Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тенденции развития образования




Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 21-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

 

 

11. Психологические особенности обучения

Обучение – способ приобретения систематического образования, процесс познания, который управляется педагогом.

Основой обучения следует считать учение, объектом обучения является ученик.

Функции обучения: 1) образовательная;2) воспитывающая;3) развивающая.

Смысл образовательной функции заключается в обеспечении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их практического применения.

Научные знания состоят из фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий.

Умение как операция направляется отчетливо осознаваемой целью; навык, т. е. автоматизированное действие, основывается на системе укрепившихся связей.

Воспитывающая функция. Она представляет собой закономерность, которая функционирует неоспоримо в любые времена и в любых условиях. Воспитывающая функция может воплощаться в действительность с помощью особой налаженности общения учителя с учеником. Осуществление воспитывающей функции всегда обусловлено правильным осмыслением задач воспитания на различных ступенях формирования общества при организации учебного процесса, содержания образования, а также при выборе их форм и методов. В настоящее время она предполагает развитие научной идеологии, материалистического осмысления естественных законов, общества и мышления, создание отношений учеников к науке и природе, к обществу, самому себе и другим, формирование этических личностных качеств и черт.

Развивающая функция более эффективно воплощается в действительность при специальной ориентированности на всестороннее развитие личности, взаимодействие учителей и учащихся. Такая ориентированность обучения на формирование и развитие личности получила название развивающего обучения.

Развивающая функция всегда обусловливается формированием и становлением речи и мышления, поскольку развитие вербальных способностей наиболее ярко отражает общее развитие ученика. Огромное значение играет также развитие сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.

11.2 Психологические факторы, влияющие на процесс обучения

Мотивация – это совокупность психических процессов, которые обеспечивают направленность поведения и уровень энергетики человека. Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к разным аспектам действительности. Внимание человека является процессом, который связывает психорегулятивную и познавательную сферы психики и позволяет обеспечивать избирательность отражения, переработки и запоминания информации. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, результатом которого является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, представлений, восприятия). Для восприятия информации важно различать тип мыслительной деятельности обучающихся. По данным нейропсихологов, 48 % людей мыслят логическим путем и 52 % имеют образное мышление. 24 % логически мыслящих людей переходят к образному мышлению, и 26 % образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному человеку легче запомнить теорему, другому – номера телефонов, третьему – хронологию исторических событий.

11.3. Традиционное обучение

Информационный метод обучения широко распространен в учебном процессе. Почти не формирует умений использовать полученные знания, не обеспечивает возможность реализовать познавательную деятельность студентов. Перегружает память студентов, ориентирует их на механическое запоминание учебного материала, даже в случае самостоятельной работы с учебником. Метод необходим для первоначального формирования определенного запаса учебной информации, которым можно оперировать при организации деятельности более высокого уровня, в случае необходимости дополнить и расширить знания студентов. Учитывая, что большинство понятий сформировано на основе зрительных представлений, ясна роль наглядности в обучении. Обязательно нужна установка на запоминание, что значительно повышает продуктивность метода. Установка на запоминание обеспечивается четким предъявлением учебного материала - заранее подготовленными вопросами, схемами, опорными конспектами, другими средствами. Логичность представляемого материала, выявление в нем внешних и внутренних связей (данные в рисунках, в таблицах, в схемах и т.д.) облегчают понимание материала и способствуют более полному его воспроизведению.

11.4. Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем. Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. Существует 4 уровня проблемности обучения: I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и обсуждении учениками (проблемное изложение материала). II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод). III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить. IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает.

11.5. Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем: 1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы); 2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; 3) каждый шаг завершается контролем; 4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении; 5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения; 6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе; 7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь); 8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход; 9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).

ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.

11.6Дифференцированное обучение - одно из главных условий развития творческой личности. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения

11.7. Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении.

Модуль (учебный) – часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль включает: цели и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны быть усвоены обучающимися, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форма отчетности и критерии оценки.

Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения. На ее основании по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д. Курсовые, дипломные работы, СУРС также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке.

 

12. Человек как субъект воспитания

Воспитание - процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. В ходе воспитания упорядочивается, насколько это возможно, весь спектр влияний на личность и в тоже время создаются благоприятные условия для развития, социализации, формирования личности.

Все стороны личности обнаруживаются и формируются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Эта закономерность предписывает рассматривать личность не как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий, а как субъекта взаимодействия со средой и другими субъектами. Решающее значение в развитии личности имеет ее собственная активность, характер ее деятельности и отношений к себе и миру.

Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания – любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами.

12.2. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Основные цели воспитания обычно лично осознанны и социально одобряемы (с ними согласны все)

· Сделать ребенка послушным (управляемым, воспитуемым, контролируемым).

· Обеспечить физическую и психическую безопасность жизни ребенка (чтобы он не вывалился из окна, его не сбила машина, он не выколол себе глаз, уберечь от психотравм).

· Подготовить ребенка к жизни, в частности научить ребенка интегрироваться в рабочий процесс, в мир взрослых людей и деловые ответственные отношения. Научить делать необходимое, соблюдать порядки, дисциллину, субординацию и формат.

· Осуществлять социализацию (научиться жить среди других детей, строить отношения с Старшими, учеба, освоение ребенком общественной жизни и культуры).

· Развить ребенка физически (сильный, ловкий, здоровый).

· Развить ребенка интеллектуально (умный, сообразительный, думающий).

· Развить ребенка душевно (душевно здоровый, свободный, ответственный, заботливый).

Факультативные цели воспитания не всегда лично осознаются и не всего социально одобряются. Но по факту во многих семьях при воспитании детей именно такие цели - реализуются.

· Самореализация через ребенка.

· От детей должна быть польза.

· Воспитать ребенка, который не мешает родителям жить.

12.3. Структура воспитательного процесса

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс:
• целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;
• формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной;
• мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
• приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
• воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
• развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
• организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
• организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
• развитие важнейшей социальной функции личности -общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных