Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Закономерности восприятия и их учет в процессе обучения.




Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств; завершается формированием образа. Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Виды восприятия: - зрительное восприятие (рассматривание картины, выставки), - слуховое восприятие (слушание рассказа, концерта), - осязательное восприятие (отражение предмета путем ощупывания). Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании учителя ведущим является слуховой анализатор. Однако одновременно учении видит учителя, следит за его работой на классной доске, пользуется дидактическим материалом, записывает выводы в тетради, рассматривает необходимые схемы в учебнике. В этом случае при ведущей роли слухового анализатора мобилизуется деятельность зрительного, двигательного, кожного и других анализаторов.

Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуется несколько различных анализаторов (во время демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие, разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприятий).

Восприятия различают по видам также и в зависимости от воспринимаемого объекта: восприятие пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятие человека человеком.

Свойства восприятия:

*Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

*Константность – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине.

*Структурность - восприятие не является простой суммой ощущений.

*Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

*Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Учет закономерностей восприятия при организации учебной деятельности.

У учащихся 1-2 классов в характере восприятия очень много общего с восприятием старших дошкольников. Они воспринимают окружающее большей частью на основе охватывания каких-то отдельных, бросающихся в глаза случайных признаков, несущественных свойств предметов и явлений. У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствует плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от несущественного. Начав рассматривать одно, ребенок быстро переключается на другое. Надо учить детей при рассматривании наглядных пособий осматривать их в определенном порядке, определять последовательность, учить отделять главное. В случае неправильного восприятия учащимися учебного материала учителю необходимо выяснить, что именно из прежнего опыта школьника мешает правильному восприятию.

Развитие наблюдения у школьников связано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных