ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СВАДХИСТАНА (СВАДИШТАНА) ЧАКРАЧисло лепестков Шесть Божества Шри Сарасвати Брахмадева (центр и правая), Шри Фатима Хазрат Али (правая), Шри Ганеша и Шри Нирмала Видья (левая) Местонахождение В позвоночнике, на уровне верхней границы лобковой кости Проекции на теле Большие пальцы рук и средние пальцы ног, правая и левая стороны затылка (наперекрест) Символ Звезда Давида Элемен т Огонь Цвет Желтый День Среда Планета Меркурий Камень Аметист Физические аспекты Нижние части печени, почек, селезенки, поджелудочная железа, желчный пузырь, кишечник, бедра, плечи, сплетение аорты Качества Творчество, чистое знание, чистый источник мышления, который является вдохновением, эстетикой; изгиб и выпрямление; начало правого канала Враги Духа Раздражение, нетерпимость, гнев Причины блокировок Отсутствие знания чистой Истины, того, как работает Божественность, галюциногенные лекарства и наркотики, магии, спиритизм и контакты с мертвыми духами, оккультизм, парапсихология, экстрасенсорика, магнетизм, одержимость мертвым духом (левая); сильное истощение творческих ресурсов (центр); чрезмерно напряженное мышление, планирование и организация, приводящие к потере спонтанности, чрезмерное беспокойство о будущем, чрезмерное изучение книг и пособий, тяжелое пьянство (правая) Проблемы Диабет, бездетность
Второй центр называется Свадиштана. Он имеет шесть лепестков и обеспечивает на физическом уровне функции сплетения аорты, является чакрой, которая снабжает нас энергией творчества, мышления, направленности в будущее. Она снабжает мозг клетками, превращая жировые клетки в клетки мозга.
СВА`МИН (СВАМИ, САМИ) — хозяин, повелитель — название бога или индуистского святого, подвижника, монаха. См. Госвамин.
СВАРБХАНУ – привратник Куберы.
СВАРГА — небо, высший из трех миров индуистской космографии, обитель света, куда уходят после смерти души добродетельных людей, прежде чем вернуться к земному существованию по закону кармы; рай, царство Индры; иногда сваргу помещают на вершине горы Меру.
СВА`СТИКА ("су" — благой и "асти" — быть) — знак благопожелания и благоденствия. Представляет собой крест с концами, загнутыми против или по часовой стрелке (лево и правосторонняя свастика). Правосторонняя свастика расценивается как благопожелательная, левосторснняя — злонамеренная. Изображение свастики встречается на протоиндийских объектах и др. предметах с глубокой древности как знак солнца и света, а значит — жизни и благоденствия. Свастика - один из наиболее архаичных символов встречающихся в орнаментах многих народов мира. В древнеиндийском мифологическом эпосе свастика олицетворяет крест Джайна или «четвероногий крест». Свастика также обнаружена археологами в изображениях верхнего палеолита. Символ свастика был запечатлен на сердце Будды, что дало название «Печать Сердца». Его кладут на грудь Посвященных после их смерти. Он высекается на скалах и храмах, а также всюду, где буддисты оставили свои вехи. Свастика засвидетельствована в символике Китая, Древнего Египта, Тибета, Индии, как Молот Тора в древне-германской культуре и т.д. Использование свастики в нашем веке немецкими фашистами в качестве эмблемы «арийского» начала придало ей в глазах населения одиозный и во многом негативный характер, что делает восприятие указанной символики не всегда адекватной ее истинному значению.
СВАХА – восклицание, означающее «Да будет увековечено!» или «Да будет так!». Употреблялось при жертвоприношении предкам (брахманов) в значении «Да будет увековечена Раса!».
СВАЯМБХУ ` (букв. Самосущий) — 1) Эпитет Брахмы как первозданного (несозданного) существа. 2) Образ бога, возникающий по его воле или стихийно в природных объектах. Так, cваямбху являются камни, наросты на деревьях или отдельные предметы, хотя бы отдаленно напоминающие иконографический облик бога или его символа и становящиеся местами поклонения.
СЕНА – женский аспект или Шакти Карттикеи.
СИ`ДДХА — обладатель сиддхи. См. Махасидхи.
СИ`ДДХИ (осуществленность, реализованность) — также вибхути, риддхи — паранормальные телесные или психич. способности, обретаемые благодаря практике йоги. Физические сиддхи обретаются через освоение и просветление первостихий, имеющихся в теле, откуда появляется власть над первостихиями во внешнем мире. Так, господство над первостихией огня дает йогу возможность не гореть в огне, переварить все что угодно и пр.; господство над стихией ветра — летать по воздуху. Психические сиддхи означают прямое видение состояния сознания др. людей, связь с иными мирами (адским, небесным и пр.), знание своих и чужих прошлых и будущих жизней, управление процессом перевоплощения и т. д. Во всех традициях, описывающих методы получения сиддхи, подчеркивается, что не следует увлекаться ими, иначе они станут соблазном. Сиддхи являются лишь симптомом духовного прогресса, причем не непременным, а если они становятся чисто техническим умением, то сродни высшему цирковому искусству и духовно опасны. Обычными средствами достижения сиддхи считаются методы йоги, в т. ч. хатха-йоги, и тантры.
СИКХИЗМ - религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм остался самостоятельным религиозным течением и не лег в основу ни одного современного культа, потому что сам представляет собой синтез положений других религий, необходимо иметь о нем хотя бы общее представление, чтобы лучше понять источники возникновения и особенности функционирования некоторых распространенных синкретических культов, например, современного бехаизма. Сикхизм сочетает в себе идеи индуизма и ислама. Чтобы достичь такого синтеза, некоторые постулаты обеих религий были модифицированы с целью устранения противоречий, другие — были отвергнуты как неподходящие. В зависимости от подхода к индуизму, его приверженцы могут придерживаться как политеистического, так и монотеистических воззрений. Под влиянием ислама в сикхизском толковании индуизма преобладает монотеистический подход с пантеистическим уклоном. Почти все 18 миллионов последователей сикхизма живут в Индии. Эта религия не оказала влияния на религиозное мировоззрение людей других стран, включая традиционно христианские. Сикхизм — сравнительно новая религия. Она сложилась в XV в. в бывшей провинции Индии Пенджабе. Теперь эта территория принадлежит Пакистану. Сикхизм основал Нанак (1469—1539) — индус из торговой касты кшатриев, который родился недалеко от города Лахор в нынешнем Пакистане. Хотя он был индусом, Нанак близко соприкасался с мусульманами и хорошо знал исламское учение. К VIII в. распространение ислама достигло районов Северной Индии, и к XV в. он стал там доминирующей религией. До основания сикхизма Нанаком, а также одновременно с его появлением в Северной Индии уже были предприняты попытки реформировать индуизм, чтобы примирить его идеи с исламом, ликвидировать религиозную раздробленность. Так, уже в XII в. реформатор-поэт Джайдев учил, что выполнение индуистских церемоний и аскетизм не приносят особой пользы людям. Он говорил, что самым важным делом является набожное и частое повторение Божиего имени. Следующий реформатор, Рамананда, живший в XIV в., пробовал устранить кастовые преграды в социальной жизни индусов и протестовал против запрета есть мясо животных. Его ученик Кабир (1440—1518), современник Нанака, основал существующую и по сей день секту Кабир-Пантхи. Он не придавал особого значения ритуальной стороне религии, строгому выполнению сложных обрядов: всевозможным церемониям, паломничеству, омовению в реке Ганг и даже аскетизму, считая это внешним проявлением веры, особенно если оно не сопровождалось внутренней искренностью и высоконравственной жизнью. Что же касается культового учения Кабира, то, с одной стороны, он не отвергал учения о карме и о перевоплощении, а с другой — считал, что Божия любовь может прекратить процесс воплощений и позволить верующему человеку слиться с абсолютом. Кабир был убежденным монотеистом. Родители Нанака, основателя сикхизма, были искренними последователями индуизма. И сам он был также расположен к религиозным размышлениям. Но глубокое впечатление производили на него и ревностные последователи ислама — религии, которую проповедовали иноземцы-мусульмане. С одной стороны, он видел глубокую преданность своей вере у членов индуистской секты Бхакти, а с другой — искреннее следование своему учению мусульман суфистского направления. В то время правителем близлежащего города Талванди был обращенный в мусульманство индус, который поддерживал идею примирения обеих религий. Нанак вначале был пастухом, потом продавцом, а затем стал государственным служащим в городе Султанпур. Там он женился, у него родилось двое детей. Но ни работа, ни семейные обязанности не отвлекли его от религиозных поисков, направленных на создание нового учения. В Султанпуре Нанак познакомился и подружился с певцом-мусульманином по имени Мардана, который прибыл туда из города Талванди. Вместе они основали группу духовных искателей. Происхождение сикхизма, по свидетельству Нанака, связано с его неожиданным, необычайным, божественным видением. Однажды, омыв свое тело в реке, Нанак исчез в лесу, где ему было дано видение: Нанак был введен в присутствие Бога. Ему была предложена чаша с нектаром, которую он принял с благодарностью. Бог сказал ему: «Я с тобой. Я сделал тебя счастливым и также тех, кто примет твое имя. Иди и повторяй Мое Имя и учи других делать то же самое. Оставайся не оскверненным от мира. Повторяй Мое Имя, занимайся благотворением, омовением водой, богопоклонением и медитацией. Я дал тебе эту чашу с нектаром как залог Моего расположения». Сикхи считают, что чаша с нектаром являет собой откровение Бога — Сам Нам, т. е. истинное имя. Слова Бога, обращенные к Нанаку, являются призывом к пророческому служению. Через три дня после видения Нанак вышел из леса, а еще через день провозгласил: «Нет ни мусульманина, ни индуса». И стал проповедовать новую религию. Его сопровождал друг Мардан. В духе религиозного примирения Нанак начал носить на голове мусульманскую чалму и костяные четки на шее, а лоб свой пометил красным пятном, как это принято в индуизме. Самый большой успех проповедь Нанака имела в провинции Пенджаб, где он вместе с Марданом смог организовать первые группы сикхов (в буквальном переводе — учеников). Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия: на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов. Он назначил первого своего ученика Ангада своим преемником. Нанак умер в 1539 г. Легенда рассказывает, что за день до смерти Нанака между его учениками произошло разногласие о том, кто будет хоронить тело учителя. Индусы считали, что эта привилегия принадлежит им, мусульмане же настаивали на противоположном. Нанак предложил решить спор следующим способом: пока он еще жив, пусть с правой его стороны положат цветы индусы, а с левой — мусульмане. Чьи цветы окажутся утром свежими, те пусть и хоронят. Цветы были положены, и Нанак, накрыв себя полотном, затих. Утром, когда ученики сняли покров, тела под ним не оказалось, а цветы с обеих сторон были свежими и благоухали. Таким образом, даже своей смертью Нанак возвестил примирение между исламом и индуизмом. Как мы уже сказали, учение Нанака представляет собой сочетание идей обеих религий. Он предлагал людям веру в единого вечного и вездесущего Бога, который одновременно является и Творцом, и Разрушителем. Бог превыше Вселенной, но в то же время пребывает в ней. Он пребывает и в сердце человека. Бог не имел и не будет иметь воплощений. Эти постулаты сикхизма отражают принятое в исламе (особенно в его суфистском течении) представление о Боге. Однако Нанак также учил, что Бог Сам Нам являл себя людям разными способами и в разных местах земли. Разные люди называют его разными именами. Если бы нужно назвать Его по имени, то лучше назвать Хари (толкуется как избавитель) — так именуется в индуизме бог Вишну. Хотя Бог един, это не значит, что Он обязательно является личностью. Правильнее всего считать Его равным истине или действительной реальности. Итак, мы видим, что учение Нанака о боге сформировалось под сильным влиянием индуизма. Нанак считал, что материальный мир создан Богом и реален в том смысле, что оказывает непосредственное воздействие на человека. Однако на самом деле действительный мир не что иное, как «стена обмана», т. к. скрывает от людей истинную суть вещей. И только глубоко верующим, духовным людям дано проникнуть за эту стену. Нанак соглашался с реальностью кармы и верил в перевоплощение душ. Однако путь к спасению видел в познании Бога или даже в растворении в Нем — положение, взятое из учения индуизма, изложенного в Упанишадах. Милость Божия нужна для спасения, но необходимы также и добрые дела, совершаемые самим человеком. Именно деяниям человека в учении сикхизма отдается приоритет, потому что якобы ими человек заслуживает милость. Таким образом, мы видим, что учение Нанака о спасении представляет собой синтез идей обеих религий: индуизма и ислама. Выступая против мелочного ритуализма, Нанак отвергал церемониальную сторону обеих религий. Он считал, что ритуалы лишь препятствуют людям находить общение с Богом. Омовение в водах священных рек и точное соблюдение заповедей аскетизма — ничто по сравнению с постоянным повторением истинного имени Бога — Сам Нам. Самое важное место в религиозном служении Нанак отводил благотворительным делам и помощи людям, настаивал на облегчении страданий людей всех каст и социальных слоев, учил состраданию больным и несчастным (в отличие от индуизма Нанак не унижал тела человеческого, потому что считал его созданием Божиим). В его морально-этическое учение включены такие требования, как чистота побуждений, справедливость во взаимоотншениях, благородство в поступках, равное отношение к людям разных каст, супружеская верность, воздержание от ссор, отказ от компании плохих людей и необходимость общения с добрыми, соблюдение прав других и отказ от самомнения. Иначе говоря, от своих последователей Нанак требовал чистоты помыслов и благородства поведения Как основателя сикхизма, последователи считают Нанака первым гуру, т. е. учителем, главным авторитетом. Вначале сикхи были пацифистами. Однако в силу синкретичной специфики их религии они постоянно находились в опасности как со стороны мусульман, так и индусов. По этой причине история сикхов — это история их постоянной борьбы за свою веру, сопряженная с войнами, преимущественно против мусульман. После Нанака было еще девять гуру. Пятый из них, гуру Арджун (1581—1606), сыграл важную роль в укреплении позиции этой религии. Он издал священную книгу сикхов, называемую «Адигрантх», т. е. Книга Господня, которую составляет духовное наследие Нанака, самого Арджуна, двух других гуру и предшественников сикхизма: Джайдева, Кабира и Намдева. Однако личный авторитет гуру Арджуна при его жизни превышал авторитет «Адигрантха»: Арджун организовал сикхов для защиты от угрозы со стороны мусульман и, кроме того, построил замечательный храм Хар Мандир (Храм Божий) в Амритсаре на острове, находящемся в середине искусственного озера. Главная причина эволюции сикхов от пацифистов в воинствующую теократию заключалась в деятельности Арджуна и пяти следующих за ним гуру. Последний гуру Говинд Сингх (1675—1708) организовал среди сикхов военную организацию Хальсе (чистые), члены которой называли себя сингхами (львами). Говинд Сингх погиб в 1708 г. от ножа мусульманина. Видя тяжелое положение сингхов, окруженных силами противников, он завещал, чтобы священное писание сикхов «Адигрантх» стало авторитетом для всех сикхов после его смерти. Таким оно осталось и до наших дней. Сикхизм демонстрирует удивительную особенность мышления людей, склонных к синкретизму: уж если они зададутся целью соединить противоположные идеи, то сделают это, даже если для здравомыслящего человека это покажется невозможным. Как бы то ни было, сикхизм делает упор на монотеизм, нравственность и добро. В сущности, проникновение ислама в Индию привело к возникновению в 15-16 вв. своеобразной индо-мусульманской культуры. Индо - мусульманский синтез затронул религию, философию, поэзию и литературу, музыку и живопись. Сикхизм, в свою очередь, явился определенным синтезом воззрений движения бхакти (индийских вайшнавов) и суфиев (мистического направления в исламе).
СИТА – дочь богини земли, супруга Рамы.
СИТА`ЛА (бенг. — Шитола) — одно из имен богини оспы (нередко к нему добавляется слово "мать"). Существуют храмы, посвященные Ситале. В наст, время ежегодно торжественно почитают Ситалу в месяц чайтра (март-апрель); также совершаются специальные жертвоприношения в случае начала эпидемии. В обрядах в честь Ситалы принимают участие гл. обр. женщины.
СКА`МБХА (Опора) — в Ведах означает космический столп, поддерживающий небо и землю, ось вселенной, воплощает также сущность жизни, Атман. В послеведийский период с осью вселенной отождествляется преимущественно как мировое дерево свящ. смоковница, ашваттха. Понятие "столпа" (теперь именуемого стамбха) продолжает играть существенную роль в ритуале и религ. архитектуре. Воздвигаются вотивные колонны, посвященные Вишну, Шиве, Раме и т. д., а также в честь победы и т. п.; один из столбов дома может посвящаться Лакшми и т. п.; столб может сочетаться с изображением лингама.
СКА`НДА (отпрыск, излитый) — бог войны, юный предводитель войска богов (сенапати) в их битве с асурами. По одной из мифологических версий Сканда — сын Агни, к-рый сочетается с дочерью ведийского бога Дакши Свахой, принимающей облики шести жен из семерых риши (саптариши), кроме Арундхати. Из сосуда, в к-рый Сваха шесть раз помещала семя Агни, рождается шестиголовый младенец. Более известна версия о рождении Сканды от Шивы, излившего свое семя в огонь. Огонь, т. е. бог Агни, не смог удержать его и бросил в Гангу, на берегу к-рой и родился Сканда. Там его и нашли шесть жен риши и усыновили его. Потом они взошли на небо и превратились в созвездие Криттика (Плеяды), отчего Сканда получил прозвище Карттикея. Шести дней от роду Сканда, приняв облик могучего юноши, вступил в борьбу с асурами, разбил их войско и обезглавил основного врага богов — Тараку. Одна жена Сканды — дочь Индры — Дэвасена, другая, тамильская, — Валли. Сканду называют также Кумара, Субрахманья, Шанмукха. Изображается шестиликим, двенадцатируким юношей, сидящим на павлине (иногда на слоне). Атрибуты Сканды — копьё с алым наконечником, цветочная гирлянда, флаг с изображением петуха.
СМА`РТА (приверженность смрити) — вообще человек, придерживающийся наставлений смрити, ортодоксальный брахман.
СМРИ`ТИ (букв. память) — свящ. Предание, противополагаемое Откровению — шрути. Основой смрити считалась традиция, мнение др. мудрецов, дававших свое истолкование буквы и духа свящ. Знания — Веды. Соответственно смрити обладало меньшим авторитетом, чем сама Веда — шрути. В широком смысле к смрити причислялись практически любые сакрально значимые тексты (за исключением шрути) — не только ведийской, но и зпико-пуранической традиции: (напр., "Махабхарата").
СО`МА — ритуальный напиток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного растения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь невозможна) и приносившийся в жертву богам. Культ сомы, восходящий к индоиранской эпохе (ср. культ хаомы в древнем Иране), вместе с культом огня занимал центр, место в ритуале и религии др. ариев. Растение сома также обожествляется в гимнах, воспевается небесный сома. "Ригведа" упоминает миф об орле, похитившем сому с небес и принесшем его на землю, где Ману совершил первое жертвоприношение Индре. Но уже в Ведах сома начинает отождествляться с луной и возникает представление о том, что луна состоит из сомы; она убывает по мере того, как боги и предки поглощают из нее сому, и прибывает, вновь наполняемая солнцем. В послеведийской мифологии Сома почитается как бог луны, сын Атри, внук Брахмы, супруг 27 дочерей Дакши, олицетворяющих накшатры, созвездия лунного зодиака.
СУБРАХМА`НЬЯ (Расположенный к брахманам) — одно из имен Сканды, подчеркивающее его связь с Агни, имеющего ипостась ведического жертвенного огня, и с ведическими риши (через их жен), и его роль (в ср.-век. индуизме) знатока и учителя свящ. текстов, защитника брахманов. Имя особенно распространено на юге Индии.
СУГРИ`ВА — в "Рамаяне" — сын Солнца, обезьяний царь, верный соратник Рамы в борьбе с Раваной за возвращение Ситы.
СУДА`РШАНА — название диска-чакры, оружия Кришны, полученного им, согласно "Махабхарате", от Агни за содействие ему в противостоянии Индре при сожжении леса Кхандавы.
СУДЬЮМНА – «хорошо светящая», эпитет, применяемый к Иле (или Иде), прекрасной дочери Вайвасата Ману, которая появилась во время жертвоприношения по поводу его спасения после потопа. Она была андрогинным существом: месяц – женщиной, месяц – мужчиной.
СУНИТХА – мать царя Вены, дочь Смерти. СУПАРНЫ – гиганские солнечные птицы.
СУРА – богиня вина и хмеля.
СУРА – греховный хмельной напиток.
СУРА`БХИ — мифическая корова изобилия, праматерь коров. Является одной из четырнадцати драгоценных вещей, появившихся на свет во время пахтания океана богами и асурами. «Корова» выполняющая любое желание своего хозяина. Дочь Дакши, одна из жен Кашъяпы; в эпосе именуется также Матерью рудр.
СУРАСА – одна из жён Кашьяпы, прародительница исполинских драконов.
СУ`РЬЯ (Солнце) — бог солнца. Включается в группу 8 локапалов. Статуи Сурьи изображали его в скифском платье, с ногами в сапогах или скрытыми передком колесницы, с серьгами и диадемой на голове и лотосами в руках. По поверью, также пришедшему из Ирана, почитание бога солнца даровало исцеление от проказы. Земными сыновьями Сурьи считаются Карна в "Махабхарате" и царь обезьян Сугрива в "Рамаяне".
СУРЫ –наименование богов (в противопоставление демонам-асурам).
СУРЬЯВАМША – солнечная раса. Династия, возглавляемая Икшваку. Рама принадлежал к династии Айодхья расы Сурьявамши, Кришна – к линии Яду лунной расы или Чандравамша, как и Гаутама Будда.
СУТА – певец, сказитель (ими нарицательное).
СУ`ТРА (букв, нить) — максимально лаконичная фраза и целый текст, составленный из подобных фраз. Сутры складывались в рамках школьной традиции, рассчитанной на устный характер обучения. Известное изречение гласило, что составитель сутры, найдя возможность сократить один лишь слог, радуется не меньше, чем при рождении сына. Сутры предназначались для заучивания наизусть. Гуру сопровождал чтение сутр своим комментарием, к-рый ученик мог воспроизводить в свободном пересказе, держась сутры как путеводной нити.
СУШУМНА - центральный энергетический канал вдоль позвоночного столба, проводник праны, вдоль которого расположены чакры - центры психической энергии. СУШРУТА – врач, 6 век до нашей эры. Труд: «Сушрута Самхита». Сушрута изобрёл «кесарево сечение» избавлял людей от камней в почках, лечил сложные переломы, проводил операции на глазе, удаляя катаракту, применял вино для обезболивания во время операций. Разработал 101 тип хирургических инструментов. Его пластические операции по восстановлению носа Джозеф К. Карню повторил в1814 г.
Т
ТАГОРЫ (Тхакур) — бенгальский аристократии, род, давший Индии ряд выдающихся деятелей культуры и мыслителей. Рабиндранат (Робиндронатх) Т. (1861—1941) — брат Двиджендролала Т., великий инд. писатель, поэт, философ и обществ, деятель, чье творчество имело особенное значение для интеграции духовного наследия Индии в мировую культуру в Новое время, в сближении культур и создании философской и эстетич. основы для диалога Востока и Запада. В ранней драме "Возмездие природы" ("Пракритир протишодх") Р. Т. осуждает аскетизм; в поэтич. сборниках 90-х гг. XIX в. находит отражение выработанная им концепция "божества жизни" ("джибон дебота"), восходящая к учению упанишад о единстве человека и природы и к гуманистич. идеалам ср.-век. вишнуитской поэзии бхакти. Религ.-философскими мотивами отмечен сборник "Дары" (1901); образы и идеи традиционной вишнуитской поэзии используются и переосмысляются в самой знаменитой книге философской лирики Р. Т. "Жертвенные песни" ("Гитанджали", 1913), получившей всемирное признание. В философском труде "Садхана. Постижение жизни" (1913) Р. Т. использует др. индуистский миф о божественной чете для проповеди любви как высшего начала, в к-ром снимаются противоречие единства и двойственности и все противоречия жизни. В основе философских концепций Р. Т. лежит идея гармонического примирения противоположностей, в разработке к-рой он использует как традиц. учения индуизма, так и достижения европ. философской мысли.
ТА`МАС — одна из трех гун санкхьи, проявляющаяся в косности, пассивности, тупости, неведении, тяжести, глупости, отсутствии реакции, темном покое и пр. При эволюции первоматерии господством тамаса обусловлено порождение неодушевленного мира.
ТА`НДАВА (от тамильск. "тан-ду" — прыгать, танцевать) — танец Шивы, проявляющий его божественную сущность. Известно 7 (иногда называют 9) разновидностей тандавы, из к-рых наиб, знаменита ананда-тандава, — "танец радости", экстатический танец, символизирующий 5 функций Шивы в их единстве: создание (мира), его охранение, разрушение, сокрытие (тайны), милосердие. В иконографии ананда-тандава Шива представлен с 4 руками, с поднятой до половины тела левой ногой. Полусогнутая правая попирает карлика — демона невежества Муялаку (Апасмару). В руках Шивы — барабанчик-дамару и огонь. На голове — павлиньи перья, полумесяц, череп, в волосах течет Ганга. Иногда фигуру окружает полукольцо из языков пламени.
ТА`НТРА (прядка, ткань) — один из типов текстов (наряду с Ведами, смрити и пуранами), на к-рых основывается индуистская традиция. Появились тантры позже всех прочих и, вероятно, под влиянием текстов буддийских тантр, принадлежащих ваджраяне. Относятся к шиваитскому или шактистскому вариантам индуизма. Изложение в тантры строится обычно как беседа богов (напр., Шивы с супругой). Содержание многообразно, включает в себя ритуалы, техники йоги, теологические спекуляции, сакрализованные медицинские предписания и пр. Современный индуистский ритуал в основном является тантрическим, а не ведическим. Для тантры характерно представление о божеств, энергии (шакти), символизируемой в женском облике и пробуждаемой особыми практиками йоги, в т. ч. кундалини-йоги. Социальный исток многих тантр, вероятно, низкокастовая среда; в тантре был в свое время элемент протеста против застывших форм жреческой религии; возможно, отсюда нередкие упреки против тантристов в безнравственности, потворстве похоти и др., что подтверждается в крайних и вырождающихся формах традиции.
ТАНТРИЗМ (от "тантра" — система, пряжа, прялка, традиция, текст и пр.) — форма существования и текстового представления индуизма и буддизма (в последнем чаще называется ваджраяна). Индуистский тантризм по традиционным представлениям и классификации является формой шактизма, т. е. варианта религии с признанием верховным божеством женского начала, "потенции" (шакти) мира и прочих богов, источника всякой энергии. Тантризм — закономерный итог иеторич. развития "деятельной" части Вед, т. е. трактующей обряды и культ и освобождение посредством их. Весьма многочисл. тантры, нек-рые достаточно древние (восходят к первым вв. н. э.), строятся в виде диалога божеств, четы Шивы и Парвати (Умы). Если вопрошает богиня и наставляет супруг, тантра называется агама, если наоборот — нигама. Обстоятельный текст по тантризму обычно дает классификацию индивидуумов (вполне способен к практике тантры лишь человек высшего типа), правила взаимоотношений гуру и ученика, описание инициации (дикша) и различных посвящений (абхишека), правила употребления мантр, диаграмм для созерцания, символических жестов (мудр), совершения внешних ритуалов и подношений божествам, обязательных обрядов (санскар) и др. Характерно детальное отождествление элементов микрокосмоса и макрокосмоса, т. е. усмотрение всего мироздания в самом теле практикующего тантриста. Описываются чакры с приписыванием каждой из них набора фонем; каналы (нади), соединяющие чакры и также пронизывающие все тело. Даются наставления по поэтапному созерцанию, т. е. схематизирован процесс садханы с изложением необходимых асан, пранаям и др. техник йоги. Существенно обоготворение женщины, и женоненавистники неспособны к тантре. Для особо зрелых духом тантризм предлагает ритуальное снятие обычных социальных и религиозных запретов во имя достижения высших целей. Это включает дозволение пить спиртное, есть мясо, иметь внебрачные половые связи (не для удовольствия, но для энергетической практики). Последние аспекты вызывают особый интерес у европейцев, что необоснованно, т. к. уровень потребной для разрешения на такую практику подготовленности находится за их личностным горизонтом. Тантризм отсутствует в вишнуистской форме индуизма, склонной к благоговейному почитанию божества.
ТА`ПАС (тепло, -жар, пыл) — система аскезы в индуизме. Происхождение термина, по-видимому, связано, во-первых, с распространенной практикой нагревания, "иссушения" тела (напр., в форме "стояния между пяти огней", т.е. между четырех костров, под находящимся в зените солнцем) и, во-вторых, с представлением о накапливаемом в подвижничестве особом внутреннем жаре или пыле с помощью к-рого аскет способен магич. воздействовать на окружающее. "Махабхарата" содержит многочисл. описания подвигов тапаса, совершаемых странствующими аскетами, могущества к-рых страшатся окружающие; высшей целью подвижников является достижение посмертного блаженства в одном из небесных миров. Но с т. зр. нарождающихся сотериологических религий этот идеал, как не дающий спасения, выхода из круга перерождений, оказывается явно недостаточным. Известно, что Будда в начале своего духовного пути практиковал вместе со своими первыми пятью учениками жестокое самоистязание, однако затем отверг его, выработав свой "срединный путь", чуждый крайностей и ведущий к спасению — нирване. В "Бхагавадгите"различаются три вида благой ("саттвичной") аскезы: тапас тела (чистота, целомудрие, почитание богов, брахманов, старцев, гуру и т. д.), тапас речи (рецитация Вед, правдивость и т. д.), тапас сердца (дружелюбие ко всему живому, умиротворенность сознания и т. д.). Но если тапас совершается ради славы или др. корысти— он проникнут уже не саттвой, а гуной "страстности" — раджасом; если же аскеза превращается в самоистязание или практикуется во вред др. людям, то она проникнута гуной тамас и безоговорочно осуждается.
ТАРАКА – вождь и полководец асур.
ТА`РПАНА (от каузативной формы глагола "тарп" — насыщаться, удовлетворяться) — "насыщение" богов, святых мудрецов (риши) и предков (питри), осуществляемое в ритуале посредством возлияний воды. Возлияния входят как обязательный элемент в каждодневную ритуальную практику индуистов, но считаются особенно действенными, если совершаются во время паломничества, в той или иной тиртхе. Паломник должен выполнять тарпану три раза в день. При возлиянии богам воду выливают из сложенных ладоней так, что она стекает по кончикам пальцев; при возлиянии риши вода стекает по запястьям; при возлиянии предкам сливают воду с ладони правой руки, пропуская между большим и указательным пальцами.
ТАТПУРУША ("высший дух") - одна из основных инкарнаций ШИВЫ, а также аспект САДАШИВЫ и его голова, направленная на восток.
ТАТ ТВАМ А`СИ (ты еси то) — одно из "великих речений" упанишад. Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Арунея. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с последним основанием внешнего мира, Атманом и Брахманом. В позднейшей веданте были разработаны методы постижения экзистенциального смысла этого речения, т. е. освоения истинности его в собственном духовном опыте. При этом возникают и должны преодолеваться семантические парадоксы. ТА`ТТВА (от основы указательного местоимения "то" + суффикс абстракции) — род сущего, признаваемый в тойили иной онтологии (учении о бытии). Особенно употребителен термин в джайнской философии и в санкхье, где в канонической версии признаётся 25 таттв.
ТВА`ШТАР — древнее божество ведийского пантеона, принадлежащее к старшему поколению (асурам). Не связан явно с к.-л. природным явлением, но имеет прямое отношение к культу огня и (особенно) сомы, изначальным хранителем к-рого Тваштар является. По-видимому, Тваштар оттесняется Индрой с господствующей позиции в эпоху "Ригведы", в пантеоне к-рой он занимает подчиненное положение божественного мастера, создателя оружия для Индры (ваджры) и др. чудесных вещей (в этой функции в послеведийском пантеоне его сменяет Вишвакарман) — кубка для амриты, боевого топора Брихаспати и т. п. Сыном Твштара именуется в Ведах трехглавый дракон Вишварупа, обезглавленный Индрой; в нек-рых версиях Тваштар создает Вритру ради мести (см. Индра).
ТЕ`ДЖАС (пламень, жар) — благая тонкая психическая (но не непременно духовная!) энергия, разжигаемая в тонком теле (см. Лингашарира) и проявляющаяся блеском зримого облика, энергичностью и общим экзистенциальным величием. Как правило, теджас есть результат упражнений йоги. Часто приписывается риши в Махабхарате, героям, подвижникам и пр. См. Тапас.
ТИ`ЛАК / ТИ`КА — знак, наносимый на тело, чаще всего налобный, свидетельствующий об определенном статусе индивида. Выполняется с помощью краски, лака, различных паст (в т. ч. сандаловой), пеплом от сожжения коровьего навоза. Прежде по Т. можно было узнать принадлежность к секте, касте, семейное положение индивида. Теперь Т. преимущественно сохраняется в сфере сугубо магико-ритуальной: используется жрецами, аскетами; простыми верующими — во время праздников и особых обрядов (напр., свадебного, ракша-бандхан и т. п.), а также повседневно — замужними женщинами (в виде красного пятнышка на лбу между бровями; оно называется также бинду, потту и т. д.), для к-рых появление на людях с Т. и окрашенным в красный цвет пробором в волосах считается обязательным. Новацией является использование Т. в женском уборе (в т. ч. даже девичьем) как украшения — под цвет сари; такие Т. теперь иногда изготовляются из бумаги, картона, мишуры и наклеиваются на лоб.
ТИЛОТТАМА – прекрасная дева, созданная по велению Брахмы Вишвакарманом.
ТИ`РТХА — термин, обозначающий объект паломничества, святое место, обычно расположенное у реки или на морском берегу, где на мелководье удобно совершать ритуальные возлияния и омовения. Буквально тиртха означает "переправа", "брод", но необходимо учитывать, что глагол "три", от к-рого образован термин, имеет, помимо значения "переправляться", еще и значение "спасаться" (в религ, смысле).
ТИ`ТХИ — лунные сутки, осн. временная единица для датировок ритуалов, празднеств, паломничеств и др. релит, событий. В лунном месяце содержится прибл. 30 титх (4 фазы луны). Лунные сутки не совпадают с солнечными. Их начало может приходиться на любое время солнечных суток. Месяц (синодический) делился на две половины — светлую и темную (шукла-пакша и кришна-пакша), по 15 титх в каждой. Светлая половина начинается с новолуния, темная— с полнолуния. В Сев. Индии месяц начинается и заканчивается полнолунием, в нек-рых областях Юж. Индии — новолунием.
ТРЕ`ТА - Ю`ГА — в мифологии, хронологии 2-я из 4 юг. Она длится 3600 (3000 + 300 х 2 — "время сумерек") "божественных лет" или 1 296 000 человеческих. Добродетель людей при этом уменьшается на 1/4 по сравнению с предыдущим периодом (крита-юга): дхарма "стоит на трех ногах", люди начинают приносить жертвы и обращаться к богам для удовлетворения мирских желаний.
ТРИВА`РГА (три разряда) — 1) Три жизненных цели индуи-ста: дхарма, артха, кама: 2) Объединенное обозначение трех высших варн: брахманов, кшатриев, вайшьев.
ТРИВИКРА`МА (Трижды шагнувший) — наименование Вишну в "Ригведе" согласно его деянию — трем космическим шагам, интерпретируемым, исходя из солярной природы образа Вишну, как три фазы солнца (восход, зенит, закат) либо же в космогонич. плане — как установление трех сфер мироздания (земля, атмосфера, небо). Заслуживает внимания т. зр., по к-рой первый шаг Вишну соответствует нижнему миру (включая землю), второй— верхнему, а третий, наиб, существенный, представляет собой синтез первых двух и символизирует целокупность вселенной. Этим определяется и мифологич. роль самого Вишну, скрепляющего, поддерживающего и т. обр. охраняющего мир. Эпизод трех шагов Вишну трансформировался в миф об одной из его аватар — Вамане.
ТРИЛО`КА (букв, три мира) — три сферы мироздания в индуистской космологии: небо, земля и пространство между ними, отражавшие представления др. индийцев об упорядоченном мире (в противоположность хаосу). Наиб. важной считалась промежуточная сфера, соединявшая небо и землю: с ней связывалась сложная символика центра. Космогонич. акт сводился к отделению неба от земли и к установлению посредника, их соединяющего. Каждая из трех сфер могла и далее делиться на три. См. Лока.
ТРИМУ`РТИ ([имеющий] три образа) — божественная триада Брахма, Вишну и Шива, выполняющая в мифологии функции сотворения, сохранения и разрушения вселенной и мыслимая как единое целое. Воплощает в себе др. идею троичности и триединства божеств, сил. Разл. секты и учения толкуют тримурти по-разному, исходя из своих осн. постулатов. В иконографии изображается в виде трех божеств или стоящих рядом, или словно вырастающих один из другого.
ТРИПУРА — Троеградье или тройная крепость, тройное ограждение. В брахманах встречаются упоминания о "тройном городе", к-рым боги оградили место жертвоприношения от козней асуров; в ритуале этому мифологич. мотиву соответствовал троекратный обход места жертвоприношения участниками обряда с огнем в руках по кругу прадакшины. В индуистском мифе ("Махабхарата", пураны) трипура — три неприступных города, дарованных Брахмой асурам за их подвижничество: железный — на земле, серебряный— в воздушном пространстве, золотой — на небесах. Разрушить их мог бы только Шива, если бы ему удалось поразить их все вместе одной стрелой. Видя в этом гарантию своей безнаказанности, асуры развязали жестокую борьбу с богами за власть над миром. Решил дело в пользу богов только Шива, выступивший против асуров на чудесной колеснице с Брахмой в роли возничего. При уникальных астрономич. обстоятельствах все три города (до этого двигавшиеся, по-видимому, как планеты — по разным орбитам) сблизились, оказавшись на одной линии; тут и поразил их Шива своей стрелой. В каменной и бронзовой скульптуре существует несколько вариантов иконографии Шивы-Трипурантаки (Разрушителя ртипуры)
ТРИТА – бог, отпускающий грехи богам и смертным, покровитель праведных.
ТРИШИРАС («Трёхголовый»), или Вишварупа («Принимающий все образы») дракон, убитый Тритой.
ТРИШУ`ЛА (трезубец) — эмблема и атрибут Шивы, означающие в шиваизме его тройственную функцию бога, сотворяющего, сохраняющего и разрушающего вселенную. В ранних скульптурных изображениях, а также в нумизматике тришула ассоциируется не только с Шивой, но и с Вишну, а также является свящ. символом шакти Шивы - Дурги. Божеств. оружие богов служит объектом культового почитания: в его честь совершаются специальные ритуалы. Нередко трезубец помещается на верхушках шиваитских святилищ. В разных школах и учениях символика трезубца толкуется по-разному. Так, согласно одной из йогических ингерпретаций три зубца связываются с тремя тонкими каналами: ида, питала и сушумна,к-рые проходят вдоль позвоночника от его основания до верхней чакры на макушке головы.
ТУ`ЛАСИ / ТУ`ЛСИ — базилик священный (Ocium sanctum), кустарник, имеющий большое ритуальномагич. значение в вишнуитском культе. Специально выращивается верующими в садах, дворах, горшках. туласи является символом Вишну и самостоятельным объектом поклонения. По мифу, туласи первоначально — заколдованная Вишну жена демона-асура Джаландхара; позже начинает считаться любимой женой самого бога. В кришнаитских легендах листок туласи выступает выкупом за Кришну от имени Рукмини у риши Нарады. В ритуале туласи почитается преимущественно женщинами, особенно в месяце карттик (окт.—нояб.). См. Туласи-виваха. Из веток туласи вытачивают бусы (туласи-мала), свящ. атрибут вишнуитов и кришнаитов.
ТЬЯ`ГА (покидание, оставление, отказ, самопожертвование) — обозначение духовной практики, связанной с самоотречением, аскезой.
ТЬЯГАРА`ДЖА (царь тъяги) — 1) Эпитет Шивы в образе аскета, подвижника. Крупнейший храм Тьягараджа находится в Тируваруре (Тамилнад). 2) Великий музыкант, принадлежавший к карнатакской традиции. Родился в Тируваруре (Тамилнад) в 1757. Был глубоко духовным человеком, бхактом Рамы, выдающимся йогом. В Индии почитается как святой.
У
УДУМБАЛА – один из двух чудовищных псов, охраняющих вход в мир предков. УДУМБА`РА — один из инд. видов фигового дерева, смоковницы (в европ. классификациях — Ficus glomerata или Ficus racemosa). Отличается плодоносностью; согласно "Айтарея-бахмане" плодоносит три раза в год. Уже с ведийского периода — одно из наиб. почитаемых свящ. деревьев. Особое значение удумбара имела в кшатрийской обрядности; напр., в обряде царского посвящения использовались трон и чаша, изготовленные из удумбары, производились разл. манипуляции с ветвью удумбары, выступавшей как символ плодородия и изобилия. В брахманских ритуалах также употреблялись разл. изготовленные из удумбары предметы: жертвенные ложки, чаши, мутовки, всевозможные амулеты и т. п.
У`МА (букв, свет, сияние, величие) — богиня, впервые в др.-инд. лит-ре появляющаяся в "Кена-упанишаде" как Ума-Хаймавати -— "дочь Химавата" (т. е. бога Гималаев); здесь она выступает в связи с идеей царской власти (см. Шри) и мифология, ассоциируется с богом Индрой, В индуизме Ума — др. имя Парвати — юной богини, подвижничеством добившейся осуществления своего заветного желания и ставшей супругой Шивы.
УНА – меньшее, недостающее; подчинённое; также вторичное и материал.
УПАДАНА – материальная Причина; как кудель является причиной льняного полотна.
УПАДХИ – основа; колесница, носитель или переносчик чего-то, что менее материально, чем оно само; как человеческое тело является упадхи его духа и т.п.; форма (подобно форме для отливки); определяющая или ограничивающая субстанция.
УПАНА`ЯНА — посвящение в ученичество, инициация, один из осн. обрядов жизненного цикла (санскара). Название — от глагола "упани" (приводить), ибо отец приводил мальчика в дом учителя — гуру. Упанаяна рассматривалась как "второе рождение" и была доступна лишь для семей, принадлежавших к одной из трех высших варн, т. е. к "дваждырожденнъш", или ариям. Отдельные детали церемонии указывают на символич. смерть, далекое путешествие и возрождение, на причастность ведийскому культу и особый характер тех отношений, к-рые устанавливаются с учителем. Основными элементами упанаяны являлись повязывание мальчику "жертвенного шнура" (яджнопавита) через левое плечо, вручение ему страннического посоха, сделанного из дерева, пригодного для жертвоприношений (удумбара, палаша и др.), повторение мантры Гаятри (или Савитри). При этом нек-рые действия и формулы сходны со свадебным ритуалом. После упанаяны учитель нек-рое время должен был воздерживаться от супружеской жизни, как "забеременевший учеником". Упанаяна совершалось обычно над мальчиком 8—12 лет. С упанаяны начиналась ашрама брахмачарина (жизнь в доме гуру, приобщение к ведийским обрядам и текстам, соблюдение особых обетов, собирание милостыни для учителя, поддержание свящ. огня и т. д.). Прохождение упанаяны и постоянное ношение "жертвенного шнура" являлись необходимыми условиями принадлежности к "дваждырожденным", давая право участвовать в ведийских ритуалах. Не прошедшие своевременно упанаяну считались вратъями, "отпавшими от Савитри". Они могли быть приняты в среду ариев лишь после определенных покаяний и совершения упанаяны. Окончание ученичества знаменовалось церемонией самавартана.
УПАНИША`ДЫ — произведения, составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед, сложившийся в осн. в VII—VI вв. до н. э.; объединяется с аранъяками названием Веданта. Слово "унанишад" означает "сокровенное учение" (букв, подсаживание [ученика к учителю]), доступное лишь избранным. . Формально упанишады продолжают традицию Вед, но содержание их не ограничивается ритуальными, мифологич. и космогонич. темами предшествующей лит-ры. Не отрицая традиционные ритуальные толкования брахман и развивая их, они проповедуют новые идеи и учения, основывающиеся на положении о предпочтении' "внешнему" ритуалу "внутреннего", отвечающего "должному почитанию" (упасана) божества. Внимание сосредоточивается на символике обряда, и упанишады посвящены уже не столько толкованию правил ритуальных действий, сколько отвлеченным от него и более глубоким проблемам мироздания и человеч. бытия. Центральными в учениях упанишад становятся разрабатываемые в них понятия Брахмана и Атмана. Первое эволюционирует от ранних текстов Вед, где оно означает "свящ. слово", до отвлеченного понятия "божественной сущности мироздания", первопричины бытия, в упанишадах приобретая значение, близкое философскому понятию Абсолюта. В "Брихадараньяке" Брахман определяется как высшая реальность, неописуемая в позитивных выражениях, единственное действительное, существующее за внешними явлениями мира, в к-рых оно выражается. С ним сопоставляется в упанишадах Атман ("душа", в санскрите также возвратное местоимение, означающее "себя", собственное существо в противопоставлении внешнему миру); это — сокровенная сущность человека, к-рая остается, если отвлечься от всего внешнего, включая органы чувств. Она бессмертна и остается, когда после смерти тела чувства и мысль и органы их исчезают, растворяясь в стихиях. В основе учения упанишад — идея тождества Брахмана с Атманом; в "Чхандогье" она выражена сжато в изречении мудреца Уддалаки Аруни: "ты еси то" (тат твам аси), т. е. все, что тебя окружает, едино с тобою. С этим положением тесно связано в упанишадах учение о карме, к-рое составляет впоследствии самую характерную черту инд. религий. Карма (букв, деяние) — то, что остается от человека после смерти и физического исчезновения. В упанишадах развивается восходящее к "Ригведе" представление о двух путях после смерти. Знание истины (постижение тождества Брахмана и Атмана) ведет после смерти "путем богов" (дэваяна) в мир вечного блаженства (мир Брахмана, Брахмалока), откуда нет возврата. Ограничивающиеся предписанной обрядностью идут "путем предков" (питрияна) и после ряда превращений возвращаются в круговорот бытия (мир сансары), чтобы прожить новую жизнь, вновь умереть и вновь родиться, если остается необретенной высшая истина. Новое рождение на более высокой или более низкой ступени в иерархии мирского существования (в нее кроме людей включаются и небожители и животные) зависит от кармы — итога добрых и дурных деяний в предшествующей жизни.
УЧЧАЙХШРАВАС – конь Индры, возникший при пахтании Молочного океана.
УШАНАС – божественный мудрец, наставник асур.
У`ШАС — богиня утренней зари, самое значит, из женских божеств ведийского пантеона. На глубокую древность образа Ушас указывают индоевропейские параллели ее имени (греч. Эос, лат. Аврора, рус. утро и др.), В гимнах Ригведы Ушас воспевается как прекрасная дева, появляющаяся в небе на блистающей колеснице, запряженной багряными конями или коровами, рассеивающая тьму и пробуждающая живые существа; особенно прославляется за неукоснительное следование закону риты. Ушас тесно связана с др. божествами света — Сурьей, Ашвинами (иногда именуется их матерью), а также со своей сестрой Ратри (Ночью). Отмеряющая дни смертных, Ушас связана также с культом предков. В ритуале Ушас посвящалось новогоднее весеннее жертвоприношение сомы, знаменовавшее возвращение света после темного времени, посвященного предкам. В послеведийский период Ушас исчезает из пантеона, ее сменяет мужское божество зари Аруна.
УШИНАРА – благочестивый царь, отдавший свою плоть ради спасения одного голубя.
Х
ХА`ВИС — приношение или возлияние на жертвенный огонь, жертвенная пища, обычно — молоко, топленое масло, лепешки, зерна и т. п.; иногда под хавис подразумевается и сома.
ХА`МСА (Гусь) — 1) в Ведах — зооморфное божество плодородия, ассоциирующееся с Солнцем, в упанишадах иногда выступает как символ Атмана, позднее также знания, космического дыхания (прана), устремления духа верующего к Брахману. 2)Чакра в межбровье. Так, как гусь, в эпосе, птица умеющая разделять молоко и воду, Хамса - чакра различения добра и зла. Гусь — вахана Брахмы. См. Парамахамса.
ХАНУМА`Н — обезьяний царь, способный изменять облик по желанию; сын Ваю; приходится братом одному из героев "Махабхараты "— Бхимасене, согласно его "небесной" родословной. В "Рамаяне" это соратник Рамы в борьбе с демоном Раваной за возвращение похищенной тем супруги героя Ситы. Мудрость и чудесные подвиги Xанумана (его прыжок через океан, поджог столицы ракшасов Ланки и т. д.) — излюбленные темы инд. культуры. ХА`РА (несущий, приносящий, захватчик, разрушитель)— эпитет Шивы. См. Харихара.
ХА`РИ (возможно, от "хри"— уносить, освобождать)— эпитет Вишну-Кришны. См. Харихара.
ХА`ТХА-ЙО`ГА (этимологически "йога с натугой", а символически "йога [гармонизации] Солнца и Луны [как токов праны и типов энергии]") — методы йоги, связанные с преобразованием праны в теле, очищением ее потоков. Принадлежат шиваитской традиции; предназначены для последующего совершенствования и интеграции духа в уже подготовленном и очищенном теле (в т. ч. тонком), т. е. считаются подготовительным этапом раджа-йоги. Методы Хатха-йоги включают в себя: диетич, предписания, процедуры физич. очищения органов дыхания, пищеварения, глаз, кожи и др.; техники запирания потоков праны (бандхи), многочисл. сложные асаны, пранаямы, мудры для пробуждения кундалини. Для успеха требуется интенсивная практика (по нескольку раз в сутки) в течение продолжительного времени. Происходящие попутно физиологич. изменения ставят научную медицину в тупик, но вполне засвидетельствованы. В совр. культуре Хатха-йога нередко профанируется и используется для достижения долголетия, здоровья, силы, что с традиционной т. зр. само по себе безразлично. Такая мирская Хатха-йога может давать мирские результаты, но считать ее духовной традицией уже нельзя. Гл. тексты по Хаха-йоге: "Гхеранда-самхита", "Шива-самхита", "Хатхайога-прадипика".
ХАЯГРИ`ВА (букв, с лошадиной шеей) — один из дайтъев, противников богов, укравший Веды при гибели мира в конце одной из прошлых кальп. Чтобы отыскать их, Вишну принял аватару Рыбы (матсья) и одолел Xаягриву. В то же время иногда именем Xаягрива называется и одна из манифестаций самого Вишну: в этом облике он сражался с дайтьями Мадху и Кайтабха, чтобы вернуть похищенную ими Веду.
ХЕТИ – прародитель ракшасов.
ХИРАНЬЯГА`РБХА — Золотой зародыш; согласно ведийским текстам, рождается силой тепла в первозданных водах и из него происходит вселенная (см. Веды); отождествляется с богом-творцом Праджапати, позднее — с Брахмой (Брахма рождается в первозданном Золотом яйце). Xираньягапбха становится одним из имен бога-творца. См. также Брахманда.
ХЛАДА – отец царя асур Илвалы.
ХО`ЛИ — инд. новогодний праздник, справляемый в полнолуние месяца пхальгуна (февраль—март), но изначально, по-видимому, связанный с весенним равноденствием. Древнейшая из известных индуистская интерпретация трактует холи в связи с мифом о сожжении Камы взглядом Шивы. На сев. Индии обряд нередко связан с легендами о Кришне и его играх с гопи, но чаще всего — с мифом и именем демоницы Холики, противницы Вишну, к имени к-рой и восходит совр. название праздника; чучело ее сжигается в праздничном костре.
ХО`МА — один из видов ведийского жертвоприношения богам, обряд возлияния очищенного масла на огонь. Ч
ЧАЙТАНЬЯ - (рух, пневма, дуновение) божественные вибрации, жизненная сила.
ЧА`КРА — 1) Колесо, диск, символ солнца, силы и победы. В гимнах Ригведы связано с временем и годом, в том же значении употребляется в протоиндийских текстах. Чакра ассоциируется также с космич. порядком, гармонией и равновесием. 2) Боевой диск — атрибут Вишну и его оружие, воплощает и себе охранительную функцию божества. Его чакра имеет 6 спиц, реже — 8, отражая древнюю символику пространственно-временных отношений. Чакра является также одним из видов оружия Дурги. Ее призывают в ритуале богопочитания и ей поклоняются как вместилищу божественной силы. Чакра, как и др. оружие богов, иногда персонифицируется. В этом случае она иконографич. изображается к виде богато украшенной мужской фигуры с большим животом и круглыми глазами. Персонифицированная чакра чаще всего соотносится с Вишну и именуется в этом случае Сударшана. 3) Знак чакравартина. 4)Невидимый энергетический центр. Человеческое тело, по индуистским воззрениям, содержит семь Чакр: муладхара, свадхиштхана, манипура (наби), анахата, вишуддха, аджна (агия) и сахасрара. Кундалини, дремлющая в крестце, чуть выше нижней чакры — муладхары, при соответствующей психотехнической тренировке поднимается вверх и достигает верхней чакры. 5) В астрономии — соединение накшатр и планет.
ЧАКРАВА`РТИН (букв, вращатель колеса) — термин, обозначавший в индийской традиций, начиная с архаики, мирового правителя, царя-миродержца.
ЧАНДА`ЛА — 1) По древнеиндийским источникам, члены низшей касты, происходящей от браков шудр с брахманками. 2) В наст. вр. — одно из употребительных, обобщающих названий для неприкасаемых. 3) Название одной из каст неприкасаемых в Бенгалии.
ЧА`НДИ (букв, гневливая) — один из эпитетов Дурги, грозной ипостаси супруги бога Шивы, к-рого иногда именуют Чандипати (супруг Ч.).
ЧА`НДРА (первонач. значение сияющий, сверкающий) — название Луны и имя соответствующего персонифицированного божества в индуистской мифологии, мужского рода. Др. его имя — Сома. В иконографии имеет антропоморфный облик, прекрасен лицом; ездовым животным Чандры является антилопа. В соответствии с разными легендами он считается рожденным из Молочного океана, называется также сыном Сурьи (Солнца) или сыном Атри, одного из прародителей человечества. Чандра (Сома) является вместилищем напитка бессмертия (сомы, или амриты). Иногда Чандра величается Повелителем планет. Чандра имеет важнейшее значение в формировании индуистского календаря: лунный зодиак из 28 лунных "домов" и все фазы Луны учитываются практически и символически. В соответствии с ними идет счет на лунные месяцы (их больше, чем в солнечном календаре), каждый из к-рых делится на светлую и темную половины, и каждому дню лунного месяца приписывается определенный магич. смысл, к ним приурочиваются определенные праздники. Среди дней недели с Луной соотносится понедельник (название его, однако, связано с именем Сомы, а не Чандры). Родиться в день полнолуния считается счастливым предзнаменованием; это сулит богатство и процветание. Понедельник посвящается также Шиве, т. к. Луна (точнее: полумесяц) является одним из атрибутов этого бога. Чандра не имеет приверженности к опред. цвету, и в понедельник можно носить разноцветные и пестрые одеяния. Луне посвящено растение паласа (Вutea fondosa).
ЧАРАКА - 20-й век до нашей эры – автор трудов по медицине живший во времена Вед. Он считается воплощением (аватарой) Змея Шеши, т.е. воплощением Мудрости. Чарака в совершенстве знал анатомию человека и внутренних органов. Разработал комплексную концепцию коровообращения, пищеварения, метаболизма и иммунитета. В области наследственных нарушений и заболеваний вплотную подошёл к современной европейской генетической теории. Для сравнения – Уильям Гарвей открыл теорию кровообращения в XVII веке.
ЧАТУРВА`РГА — четыре жизненных принципа, к-рые в совокупности называются четырьмя благами: дхарма (закон, нравственный долг) — исполнение семейных обязанностей, релит, обрядов и т. п., артха (суть, польза) — приобретение материальных благ, их использование, а также соблюдение предписанных норм поведения, кама (любовь, чувственное наслаждение) — чувственная, физическая любовь, мокша (освобождение) — избавление от уз бытия, достижение духовного совершенства. Соблюдение четырех жизненных принципов предписывалось всем "дваждырожденным" (двиджа). См. Триварга.
ЧАТУРМА`СЬЯ — сезон года, состоящий из четырех месяцев; календарная единица, принятая в древней Индии. Три чатурмасья делили год на зимний, весенний и дождливый сезоны. Границы сезонов отмечались особыми праздниками: между зимой и весной поклонялись всем богам сразу; с приходом периода дождей почитали Варуну; начало зимы отмечалось как праздник урожая.
ЧАТУРМУ`КХА (Четырехликий) — эпитет Брахмы, отражающий особенность его иконографии. Четыре лика или головы Брахмы символизируют четыре стороны света и четыре Веды. Четырехликим иногда изображают Вишну, Ананту, нек-рых др. мифологич. персонажей.
ЧИТРАСЕНА – гандхарв. Обучал Арджуну, сына Панду, игре на лютне.
ЧИТРАШИНКАРДИН – созвездие Б. Медведицы, обиталище семи Риши. Буквально: «ярко увенчанное».
ЧИТТА — в йога-даршане то же, что буддхи в санкхъе — материальный (продукт пракрити) орган индивидуального духа (Пуруши), активность к-рого выражается в порождении содержаний, верных или нет, связанных с настоящим моментом или нет. Цель йоги— прекратить активность читты. В веданте читта — внутренний, т. е. психический, орган индивидуального сознания в аспекте припоминания или сосредоточения. В буддизме — сознание.
ЧХАЯ – «тень». Имя существа, произведённого Сандхья, женой Сурьи, из себя самой. Не в силах выносить пыл своего мужа, Сандхья оставила вместо себя, как его жену, Чхая, а сама удалилась, чтобы предаться воздержанию.
ЧЬЯВАНА – сын Бхригу, великий мудрец, которому Ашвины вернули молодость.
Ш
ШАБАЛА – корова Васиштхи, исполнительница желаний.
ША`БДА — 1) Звук вообще, т. е. объект органа слуха. 2) Членораздельный звук человеческой речи. Так, в слове "кот" шабда есть последовательность, "к" — "о" — "т". В любом случае шабда есть кач-во первостихии акаши.
ШАКИ – древнеиндийское название иранского племени скифов.
ША`КТИ — божественная сила или энергия, женская манифестация божества, гл. обр. в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетич. проявление, воплощенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен, а Шакти — его имманентная активная ипостась. Шакти может принимать разл. формы — от локальных божеств (семейных, родовых, племенных и т. п.) до великой богини-матери, воплощенной в образах супруги Шивы (Дурги.Кали, Умы, Парвати). Иконографически богиня изображается в двух гл. аспектах: благостном, в виде молодой красивой женщины, и гневном, в виде многорукой вооруженной демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения бога со своей Шакти — Ардханари.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|