ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 2 страницаторых лежат процесс самозащиты и процесс «самоуподобления». Их объединяет неосознаваемость трансформаций, которым подвергаются исходные влечения, — в сознании выступает лишь продукт этих преобразований. Со временем проекция стала столь расхожим термином, что дифференцировать ее от явлений идентификации, перенесения и некоторых других психоаналитических феноменов стало чрезвычайно трудно (Lapi'ance J., Pontalts J., 1963). Например, говорят о проекции в психотерапевтической ситуации, когда на врача переносятся чувства, предназначенные другому лицу; называют проекцией своеобразное отождествление художника со своим творением (Г. Флобер говорил: «Эмма — это я»), а также «сопереживание» при восприятии художественных произведений; проекцией объясняют существование расовых и этнических предрассудков. Б. Мюрстейн и Р. Прайер (Murstem В., Pr/er R., 1959), критикуя многозначность и, следовательно, недостаточную разработанность понятия проекции, предлагают различать несколько видов проекции. Классическая защитная проекция Фрейда находит подтверждение во многих клинических наблюдениях. Атрибутивная проекция — приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям (по смыслу близка к фрейдовскому «уподоблению»). Артистическая проекция — детерминированность восприятия потребностями воспринимающего; для иллюстрации этого вида проекции авторы ссылаются на эксперименты New Look. Рациональная проекция отличается от классической «рациональной» мотивировкой: например, по данным одного из экспериментов, когда студентам предложили высказать свои замечания по структуре учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались отпетые прогульщики, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники. Здесь, как в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков испытуемые склонны были приписывать ответственность за собственные неудачи внешним обстоятельствам или другим людям. Д. Холмс, подводя итоги многолетних исследований, считает необходимым выделить два «измерения» проекции (Holmes D., 1968). Первое из них относится к тому, что проецируется: субъект воспринимает в другом свои собственные черты или черты, ему самому не присущие. Второе измерение — осознает субъект обладание той чертой, которая проецируется, или нет. Комбинация этих измерений позволяет классифицировать все известные виды проекции. Д. Холмс утверждал, что, несмотря на неоднократные попытки экспериментального изучения, проекция неосознаваемых черт не может считаться доказанной. Исходя из психоаналитической концепции, семилятивная проекция выполняет защитные функции, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает какой-то нежелательной чертой. Проекция, метафорически названная в честь «Панглосса» и «Кассандры», может рассматриваться как вариант защитного механизма «реактивное образование». Что касается черт, наличие которых субъект осознает, то их интенсивное изучение шло в русле проблемы межличностного восприятия. Экспериментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная проекция — приписывание другим 'имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты. Р. Кэттелл считал этот вид проекции наивным умозаключением, основанным на недостатке опыта — люди склонны воспринимать других по аналогии с собой, приписывать другим те же мысли, чувства и желания, которые находят в самих себе. -Комплиментарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен других воспринимать как угрожающих; в этом случае приписываемая черта служит причинным объяснением собст-венного состояния. Как соотносятся эти виды проекции с процессами, имею-щими место в проективном исследовании? По этому вопросу н е существует единства взглядов. Например, Г. Мюррей, упот-ребляя термин «идентификация» применительно к ТАТ, фактически имел в виду защитную проекцию 3. Фрейда (симиля-тивный тип проекции по Холмсу); отождествляя себя с «геро-ем», испытуемый получает возможность неосознанно приписать ему собственные «латентные» потребности. В этом случае уподобление себя другому позволяет успешно избегать осознания своей «плохости» или психической ненормальности. { 473 Вместе с тем клинические и экспериментальные исследования показали, что содержание проекции несводимо к асоциальным тенденциям: объектом проекции могут стать любые положительные или отрицательные проявления личности. Классификация видов проекции по Холмсу
По-видимому, само проективное поведение является производным от многих факторов. В частности, оказалось, что даже манера экспериментатора, индуцируемые им чувства влияют на аффективный знак тематических рассказов: агрессивная установка приводит к возрастанию агрессивных «тем», дружелюбная — к преобладанию релаксационных (Bellak L., 1944). Таким образом, в целом защитную концепцию проекции неправомерно рассматривать в качестве принципа «обоснования» проективного метода, хотя сам феномен защиты может иметь место, в частности, если ситуация эксперимента воспринимается как угрожающая (Lazarus R. S., 1961). Что касается других видов проекции, то их экспериментальное изучение применительно к проективным тестам не дало однозначных результатов. Однако большинство авторов, опираясь на идею 3. Фрейда об «уподоблении», считают возможным привлекать феномены атрибутивной и аутистической проекций для доказательства значимости проективной продукции. К сожалению, в обоснованиях подобного рода нередко описание тех или иных явлений, наблюдающихся в эксперименте, заменяет раскрытие их собственно психологических 44 механизмов. Как одну из попыток преодоления кризиса в обосновании проективного метода можно рассматривать отказ от понятия проекции в виде объяснительной категории; примером такого подхода является концепция апперцептивного искажения Л. Беллака. Исходя из анализа фрейдовской концепции проекции, Л. Бел-лак приходит к выводу о неадекватности использования этого понятия в целях обоснования проективного метода, так как оно не способно описать и объяснить процессы, обусловливающие проективное поведение, последнее должно быть рассмотрено в контексте проблемы «личность и восприятие» (Abt L, Bellak L, 1950). Основу категориальной системы Л. Беллака составляет понятие «апперцепция», понимаемая как процесс, (посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятии Термин «апперцепция» имеет принципиально иное содержание, чем в теории Мюррея, так как учитывает природу сти-мульных воздействий и описывает не «первичные» процессы, а собственно когнитивные. В дискуссии по оценке диагностической значимости проективных методик Р. Кэттелл занимал пессимистическую позицию (Cattel R., 1957). Проективные методики, по мнению Р. Кэттелла, характеризует крайне слабая научная обоснованность. Основные аргументы Кэттелла состоят в следующем 1) проективная психология оказалась неспособной четко 2) интерпретационные схемы не учитывают, что защитные 3) остается неясным вопрос о том, какие именно личност К этим аргументам, подтверждающим концептуальную слабость проективных методик, Р. Кэттелл считает нужным добавить упрек в низкой надежности и валидности проективных процедур. К сожалению, следует признать обоснованность критических замечаний Кэттелла, особенно если оценивать проективные техники как психометрические инструменты или тестовые процедуры. Большинство проективных методик, или проективных «техник», как их иногда предпочитают называть, не являются, по-видимому, тестами в узком понимании этого термина. Согласно одному из принятых определений «психологический тест — это стандартизованный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов целостной личности через вербальные или невербальные образцы ответов или другие виды поведения» (Freeman F., 1971). Исходя из этого определения, наиболее существенными признаками тестов являются: 1) стандартизованность предъявления и обработки ре 2) независимость результатов от влияния эксперимен 3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативны В настоящее время далеко не все проективные методика и не в равной степени удовлетворяют указанным критериям. Так, общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники. При этом ссылаются на многочисленные наблюдения и эксперименты, доказывающие влияние на тестовые результаты таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные условия и переживания испытуемого, атмосфера исследования (Abt L, Bellak L, 1950; Draguns J., Haley E., Philips L, 1968; Freeman F., 1971). Для целого ряда проективных методик отсутствуют нормативные данные; более того, некоторыми исследователями оспаривается принципиальная возможность их существования для подобного рода «идеографических» методов. Чрезвычайно важным и до сих пор дискуссионным остается вопрос о стандартизованности проективных методик. Остановимся на нем подробнее. В отличие от тестов интеллекта или способностей при проективном испытании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. Ведь совершенно различно поведение экспериментатора с робким, чувствительным, уязвимым или спокойным, уверенным субъектом, с таким, который открыт, активно ищет помощи, или с тем, кто «защищается» при малейших попытках проникнуть в его внутренний мир. Хотя в любом капитальном руководстве и описываются наиболее распространенные стратегии поведения экспериментатора, они, конечно же, не охватывают всего многообразия конкретных случаев. К тому же жесткая формализация и стандартизация, как указывают ряд исследователей, противоречила бы самому духу проективной техники и была бы неоправданна. Сошлемся в связи с этим на высказывание Лоуренса Фрэнка, одного из крупнейших теоретиков в этой области: «...нельзя надеяться, что стандартизованная процедура сможет широко осветить личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать, проникновению в динамические процессы личности» (цит. по: Бом Э., 1978). И тем не менее, исследования по стандартизации проективных методик необходимы, так как без них затруднительна оценка валид-ности и надежности последних. Анализируя обширную и весьма противоречивую литературу, можно заключить, что согласно традиционным способам оценки проективные методики имеют средние показатели ва-лидности и надежности (Гильбух Ю.З., 1978; Freetman F., 1971; Sechrest L, 1968). Подобный вывод может объясняться, однако, и тем, что критерии валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов, вообще неприменимы в данном случае. Учитывая потребности практики, а также тенденции развития исследовательского инструментария современной психологии, можно, по-видимому, прогнозировать постепенное сближение проективных методик с тестами. Работа в этом направлении, если она будет выполняться совместно квалифицированными клиническими психологами и специалистами в психометрике, позволит расширить сферы применения проективных методик и сделает их достоянием широкого круга исследователей. 13.1. ТЕСТ «СВОБОДНЫЙ РИСУНОК» Предварительные замечания. Многие люди любят рисовать. Иногда этим занимаются специально, приготовив карандаши, краски, а иногда, сидя на лекциях или заседаниях, машинально выполняют на листе бумаги те или иные изображения Специалисты-графологи заинтересовались этими «по-черкушками» и попытались проанализировать, чем они различаются, как их можно толковать, — так появились тесты «непроизвольного рисунка». Известно, что в свободной изобразительной деятельности существует два основных приема: рисование с натуры и рисова пие на основе собственной фантазии и воображения С психоло гической точки зрения эти два различия предположительно объяс няются в связи с явлениями экстра- и интроверсии Напомним, что эти типологические различия людей бьли описаны К. Юнгом (1921). Типология К. Юнга опирается на обширное исследование культуры, начиная с античных времен. Анализ типологических концепций, существующих в искусстве, философии, психологии позволил выдвинуть идею об экстра- и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Типология Юнга основа на на доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства. Таким образом, исходя из концепции о типах, К. Юнг предлагает рассматривать 8 типов: 1) экстравертированный мыслительный тип; 2) экстравертированный ощущающий тип; 3) экстравертированный чувствующий тип; 4) экстравертированный интуитивный тип; 5) интровертированный мыслительный тип; 6) интровертированный ощущающий тип; 7) интровертированный чувствующий тип; 8) интровертированный интуитивный тип. Английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893—1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма серьезному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести R к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К. Юнга. В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразие форм художественного выражения детей Для обнаруженных восьми видов рисунков — эмфатический (импрессионистский), гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный — он выделил некоторые характеристические признаки. 1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрес 2. Гаптический рисунок характеризует изображение ка 3. Ритмический рисунок — в нем главное значение 4. Структурный рисунок — главное внимание направле 5. Органический рисунок отличается тем, что художник
6. Перечисляющий рисунок — в нем изображаются 7. Декоративный рисунок обычно подчинен передаче 8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо Как уже указывалось, Г. Рид установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, описывающими (по Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художественного выражения, что отражено в следующей схеме:
Краткое описание психологической типологии К. Юнга 1. Экстравертированный мыслительный тип — пере Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает средства». Насколько широк размах индивидуального самопожертвования, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают чувства, 2. Экстравертированный ощущающий тип — эмфа 4ЯП У людей этого типа критерий ценности — та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняется интуиция Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты. Человек осязаемой деятельности, без склонности к рефлексии и властолюбивых намерений. Основные тенденции — от грубого искателя наслаждений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиваться в фантазии ревности или состояние страха, фобии, навязчивые симптомы. Заболевания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные нажимы. 3 Экстравертированный чувствующий тип — деко Для декоративного рисунка характерно рисование орнамента, узора, цветов и т.п. Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руководствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «любит подходящего мужчину», отвечающего ее разумным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут и осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого». Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое. 4 Экстравертированный интуитивный тип — рит Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесняются интуицией, с помощью которой человек стремится достичь наибольших возможностей. Интуиция — то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна открыть выход из положения. Часто объекты представляются преувеличенно ценными, обычно тогда, когда они необходимы для разрешения ситуации, но, сослужив свою службу, они теряют какую-либо ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней «силой рока» Мало считается с благопо- 16 Практическая психология 481 лучием окружающей среды Физическое состояние окружающих, как и его собственное, не является веским аргумен том Обладает собственной моралью, расходящейся с обще принятой Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности 5 Интровертированный мыслительный тип — орга Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор Факты собираются только как средство доказательст ва, а не сами по себе Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символического образа, воспринимаемого внутренним взором Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на «оригинальность» Обычно полностью отвергает объект, так что присутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным или отвергаемым как помеха Тип остается нормальным до тех пор, пока «Я» чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают не что более высокое и властное, нежели «Я» В противном случае рождается подозрительность, переходящая в неврасте нию, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хороши 6 Интровертированный ощущающий тип — гапти Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощуще ний, вызванных объективным раздражением, т е между объек том и ощущением нет пропорциональных отношении, они субъективны Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление и что нет С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему объекты имеют право на существо вание Отличается странностью, субъективностью поступков На окружающих данный тип действует подавляюще, сводя все к некой «правильной» формуле норматива субъективного содержания, «чтобы не выделялись» и держались в должных границах Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят усиленным сопротивлением и упрямством, в некоторых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вследствие своей начальной безобидности При отсутствии художественных способностей самовыражения, впечатления уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая экстравертированный и архаический характер 7 Интровертированный чувствующий тип — имажи- Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности Стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок Глубину этого чувствования можно лишь предполагать, но ясно постичь нельзя Оно делает людей молчаливыми, труднодоступными, которые, подобно мимозе, «свертываются» от грубости Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмертие — имеют ценность чувства Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность Если же чувства искажаются эгоцентризмом, то более всего становится озабочен своим «Я» и делается несимпатичным Интровертированному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традиционного Случается, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции или резкое холодное отражение может поразить собеседника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцентрическим «Я», человек остается в норме При доминировании «Я» начинает чувствовать, «что думают другие», подозревая их во всевозможных низостях, в замышле-нии зла, интригах и подстрекательствах 8 Интровертированный интуитивный тип — струк Интуиция этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Относится с вниманием к изменяющемуся объекту, с живейшим сочувствием наблюдая особенности изменения объекта. Обычно — тип мистика, мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Углубление интуиции влечет за собой часто удаление от осязаемой действительности, и человек становится загадкой для своей ближайшей среды. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно и значительными, и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не художник, то часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических романов». На бессознательном уровне этот тип приобретает как компенсирующие черты «ощущающего экстраверта». Отсюда — чрезвычайная привязанность к чувственному впечатлению. 13.2. ТЕСТ «ОБРАЗ МИРА» Процедура. С целью изучения индивидуальных особенностей «образа мира», «картины мира» предлагается выполнить инструкцию: «Нарисуйте «картину мира», т.е. мир, его образ, как вы его себе представляете». Материал. Используется лист бумаги размером 250x150 см, карандаши, ручки. Интерпретация. На основании особенностей изображения выделяется пять основных видов рисунков: 1. «Планетарная» картина мира — изображение земного 2. «Пейзажная» — в виде городского или сельского 3. Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя, 4. Опосредованная или метафорическая картина мира, 5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лакониз Исходя из перечисленных видов изображений «образа мира», можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т. д. В основу первоначальной интерпретации теста «образ мира» также можно взять описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Рида, позволяющей классифицировать полученные нами рисунки. 13.3. ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ» Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоциональный — самоотношение, самооценка и т. д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках «Я-концепции», адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению. В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной психологической проблемой. Одной из причин такого положения является то, что проблема самосознания на эмпирическом уровне решается главным образом с помощью вербальных методик (опросников, интервью с испытуемым и т.п.), и это является весьма односторонним подходом. Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности мог бы весьма полезным стать тест «Автопортрет». Интерпретация I. Тест «Автопортрет» адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Берне, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|