Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 2 страница





торых лежат процесс самозащиты и процесс «самоуподобле­ния». Их объединяет неосознаваемость трансформаций, кото­рым подвергаются исходные влечения, — в сознании высту­пает лишь продукт этих преобразований. Со временем про­екция стала столь расхожим термином, что дифференцировать ее от явлений идентификации, перенесения и некоторых других психоаналитических феноменов стало чрезвычайно трудно (Lapi'ance J., Pontalts J., 1963). Например, говорят о проекции в психотерапевтической ситуации, когда на врача переносят­ся чувства, предназначенные другому лицу; называют проек­цией своеобразное отождествление художника со своим творением (Г. Флобер говорил: «Эмма — это я»), а также «сопереживание» при восприятии художественных произве­дений; проекцией объясняют существование расовых и этни­ческих предрассудков.

Б. Мюрстейн и Р. Прайер (Murstem В., Pr/er R., 1959), критикуя многозначность и, следовательно, недостаточную раз­работанность понятия проекции, предлагают различать не­сколько видов проекции. Классическая защитная проекция Фрейда находит подтверждение во многих клинических на­блюдениях. Атрибутивная проекция — приписывание соб­ственных мотивов, чувств и поступков другим людям (по смыслу близка к фрейдовскому «уподоблению»). Артистиче­ская проекция — детерминированность восприятия потребно­стями воспринимающего; для иллюстрации этого вида проек­ции авторы ссылаются на эксперименты New Look. Рацио­нальная проекция отличается от классической «рациональной» мотивировкой: например, по данным одного из экспериментов, когда студентам предложили высказать свои замечания по структуре учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались отпетые прогульщики, а недостаточ­ной квалификацией преподавателей были недовольны двоеч­ники. Здесь, как в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков испытуемые склонны были приписывать ответственность за собственные неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

Д. Холмс, подводя итоги многолетних исследований, счита­ет необходимым выделить два «измерения» проекции (Holmes D., 1968). Первое из них относится к тому, что проецируется:


субъект воспринимает в другом свои собственные черты или черты, ему самому не присущие. Второе измерение — осозна­ет субъект обладание той чертой, которая проецируется, или нет. Комбинация этих измерений позволяет классифициро­вать все известные виды проекции.

Д. Холмс утверждал, что, несмотря на неоднократные попытки экспериментального изучения, проекция неосознава­емых черт не может считаться доказанной. Исходя из пси­хоаналитической концепции, семилятивная проекция выпол­няет защитные функции, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает какой-то нежела­тельной чертой. Проекция, метафорически названная в честь «Панглосса» и «Кассандры», может рассматриваться как ва­риант защитного механизма «реактивное образование». Что касается черт, наличие которых субъект осознает, то их ин­тенсивное изучение шло в русле проблемы межличностного восприятия. Экспериментальное подтверждение находит преж­де всего атрибутивная проекция — приписывание другим 'имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты. Р. Кэттелл считал этот вид проекции наивным умозаключением, осно­ванным на недостатке опыта — люди склонны восприни­мать других по аналогии с собой, приписывать другим те же мысли, чувства и желания, которые находят в самих себе. -Комплиментарная проекция предполагает проекцию черт, до­полнительных к тем, которыми субъект обладает в действи­тельности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен других воспринимать как угрожающих; в этом случае приписываемая черта служит причинным объяснением собст-венного состояния.

Как соотносятся эти виды проекции с процессами, имею-щими место в проективном исследовании? По этому вопросу н е существует единства взглядов. Например, Г. Мюррей, упот-ребляя термин «идентификация» применительно к ТАТ, факти­чески имел в виду защитную проекцию 3. Фрейда (симиля-тивный тип проекции по Холмсу); отождествляя себя с «геро-ем», испытуемый получает возможность неосознанно приписать ему собственные «латентные» потребности. В этом случае уподобление себя другому позволяет успешно избегать осо­знания своей «плохости» или психической ненормальности.

{ 473


Вместе с тем клинические и экспериментальные исследова­ния показали, что содержание проекции несводимо к асоциаль­ным тенденциям: объектом проекции могут стать любые положительные или отрицательные проявления личности. Классификация видов проекции по Холмсу

 

Осознание субъек­том проецируемой черты Наличие у субъ­екта проецируе­мой черты Отсутствие у субъекта про­ецируемой черты
Субъект не осознает свою черту Симилятивная проекция Проекция «Панглосса или Кассандры»
Субъект осознает свою черту Атрибутивная проекция Комплиментар­ная проекция

По-видимому, само проективное поведение является производным от многих факторов. В частности, оказалось, что даже манера экспериментатора, индуцируемые им чувства влияют на аффективный знак тематических рассказов: агрес­сивная установка приводит к возрастанию агрессивных «тем», дружелюбная — к преобладанию релаксационных (Bellak L., 1944). Таким образом, в целом защитную концепцию проек­ции неправомерно рассматривать в качестве принципа «обо­снования» проективного метода, хотя сам феномен защиты может иметь место, в частности, если ситуация эксперимента воспринимается как угрожающая (Lazarus R. S., 1961). Что касается других видов проекции, то их экспериментальное изучение применительно к проективным тестам не дало одно­значных результатов. Однако большинство авторов, опираясь на идею 3. Фрейда об «уподоблении», считают возможным привлекать феномены атрибутивной и аутистической проек­ций для доказательства значимости проективной продукции. К сожалению, в обоснованиях подобного рода нередко описа­ние тех или иных явлений, наблюдающихся в эксперименте, заменяет раскрытие их собственно психологических 44 меха­низмов. Как одну из попыток преодоления кризиса в обосно­вании проективного метода можно рассматривать отказ от понятия проекции в виде объяснительной категории; приме­ром такого подхода является концепция апперцептивного ис­кажения Л. Беллака.


Исходя из анализа фрейдовской концепции проекции, Л. Бел-лак приходит к выводу о неадекватности использования этого понятия в целях обоснования проективного метода, так как оно не способно описать и объяснить процессы, обусловливаю­щие проективное поведение, последнее должно быть рассмот­рено в контексте проблемы «личность и восприятие» (Abt L, Bellak L, 1950). Основу категориальной системы Л. Беллака составляет понятие «апперцепция», понимаемая как процесс, (посредством которого новый опыт ассимилируется и транс­формируется под воздействием следов прошлых восприятии Термин «апперцепция» имеет принципиально иное содержа­ние, чем в теории Мюррея, так как учитывает природу сти-мульных воздействий и описывает не «первичные» процессы, а собственно когнитивные.

В дискуссии по оценке диагностической значимости проективных методик Р. Кэттелл занимал пессимистическую позицию (Cattel R., 1957). Проективные методики, по мнению Р. Кэттелла, характеризует крайне слабая научная обоснован­ность. Основные аргументы Кэттелла состоят в следующем

1) проективная психология оказалась неспособной четко
сформулировать гипотезу о том, какие слои личности преиму­
щественно отражаются в показателях проективных тестов —
открыто проявляющиеся, осознаваемые или, напротив, бессо­
знательные, скрытые,

2) интерпретационные схемы не учитывают, что защитные
механизмы — идентификация и проекция — могут искажать
восприятие проективных стимулов одновременно и притом в
разных направлениях, так что апелляция к механизму проекции
до того, как природа искаженного восприятия доказана, неправо­
мерна. Например, испытуемый со скрытым гомосексуализмом
может давать больше соответствующих ответов в ТАТ (при
идентификации) или меньше, если действует механизм обратной
проекции или формирования реакции;

3) остается неясным вопрос о том, какие именно личност­
ные переменные проецируются — влечения, бессознательные
комплексы, динамические аффективные состояния, устойчивые
мотивы.

К этим аргументам, подтверждающим концептуальную слабость проективных методик, Р. Кэттелл считает нужным


добавить упрек в низкой надежности и валидности проектив­ных процедур. К сожалению, следует признать обоснованность критических замечаний Кэттелла, особенно если оценивать проективные техники как психометрические инструменты или тестовые процедуры.

Большинство проективных методик, или проективных «тех­ник», как их иногда предпочитают называть, не являются, по-видимому, тестами в узком понимании этого термина. Соглас­но одному из принятых определений «психологический тест — это стандартизованный инструмент, предназначенный для объек­тивного измерения одного или более аспектов целостной личности через вербальные или невербальные образцы отве­тов или другие виды поведения» (Freeman F., 1971). Исходя из этого определения, наиболее существенными признаками тестов являются:

1) стандартизованность предъявления и обработки ре­
зультатов;

2) независимость результатов от влияния эксперимен­
тальной ситуации и личности психолога;

3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативны
ми, т.е. полученными в тех же условиях в достаточно репре­
зентативной группе.

В настоящее время далеко не все проективные методика и не в равной степени удовлетворяют указанным критери­ям. Так, общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники. При этом ссылаются на многочисленные наблюдения и эксперименты, доказываю­щие влияние на тестовые результаты таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные условия и переживания испытуемого, атмосфера исследования (Abt L, Bellak L, 1950; Draguns J., Haley E., Philips L, 1968; Freeman F., 1971). Для целого ряда проективных методик отсутствуют нормативные данные; более того, некоторыми исследователями оспарива­ется принципиальная возможность их существования для подобного рода «идеографических» методов. Чрезвычайно важным и до сих пор дискуссионным остается вопрос о стандартизованности проективных методик. Остановимся на нем подробнее.

В отличие от тестов интеллекта или способностей при


проективном испытании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интер­претацию результатов, но даже и саму процедуру исследова­ния. Ведь совершенно различно поведение экспериментатора с робким, чувствительным, уязвимым или спокойным, уверен­ным субъектом, с таким, который открыт, активно ищет помо­щи, или с тем, кто «защищается» при малейших попытках проникнуть в его внутренний мир. Хотя в любом капиталь­ном руководстве и описываются наиболее распространенные стратегии поведения экспериментатора, они, конечно же, не охватывают всего многообразия конкретных случаев. К тому же жесткая формализация и стандартизация, как указывают ряд исследователей, противоречила бы самому духу проектив­ной техники и была бы неоправданна.

Сошлемся в связи с этим на высказывание Лоуренса Фрэнка, одного из крупнейших теоретиков в этой области: «...нельзя надеяться, что стандартизованная процедура сможет широко осветить личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать, проникновению в дина­мические процессы личности» (цит. по: Бом Э., 1978). И тем не менее, исследования по стандартизации проективных мето­дик необходимы, так как без них затруднительна оценка валид-ности и надежности последних.

Анализируя обширную и весьма противоречивую литера­туру, можно заключить, что согласно традиционным способам оценки проективные методики имеют средние показатели ва-лидности и надежности (Гильбух Ю.З., 1978; Freetman F., 1971; Sechrest L, 1968). Подобный вывод может объясняться, однако, и тем, что критерии валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов, вообще неприменимы в данном случае. Учитывая потребности практики, а также тенденции развития исследовательского инструментария современной пси­хологии, можно, по-видимому, прогнозировать постепенное сбли­жение проективных методик с тестами. Работа в этом на­правлении, если она будет выполняться совместно квалифици­рованными клиническими психологами и специалистами в психометрике, позволит расширить сферы применения проек­тивных методик и сделает их достоянием широкого круга исследователей.


13.1. ТЕСТ «СВОБОДНЫЙ РИСУНОК»

Предварительные замечания. Многие люди любят рисовать. Иногда этим занимаются специально, приготовив карандаши, краски, а иногда, сидя на лекциях или заседаниях, машинально выполняют на листе бумаги те или иные изобра­жения Специалисты-графологи заинтересовались этими «по-черкушками» и попытались проанализировать, чем они разли­чаются, как их можно толковать, — так появились тесты «непроизвольного рисунка».

Известно, что в свободной изобразительной деятельности существует два основных приема: рисование с натуры и рисова пие на основе собственной фантазии и воображения С психоло гической точки зрения эти два различия предположительно объяс няются в связи с явлениями экстра- и интроверсии

Напомним, что эти типологические различия людей бьли описаны К. Юнгом (1921).

Типология К. Юнга опирается на обширное исследование культуры, начиная с античных времен. Анализ типологических концепций, существующих в искусстве, философии, психологии позволил выдвинуть идею об экстра- и интроверсии, представля­ющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Типология Юнга основа на на доминировании основных психических функций: мышле­ния, интуиции, ощущения и чувства.

Таким образом, исходя из концепции о типах, К. Юнг предлагает рассматривать 8 типов:

1) экстравертированный мыслительный тип;

2) экстравертированный ощущающий тип;

3) экстравертированный чувствующий тип;

4) экстравертированный интуитивный тип;

5) интровертированный мыслительный тип;

6) интровертированный ощущающий тип;

7) интровертированный чувствующий тип;

8) интровертированный интуитивный тип.

Английский искусствовед, художественный критик, а так­же теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893—1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, при­шел к весьма серьезному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести

R


к восьми видам, которые он попытался привести в соответст­вие с личностной типологией К. Юнга.

В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразие форм художественного выражения детей Для обнаруженных вось­ми видов рисунков — эмфатический (импрессионистский), гаптический, ритмический, структурный, органический, пере­числяющий, декоративный, имажинарный — он выделил неко­торые характеристические признаки.

1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрес­
сивный) характеризует стремление передать атмосферу не­
посредственного выражения ощущений, впечатлений.

2. Гаптический рисунок характеризует изображение ка­
ких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например,
«болит ухо», «голова болит» и т. д.

3. Ритмический рисунок — в нем главное значение
приобретает изображение движения: машина едет, человек
бежит и т.д.

4. Структурный рисунок — главное внимание направле­
но на передачу структуры целого. Это может быть как абст­
рактная фигура, так и сложное целое, например, площадь города

5. Органический рисунок отличается тем, что художник
отдает в нем предпочтение органически естественным фор­
мам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, живот­
ных и т. д.

 

6. Перечисляющий рисунок — в нем изображаются
различные объекты, которые трудно объединить какой-либо
связью, часто связь не прослеживается, это могут быть отдель­
ные детали или предметы.

7. Декоративный рисунок обычно подчинен передаче
цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, укра­
шения и т.д.

8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо
сюжет, заимствованный из книги, отдельный персонаж, также
из книги или собственной фантазии и т.д.

Как уже указывалось, Г. Рид установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, описывающи­ми (по Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художественного выражения, что отражено в следующей схеме:


 

Мыслительный тип Личностный тип Вид рисунка
экстраверт интроверт перечисляющий органический
Чувствующий (эмоциональный) экстраверт интроверт декоративный имажинарный
Ощущающий (сенсорный) экстраверт интроверт эмфатический гаптический
Интуитивный экстраверт интроверт ритмический структурный

Краткое описание психологической типологии К. Юнга

1. Экстравертированный мыслительный типпере­
числяющий рисунок
— изображение нескольких предметов,
знаков, которые не связаны общим сюжетом, т.е. простое
перечисление. Рассудочные люди, действующие исходя из
интеллектуально обдуманных мотивов с ориентацией на
факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспита­
ния, образования. Мышление их позитивно, ведет к новым
фактам или общим концепциям разрозненного материала.
Суждение обычно синтетическое Как правило, накопление
эмпирических данных «не прерывается» до конца, а объясне­
ние сводится к некой общей интеллектуальной формуле, где
все зависит от широты данной формулы. Если она широка,
то это реформатор, общественный обвинитель, очиститель
нравов, проповедник серьезных нововведений; если узка, то
может стать брюзгой, мудрствующим и самодовольным кри­
тиком, который и себя и других хотел бы «втиснуть» в свою
схему.

Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуаль­ную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает средства».

Насколько широк размах индивидуального самопожерт­вования, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают чувства,

2. Экстравертированный ощущающий типэмфа­
тический рисунок
— стремление к передаче атмосферы, к не­
посредственному выражению ощущений.

4ЯП


У людей этого типа критерий ценности — та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняется интуиция Чрез­вычайно развито объективное чувство факта. Чаще это муж­чины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты.

Человек осязаемой деятельности, без склонности к реф­лексии и властолюбивых намерений. Основные тенденции — от грубого искателя наслаждений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиваться в фантазии ревно­сти или состояние страха, фобии, навязчивые симптомы. Забо­левания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные на­жимы.

3 Экстравертированный чувствующий типдеко­
ративный рисунок.

Для декоративного рисунка характерно рисование орна­мента, узора, цветов и т.п.

Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руково­дствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценно­стями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «любит подходящего мужчину», отвечающего ее разум­ным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут и осмыс­лить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого». Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое.

4 Экстравертированный интуитивный типрит­
мический рисунок
— изображение движущихся объектов.

Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытес­няются интуицией, с помощью которой человек стремится достичь наибольших возможностей. Интуиция — то вспомо­гательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна открыть выход из положения. Часто объекты представляются преувеличен­но ценными, обычно тогда, когда они необходимы для разре­шения ситуации, но, сослужив свою службу, они теряют какую-либо ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней «силой рока» Мало считается с благопо-

16 Практическая психология 481


лучием окружающей среды Физическое состояние окружа­ющих, как и его собственное, не является веским аргумен том Обладает собственной моралью, расходящейся с обще принятой Охотно берется за профессии, позволяющие раз­вить его способности

5 Интровертированный мыслительный типорга­
нический рисунок
— изображение органических форм расте­
ний, животных, человека

Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор Факты собираются только как средство доказательст ва, а не сами по себе Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символи­ческого образа, воспринимаемого внутренним взором Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претен­дующей на «оригинальность» Обычно полностью отвергает объект, так что присутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным или отвергаемым как помеха Тип остается нормальным до тех пор, пока «Я» чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают не что более высокое и властное, нежели «Я» В противном случае рождается подозрительность, переходящая в неврасте нию, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хороши

6 Интровертированный ощущающий типгапти
ческий рисунок
Изображение как бы изнутри идущих onrv
щений — «болит ухо», «болит голова» и т п

Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощуще ний, вызванных объективным раздражением, т е между объек том и ощущением нет пропорциональных отношении, они субъективны Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление и что нет С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему объекты имеют право на существо вание Отличается странностью, субъективностью поступков На окружающих данный тип действует подавляюще, сводя все к некой «правильной» формуле норматива субъективного со­держания, «чтобы не выделялись» и держались в должных границах Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят усиленным сопротивлением и упрямством, в некоторых


случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вследствие своей начальной безобидности При отсутствии художественных способностей самовыраже­ния, впечатления уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая экстравертированный и архаический характер

7 Интровертированный чувствующий типимажи-
нарный рисунок
— изображения персонажей, заимствован­
ных из литературы, фантазии, отличающиеся оригинальностью
самовыражения

Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действи­тельности Стремится к внутренней интенсивности, для кото­рой объекты, самое большее, дают внутренний толчок Глу­бину этого чувствования можно лишь предполагать, но ясно постичь нельзя Оно делает людей молчаливыми, труднодо­ступными, которые, подобно мимозе, «свертываются» от гру­бости Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмертие — имеют ценность чувства Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизи­тельно, нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность Если же чувства искажаются эгоцентриз­мом, то более всего становится озабочен своим «Я» и дела­ется несимпатичным Интровертированному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в раб­ской зависимости от фактов, отрекается от всего традицион­ного Случается, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции или резкое холодное отражение может поразить собеседника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцентрическим «Я», человек остается в норме При доминировании «Я» начинает чувствовать, «что думают дру­гие», подозревая их во всевозможных низостях, в замышле-нии зла, интригах и подстрекательствах

8 Интровертированный интуитивный типструк­
турный рисунок
— изображение некоего целого, состоящего
из частей, отображающее его общее устройство, обычно один
изолированный предмет


Интуиция этого типа направлена на внутренние субъек­тивные образы. Относится с вниманием к изменяющемуся объекту, с живейшим сочувствием наблюдая особенности изменения объекта. Обычно — тип мистика, мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с дру­гой. Углубление интуиции влечет за собой часто удаление от осязаемой действительности, и человек становится загад­кой для своей ближайшей среды. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно и значительными, и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не художник, то часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических романов». На бессознательном уровне этот тип приобретает как компенсирующие черты «ощущающего экстраверта». Отсюда — чрезвычайная привязанность к чув­ственному впечатлению.

13.2. ТЕСТ «ОБРАЗ МИРА»

Процедура. С целью изучения индивидуальных осо­бенностей «образа мира», «картины мира» предлагается вы­полнить инструкцию: «Нарисуйте «картину мира», т.е. мир, его образ, как вы его себе представляете».

Материал. Используется лист бумаги размером 250x150 см, карандаши, ручки.

Интерпретация. На основании особенностей изображе­ния выделяется пять основных видов рисунков:

1. «Планетарная» картина мира — изображение земного
шара, других планет солнечной системы — когнитивная кар­
тина мира, в виде общепринятых нормативных знаний, приоб­
ретаемых в школе.

2. «Пейзажная» — в виде городского или сельского
пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов
и т.п. — по самоотчетам — желаемая картина своего окру­
жения.

3. Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя,
своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — «то,
что приходит на ум». Неожиданные образы, лампа, горящая
свеча, идущие от ощущений человека.


4. Опосредованная или метафорическая картина мира,
передающая сложное смысловое содержание, представленное
в виде какого-либо сложного образа.

5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лакониз­
мом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака,
символа.

Исходя из перечисленных видов изображений «образа мира», можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т. д.

В основу первоначальной интерпретации теста «образ мира» также можно взять описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Ри­да, позволяющей классифицировать полученные нами рисунки.

13.3. ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»

Предварительные замечания. В структуре самосо­знания личности обычно выделяют главные компоненты: ког­нитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоциональный — самоотно­шение, самооценка и т. д. Иногда эти составляющие рассмат­ривают как собственно самосознание и самоотношение, интег­рируя их в рамках «Я-концепции», адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации чело­века к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громад­ной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной психологической проблемой.

Одной из причин такого положения является то, что про­блема самосознания на эмпирическом уровне решается глав­ным образом с помощью вербальных методик (опросников, интервью с испытуемым и т.п.), и это является весьма одно­сторонним подходом.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности мог бы весьма полез­ным стать тест «Автопортрет».


Интерпретация I. Тест «Автопортрет» адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закри­чать или заплакать, — пишет Р. Берне, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных