и к уничтожению жизни на нашей планете. Возможность столкновения с таким астероидом оценива­лась не чаще одного в сотни тысяч лет.

Характерными чертами астероидной опасности являются ее практическая непредсказуемость, обусловливающая необходимость по­стоянного контроля за космическим пространством, и малое время на принятие защитных мер (несколько часов).

Вторая природная опасность глобального уровня, связанная с цикличе­скими изменениями климата и биосферы, подобными тем, при которых вымерли динозавры, хорошо прогнозируется на многие тысячи лет впе­ред.

Основные опасности глобального уровня, обусловленные деятельностью человека, представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Глобальные опасности, обусловленные деятельностью человека, и их причины

Опасности Основные причины опасности
Перенаселение Земли Демографический взрыв в слаборазвитых и развивающихся странах, увеличение
Голод Опустынивание, засоление, эрозия плодо­родных земель, сокращение сельскохо­зяйственных угодий, перенаселение Земли
Экологическая катастрофа Усиление техногенное давления на биосферу, возрастание парникового эффек­та, духовно-нравственная деградация лю­дей
Недостаток энергетики Истощение природных энергетических ресурсов (нефти, угля, делящихся ве­ществ).
Ядерная война Наличие межрегиональных, межгосудар­ственных противоречий, националистиче­ских амбиций, духовно-нравственная де­градация людей

Комплексное рассмотрение причин и источников глобальных опасностей показывает, что одной из основных опасностей является растущее уско­ренными темпами население Земли. Если за все предыдущие века к 1900 году численность жителей Земли достигла примерно 1 млрд. человек, то только за один XX век она возросла в шесть раз и к 2000 году составит около 6 млрд., а к 2050 году может достичь 12 млрд. человек. Годовой прирост населения в мире составлял: в 50-х годах - 50 млн., в 80-х - 84 млн., в 90-х -96 млн. человек.

Причинами ускоренного роста численности населения являются успехи медицины, которые обеспечили снижение детской смертности и увеличение продолжительности жизни, а также боязнь депопуляции и потери кон­курентоспособности нации или государства в случае сокращения населе­ния.

В качестве еще одной причины демографической опасности следует от­метить процесс старения человечества. В США за последние пять лет чис­ленность людей в возрасте 60 лет и старше возросла на 7% и достигла 34 млн. человек, что составляет 13% всего населения. Прирост численности в этой возрастной группе в два раза выше, чем у тех, кому меньше 60. Де­мографы предсказывают, что в следующем столетии темпы роста про­должительности жизни увеличатся взрывообразно. Если большинство экс­пертов ожидают увеличения средней продолжительности жизни в середине следующего столетия до 85 лет, то группа исследователей из Дании ут­верждает, что сегодняшние новорожденные будут жить в среднем 100 лет. Академик РАМН В.И.Шумаков считает, что человек в среднем дол­жен жить 150 лет, но ему препятствуют современные условия жизни.

Демографический взрыв вызывает усиление опасности для биосферы Земли. В доиндустриальную эпоху площади эксплуатируемых земель со­ставляли менее 5% территории суши, на которых человек использовал не более 20%. В результаты общая антропогенная доля потребления продукции биосферы не превышала 1%. Современная доля на порядок выше этого значения. Ускоренными темпами происходят вырубка лесов (к 2000 году прогно­зируется ежегодная потеря тропических лесов в размере около 7,5 млн. га), опустынивание земли (до 35% суши находится под угрозой опустыни­вания), загрязнение почвы, воды, воздуха и т.д. Так, ежегодно в атмо­сферу выбрасывается около 145 млн. тонн двуокиси серы, 250 млн. тонн пыли и т.д. За последнее столетие концентрация двуокиси углерода в ат­мосфере повысилась примерно на 15%, а к середине XXI века может уд­воиться, стать одной из причин "парникового" эффекта, который может вызвать таяние снегов, ледников и затопление значительной части суши.

Загрязнение почвы и воздуха приводит к тому, что каждый час с лица Земли исчезает один биологический вид. Это означает, что к 2010-2015 году Земля может потерять до 15-20% населяющих ее видов. В мировой океан ежегодно попадает до 10 млн. тонн нефтепродуктов, а количество радиоактивных соединений даже не поддается учету.

Технические средства, используемые в военной сфере, могут поставить биосферу на грань экологической катастрофы, крайнее выражение кото­рой - "ядерная зима" - прямая угроза человечеству. Беспокойство вызывает коротковолновая ультрафиолетовая радиация: ее поток на Землю опасен для живых существ в связи с ростом "озоновых дыр".

Другая страшная опасность обусловлена энергетической проблемой. Растущее население Земли и развитие цивилизации требуют увеличения производства энергии, которое (включая нефть, газ, угольную и гидро­энергию).

По оценкам академика В.М.Котлякова, созданные человеком мощности порядка 1013 Вт, пересчитанные в поток информации, равный 1034 бит/с, намного превосходят мощность всей суммы современных компьютеров (не превышающей 1014 бит/с). Отсюда высокая аварийность техногенных комплексов, а в сочетании со стихийными бедствиями - и исключительная опасность. В обозримом будущем все компьютеры Земли смогут перерабатывать 1020 + 1022 бит/с. Но даже такой рост мощности компьютеров не позволит с высокой точностью управлять хозяйственно-биологическими системами, где потоки информации будут порядка 106 бит/с.

Интересна взаимосвязь энергии и информации. Природа, оперируя всле­пую и не преследуя никакой цели, стремится реализовать все возможные варианты развития, не выходящие за пределы реальности, причем каждая подобная проба требует, разумеется, значительных затрат энергии. Следовательно, если количество информации «I» пропорционально логарифму числа проб W:I=InE, то затраченная энергия обязана быть пропорциональной уже числу самих проб E=W. Следовательно, I=InE.

Исследование взаимосвязи информации, энергии и энтропии приводит к интересным выводам об опасности "тепловой смерти" расширяющейся Вселенной, вплоть до возможности ее обратного сжатия и обращения времени вспять.

Еще одна опасность связана с энергетикой, которая более чем на 90% основана на использовании невозобновляемых природных ресурсов, с ис­тощением их месторождений. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих темпах их потребления хватит лишь на 50-70 лет, а каменного угля - примерно на 300 лет. По мере сокращения запасов энергоресурсов обостряются и проблема их распределения, и, соответст­венно, отношения между странами- производителями и странами - им­портерами нефти, газа и других энергоносителей.

Аналогичная ситуация складывается в области производства и потребле­ния других полезных ископаемых и продуктов.

За последние 100 лет потребление ресурсов возросло не менее чем на два порядка. Сейчас потребление выражается следующими цифрами: на каждого человека добывают и выращивают примерно 20 тонн сырья, ко­торое с помощью энергии мощностью 22,5 кВт и 800 тонн воды перера­батывается в продукты, идущие на прямое потребление, массой две тон­ны. Примерно 0,9 первоначально добытого сырья в процессе технологиче­ской переработки уходит в прямые отходы, как и основная масса воды. Из двух тонн конечного продукта выбрасывается не менее одной тонны, а оставшуюся часть можно назвать "отложенным" отходом - это продукты длительного использования, которые в конце концов тоже пойдут в отхо­ды.

При этом огромное количество ресурсов расходуется на непроизводи­тельные нужды. В мирное время военно-промышленный комплекс потреб­ляет значительную часть полезных ископаемых и использует до 500 000 км2 суши. Затраты в этой области составляют до 1 трлн. долларов США, при­чем 0,75 расходов несут развитые страны. Примерно 39 млн. человек в мире маршируют в армейских частях, работают в службах безопасности или ведут партизанскую войну.

Еще 16 млн. трудятся на военных предприятиях, а от 60 до 80 млн. - в военных министерствах и обслуживающих их информационных и аналити­ческих центрах. На 10 тыс. жителей в Израиле насчитываются 415 человек военного персонала и сотрудников вспомогательных служб, в Северной Корее - 350, в Сингапуре - 219, в СНГ - 160, в США - 92 человека.

Все отмеченные факторы обостряют межгосударственные, межрегио­нальные проблемы и способствуют возникновению войн. Упомянутые процессы наиболее интенсивно происходят в Африке и на Ближнем Востоке. И этому есть целый ряд объективных причин.

Так, именно в этих регионах происходит самый быстрый прирост насе­ления. При этом земля, на которой проживают эти народы, в силу объек­тивных причин (ограниченное плодородие) не в состоянии прокормить бы­строрастущее население.

Возникает голод, от которого ежегодно в мире умирают 14-18 млн. че­ловек, или 24 человека в минуту, из которых 18 - дети в возрасте до пяти лет. Именно этими причинами объясняются практически не прекращаю­щиеся войны и военные перевороты в Африке и интенсивная миграция чернокожего населения в развитые страны.

В качестве примеров обостряющейся борьбы за энергоресурсы следует отметить войны и неспадающую напряженность на Ближнем Востоке.

Упомянутые явления могут быть использованы в качестве моделей про­гнозируемых глобальных процессов для разработки концепций и мер по обеспечению комплексной безопасности человека и среды его жизнедея­тельности.

Группа американских ученых во главе с Д. Медоузом предприняла по­пытку моделирования мировой системы, рассматриваемой как единое це­лое. Были "проиграны" альтернативные варианты ее "поведения", различ­ные соотношения между совокупностью переменных (рост населения Земли, объем промышленного производства, развитие аграрного сектора, динамика использования природных ресурсов, темпы загрязнения природ­ной среды). В результате исследований был сделан вывод о неизбежности к середине XXI века планетарного кризиса.

Модель зафиксировала реальность физических пределов мировой сис­темы, что вполне логично связывается, с одной стороны, с численностью населения, характером и масштабами производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности человека, а с другой - со сравнительно ограниченной "производительностью биосферы, тенденцией к насыщению ее "емкости".

Российские ученые прогнозируют, что биосфера Земли, преобразован­ная в разумную ноосферу, без ущерба для себя по объективным причи­нам способна прокормить лишь 2-4 млрд. человек (с учетом возможно­стей океана).

Другие ученые приходят к выводу о необходимости сокращения числен­ности людей в 10 раз. Этой цели, по их мнению, можно достичь примерно за столетие после того, как будет разрешено иметь только одного ребен­ка.

Усилия ученых оказались не напрасны. Общественное мнение и, что еще более важно, суждения людей, принимающих решения, постепенно меняются от безответственной демографической политики к осознанию необходимости саморегулирования человечеством своей численности. Так, осенью 1993 года собравшиеся в Нью-Дели представители академий 56 стран (в том числе Индии и Китая) подписали заявление, призывающее к достижению нулевого роста численности человечества на протяжении жизни одного поколения. Лишь ученые из Африки, Ирландии и Ватикана вы­сказались против этого.

Следует также отметить нарастание глобальных социальных опасностей, способных погубить мировое сообщество или отдельные страны (группы стран).

Источниками и причинами этих опасностей являются несовершенная гло­бальная социальная структура (представленная в таблице 5), соответст­вующие ей отношения, политика отдельных стран и влиятельных междуна­родных организаций.

Таблица 5

Глобальная социальная структура

Признаки Градация и состав социальной структуры
Цивилизационный Крупные страны: Китай, Индия, Россия. Сово­купности стран: славяно-православная, запад­ная, индуистская, исламская, конфуцианская, латиноамериканская, североамериканская, африканская
Принадлежность к социально-полити­ческим системам Капиталистические, социалистические, демо­кратические, диктаторские и другие страны
Уровень развития Высокоразвитые, среднеразвитые, слабораз­витые
Жизненный уровень Богатые, бедные
Силовой уровень Сверхмощные, мощные, слабые
Объединения Блоки, союзы, группы государств, региональ­ные объединения
Расовый состав Белые, желтые, черные
Национальный со­став Многонациональные, мононациональные
Темпы развития Быстроразвивающиеся, находящиеся в застое, деградирующие
Социальное поло­жение Привилегированные, непривилегированные, лидирующие, зависимые, подчиненные
Географический Европейские, азиатские, африканские и др.

 

Некоторые ученые делят мировое сообщество на две части: привилеги­рованные и примыкающие к ним богатые развитые государства (Кувейт, Арабские Эмираты, Сингапур и некоторые другие) с населением около 1 млрд. человек ("золотой миллиард") и остальные непривилегированные страны, население которых к 2000 году превысит 5 млрд. человек. В 1994 году на 1 млрд. населения богатых стран приходилось 70% мирового сово­купного общественного продукта, а на остальные 4,6 млрд. человек -30%. Один житель развитых стран потребляет за свою жи






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных