Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 5 страница




Перспектива, рисунок изображен вдали — желание от­решиться, уйти от конвенционального общества. Чувство изо­ляции отверженности, забытости.

Помещение рисунка над центром листа — чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность, что

1) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относитель­
ную недостижимость цели;

2) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях
(внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Помещение рисунка точно в центре листа — незащи­щенность и ригидность (прямолинейность). Потребность забот­ливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Помещение рисунка ниже центра листа — чем ниже центр рисунка по отношению к листу.

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это
создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным
реальностью.

Помещение рисунка по левой стороне листа — акцен­тирование прошлого Импульсивность. Экстратенсивность. Воз­можен излишек женских чувств (или женская идентифика­ция).


Помещение рисунка в левом верхнем углу листа — интратенсивность. Субъект явно тревожен и регрессирует (если только нет врожденной умственной отсталости). Склон­ность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Помещение рисунка на правой стороне листа — интра­тенсивность. Субъект склонен искать наслаждения в интел­лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентиро­вание будущего. Возможен излишек мужских черт или мужс­кая идентификация.

ПРОПОРЦИЯ

Реалистичность и соотношение пропорции деталей в ри­сунке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объек­там, ситуациям, людям, которые репрезентируют их изображе­ния актуально или символически.

Пропорция интеллектуальные ее аспекты.

Ее решение показывает стиль мышления или планирова­ния (в основном в связи с непосредственными конкретными особенностями объектов).

Пропорция, использование минимума деталей — воз­можно, что субъект, ориентирующийся в пространственно-ориентационных отношениях, но использующий только мини­мум деталей, имеет тенденции:

1) держаться стороны, сторониться, отрешаться;

2) не уважать нормальные конвекционные ценности.
Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих
отношений и использующий при этом минимум деталей, мо­
жет оказаться:

1) умственно неполноценным;

2) страдать от значительного интеллектуального ослабле­
ния (обратимого или необратимого).

Постоянно пониженная психомоторика — подозрение о наличии органического фактора, угнетающей тревоги или тяжелой депрессии.

Явно повышенная психомоторика — чрезмерное волне­ние наряду с ослаблением торможения.

Перерисовка без предыдущего стирания незавершен­ного рисунка — негативистическая реакция субъекта.


Дополнение общего плана — необузданная тревога, страх перед потерей контроля.

Дополнение специфичное. Фиксация на дополнительном объекте (отображается актуально или символически). Часто сопровождается тревогой.

Рисование неуверенное, часть за частью. Неуверен­ность, возникающая из-за неумения представить себе весь рисунок в целом и отсутствие (потеря) чувства равновесия. Свойственно органикам и людям, находящимся в состоянии сильной тревоги.

Солнце. Символ авторитарной фигуры. Часто восприни­мается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери.

Прозрачность. Игнорирование реальности. Показывает степень поврежденности общей структуры личности органи­ческими или патоэмоциональным фактором (или обоими вме­сте) до такой степени, когда это уже мешает личности пра­вильно оценивать реальность.

Эта степень (патологичность) может быть измерена:

а) числом прозрачностей,

б) их величиной (например, прозрачность рукавов одеж­
ды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрачность
стены дома).

В случае умственной отсталости субъекта — прозрачнос­ти менее важны, чем при интеллекте среднем или выше среднего.

Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем инструктировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде.

Ограничение рисунка в целом. Чувство несоответствия или неадекватности

Перспектива, рисунок изображен вдали. Желание ото­йти от конвенционного общества Чувство изоляции, отвер­женное >т. Ячная Т' чденцчя отграничиться от окружен,'! Желали-2 о- р<аргн/ть, не признать этот рисунок или то, ч^о он


дом

Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможны нарушения этих фун­кций.

Спальня. Это место интимнейших межперсональных отно­шений. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспо­собленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению или потребность в них.

Труба, фаллический символ, если субъект показывает ценностную значимость этого символа. Эмоциональная зре­лость и равновесие. Символ (признак) теплоты в интимных отношениях.

Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психоло­гической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола.

Труба почти невидима (спрятана). Нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Страх перед кастрацией.

Трубаре акцентируемосшь. Сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле.

Труба слишком большая. Чрезмерное беспокойство на­счет сексуальных дел и потребность демонстрировать муж­скую силу. Эксгибиционистские тенденции.

Видно отверстие трубы. Нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция и страх перед кастрацией. Труба нарисована косо по отношению к крыше. Норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Труба прозрачная или без глубины. Отрицание фаллоса, что может означать или импотенцию, или страх перед кастра­цией.

Труба видна через прозрачную крышу. Плохо скрывае­мые эксгибиционистские тенденции. Субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны.

Множество труб. Если стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойстве, связанные с фаллосом

Цвет, т.е раскрашенные детали. Обычно раскрашива­ются крыша и труба Если раскрашиваются другие объекты, за


исключением трубы и крыши, исследователь должен поста­раться узнать причину этого.

Цвет,конвенциональное,обычное его использование.

Зеленый для крыши Коричневый для стен.

Желтый цвет, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым изображая ночь или ее прибли­жение, выражает чувства субъекта, что:

1) среда к нему враждебна;

2) его действия должны быть скрыты от посторонних
глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптирован­ный, незастенчивый, эмоционально не обделенный субъект использует не меньше двух и не больше пяти цветов.

Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.

Детали, их искажения. Обычно символизируют агрессив­ную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или иска­женных деталей (актуально или символично воспринимаемых).

Детали необходимые (существенные). Не меньше од­ной двери (если не изображен только один бок дома), одно окно, одна стена, крыша, труба или другие построения для выхо­да дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие тру­бы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным.

Детали не необходимые (см. также отдельные детали: «кусты», «дорожка» и т.д.) Субъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по своему вкусу, демонстрируя этим чувство неадекватности и незащищенности. Чем больше лишних деталей, тем она ин­тенсивнее. Чрезмерная озабоченность средой при недостаточ­ной внимательности к самому себе. Впрочем, чем второсте­пенные детали лучше организованы и теснее, непосредствен­нее связаны с домом, тем больше похоже, что беспокойство субъекта находит нужную направленность и с успехом конт­ролируется

Лишние детали- горизонтальная линия отделяющая пер­вый этаж от второго указывает на крайнюю конкретность i. возможной органикой или концентрированием внимания над


соматикой. Могут подозреваться психосоматические заболе­вания.

Столовая (гостиная). Функция этой комнаты — утоле­ние оральных и пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого для субъекта, можно подозре­вать нарушение этих функций. (Другие, более общие сообра­жения — в «Комнате»).

Двери, их отсутствие. Субъект испытывает патоформ-ные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери, одни или несколько, задние или боковые. Отступ­ление, отрешенность, избежание (особенно, если субъект пока­зывает значимость этих дверей для него).

Двери, одни или несколько, парадные. Первый признак откровенности, достижимости. Изображают непосредственные способы входа и выхода.

Дверь, нарисованная последней по очереди деталь. Ан­типатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная по­требность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые, одни или несколько. Отчуждение, уедине­ние, избежание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие. Чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабель­ностью.

Двери очень маленькие. Нежелание пускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком. Враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Двери с большими шарнирами. Враждебность, мнитель­ная скрытность, защитные тенденции.

Дверная ручка, ее акцентирование. Чрезмеоная фиксация на ф"пкции лг.ери! i<,~\' и беспокойны.: интерес к фалпосу.

Карниз крышч, с,) аг.пенгпировакис яркич контуром или продлением за стены Угнленяп защитная (обычно.: мчи-телгнсстью) установка


Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно. Выявляет сознательные попытки самоконтроля, при­способления к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохра­нить (не потерять) контакт с реальностью.

Камин,непосредственная его акцентировка (камин ви­ден сквозь стены). Фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (например, мужские или женские половые органы). Ее интенсивность показывает отрицание действительности (как отрицание не­прозрачности стен дома). Конечная интерпретация будет зави­сеть от пояснений субъекта.

Камин, косвенная акцептация. Конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или к какой-нибудь эмоциональной, связанной с ним ситуации.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома. Серьезный конфликт дома. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паранойяльных идей. Если план неудачный — возможна органика.

Цветы (тюльпаны или похожие на ромашки). Обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети.

Опора фундамента (например — колонны) необычайно высоки. Подозревается органика.

Печь, косвенная акцептация. Приятное тепло или откры­тая враждебность по отношению к ситуации дома.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши). Усиленные защитные установки (и обычно повышенная мни­тельность).

Дом. Дома, каковы они сейчас. Какими бы их хотел видеть субъект. Не нравившиеся в прошлом дома. Хорошие дома в прошлом. Мнение субъекта о семье или его интерпре­тации семьи по отношению к нему. Автопортрет.

Дом, антропоморфное его понимание. Должна подозре­ваться органика. (Исключение — маленькие дети и случаи врожденного слабоумия).

Дом грозный, старый, развалившийся. Иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе.


Дом вдали. Чувство стремления и отвергнутости (отвер­женности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если «нарисованное» отношение совершенно противоположно, может иметь место серьезный дефект оценки реальности.

Дом вблизи. Открытость, доступность или/и чувство теп­лоты и гостеприимности.

Кухня. Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта (указывающей на нарушения) сигнализируют об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности, любви.

Жилая комната (гостиная). Социальное общение.

Движение. Скорее всего, патологический, по меньшей мере, патоморфный. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери ЭГО. В «доме» встречается гораздо реже, чем в «деревне» или «человеке».

Разные пристройки. Агрессия, направленная против фак­тического хозяина дома, или бунт против того, что субъект считает искусственными, культурными, стандартными. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уретрального или/и анального интереса (преокупация).

Помещение рисунка внизу листа. Генерализованное чув­ство неуверенности, не безопасности. Часто сопряжено с оп­ределенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

б) связанным с предназначением так помещенной комна­
ты или с постоянным ее жильцом;

в) указывающим на специфику переживаний: левая сторо­
на — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Помещение в верхней части листа. Редко встречается в рисунке «дом». Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности.

Крыша и труба, сорванные ветром. Символически выра­жают чувство субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисун­ку. Фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обыч­но сопровождаемая тревогой.


Вместо доматолько крыша и забор. Патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную деструкцию ЭГО.

Крыша, тонкий контур края. Переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края. Чрезмерная озабочен­ность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом. Плохая личностная ориентация.

Крыша слишком большая. Поиск наслаждения в фанта­зиях.

Крыша, покрывающая подобие стены. Предположение, что субъект живет больше в мире фантазии.

Комната. Ассоциации могут возникать в связи с:

а) человеком, проживающим в комнате;

б) интерперсональными отношениями в комнате;

в) предназначением этой комнаты (реальным или при­
писываемым).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную окраску (эмоциональную). Значение комнаты для субъекта нужно проверить, исходя из его комментариев, манеры рисунка и РДТ.

Комната(ы), не поместившаяся на листе. Нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприят­ных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната. Субъект выбирает верхнюю дальнюю комна­ту. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции тенденция бо­лее значима.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх). Чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым. Склонность к ограниченным контактам с окружающими.

Перспектива «под субъектом» (взгляд с птичьего поле­та). Отрицание (непризнание) нарисованного дома. Непризна­ние свойственного многим людям поклонения домашнему очагу Инипокластические установки (мятежная неприязнь к установившимся традициям, взглядам) Субъект чувствует себя


поднявшимся «над» домашними делами, но это часто сопро­вождается депрессиями.

Перспектива («признаки потери перспективы»). Субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изобразить глубину.

Этот признак встречается исключительно у лиц мужского пола и свидетельствует о начинающихся сложностях интегри­рования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линии слева).

Перспектива тройная (трехмерная). Субъект рисует, по меньшей мере, четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Профиль абсолютный. Можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или интимным интерперсональным отношениям).

Водосточные трубы. Усиленная защита (и обычно мни­тельность). Возможен уретральный эротизм или оральная преокупация (интерес к фаллосу).

Крыша. Сфера фантазии.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована. Пока­зывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная. Уменьшенная доступность, час­то сопровождается потребностью более адекватной социали­зации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающая­ся у дома. Попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

Стена и крыша вместе. Границы ЭГО. Силу ЭГО пока­зывает стиль изображения.

Стена,отсутствие ее основы. Слабый контакт с реаль­ностью (если рисунок помещен внизу), чувство ирреальности

Стена с акцентированным контуром основы. Тревога в рамках действительности. Субъект при попытке вытеснить в подсознание оппозиционные тенденции испытывает трудности


Стены не соединенные. Подозревается органика с вероят­ной потерей контроля над примитивными инстинктами.

Стены, двумерная перспектива, слишком широкие даль­ние стены. Усиленные защитные тенденции. Шизофрения (особенно, если центральная стена — глухая (без дверей, без окон).

Стена с акцентированным горизонтальным измерени­ем. Плохая ориентировка во времени (доминирование прошло­го или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стены и крыша, их границы. Границы личности, их характер показывает силу и пластичность этих границ.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадеква­тен. Предчувствие (угроза) катастрофы, чувство ослабленно­го контроля ЭГО

Комната. Субъект выбирает ближайшую комнату. Мни­тельность.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом. может иметь место сильное стремление огра­дить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по обе стороны дорожки. Указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Ставни закрыты. Субъект в состоянии субтильно приспособиться в интерпервональных отношениях.

Дым валит то вправо, то влево. Патологический дефект в оценке окружающего.

Дым валит влево. Пессимистичный взгляд на будущее.

Дым очень густой. Значительное внутреннее напряже­ние (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой. Уретральный эротизм. Чув­ство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей). Отра­жают конфликтную ситуацию, вредящую правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику.

Прозрачный, «стеклянный ящик». Символизирует пере­живание выставления себя всем на обозрение. Его сопровож-


дает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости или /и доминированию родителей.

Вентиляционная труба над крышей. Фаллическая пре-окупация. Отмечается значимая корреляция между этим при­знаком и энурезом и/или уретральным эротизмом.

Стена: контурные линии слишком акцентированы. Со­знательное стремление сохранять контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна стена Если это боковая стена — имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Если изображена перед­няя стена, это:

1) нормально для маленьких детей;

2) у взрослых — выражение сильной потребности сохра­
нить приятный «фасад» в межперсональных отношениях.

Прозрачные стены. Компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Умственно неполноценный субъект, изображаю­щий больше невидимых (внутренних) деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувство неадекватности в опасных для него ситуациях В случае нормального интеллекта — серьез­ный дефект способности к критическим соображениям и оценке реальности.

Стена с акцентированным вертикальным измерением. Субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Окно(а). Способы контактирования (менее непосредствен­ны и прямы по сравнению с дверьми). Еще один признак доступности, открытости.

Отсутствие окон. Враждебность, отчужденность.

Отсутствие окон на первом этаже. Враждебность, отчужденность.

Окна: нет на нижнем, но имеются на верхнем этаже. Пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Окна с занавесками. Отчужденность, «резервная» до­ступность. Если занавески или ставни не закрыты, имеет


место сознательно контролируемое взаимодействие, сопро­вождающееся тревогой

Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации. Озабоченность взаимодействием. Частичная при­чина озабоченности — фиксация.

Окна: первый этаж нарисован в конце. Отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отчуждения от действительности.

Окна: сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готов­ность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрыватьи свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Если занавески нарисованы легко, спонтанно, субъект спосо­бен к субтильным (рафинированным) контактам в домаш­нем кругу.

Окна распахнуты. Если в доме кто-нибудь живет — большая доступность или желание ее. Если в доме никто не живет — слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня.

Окно(а), стекла символизирует одна разделяющая окно вертикаль. Можно ожидать фиксацию на женских половых органах.

Окна без стекол. Враждебность, отчужденность. Ораль­ный или анальный эротизм.

Окна, их положение, трудности согласования стен и эта­жей. Можно подозревать раннюю шизофрению, если подобно­го рода трудности имеют место при неплохой общей компози­ции или же если они являются одним из наиболее важных дефектов.

Окна, искажение пропорций. Чрезмерная озабоченность отношениями с жильцами комнаты с непропорциональными окнами (или предназначением этой комнаты (см. предназна­чение комнат).

Окна треугольники. Излишняя озабоченность женскими половыми органами, если изображение окна значимо.

Окна с замками. Враждебность, замкнутость.


ДЕРЕВО

Животное, выглядывающее из дупла в дереве. Ощуще­ние наличия в личности патоформной, не поддающейся конт­ролю части, имеющей разрушительные потенции, например навязчивое чувство вины.

Яблоня. Обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети Часто изображается беременными или жаждущими ре­бенка женщинами. Падающие или упавшие с дерева яблоки символизируют переживания неприятия (отказа, отвержения) у ребенка.

Кора дерева изображена достаточно обособленными извилистыми вертикальными линиями. Возможность шизо­идных черт у субъекта.

Древесная кора легко нарисована Равновесия во взаимоотношениях.

Древесная кора изображена мелочно, щепетильно. Ком-пульсивность и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой.

Ветви. Степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, до­ступность и способность к получению удовлетворения от среды

Ветви, абсолютная асимметрия. Отражает амбивалент­ные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия (эмоционального или интеллектуального).

Ветви обломанные, наклоненные и неживые. Значимая для субъекта физическая или духовная травма.

Ветви неживые. Субъект не чувствует удовлетворения от развлечений.

Ветви изображены штрихованием или закрашивани­ем. Если они нарисованы легко и быстро, это показывает тактичное, но, скорее всего, поверхностное взаимодействие со средой.

Ветви изображены иначе (не закрашены). Оппозицион­ные тенденции.

Ветви с попыткой двумерного их изображения, но с «незакрытыми* кончиками. Субъект мало способен управ­лять своими влечениями.

Bemew молодой росток из скудного ствола. Отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать


удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил (возможно, если до этого имела место импотенция).

Ветви: одномерные и двумерные, обращены внутрь. Сильные интратенсивные тенденции.

Ветви, обращенные (или более четкие) влево. От­сутствие личностного равновесия из-за тенденции немед­ленно получить чувственное наслаждение (экстратенсив-ность).

Ветви, обращенные вправо. Отсутствие личностного рав­новесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их вместо этого в умственных усилиях (и, если субъект низкого интеллекта, дальнейший конфликт на этой почве очевиден).

Ветви, похожие на шипы (колючки). Подсознательный страх кастрации. Мазохистские тенденции.

Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или на палки. Сильно выраженная враждебность.

Ветви двумерные со сравнительно хорошей системой листвы (листьев). Означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отно­шений (например, с общественной работой).

Структура веток. Степень удовлетворения действитель­ностью. Сферы контактов.

Структура веток: узкая и длинная. Боязнь в поисках удовлетворения в среде.

Корни, уходящие в землю, ярко выраженные. Сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительно­сти. Незащищенность.

Корни, напоминающие когти птицы и не проникающие в землю. Слабый контакт с реальностью. Параноидно-агрес­сивные черты.

Корни тонкие, слабый контакт с землей. Слабый кон­такт с реальностью.

Повреждения дерева. Технический или физический опыт, травматичный для субъекта.

Тень Фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные, неудовлетворительные для субъекта отношения в прошлом, которые отражаются на настоящем


Солнце: туча между ним и деревом. Отражает тревож­ные, неудовлетворительные отношения между субъектом и ка­ким-то лицом.

Солнце большое. Острое переживание отношений с ка­ким-то авторитетным лицом.

Солнце за деревом. Иногда субъект может интерпретиро- вать дерево как кого-то из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или как кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица.

Солнце, его положение. Отношение между деревом и ис­точником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом.

Солнце, лучи его падают на дерево. Потребность доми­нировать или чувства доминирования другого.

Солнце на севере. Переживание холодной среды. Заходя­щее солнце. Чувство депрессии.

Солнце: дерево уклоняется от него. Склонность избе­гать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.

Цвет: конвенциальное его употребление. Зеленый — для веток, листьев. Коричневый — для ствола.

Цвет, комбинация черного и зеленого. Шизоаффектив-ный тип реакции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных