Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология труда как профессия и как учебная дисциплина




Объективно существующая область приложения сил человека в роли специалиста по психологии труда может быть охаракте­ризована прежде всего перечнем трудовых постов, которые он может правомочно занимать, а также системой реальных задач в


сфере организации, рационализации, оптимизации труда и про­фессионального образования, решение которых требует психо­логической компетенции, психологических подходов.

Где и кем может с пользой для других работать человек, об­разованный в психологии труда?

• В отделе (лаборатории, группе) научной организации тру­да предприятия. Возможные задачи: участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работников по их деловым, морально-политическим качествам; психо­логический анализ рабочих мест с точки зрения их удоб­ства для человека и в целях рационализации, а также про­ектирования более совершенных рабочих мест; участие в анализе и создании факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовому сообществу, коллективу, соответствующей малой группе, а также предприятию, от­расли хозяйства (в широком смысле), профессии; анализ психологических причин повышенной текучести кадров на определенном предприятии, в учреждении и поиск психологических условий, регуляторов стабилизации со­ответствующих процессов; участие в анализе и создании психологических факторов безопасного труда; анализ взаимоотношений в производственном коллективе в целях их оптимизации с точки зрения продуктивности произ­водства, социального развития производственного коллек­тива и личностного развития работников; анализ мотива­ции трудовой деятельности и разработка рекомендаций по повышению ее уровня; изучение и описание профессио­нальной деятельности в целях пропаганды профессий сре­ди молодежи, информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, в целях улучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспитания и обучения, в целях профотбора, рационализации трудовых процессов; участие в разработке компьютеризованных баз профессиографических данных для информационной, поддержки психологов профкон-сультантов (по вопросам выбора профессии или вынуж­денной перемены труда в связи с явлениями безработи­цы), а также и лиц, выбирающих профессии (оптантов); проведение психодиагностических исследований, обследо­ваний; консультирование по вопросам адаптации к про­фессии (при смене человеком профессии, при внедрении


новой техники, при вступлении человека в новый трудо­вой коллектив, при организационной модернизации про­изводства); работа по индивидуальной коррекции стиля деятельности работника, стиля межличностных отноше­ний в деловой сфере; работа по проектированию и осуще­ствлению средств условий и средств "психологической разгрузки" работников, занятых напряженным трудом; организация и осуществление психотренажа; психологи­ческое просвещение кадров (дифференцированно в зави­симости от возрастно-половых, профессиональных, ста­тусных характеристик); разработка рекомендаций руково­дству предприятия (по всем психологическим вопросам, связанным с рационализацией труда, его научной органи­зацией, оптимизацией "социального климата" в коллек­тиве, составлением планов его социального развития и т.д.).

• В отраслевой научно-практической, исследовательской лаборатории, группе (например, в системе железнодорож­ного транспорта, в химической промышленности, торгов­ле, гражданской авиации и т.д.). Задачи, возникающие перед психологом, здесь примерно такие же, что и в предшествующем пункте.

• В проектной организации, конструкторском бюро. Задачи (дополнительно к перечисленным выше и специфичные для данного случая): участие в эргономической, инженер­но-психологической проработке проектов изделий, оценке опытных образцов, разработка рекомендаций в рамках эргономической службы, если таковая имеется (и, понят­но, в пределах психологической компетенции).

• В кабинете (центре, пункте) профориентации, профкон­сультации (школьном, межшкольном, городском, район­ном и др.). Основные задачи: информационно-професси-ографическое и психодиагностическое обеспечение про­цессов профессионального самоопределения молодежи; консультирование по вопросам проектирования личных жизненных (трудовых) путей.

• В методическом кабинете системы профессионального образования, в составе так называемой психологической службы, например, вуза или других учреждений профес­сионального образования. Возможные задачи: изучение, анализ и распространение передового опыта и достиже-


ний науки, имеющих отношение к психологическим ос­новам профессионального воспитания и обучения, про­фессиональной педагогики.

• В методическом кабинете, ориентированном на общеоб­разовательную школу (в области трудового обучения, вос­питания, профориентации, профконсулыации учащихся, анализа и совершенствования профессиональной деятель­ности и профессионального мастерства педагога).

• На инженерно-педагогическом факультете высшего учеб­ного заведения и в инженерно-педагогическом среднем специальном учебном заведении (т. е. в техникуме; следу­ет иметь в виду, что в последнее время много возникло малопонятных новых названий учебных заведений — "колледжей" и пр., — так что приходится вникать по су­ществу, что кроется за модными вывесками). В обсуждае­мом случае психолог ведет прежде всего преподавание профессионально профилированных курсов психологии.

• В непсихологическом вузе (преподавание основ психоло­гии как необходимой информационной основы становле­ния будущего профессионала того или иного типа).

Кроме указанных случаев, дипломированный специалист-психолог труда может работать всюду, где могут работать и дру­гие выпускники факультета психологии университета.

Следует учесть, что область приложения сил профессионала определяется и особенностями его личной подготовки (тем, что он реально умеет делать и к чему он может разумно присту­пить). Более полное представление по данному вопросу можно составить только после освоения предлагаемого пособия, соот­ветствующей специальной литературы и практического опыта. И, добавим, это представление у развивающегося профессионала все время меняется, обогащается в ходе жизненного пути.

Профессиональная общность психологов труда еще относи­тельно малочисленна. Понятно, что она является органичной частью Российского психологического общества (РПО), органи­зованного на рубеже 1994 и 1995 гг. [241]. Некоторой формой организации являются эпизодические контакты выпускников с соответствующими — "выпускающими" — кафедрами. Идеаль­ная структура этой общности нам представляется такой: основ­ное ядро, основной массив ее — это психологи-практики, ус­пешно адаптировавшиеся на производстве (понимаемом в ши­роком смысле слова). Например, кто-то организовал на пред-


приятии "комнату" психологической разгрузки рабочих, занятых напряженным трудом (дело, конечно, не в самой комнате как помещении, а в том, какие специальные процедуры в ней про­водятся), кто-то нашел себя в деле сенсорной тренировки про­фессионально важных качеств и сделал тем самым очевидной для трудового коллектива и его руководителей полезность пси­хологии, кто-то успешно занимается оптимизацией психологи­ческого "климата" на предприятии, кто-то применяет психоло­гические средства борьбы с ненормальной текучестью кадров, кто-то успешно (т. е. с очевидной для других пользой) занимает­ся профотбором, профконсультацией, участвует в рационализа­ции и проектировании новых рабочих мест, кто-то умело кон­сультирует руководителей "фирм" по вопросам организацион­ного развития этих новообразований (которые, вообще говоря, проходят фазы развития и, в частности, могут и "разваливаться", претерпевать крах).

В зоне приложения сил этих психологов и рождается то, что прежде всего можно назвать профессиональной культурой психо­логии труда в целом, а именно жизнеспособной культурой на­шей профессии. И этой культуре (как совокупности достижений специалистов) должно прежде всего соответствовать содержание образования будущих психологов труда. Что касается соответст­вующих работников вузов, то это сравнительно небольшая груп­па людей, задача, призвание и оправдание бытия которых — вы­явление, структурирование этой профессиональной психологи­ческой культуры, хранение и передача специальными приемами другим, а также в меру разумения и близости к практике обога­щение ее; в связи с этим создание условий для образования и самообразования студентов, воспитания и самовоспитания их как будущих профессионалов. В современной конкретной си­туации некоторого отрыва психологического образования от практики сказанное означает и задачу определенной коррекции научных интересов работников вуза и их самообразования в об­ласти, в частности, профессиоведения новых профессий и (это вечный'вопрос) массовых рабочих профессий.

Укажем также те профессиональные общности, которые наиболее родственны рассматриваемой. Существуют люди, имеющие психологическую подготовку в системе высшего и среднего специального образования (педагогического, техниче­ского, культурно-просветительного, библиотечного). Так, воспи­татели дошкольных учреждений оканчивают педучилище (или


 




иначе называемое ныне, но аналогичное по содержанию образо­вания), где преподается, в частности, и психология. Она препо­дается в инженерно-педагогических учебных заведениях, в пед­институтах, медицинских и технических вузах, в институтах культуры, в учебных заведениях по подготовке и переподготовке государственных служащих и др. Соответствующие практические работники в состоянии уже на некоторой научно-психологической образовательной базе усваивать и строить полезное психологи­ческое знание, обслуживающее профессиональные действия их и их коллег. Часто это знание остается достоянием индивиду­ального сознания, характеризует уникальный индивидуальный опыт соответствующих людей. Но все же оно не является жи­тейским в том значении слов, которое имеется в виду, когда го­ворят о неадекватных понятиях детей, противопоставляя их на­учным понятиям. Речь может здесь идти об истинном и полез­ном психологическом знании о труде и людях труда (инженерах, педагогах, работниках художественной культуры, государствен­ных служащих и т.д.).

Существуют, наконец, люди, пока не изучавшие собственно научную психологию, но тем не менее так или иначе производя­щие адекватное психологическое знание о трудящемся человеке, об обслуживаемом человеке и его поведении, деятельности. Так, например, способные руководители, мастера-наставники на про­изводстве, работники отделов подготовки кадров предприятий, работники сферы обслуживания в ходе взаимодействия с людь­ми начинают хорошо "разбираться в людях", т. е. создают о них адекватное психологическое знание, позволяющее ориентиро­ваться в текущей социальной обстановке и даже прогнозировать ее изменения, и соответственно этому успешно строят свое профессиональное поведение, свою деятельность. Одна из воз­можных задач психолога труда как специалиста — научное изу­чение и систематизация этого ценного опыта, который обычно ускользает от "серьезной" науки.

Существование и развитие психологии труда как науки во многом будет зависеть от того, насколько она сумеет вниматель­но отнестись ко всем источникам психологического знания о труде и трудящемся.

В случае, если отрасль науки достаточно выражена (значи­тельным числом публикаций, практическими операциями) и ес­ли стала очевидной необходимость ее культивирования, разви­тия, рано или поздно организуется подготовка соответствующих


специалистов. В связи с этим возникает вопрос о построении соответствующей учебной дисциплины, системы учебных пред­метов в профессиональной школе. Задача учебных дисциплин в данном случае — обеспечить улучшенное воспроизводство про­фессиональной культуры специалистов, занятых в психологии труда. Профессиональная культура — объект функциональный, а не вещественный. Она существует только до тех пор, пока суще­ствуют люди, овладевшие определенным опытом и мастерством. Разумеется, и опыт, и мастерство, профессионализм [207] объек­тивируются в результатах труда, в книгах, в частности, в учеб­ных пособиях, компьютеризованных базах данных и других но­сителях информации, но все это — уже свидетельства, по кото­рым можно, конечно, составить представление о профессио­нальной культуре, но это не сама культура профессиональной деятельности, носителями которой могут быть только дееспо­собные профессионалы, живые люди. При этом не просто "отдельные", а образующие некоторую своеобразную обществен­ную среду друг для друга, включающую разные поколения — от но­вичков до ветеранов (вот почему в крупных центрах психологии уровень профессиональной культуры относительно высок и она, как говорится, "неистребимее", чем в ситуациях "робинзонады" пусть и способных специалистов).

Кстати, наличие новичков в профессиональном психологи­ческом сообществе (каковым, в частности, является и факультет психологии Московского государственного университета) как бы не только автоматически стимулирует процессы трансляции об­суждаемой культуры от старших поколений к младшим, но и повышает качество этой трансляции (и есть возможность, и да­же "приходится" проговаривать, формулировать в словах опыт, что является важным условием и его упорядочения, и появления качественных публикаций; вот почему, кстати, наука в учебном заведении обычно не хуже, чем в научно-исследовательском, где люди, казалось бы, только ею и заняты).

Явления профессиональной культуры динамичны, сложны, требуют внимательного, заботливого изучения и бережного от­ношения. Они возникают, существуют, "расцветают", а могут и утрачиваться. Так, например, в течение многих десятилетий сильно развивались опросные методы исследований, обследова­ний, что само по себе неплохо, но относительно мало культиви­ровались научное наблюдение, беседа; сильно преобладали ме-


 




тоды рационализации трудовых процессов, адресованные "всем" работникам ("функциональная музыка" — одна для всех, разгру­зочная гимнастика — для всех и пр.)Ли сравнительно мало уде­лялось внимания вопросам индивидуальной коррекции, индиви­дуального подхода i субъекту труда; преобладала рационализа­ция трудовых процессов, проводимая'"сверху", и мало разраба­тывались подходы, рассчитанные на активизацию соответст­вующей самодеятельности, понимаемой в хорошем смысле, инициативы самих трудящихся в отношении этих процессов. В последнее время наблюдается тенденция возрождения внимания к классическим методам психологии, к повышению их качества и уровня — наблюдению, биографическому методу, беседе [292], [167], а также к вопросам анализа индивидуального стиля рабо­ты и реализации индивидуального подхода к развивающемуся субъекту труда [166], [228], [325], [365].

Область явлений профессиональной культуры психологов труда должна быть предметом специального изучения, и это особый вопрос. Здесь нам важно отметить, что во всяком случае система учебных дисциплин психологии труда должна быть изо­морфна (должна соответствовать) подлинной профессиональной культуре данной отрасли науки и соответствующей практики. Но, как мы отмечали, профессиональная культура неотделима от ее "носителя" — человека. Поэтому система учебных дисциплин должна быть ориентирована и на формирование определенного склада личности профессионала, характеризующегося единством типичных и индивидуальных особенностей, профессиональной направленностью, соответствующими чертами характера, ума, чувств.

Основой построения системы учебных дисциплин поэтому является КХ — квалификационная характеристика. Она может быть, например, такой (приводим примерный сокращенный ва­риант).

Назначение специалиста. Специалист должен быть подго­товлен для научно-практической, преподавательской, на­учно-исследовательской, организационо-методической и информационо-библиографической деятельности в облас­ти психологии труда.

Специалист указанного профиля предназначен для работы в подразделениях предприятий, учреждений, занятых вопросами оптимизации "человеческого фактора" производства, понимае­мого в самом широком смысле (как производство и материаль-


ных, и духовных ценностей, и информации, и услуг, и упорядо­ченности социальных процессов), в соответствующих системах отраслевых служб, лабораторий, кабинетов, центров (таких, как служба научной организации труда, эргономическая, психологи­ческая, профориентации и профконсультации, подготовки, рас­становки кадров, профотбора, профподбора и т.д.), в системах просвещения, профессионального образования разных типов и уровней, трудоустройства населения. Он может быть также ис­пользован в медицинских, правоохранительных и научных учреж­дениях, проектных организациях, в системе средств массовой ин­формации, выходящих на решение проблем оптимизации кадров, трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсуль­тации, проектирования технических средств труда, социально-трудовой реабилитации лиц с нарушениями трудоспособности. Специалист предназначен для работы в первичных должностях, предусмотренных типовыми номенклатурами должностей для за­мещения их лицами с высшим специальным образованием.

Общие требования к специалисту. Специалист должен об­ладать высокими гражданскими и нравственными качест­вами, устойчивым и положительным отношением к про­фессии, обязан ответственно относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть го­товым к защите Родины. Он должен быть убежденным патриотом и интернационалистом, ясно понимать и внут­ренне принимать задачи страны и той отрасли хозяйства (в широком смысле), в которой занят, должен иметь вы­сокий уровень профессиональной подготовки и направ­ленность на его постоянное повышение, должен обладать широкой эрудицией и высокой культурой, быть достой­ным представителем общенародной интеллигенции, ува­жительно относиться к представителям других профес­сиональных общностей, активно проводить в жизнь цен­ности своей профессии. Специалист должен сочетать широкую научную фундамен­тальную подготовку с основательной практической подготовкой, в совершенстве владеть умениями по своей специальности, не­прерывно совершенствовать свои знания, умения, навыки, рас­ширять общественно-политический кругозор, на практике при­менять принципы научной организации труда, ориентироваться в передовых методах управления трудовыми коллективами, на­выками просветительской работы среди трудящихся.


• Специфические требования к специалисту. Работник в об­ласти психологии труда должен иметь выраженный инте­рес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особен­ностям межлюдских отношений и к сфере труда, профес­сионально положительное отношение к людям независи­мо от их социального, соматического и психического ста­туса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей; он должен иметь систему профессиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возмож­ностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессио­нальными средствами (такими, как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектиро­вание деятельности, ее внутренних средств, участие в про­ектирование внешних средств и условий труда, коррекция индивидуального стиля труда, активизация самопознания и саморегуляции человека как субъекта труда в целях про­движения его на все более высокие уровни профессиона­лизма, мастерства). Специалист должен уметь: входить в деловой контакт с людьми на основе научной методики социально-контактного взаимодействия, применять полученные знания (о них несколь­ко ниже) для решения конкретных научно-практических, пре­подавательских, организацонно-методических, информационных (в частности, связанных с применением компьютерной техни­ки), исследовательских задач; пользоваться научными методами поиска и производства необходимых знаний (методами психо­логических исследований, построения научного знания), мето­дами воспитательного воздействия на сознание подрастающего человека как субъекта продуктивной деятельности, методами психологически обоснованной коррекции трудовой деятельно­сти, оценки ее внутренних и внешних средств и участия в рабо­те междисциплинарных групп по их проектированию; мобили­зоваться для работы не только "по интересам", сложившимся в предшествующем своем развитии, но и "по заданию", и рабо­тать в группе разнопрофильных специалистов-непсихологов над решением задач по комплексной (например, эргономической, акмеологической) рационализации труда и производства, орга­низовывать и проводить соответствующую работу по специаль­ности, разрабатывать (и дорабатывать после коллективных обсу-


ждений, эмпирической проверки) приемы, пути, методы, сред­ства профессионального развития, совершенствования человека как субъекта труда, разбираясь в конкретных противоречиях его жизненной и трудовой ситуации; предлагать и корректно вне­дрять рекомендации по организации труда, отдыха и быта лю­дей, учебной деятельности, по оптимизации процессов трудо­вого воспитания, выбора профессии (построения личных про­фессиональных жизненных планов человека, проектирования будущего трудового пути), адаптации молодежи, "новичков" к труду.

Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эм­пирических материалов неэкспериментальными и эксперимен­тальными методами, обрабатывать современными методами полу­ченные материалы, научно их интерпретировать и делать обосно­ванные заключения о конкретных ситуациях труда, личностного развития трудящихся, собирать и упорядоченно хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессиональ­ного сообщества и своего трудового коллектива.

В частности, специалист должен уметь составлять психоло­гические описания новых (вновь возникающих) профессий, оценивать личные качества и функциональные состояния чело­века, проявляющиеся в труде, принимать участие в анализе и составлении планов социального развития трудовых коллекти­вов, в работе по рационализации и проектированию рабочих мест; должен уметь самостоятельно находить зону приложения своих сил в качестве психолога-практика (скажем, способство­вать правильному формированию профессиональных интересов молодежи, совершенствованию практики подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной их подготовки, личностного развития, рациональному трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью или в связи с внешними, вы­нужденными ограничениями в выборе профессии).

Специалист должен уметь выявлять, анализировать, усваи­вать и распространять передовой опыт по своей специальности, хорошо ориентироваться в специальной литературе (по профи­лю подготовки и смежным вопросам), создавать свои и исполь­зовать типовые средства внешней памяти, в частности, компью­теризованные базы данных, использовать для разного рода про­фессиональных целей средства вычислительной техники, специ-


 




альную литературу, учебное и научное лабораторное оборудова­ние, технические средства обучения, научного эксперимента и практической работы; он должен уметь реферировать, редакти­ровать, рецензировать и создавать тексты по специальности, подготавливать к публикации и осуществлять авторский кон­троль за их изданием, а также за внедрением научной психоло­гии в практику; на практике применять знания и навыки в об­ласти научной организации и охраны труда, организационного, социального развития трудовых коллективов; систематически повышать свою квалификацию; вести лекционную и пропаган­дистскую работу.

Специалист должен знать для обеспечения качества и уровня охарактеризованных выше умений (иметь основы знаний, чтобы при необходимости разумно и сознательно пользоваться допол­нительными средствами "внешней" памяти — книгами, компь­ютеризованными базами данных): общенаучные, философские, социально-экономические, общепсихологические, некоторые биологические дисциплины, общую психологию, анатомию и физиологию человека, социологию труда, информатику и при­менение ЭВМ; педагогику и педагогическую психологию, ней-ро- и патопсихологию, основы материальной и духовной куль­туры и ее истории; специальные дисциплины, раскрывающие методологические и прикладные вопросы психологии, социаль­ную психологию, психологию труда и инженерную психологию, эргономику и научную организацию труда, физиологию и ги­гиену труда, основы современного производства, организацион­но-психологические основы руководства трудовыми коллекти­вами и соответствующего психологического воздействия, методы диагностики, профилактики и коррекции функциональных со­стояний в труде, методику проведения психологических иссле­дований и воспитательного воздействия на человека, а также дисциплины по узкой специализации, например, психологию профессий, основы профконсультации, психологические основы оценки, организации и проектирования рабочего места, историю психологии труда и инженерной психологии (исходя при этом из предпосылки о достоинствах и ценности именно отечествен­ной истории).

Это лишь примерный вариант квалификационной характери­стики, поскольку такого рода документы должны постоянно со­вершенствоваться. Вообще говоря, официально утвержденная ква­лификационная характеристика (скажем, Министерством общего и


профессионального образования страны, Учебно-методическим объединением группы вузов, Ученым советом вуза или факультета) является в свою очередь документом, которым обязаны руково­дствоваться подчиненные системы, подразделения, ответственные за подготовку специалистов, и сообразно этому совершенствовать учебные планы, программы, учебные пособия, "живой" учебно-воспитательный процесс по специальности. Аналогично и содержа­ние психологии труда как учебной дисциплины не является "окаменелостью", оно совершенствуется, живет, развивается. В не­котором приближении о нем можно судить по содержанию данной книги и работ, приведенных в списке литературы.

Если психология труда как наука — это сфера производства новых и полезных умений, знаний, навыков, то соответствующая учебная дисциплина — система средств доставки их определенной категории потребителей до тех пор, пока они не окажутся сами в состоянии пойти путем непрерывного самообразования и трудо­вого участия в рассматриваемой области деятельности.

Упражнение

Ниже приведены фрагменты текстов, отображающие психологиче­ские знания о труде. Распределите их по четырем категориям в зависи­мости от того, характеризуют ли они: 1) ненаучную область знания; 2) отрасль науки как производство психологических знаний; 3) учебную дисциплину как изложение знаний и 4) практическую область прило­жения сил психолога.

1) "Любое исследование в психологии труда, какие бы задачи — теоре­тические или прикладные — перед ним ни стояли, начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профес­сий уже разработаны профессиограммы — описания социально-эконо­мических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, пси­хологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека".

2) "Давным-давно во французском городе Шартре строился боль­шой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный ка­мень, задали один и тот же вопрос:

— Что вы делаете?

Первый ответил через плотно стиснутые зубы:

— Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем, будь он нела­
ден! Вон, какие мозоли на руках набил!

Второй сказал добродушно:

— Как это — что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и
Двум маленьким дочуркам.


 




А третий распрямился, отер со лба крупные капли пота, широко улыбнулся и сказал:

— Я строю Шартрский собор"!

3) "Стимулы — это средства, побуждающие человека к труду. Сти­мулом являются, например, общественная потребность, пример автори­тетных людей, поощрение. Мотивы — это осознанные человеком побу­ждения к труду..."

4) Наблюдение охватывало как трудовые операции каждого члена бригады, так и все внешние формы взаимоотношений членов бригады. В таблице (протоколе) фиксировались соответственно двумя рядами трудовые операции каждого члена бригады и все акты, относящиеся к сфере взаимоотношений (по ходу работы).

Запись велась в кодированной форме, предусматривающей определен­ную классификацию всех актов поведения испытуемых (наблюдаемых). Так, взаимоотношения в связи с предстоящими или текущими опера­циями делились на следующие категории: затруднение, вопрос; мнение; предложение; информация; приказ; доброжелательное поручение; согласие; несогласие; проявление напряженности, антагонизма; действие, направ­ленное к смягчению напряжения. В результате получены, в частности, следующие данные:

 

Испытуемые Негативные реакции, Негативные реакции,
(наблюдаемые) связанные с трудом, % не связанные с тру-
  к общему числу реак- дом, % к общему
  ций числу реакций
В.И. Тр-ин, бригадир 4,5  
Б.Н. Бур-ин 12,0 10,5
И.И. Куз-ов 5,2  
Е.И. Мош-ов 2,5  
А.П. Роз-ов ____ 7,4__ _______ 2,5____

5) "Вот какой вопрос: мы распространяем в цехе передовой опыт рабочих приемов. Делаем так — внимательно изучаем работу передовых работниц, выбираем у каждой те приемы, которые она выполняет бы­стрее всех; после объединяем все эти отобранные лучшие приемы в одном описании и, опираясь на него, учим этим единым лучшим приемам всех работниц. И не получается. Как только инструктор отхо­дит от работницы, она опять начинает работать по-своему. А некоторые работницы и вовсе злятся, когда им предлагают осваивать новые пере­довые приемы, "Отойди, — говорят инструктору, — и над душой не висни!". Как быть?"

6) Юра Г., завершивший неполное среднее общее образование, о выбранной, облюбованной им профессии (механика по торговому обо­рудованию): "Работа там — ерунда, хода, смотри; будешь завом, делать ничего не надо... все делать будут слесари".


 

7) Дошкольник Вова (в ответ на вопрос "Что делает доктор?"): "Спрашивает у мамы, как я кашляю".

8) "Подобает живописцу быть смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице... Наипаче же хранить чистоту душевную, телесную со всяким опасением".

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Как бы вы улучшили процесс подготовки психолога труда в вузе? Набросайте реализуемый проект исправления хода дел.

2. Стремиться ли к единственному образцу психолога-профес­сионала или рациональны разные варианты таких образцов ("единобожие" или "многобожие" в нашем деле)?

3. Знать или уметь? И каким быть психологу труда?

4. Зачем психологу-практику теоретическая подготовка?

5. "Практика исследований" — что этому выражению соот­ветствует? Не шутка ли это?

6. Должен ли что-то уметь психолог-исследователь?

Тема 1. Научное описание трудовой деятельности практи­кующих психологов (для целей профпросвещения школьников).

Тема 2. Научное описание трудовой деятельности психоло­гов-исследователей (для целей профориентации школьников).

Тема 3. Система профессиональных умений психолога (варианты: психолог-преподаватель, практик, исследователь).

Тема 4. Множество психологических специализациий, ори­ентированных на труд, и их возможная классификация.

Тема 5. Психология труда и акмеология.

Тема 6. "Самостроительство" студента как будущего специа­листа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных