Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельность - основа воспитательного процесса




Добро само есть дело: кто учен добру, Сам делается добрым в силу этого - Как и флейтист есть тот, кто флейте выучен. Какое ремесло бы ни усвоил ты - Не ремесло ты все же, а ремесленник.

Эпихарм

Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они - что ось для колеса» (Фирдоуси). В фундаментальных иде­ях на протяжении всей истории педагогики, как зарубежной, так и отечественной, красной нитью проходит мысль о том, что вос­питания в чистом виде не существует, что воспитание есть орга­низация деятельности. И действительно, если мы хотим воспи­тать певца, надо, чтобы он пел, если танцора - танцевал, если токаря - чтобы вытачивал детали, если человека доброго - на­до, чтобы он творил добрые дела, художника - чтобы рисовал, педагога - чтобы имел практику воспитания детей... Деятель­ность, как известно, фактор развития человека, как в филоге­незе, так и в онтогенезе. Именно разнообразные виды деятель­ности, вовлекающие в свою сферу различные органы человече­ского организма, разные стороны личности (интеллектуальную. эмоционально-волевую, поведенческо-деятельностную) позволя­ют развивать все качества и свойства личности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, па­мять, мышление, речь), направленность личности (потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение), задатки и способности, темперамент, характер...

Именно в деятельности, вступая в общение с другими людь­ми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок нака­пливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окру­жающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения.

Попробуйте задать детям разного возраста вопрос: «Что ты любишь делать и делаешь чаще всего на досуге, когда тебя никто не заставляет?» Получите прелюбопытную картину- Совсем ма­ленькие: бегать, скакать, смеяться, купаться, играть, рисовать,

«маршировать под музыку», танцевать, веселиться, рассматривать картинки, вгулять с папой»...

У школьников добавляется: читать, «решать трудные и ум­ные задачки», «ходить на физкультуру», гулять с друзьями, ка­таться на велосипеде, смотреть видик, играть в компьютерные игры...

У старшеклассников еще: читать (конкретную литературу), музыку, спорт, ходить в походы, путешествовать, заниматься в кружке (конкретном), общаться с друзьями, ходить на концерты, ходить в театр и музеи, путешествовать по городам, заниматься любимым делом и так далее.

Мы здесь очень бегло перечислили лишь немногое, что лю­бят дети делать на досуге по собственному желанию, без принуж­дения. Другими словами, взрослеющий человек не может разви­ваться вне деятельности. Это старо, как мир. Фауст, размышляя над библейским вопросом: «Что было в начале?»:

Написано: "В начале было Слово» -

И вот уже одно препятствие готово:

Я Слово не могу так высоко ценить,

Да в переводе текст я должен изменить,

Когда не верно чувство подсказало.

Я напишу, что Мысль - всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь Мысль творить и действовать не может!

Не Сила ли - начало всех начал?

Пишу, - и вновь я колебаться стал.

И вновь сомненье душу мне тревожит,

Но свет блеснул и выход вижу я:

В Деянии начало бытия![16]

 

Значит, для тога, чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была пронизана многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитательная, то есть включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью

В психологии деятельность определяется как «способ сущест­вования и развития человека, всесторонний процесс преобразова­ния им окружающей природной и социальной реальности (в том числе и его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами».[17] Особенность деятельности человека заключается в ом, что она (в отличие от животных) носит сознательный харак­тер, связана с изготовлением, хранением, использованием орудий руда (наиболее совершенных!), носит общественный характер.

Структура деятельности детей предусматривает: цель (зачем?) -> мотив (почему?) -> действия (какие?) -> результат (предметный и ценностный, то есть воспитательный). Для педагогов чрезвычайно важно понимание сути, назначения организуемой [ми разнообразной деятельности детей, ее педагогического смысла. Привели детей на выставку (технического творчества, - художников-импрессионистов, поделок из природного материала...) - зачем? Во время субботника сажаем аллею боевой славы - с какой целью? Проводим акцию милосердия - для чего и кому это нужно? Секция аэробики, карате или художественной гимнастики - что это дает развитию ребенка: физическому? нравственному? эстетическому? умственному?...

В разнообразных видах организуемой а ходе воспитательного процесса деятельности ребенок познает окружающий мир: разо­брал игрушку - посмотреть, что там внутри; отвинтил крышку магнитофона - «как это там уместился дядя, который поет»; рас­сматривает картины - как будто побывал в местах, изображенных на них; сконструировал модель летающего самолета - «столько всего нового узнал и научился», прыгнул впервые с парашютом - "я и не думал, что такой смелый, хотя сначала страшно было»; по­работал летом в археологической экспедиции - «понял, что исто­рия и археология самые интересные науки»…

В разнообразных видах деятельности ребенок (а позже - школьник) научается и приучается создавать материальные и ду­ховные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ (а это, как известно, стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека); своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями сделали игрушки и совочки для детского дома и пода­рили детям, ходили в поход-экспедицию по очистке родников и малых рек Подмосковья, в художественной школе рисовали кар­тину-панно для украшения интерьера детской больницы, подгото­вили и провели концерт художественной самодеятельности в доме

престарелых, всем классом сочиняли стихи и песни к празднику Последнего звонка и т.п.

Вот почему известный педагог В.А. Сухомлинский в практи­ку воспитания вводил пять уровней «заботы": 1 - добрые дела для себя и своих близких, 2 - для класса и школы; 3 - для дво­ра. улицы, микрорайона, города. 4 - для общества, всей страны; 5 - для всего человечества. Так, считал он, растет человек.

И что особенно ценно с точки зрения воспитательной, включаясь в разнообразные виды деятельности, школьник преоб­разует самого себя. Преобразует и физически, и духовно (психи­чески), и с точки зрения социальной: многое узнает, многому научается, ко многому полезному приучается, преобразуя окру­жающую, материальную среду. Включаясь в деятельность по ос­воению культурных ценностей, вырабатывает потребность в ин­теллектуальном, физическом и духовном самопознании и само­усовершенствовании.

Внеучебная деятельность учащихся в современной школе по­зволяет расширить диапазон образовательно-воспитательных возможностей школы и самих школьников. В настоящее время в различных типах учебных заведений создана разветвленная сис­тема дополнительного образования, отрабатывается система вне­классной и внешкольной работы с учащимися, на новой основе и в новых формах строится клубная деятельность.

Основной акцент делается на многопрофильность, разнооб­разие, неформальность, на учет индивидуальных потребностей и интересов детей. Широкую популярность завоевывают детские творческие объединения различной ориентации: научные обще­ства учащихся, творческие мастерские, театральные студии, дет­ские центры, спортивные клубы, школьные мастерские...

В основе всех разнообразных форм воспитательной работы с учащимися - различные виды воспитывающей деятельности. Каковы же они? Как необходимо их инструментовать, чтобы деятельность была воспитывающей, то есть формировала запла­нированные педагогом отношения, позволяла достигнуть постав­ленные цели и задачи? Наиболее целесообразно воспитателю-практику иметь для себя такую классификацию видов деятельно­сти[18]. основанием для которой служит их назначение и функции:

Интеллектуально-познавательная деятельность имеет особую значимость в школьном возрасте, ибо интенсивно идет накопле­ние знаний о мире, развитие познавательных способностей.[19] В различных формах внеурочной деятельности, организуемых в школе, происходит расширение отношения к науке и людям, за­нимающимся ею, к собственной учебной деятельности; учащиеся вооружаются навыками самообразования и научной организации интеллектуального труда. Еще В. Гумбольдт писал о значении интеллектуально-познавательной деятельности для духовного развития: «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согрева­ют. поднимают дух».

Ценностно-ориентировочная деятельность в школьном возрас те позволяет выработать научные, этические и эстетические кри­терии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на извечные про­блемы: что есть истина? что есть добро и зло? что есть прекрас­ное и безобразное?

В различных формах внеурочной деятельности учащиеся по­лучают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общест­венно и личностно значимых- Все это очень важно для человека школьного возраста[20], ибо проблема самоосознания, самопознания, выработки критериев оценки себя самого и окружающего мира - наиважнейшая, особенно в подростковом и юношеском возрасте. В доказательство приведем стихотворение школьницы Юлии Фе­доровой:

 

Устало-мудро зрить на мир? Как можно?

Не прошагав и четверти пути.

И понято не все, и разобраться сложно.

И вряд ли выбрано, куда и с кем идти.

Не оставаться нужно с тем, чего добился

И с тем, что принял в этой жизни человек;

Не забывать о том, к чему стремился

Все ускоряя раньше жизни бег.

Нам в этой жизни роли не отводят –

Мы сами начинаем их играть,

А после удивляется лишь (вроде),

За что нас дураками стали звать?

Но это - роль, хочу я в это верить,

Умнейшим шут всегда слыл при дворе,

На нем колпак, зато открыты двери...

Венец и мантия всегда ж на короле.

 

Трудовая (ее назначение - преобразование окружающей ма­териальной действительности) и общественно полезная (имеет назначение воздействия на духовную сферу жизни окружающих людей) виды преобразовательной деятельности человека. Они приходят в жизнь нормального человека именно в школьном возрасте и выполняют существенную роль в процессе социализа­ции личности: выбор профессии, накопление определенных ду­ховных ценностей, усложнение взаимоотношений с людьми, ста­новление характера.

В современных условиях для растущего человека это еще и вхождение в нелегкие проблемы рыночных отношений[21], приоб­ретение умения обрести и защитить собственную жизненную по­зицию, это познание экономических и политических основ жиз­ни общества, развитие правовой культуры- Без этого просто не­возможно.

И еще. В последнее время широкий интерес стал заметен к различного рада занятиям вне сферы профессиональной деятель­ности в сфере досуга, хобби, имеющим тесную связь с трудовой деятельностью: дизайн в быту и производстве, изготовление ме­бели, шитье и вязание, изготовление украшений, разведение эк­зотических растений, содержание различных животных, садовод­ство и огородничество, коллекционирование... Все это требует дополнительных знаний, раннего приобретения квалифициро­ванных навыков и умений, выработки творческого отношения к труду,

Что же касается деятельности общественной, то наше время характеризуется тем, что в разных сферах жизни людей возника-

ет множество различных неформальных объединений и движе­ний, в которых надо просто ориентироваться. Это все задачи воспитательной работы со школьниками.

Художественно-творческая деятельность, назначение которой в развитии человека очень важно: изучение, оценка и преобразо­вание окружающей действительности (то есть функции всех пре­дыдущих видов деятельности), но с позиций прекрасного - без­образного. Это очень важно в развитии взрослеющего челове­ка - приобщение его к произведениям прекрасного, выработка потребности в нем, желание жить по законам красоты. Извест­ный художник Б.М. Неменский, наш современник, написал книгу «Мудрость красоты» (М., 1981). В ней, в частности, есть такие мысли: «...Нельзя забывать, что предмет искусства отличен от предмета науки, физика и математика развивают логическое мышление и репрессируют эмоции- Наука исследует предмет, искусство исследует отношение к предмету.

... В школе знания, навыки, творчество должны быть не са­моцелью, а средством овладения языком искусства. Чтобы через искусство воспринимать его художественную информацию. Цель школы: 1) Развивать понимание искусства, прививать любовь к искусству, сформировать художественную культуру. 2) Выявлять учеников со способностями, чтобы в дальнейшем они могли ов­ладеть мастерством».

Физкультурно-спортивная деятельность, назначение кото­рой - развитие физической культуры «Я» каждого школьника, приобретение навыков и умений, формирование потребности в ней. Что дают занятия спортом в смысле воспитательного воз­действия на человека? Для его ориентации на самовоспитание, самоусовершенствование? Они, эти занятия, формируют опреде­ленную психологическую направленность личности на действия на основе мотивации. И.Г. Келшев, изучив автобиографии 1500 атлетов высокого класса, нашел такие для большинства мотивы:[22]

Дружеская или групповая солидарность (дети и подростки приступают к занятиям спортом с целью общения со сверстни­ками: на первый план выдвигается общение, а спорт выступает как средство его).

Самосовершенствование - это уже личностный мотив: подрос­ток хочет добиться лучшего физического развития, укрепить здо-

 

ровье, стать сильным, смелым, решительным и независимым, за­нять достойное место среди неформальных групп сверстников...

Долженствование - в виде решения продолжать и поддер­живать традиции семьи, школы, спортивной секции...

Подражание - притягательный мотив: быть похожим на сво­его кумира (выдающегося спортсмена, школьного учителя, роди­телей, преуспевающего в спорте сверстника...) Причем, подража­ние не только в технике тренировок, но и в направленности личности, в нравственных качествах: упорстве, настойчивости, смелости, решительности, честности, силе духа...

Внутригрупповое соперничество - спортсмен всегда стремит­ся сделать упражнение лучше других, показать более высокий спортивный результат, превзойти сверстников в проявлении мо­рально-волевых качеств-

Стремление к достижению высоких результатов - этот мотив стимулирует, как правило, дополнительные возможности само­совершенствования.

Мотив спортивного интереса, то есть непосредственно то, ради чего школьник занимается спортом: от занятий он полу­чает удовлетворение, «радость движений», «радость достиже­ния». Кроме того, для школьника-спортсмена это развлечение, отдых.

Потребность в познании; занятие спортом часто привлекатель­но с интеллектуальной и эмоциональной точки зрения: «Пусть большим спортсменом я не стану, но окунусь в этот увлекатель­ный мир, стану знатоком любимого вида спорта, а может быть и судьей».

Совершенно очевидно, что при умелой инструментовке и других видов деятельности эти мотивы и развитые в процессе физкультурно-спортивной деятельности качества личности могут проявляться и закрепляться во всей жизнедеятельности растуще­го человека.

Есть еще один вид деятельности, значимость которого не­оценима в развитии индивидуальности школьника - это свобод­ное общение, содержание и круг участников которого определяет и характеризует результат воспитания: человек САМ выбирает себе образ жизни и круг близких людей в зависимости от приоб­ретенных к окончанию школы ценностей. Вот почему, организуя внеурочную деятельность, школьные педагоги заботятся о насы­щении ее различными формами свободного общения, которое

вбирает в себя функции всех описанных выше видов деятельно­сти, но специфика их - в свободном выборе.

Особое место в жизни и деятельности школьника занимает иг­ровая деятельность. Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избира­тельность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуть­ся... По утверждению С.А. Шмакова, игра - это еще и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых.

Дети играют в игрушки, своеобразный атрибут игры. Имен­но ценность игры, а не материальная ценность определяет ис­тинную «стоимость» игрушки. Маленький кусочек цветного стекла преображает все вокруг, если смотреть через него на мир. Маленький светлячок ценнее любой дорогостоящей игрушки, ведь «он живой и светится». Заводной автомобиль легко меняет­ся на удивительно красивую пуговицу. Увеличительное стекло, выменянное на дорогую авторучку, может «зажигать бумагу без спичек». В любимой игрушке всегда видится свое. Высказывают­ся третьеклассники:

«На день рождения мне подарили мягкую собачку. Она си­не-красная. Я ее очень люблю, я с ней играю, сплю. Я ее полю­била, когда мне подарили ее. Я не знаю, почему я ее полюбила. Она очень красивая, но у нее грустные глаза. Я ухаживаю за ней, как за двухмесячным ребенком Я читаю ей сказки, стихотворе­ния, играю с ней в школу. Один раз она упала в ведро с водой. Мы ее высушили, и она стала такая смешная, растрепанная» (Деревянко А.).

«Моя любимая игрушка - это машина, большой джип. Он весь разноцветный и всегда переливается в разные цвета». (Иванченко А.)

"Компьютер - это моя любимая игрушка, в нее можно играть в игры, печатать. Это вам не какая-то приставка» (Гулин Володя).

Итак, можно сделать вывод: «Игра - это норма, и ребенок должен играть даже когда это невозможно» (А, Макаренко). Об­ратимся к теории игры.

Игра - «форма деятельности в условных ситуациях, направ­ленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фикси­рованного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре... воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, под­чинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональ­ное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного и школьного возраста игра является ведущим типом деятельности»[23] Она как бы пронизывает всю жизнь ребенка, подростка. Вот поче­му весь учебно-воспитательный процесс, а в неурочная деятель­ность школьников - особенно - должны быть пронизаны игрой. Пронизаны в двух смыслах,

Во-первых, имеется в виду, что в жизнь детей от первого по одиннадцатый класс в планы воспитательной работы необходимо вводить как можно больше игр разного типа: сюжетно-ролевых. дидактических, интеллектуальных, подвижных, спортивных, творческих, деловых, игр-манипуляций с предметами и игрушка­ми, игр-состязаний и других... Они могут заполнять целиком все формы воспитательной работы, а могут входить в них фрагмен­тарно. Могут выступать как эффективная форма свободного об­щения педагога и детей на досуге.

Во-вторых, имеется в виду игровая инструментовка всех ви­дов деятельности. Блестящим примером игровой инструментов­ки учебной деятельности может служить «ненаглядное пособие» Г. Остера - специальный задачник. Вот две задачи из него: «Чтоб быть всегда чистым, человеку нужно 24 куска мыла в год. Если мыть только пятки и уши, то мыла понадобится а 8 раз меньше- На мытье каждого уха уходит по 1 куску мыла в год. Сколько мыла уходит в год на пятки?». «Один третьеклассник может отлупить трех первоклассников, но уже 4 первоклассника отлупят третьеклассника сами. Кто будет побеждать сначала и кто победит в конце концов, если лупить друг друга начнут 12 третьеклассников и 48 первоклассников, а потом на вопли о по­мощи прибегут еще 5 первоклассников и 3 третьеклассника?»

Или - его же «Вредные советы» можно использовать, осваи­вая с детьми правила культуры поведения:

 

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому,

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай,

Рот во время разговора

Вдвое меньше съест конфет.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье –

Трудно будет вынимать.

 

Многие формы воспитательной работы классного руководи­теля могут быть инструментованы как игровые: «трудовой де­сант», «пресс-бой», «пресс-конференция, интеллектуальный аук­цион, «музыкальный ринге, выставка репродукций с картин «Малая Третьяковская галерея», спортивные соревнования - «Малые Олимпийские игры, заочное путешествие по городам (странам, в 21 век и т.п.), ролевая игра-конференция «Ученые разных специальностей - о проблеме...» (по усмотрению педаго­га и учащихся), выставка детского творчества «город мастеров», путешествие «В гостях у сказки» или «По любимым телепереда­чам». И многие-многие другие формы воспитательной работы.

К игровой инструментовке следует отнести и игровое по­ведение и позицию самого педагога. Вот как об этом пишет Ю.П. Азаров в книге «Искусство воспитывать» (М., 1979. С. 148-150): «Мой метод - я вызываю в себе состояние детства, то есть то состояние легкости, которое свойственно ребенку, сбрасываю с себя все взрослое, а главным образом, то взрослое, что прису­ще моей административной роли. Далее - подбор форм обраще­ния к детям: выбор интонации, способов общения, манеры дер­жаться, содержание игровой роли («волшебник, «пришелец с другой планеты», «философ», «один очень невоспитанный чело­век», «Комплементина» и тому подобное».

Любая игра, любая игровая инструментовка какого-либо де­ла требует знания некоторых методических правил:

• Организуя игру детей, необходимо иметь в виду два целе­вых плана: 1) собственно игровая деятельность (для детей), 2) ре­шение определенных воспитательных задач (для педагога).

• Обдумывание структуры игры- понимание цели, должно иметь в виду: логику развития игры, включение игровых предме­тов и людей, определенные правила игры, логическое ее завер­шение.

• Использование конкретных приемов создания и развития игровой ситуации: демонстрирование взрослым подлинного инте­реса к игре; снятие напряженности «секретами», общими дейст­виями («держимся за руки», «Мы зайчики»...); определенный алго­ритм игры (изменение интонации, употребление игровых слов и фраз, интригующих объявлений): соблюдение педагогического такта (вне читать нотаций!». «Не навреди!», «С пользой для дела и для детей!»...

• Воспитатель, классный руководитель должны всегда иметь под рукой набор (пакет, картотеку) игр и на все случаи жизни.

И еще об одном виде деятельности следует сказать особо. Это общение (в широком смысле этого слова) - особый вид дея­тельности, которая как бы пронизывает, охватывает, реализует все описанные выше виды деятельности. В каждом из них при­сутствует общение: с книгой (героями и автором ее), с музыкой (и композитором), с природой (во всех ее проявлениях), с дру­гим человеком (в деятельности общественной), с собой (если речь идет о самовоспитании)... Да и сам процесс воспитания под этим углом зрения - процесс общения педагога и воспитанника, то есть процесс взаимоотношения двух субъектов деятельности. От успешности деловых и интимно-личностных взаимоотноше­ний педагога и воспитанников зависит как продуктивность лю­бого вида деятельности, так и его воспитательный потенциал

В практике воспитание все описанные выше виды деятель­ности взаимосвязаны, нередко сопутствуют друг другу, взаимодополняют одна другую. А в некоторых, синтезирующих, формах внеурочной деятельности вообще сливаются воедино. И лишь организуя воспитательный процесс в данной логике включения школьников в разнообразные, целесообразно инструментован­ные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие.

1.4. Воспитание как средство, процесс и результат. «Пять точек опоры»

Воспитание - это все. Персик был когда-то горький миндаль, а цветная капуста - это обычная капуста, получившая позднее высшее образование.

Марк Твен

Воспитание - понятие многоликое, его нельзя понимать в одном единственном смысле. И организуя воспитательный про­цесс, педагог должен об этом помнить, воспитание есть триедин­ство; образно говоря, «три кита» - в одном. Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нор­мально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств. Протекая во времени, ежесекундно, ежеминутно, ежедневно, еже­годно, воспитание связывается с постоянными изменениями лич­ности воспитанника и воспитателя, в самом процессе воспитания. И тогда мы его рассматриваем как процесс. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника опреде­ленных средств воспитания происходит количественное и качест­венное накопление позитивных для развития человека качеств, в этом диалектичность воспитательного процесса. Остановимся кратко на раскрытии каждого из «трех китов».

Воспитание как средство, благодаря которому осуществляется развитие через педагогическое или воспитательное воздействие - акт педагогической деятельности, направленный на побуждение воспитанника к определенному (воспитателем) действию. Благо­даря воздействию воспитанник воспринимает, «присваивает» оп­ределенные ценности культуры, делает их личностно значимы­ми, меняет свою сущность, продвигаясь в развитии. Обратимся к примерам из педагогической практики.

... 1944 год. Далекая забайкальская деревушка. Сюда из го­лодного и холодного города приезжает мать с тремя детьми. Что­бы выжить. Отец, как у многих, на фронте. Семья бедствует. 1 сентября на девятом (!) году Николка пошел в школу: мать сшила ему штаны из белой холстины (уж какая нашлась'). Маль­чишки дразнили и смеялись. Хотелось убежать домой и больше

никогда сюда не приходить. Но положение спасла учительница: категорично и строго приказала мальчишкам прекратить на­смешки. А Николке - потихонечку, на ушко: «Ты не горюй! Скажи маме, путь вскипятит штаны в луковой чешуе - и все бу­дет в порядке. Без учебы нельзя». На всю жизнь запомнил чело­век урок доброты, справедливости, жизненной мудрости.

... В подростковом возрасте покладистый и ласковый ранее Глеб А. стал «вдруг» дерзким, задиристым, залихватски грубым и неуживчивым. Не вызывал симпатии учителей, повергал в стра­дания родителей, да и сверстники, в основном, игнорировали его. Разгадка пришла неожиданно, когда одна из учительниц в сердцах выпалила: «Да что же ты, такой маленький, а сколько в тебе злобы' На десятерых атлетов хватит!» Неожиданно для всех Глеб расплакался. Рыдал долго, навзрыд, горько и жалобно. Присутствовавший при этом учитель физкультуры, обняв по-мужски за плечи, отвел парня в сторону: *Я понял - ты страда­ешь из-за маленького своего роста. Так знай: парни растут до 25 лет. Одни вырастают раньше, другие - позже- Ты скоро будешь выше всех в классе. Я знаю такой тип мужчин: не растут - не растут, а потом вымахивают с коломенскую версту. Я вот тоже таким был в твоем возрасте. Гномиком звали. Знаешь, как му­чился. Но потом один умный человек научил: «Ты, говорит, спортом займись». Вот и занялся. Так что через год мама с папой не узнавали - таким гигантом стал. Вот и ты сделай то же. Не пожалеешь!»

В обоих описанных случаях воспитательное воздействие вы­ступает как импульс к определенным взглядам, действиям, оцен­кам окружающей действительности... Система воздействий, если они, конечно, педагогически целесообразны, складывается в опре­деленную стратегию воспитания, приводящую к позитивным ре­зультатам.

Однако воздействие, неправильно инструментованное или вы­раженное в грубой, бестактной форме, превращается поначалу в своеобразный тормоз развития положительных взглядов, поступ­ков, оценок, а потом и в общую тенденцию «сопротивления вос­питанию».

В качестве примера приведем зарисовку, сделанную В. Ле­ви[24], наблюдавшим за группой детсадовских детей: «Строиться

парами», - командует молоденькая воспитательница. - Сейчас уйдете из леса! Морозов, тебе что особое приглашение? Где твоя пара? Еще одно замечание, и все уйдете из леса! Морозова затал­кивают в строй. Еще окрик, неохотное равнение, все стихает. И куда-то ведут их мимо припудренных зеленью берез, мимо вспы­шек первых одуванчиков... Ловлю лица: у девочек сердито-серь­езные, знают - кто-то виноват- У мальчишек туповато-угрю­мые...»

Так средство развития (воздействие природы, теплых челове­ческих отношений...) подменяется «средством торможения», А разве школа не изобилует примерами подавления, подминания, нивелирования детской воли, радости, движения, жизни; превра­щаясь из воспитательного учреждения в учреждение надзора, по­давления?

Воспитание как процесс предполагает иную его характери­стику. Латинское слово «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Значит воспитательный процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному результату, изменению состояния, преобразованию свойств н ка­честв личности воспитанника, к саморазвитию. Причем, в ходе воспитательного процесса все - в движении, в изменении: и учитель, и учащиеся, и само качество учебно-воспитательного процесса...

Так классный руководитель ставит цель: «Я хочу, чтобы мои дети были добрыми, дружными, трудолюбивыми, красивыми» - и организует всю жизнедеятельность класса, состоящую из дел, в которых бы стимулировалось проявление этих качеств... Посте­пенно в поступках детей эти качества находят свое проявление. Педагог хвалит, поощряет детей. Дальнейшая задача - проявле­ние детьми этих качеств без ожидания похвалы и поощрения. Поведение становится привычным, но возникают другие задачи. Обратимся за подтверждением идеи к авторитетам. «Никакой че­ловек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировав­шимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование» (В.Г. Бе­линский). «Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь:

«Ну теперь кончилось! - не тут-то было: только что начинает­ся...» (М.Ю. Лермонтов). Вот и встает задача перед педагогом-практиком - умение видеть меняющуюся, развивающуюся сущ-

ность каждого ученика, классный коллектив, себя самого... И со­образно этому строить дальнейшую стратегию и тактику воспи­тательного воздействия.

И наконец, воспитание выступает как результат. В нашем житейском обиходе недаром существует выражение; «Он получил хорошее воспитание». Или: «Преклоняюсь перед его воспитанно­стью»... Что это значит? Видимо, это определенный уровень соз­нания, поведения, эмоционально-волевой сферы, который по­зволяет сказать, что человек отвечает идеалу, принятому в обще­стве, живущий в соответствии с критериями ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. С точки же зрения педагогической это есть дости­жение цели воспитания.

В обыденной жизни и практике воспитания есть еще одно понятие (явление), использование которого в воспитательном процессе буквально «открывает глаза» педагогу-практику на са­краментальные вопросы: КАК сегодня воспитывать детей? ЧТО сделать с содержанием воспитания, чтобы растущий человек не только выжил в современной нелегкой жизни, но и жил подлин­но человеческой, одухотворенной жизнью? Это понятие имеет прямое отношение (точнее и не скажешь!) к нашей проблеме:

синтезу воспитания как средства, как процесса и как результата. Это понятие выражено в нашей педагогической аксиоме, вы­страданной в практической работе в роли классного руководите­ля в так называемый сложный псрестроечный период нашего об­щества, когда рухнули, утратились былые ценности, а новые - увы - еще не оформились: в процессе воспитания надо сформи­ровать у детей «точки опоры», опираясь на которые, они могли бы и выжить и жить по-человечески, то есть по законам ИСТИ­НЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ.

В записках Е. Евтушенко есть замечательная идея: «... жажда точки опоры - одно из самых прекрасных качеств человека, ес­ли эта точка опоры не зиждется на чьих-то костях, на подавле­нии человека человеком- Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие - такие точки опоры аморальны. Искусство представляет собой нравственную точку опоры чело­вечества... Искусство - не средство развлечения, а средство спа­сения. Искусство - поле боя, а не танцплощадка. Для точки опоры оскорбительно быть торговой точкой. (Е, Евтушенко. По­литика - привилегия всех. М.. 1990).

В практике нашей воспитательной работы сложилось «пять точек опоры»: они и цель воспитания (кстати, доступная вос­приятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и со­держание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни, всей истории воспитания ребенка) и результат вос­питания (качество к уровень воспитанности) Эти «пять точек опоры» таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, сам(а) как наивысшая ценность. Ниже мы раскроем содержание каждой из них. Но сначала несколько важных положений и ме­тодических правил:

* Формирование всех пяти точек опоры происходит одно­временно, в едином воспитательном процессе; всех без исключения, и всех одновременно!

* Точки опоры нельзя привнести в сознание и опыт воспи­танника; они возникают и развиваются исподволь, посте­пенно, изо дня в день, из года в год, усилиями и родите­лей, и педагогов, и всей среды (географической, социаль­ной, микросреды).

* Главная роль принадлежит педагогу, который ставит фор­мирование у воспитанников точек опоры как цель воспита­ния, постепенно переводит эту цель в сознание и смысл жизни воспитанников.

* Главное условие воспитания при этом: педагог должен сам уверенно стоять из этих «точках опоры» - требуется определенный (высокий!) уровень подготовленности, его положительное эмоциональное состояние в исповедовании этих точек опоры и привлекательная выразительность собственной позиции, чтобы увлечь детей и сделать этот процесс непроизвольным, а значит, радостным и счастли­вым.

Теперь раскроем подробнее эти впять точек оперы». Пер­вая - ПРИРОДА. Человек сам прежде всего - плоть от плоти, кровь от крови - произведение ее; он - природное существо, а потому живет и развивается по ее законам- И если они, эти зако­ны, нарушаются (к примеру, современным образом жизни, усло­виями развития детей, характером воспитания), то природа жесто­ко мстит за это: детской смертностью, болезнями, искажениями в развитии личности. Спасение одно - здоровый образ жизни рас-

тущего (да и взрослого) человека в гармонии с природой. И, с другой стороны, именно в природе он находит для себя гармонию жизни. Она - для радости, отдохновения, в ней он черпает силы и стимулы для творчества, она же - для различных способов са­моотдачи, самовыражения.

Обратимся к мыслям великих (они могут пригодиться педагогу в процессе убеждения детей). «Природа и воспитание подобны... воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вто­рую природу (Демокрит). «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поли­вает первое и истребляет вторую» (Ф. Бекон). «Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение; порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существу­ет» (Пифагор). «Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (Гете), «Жить надо соглас­но с природой, и это то же самое, что жить согласно с доброде­телью» (Зенон).

Убедителен и маленький рассказ М-М. Пришвина «Отдых»: «Отдыхающие медленно, как сонные, бродят по зеленеющему ле­су, и я слышал сегодня один сказал другому: «Наконец-то, кажет­ся, я начинаю приходить в себя». (Подчеркнуто нами. - Л.М.). Мне хотелось спросить его: «А где же ты был до сих пор. И, поду­мав, ответил за него: «Я был до сих пор в распоряжении чужой воли». Так, наверное, потому мы и радуемся, попадая в природу. что тут мы приходим в себя» (Собр. соч. Т. 7. М., 1984- С. 119}.

формирование отношения детей к природе как к «точке опоры» благодатно: дети сами ближе к природе, чем взрослые (не все еще атрофировано искусственно созданными условиями жизни и воспитания!), дети самозабвенно любят природу, видят в ней союзника, хотят с ней общаться постоянно. Приведем в доказательство мысли детей - больших и маленьких (от 2 до 11 класса),

«Мой любимый предмет - природоведение. На уроках при­родоведения мы изучаем жизнь животных и растений. Сегодня мы ходили на экскурсию в парк. Там мы видели лебедей и уток, смотрели, как пожелтели листья на деревьях, У нас дома много книг про птиц и зверей. Мне нравится их читать. Еще я люблю кошек, собак и бабочек. Летом я с друзьями ловил ящериц и хо­дил с папой на рыбалку. Я очень люблю природу!» (Антон Г.. 2 класс).

«Я люблю природу просто так: за красоту, за плавность пей­зажей, за то, что ты дышишь ею, природа вдохновляет человека. Она - что-то вечное, незыблемое, ее нельзя не любить, так как ты сам - частица природы. Природа бывает разная: дождь, ве­тер, бури или наоборот: зябь, прохлада, ночная тишина, покой... и люди любят ее разной» (Лакоащикова Лена, 9 класс).

 

Снег искристый ляжет на дорогу,

Встанет солнце завтрашнего дня

И уйдут сомненья и тревоги,

И уйдут заботы от меня.

Тронет иней черные деревья.

Черный - цвет печали и тоски,

Вспоминаются все старые поверья,

Памятью разбитые в куски.

Но пускай не будет недотрогой

Это солнце завтрашнего дня.

Белый снег пусть ляжет на дорогу,

Черноту пусть скроет от меня...

(Юля Федорова, 11 класс).

 

Вот почему мы считаем, что воспитательная работа школь­ного педагога ^любого - учителя, классного руководителя, вос­питателя...) должна быть предельно насыщена делами, которые бы, во-первых, развивали природную сущность ребенка и, во-вторых, обогащали бы его опыт общения с природой: учили бы видеть природу глубже, тоньше, уводили бы от только лишь по­требительского отношения к ней (люблю ловить рыбу, собирать грибы, рвать цветы...), привели бы к потребности действенного отношения к природе: выращивать цветы и деревья, помогать животным и птицам в холодное и голодное время, беречь лес от пожара и браконьеров...

Обратимся к педагогическому опыту. У В.А. Сухомлинского описан такой эпизод. Учительница просит красивыми, точными словами описать осеннее небо- Дети задумались, называют: «Не­бо синее-синее», «небо голубое», «небо чистое, небо лазурное»... И все. Дети снова и снова повторяли те же слова: синее, голубое, лазурное, чистое... В сторонке стояла маленькая синеглазая Валя и молчала. - А ты почему молчишь. Валя? - Небо ласковое,., - тихо сказала Валя и грустно улыбнулась. Дети притихли. И в это

б?

мгновение они увидели то, чего не видели до сих пор: «Небо грустное», «небо тревожное», «небо печальное», «небо соле­ное»,.,, Небо играло, дышало, как живое существо, и дети смот­рели в его грустные синие-синие осенние глаза.»

... Директор школы-интерната, биолог по базовому образова­нию, вовлек всех учащихся от мала до велика и всех педагогов в увлекательное и архиполезное дело - ежегодные длительные, экс­педиции в разные регионы страны по очистке родников, ручьев и малых рек (количество спасенных и возрожденных, их обширная география - предмет особой гордости каждого и школьника, и учителя)...»

Это очень важно: и для самого ребенка, и для природы, и для всего общества, и для Родины. «Человеку в наше время, как никогда, важно периодически, не от случая к случаю, переклю­чаться на тишину на природе и на высокие размышления. Это не доброе пожелание, это объективная необходимость, условие, при котором мы сумеем создать нравственное здоровье, актив­ное, психически устойчивое общество будущего.,.» (Д.С. Лиха­чев. Раздумья)

Вторая «точка опоры» - КУЛЬТУРА. Во всех ее ипостасях и проявлениях: наука и техника, предметы (материальная культура людей), литература, музыка, живопись, архитектура, театр, кино, культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере жили­ща и школы, стиле и тоне обращения с людьми...), культура тру­да, культура речи... При этом у растущего человека должна быть развита потребность в культурных ценностях и сформировано отвращение к бескультурью (во всех его проявлениях), а равно и к столь активно заполонившей наше жизненное пространство псевдокультуре (низкопотребному чтиву, псевдомузыке, разнуз­данности и «раскованности» поведения, пошло оголенного секса вместо высшего человеческого чувства любви и т.д.).

Приобщение к КУЛЬТУРЕ как «точка опоры» дает детям кри­терии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сто­рон личности. Еще Платон в "Трактате о государственности» пи­сал: «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым глав­ным; благодаря ему ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека пре­красно-мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрас­ным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовы­вать с ним свой быт».

Небезынтересны и «Раздумья» Д.С. Лихачева в этом плане: «Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нрав­ственность отдельного человека и всего общества».

Следовательно, воспитательная работа классного руководи­теля с детьми должна включать в себя посещение театров, музе­ев, выставок, концертов, экскурсий по достопримечательным местам своего города, поездки-посещения культурных центров; в школе - проведение различных форм работы, связанных с боль­шой культурой: литературные, художественные, музыкальные, театральные... вечера, праздники, связанные с культурными да­тами, месячники, концерты художественной самодеятельности... Детская жизнь должна быть пронизана культурой - в большом и малом. Хорошо сказано: «наша разобщенность может быть со­единена поэзией. Наша монотонность может быть разрушена музыкой. Наша разговорчивость может быть заменена молчани­ем».[25]

Ребенок, выросший на произведениях прекрасного, сам пы­тается жить на этих образцах. Вот стихотворение Насти Белой (14 лет). Она назвала его «Подражание»:

 

Прости, что языком пишу Шекспира.

Но надо ль рифмам тайны доверять?

Они коварны часто, хоть красивы,

И к ним слова придется подбирать,

Когда ты рассказать кому-то хочешь

То, что в душе творится у тебя,

Тогда перо острее ты заточишь

И слог возьмешь Шекспира для себя!

Когда его читаешь - строки льются.

Как музыка играет в тишине.

От этих нот мечты не разобьются.

Ведь дышат мудростью они на самом дне.

Чудесные Шекспира строки

Добра и красоты впитали соки.

 

Наш опыт подсказывает, что можно вводить классическую музыку («Маленькие шедевры большой музыки») в качестве му-

зыкальных эпиграфов уроков человековедения[26], прелюдий к классным часам, прекрасного фона к чтению художественных произведений... Дети зачарованно слушают, происходит психо­логический настрой на предмет общения... И еще - обращение к собственному внутреннему миру, к осмыслению своей жизни и себя самого, что очень важно для саморазвития, самовоспитания личности.

Вот мы с детьми слушаем «Мелодию» Глюка - они пишут и рисуют. Разное. О разном думают, но., думают, переживают,. мечтают. И все о хорошем: «Я чувствую радость, спокойствие и свободу. Я чувствую себя этой птицей, которую я хочу нарисо­вать. Птица спокойно парит и наслаждается красотой» (Седина Оксана, 9 класс)... «Я чувствую, какое-то волнение и пережива­ние, как будто что-то случится, но и одновременно мне очень хочется что-нибудь сделать для других, Я думаю о жизни, как порой жестоки люди, как сейчас тяжело живется, что хочется сказать: «Люди, что выделаете, остановитесь!» (Наталья С.)... «За окном ветер, снег, рваные силуэты на крыше, темно-темно. А мне тепло, я закрываю глаза и вижу свет, я понимаю: «Как хоро­шо просто жить, жить: обижаться, плакать, смеяться, ошибаться и любить, любить сестру, маму, подругу, друга. Вот я сижу у ок­на и мне хочется стать такой маленькой-маленькой и прижаться к кому-нибудь крепко-крепко. В окне я вижу горы. а что за ни­ми - неизвестно, и я хочу пойти туда, но понимаю, что это не­реально, всему свое время, и я обязательно туда попаду» (Лаковшикова Лена).

В г. Ялте есть музыкально-педагогический колледж: там ра­ботает замечательный педагог Галина Анатольевна Рыжова. Она рассказывает детям о музыке и музыкантах, сопровождая свои беседы прослушиванием музыкальных произведений, отчего произведения становятся ближе, доступнее, понятнее. Приведем для примера два таких рассказа.

 

РОМАНС «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ»

(муз. Э. Грига, ел. Х.К. Андерсена)

 

Эдвард Григ и Ханс Кристиан Андерсен - представители скандинавских стран. А северяне люди холодные. Таково наше представление о народах Норвегии, Дании, живущих среди снежных скал-великанов, чистых фьордов и загадочных лесов. Вот тут-то и кроется несоответствие: пусть холодна природа, но сердце пылает в груди человека, особенно если он влюблен.

Любовь - сказочное чувство, она может творить чудеса. По­этому, наверное, перу замечательного сказочника Ханса Кристиа­на Андерсена принадлежат восторженные строки о любви в стихо­творении «Люблю тебя». Но неизвестно, узнал бы мир это поэти­ческое произведение, если бы не музыка Эдварда Грига, превра­тившая стихотворение в гимн любви- С этим романсом у Эдварда были связаны лучшие дни его жизни, в нем - удивительная исто­рия его любви. Григ писал: «Единожды в жизни, как и все смерт­ные, я был гениален. Гениальность заключалась в том, что я лю­бил одну девушку с замечательным голосом и прекрасную испол­нительницу. Эта девушка стала моей женой и единственным ин­терпретатором, умевшим верно толковать мои романсы». Это была его кузина Нина Хагеруп.

Романс Грига на слова Андерсена «Люблю тебя» - страстное признание в любви. Скажите, по-вашему, влюбиться - это озна­чает совершить гениальный поступок?

М. Равель.

ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (ЛЕВОЙ РУКИ)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных